Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Закаменская общеобразовательная средняя школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ
«Закаменская СОШ №1»
___________С.Д. Убанова
Приказ № _93____
от «31» августа 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______Музыка________
Класс _______6____________________
Количество часов _35 (1 час в неделю)
Учитель Дамбаев Чингис Лазаревич I категории
Тип программы: общеобразовательная
Программа обсуждена на кафедре гуманитарного цикла МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«27» августа 2020г.
Одобрена методическим советом МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«28» августа 2020г.
Председатель МС __________________/Дашеева Д.О./
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МАОУ «Закаменской СОШ №1» с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства М.: «Просвещение», 2016г. в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.
Нормативно-методическое обеспечение:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2016.
Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2016.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2016.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
№ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2016.
Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
Место учебного предмета «Музыка» в междисциплинарных программах.
Отличительная особенность программы-охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами и других искусств-литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),кино.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса реализует следующие положения Программы воспитания и социализации школьников МАОУ «Закаменская СОШ №1»:
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и Бурятии; через знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором Закаменского района и народными художественными промыслами;
формирование основ эстетической культуры через опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; через участие в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию, кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов: видеоконцерт классической музыки, виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет, моя музыкальная коллекция, «Баатар и Дангина», «Наранай туяа» и т. д.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка» для 6 класса
Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).
Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 6 классе.
Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.
Р -преподавание регионального содержания образования на уроках музыки.
Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 6 классе в объеме 1 часа в неделю (35 час).
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка».
У обучающегося будут сформированы:
знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и Бурятии;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
уважение к культурным и историческим памятникам;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
планировать пути достижения целей;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам реализации проектной деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Учащийся получит возможность для формирования:
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,
Предметные результаты:
Планируемые результаты по разделу «Музыка как вид искусства»
Учащийся научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Планируемые результаты по разделу «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Учащийся научится:
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,музыкально-ритмическом движении ,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Учащийся получит возможность научиться:
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещения концертов, театров и др.;Воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театров и др.
Раздел «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Учащийся научится:
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская, бурятская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19 - 20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в.)
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информациии в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащийся получит возможность научиться:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
структурировать и систематизировать полученную информацию на основе эстетического восприятия.
Содержание учебного предмета «Музыка»
раскрывается следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 |
Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов | 5 |
Образы песен зарубежных композиторов | 2 |
Образы русской и бурятской народной и духовной музыки | 4 |
Образы духовной музыки Западной Европы | 4 |
Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 |
Джаз — искусство 20 века | 1 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 |
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки | 5 |
Образы симфонической музыки | 2 |
Симфоническое развитие музыкальных образов | 2 |
Программная увертюра | 4 |
Мир музыкального театра | 3 |
Образы киномузыки | 2 |
Итого | 35 |
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 6 классе
Для итоговой оценки достижения планируемых результатов по учебному предмету «Музыка» на ступени основного общего образования используется система заданий из пособия «Планируемые результаты. Система заданий».
№ | Дата проведения урока план факт | Тема урока | Задания контроля |
Мир образов и инструментальной музыки |
1. | Р | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов. Романсы бурятских композиторов по выбору учителя. | 20 БП Называть основные жанры русского народного музыкального творчества, исполнять их. 23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества. |
2. | Р | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Образы романсов и песни русских и бурятских композиторов-романтиков. Романсы бурятских композиторов по выбору учителя. | 4 БП Распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
3. | | «Уноси моё сердце в звенящую даль...» | 1 Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека |
4. | Р | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин исполнения музыки как искусство интерпретации. Музыкальный образ и мастерство исполнения. Л.В.Собинов (золотой тенор России).Многогранность таланта и творческий стиль Л.В.Собинова. | 25 П С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры. |
5. | | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 5 БП Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания |
6. | | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | |
7. | | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь» | 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
8. | | Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. Мини-сообщения на тему по выбору: «Народные музыкальные инструменты в музее», «Музыка и время» | |
9. | Р | Разнообразие вокальной,вокально-инструментальной музыки. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Духовный концерт. Образцы русской и бурятской народной духовной музыки. Духовный концерт. Духовная музыка русских композиторов. Ффестиваль духовной музыки. | Конкурсы «Наранай Туяа», «Баатар Дангина» |
10. | | «Фрески Софии Киевской» | . |
11. | | «Перезвоны» Молитва. | 11 БП Выявлять круг музыкальных образов и наблюдать за их развитием. |
12. | | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | |
13. | | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. |
14. | | Образы скорби и печали. | |
15. | | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 25 БП Знать выдающихся представителей музыки и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры. |
16. | Р | Авторская песня: прошлое и настоящее. Кклуб исполнителей бардовской песни. | .23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества. |
17. | Р | Джаз- искусство ХХ века. Джазовый клуб Бурятии. Рецензия или эссе на посещение концерта и т.д. | 24БП С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в нашей стране с музыкальным фрагментом |
Мир образов камерной и симфонической музыки |
18. | | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной и симфонической музыки. | |
19. | | Образы камерной музыки. Этюд. Прелюдия. | |
20. | | Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ноктюрн. | |
21. | | Образы камерной музыки. Инструментальный концерт. | |
22. | | «Космический пейзаж». Картинная галерея. | |
23-24. | | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести к повести А.С.Пушкина. | 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
25. | | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». | |
26. | | Связь времён. | |
27.-28. | | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 13 БП Определять драматургию взаимодействия музыкального развития музыки. |
29.-30. | | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | |
31. | | Мир музыкального театра. Балет. | 19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций. |
32. | | Мир Музыкального театра. Мюзикл. | 19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций. |
33. | | Мир музыкального театра. Рок-опера. | |
34.-35. | | Образы киномузыки. Обобщающий урок. | 33 БП Пользоваться ресурсами интернета для создания творческих знаний, связанных с организацией досуга. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК
«Музыка.6 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,на основе программы «Музыка.5-7 классы» авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2016)
Методическое пособие «Музыка 5-6 классы для учителя М.Просвещение, 2017 г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» :6 класс»,М.Просвещение,2016 г.
фонохрестоматия для 6 класс 2 СD (mp3), М.Просвещение,2016г.
Творческая тетрадь «Музыка 6 класс»,М.Просвещение, 2018г.
Список научно-методической литературы.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2018г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2016г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2019г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2018г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,18.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2017г.,№№1-6 - 2018г., №№1-5 – 2019г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2017.(CD ROM) Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/