ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Музыка» для пятого класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, примерной программой общего образования по музыке «Музыка 5-8 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020).
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Содержание учебного предмета «Музыка»
«Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка».
У обучающегося будут сформированы:
знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и Бурятии;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
уважение к культурным и историческим памятникам;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам реализации проектной деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Учащийся получит возможность для формирования:
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,
Предметные результаты:
Планируемые результаты по разделу «Музыка как вид искусства»
Учащийся научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Планируемые результаты по разделу «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Учащийся научится:
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Учащийся получит возможность научиться:
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещения концертов, театров и др.; Воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театров и др.
Раздел «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Учащийся научится:
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская, бурятская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19 - 20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в.)
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информациии в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащийся получит возможность научиться:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
структурировать и систематизировать полученную информацию на основе эстетического восприятия.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Музыка» для 6 класса. (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Москва. «Просвещение» 2018 г.)
Фонохрестоматия для 6 класса. «Комплекс уроков по музыке.CD».(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.)
Учебно-тематическое планирование
уроков музыки: VI классa (35 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Практическ работы | Плановые сроки прохождения |
I | тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 | | 6 А | 6 Б |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | | 07.09 | 09.09 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | | 14.09 | 16.09 |
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | | 21.09 | 23.09 |
4 | Картинная галерея. | 1 | | 28.09 | 30.09 |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | | 05.10 | 07.10 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | | 12.10 | 14.10 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | | 19.10 | 21.10 |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | 1 | 02.11 | 04.11 |
9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | | 09.11 | 11.11 |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | | 15.11 | 18.11 |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | | 23.11 | 24.11 |
12 | «Фрески Софии Киевской» | 1 | | 30.11 | 02.12 |
13 | «Перезвоны». Молитва. | 1 | | 07.10 | 09.12 |
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | | 14.12 | 16.12 |
15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | | 21.12 | 23.12 |
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | 1 | 11.01 | 13.01 |
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | | | 18.01 | 19.01 |
II | тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 | | | |
18 | Джаз – искусство 20 века. | 1 | | 22.01 | 25.01 |
19 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | | 27.01 | 29.01 |
20 | Образы камерной музыки. | 1 | | 01.02 | 04.02 |
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | | 15.02 | 17.02 |
22 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 | | 22.01 | 25.02 |
23 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 | | 06.03 | 09.03 |
24 | Образы симфонической музыки. | 1 | | 12.03 | 15.03 |
25 | «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 | | 31.03 | 01.03 |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | 1 | 12.03 | 15.03 |
27 | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | | 19.03 | 31.03 |
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | | 01.04 | 05.04 |
29 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | | 07.04 | 12.04 |
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | | 14.04 | 19.04 |
31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | | 21.04 | 25.04 |
32 | Мир музыкального театра. | 1 | | 28.04 | 05.05 |
33 | Образы киномузыки. | 1 | | 07.05 | 12.05 |
34 | Проверочная работа. | 1 | | 14.05 | 19.05 |
35 | Урок-концерт | 1 | 1 | 21.05 | 23.05 |