Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015г.)
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год
- программа «Музыка5-7» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2017г. к учебнику Музыка: 5кл. учеб. для общеобразовательных учреждений Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2017.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Основной целью предмета является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Основные задачи программы по музыке:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане ОУ.
В соответствии с программой «Музыка» 5-7 классы (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.) и учебным планом ОУ на 2020-2021 учебный год рабочая программа для 5 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) при 34 рабочих неделях в соответствии с учебным планом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета.
Тема первого полугодия «Музыка и литература» (16 ч.) развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.) строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока |
| «Музыка и литература» (16 ч) |
1 | Что роднит музыку с литературой? Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…» |
2 | Вокальная музыка |
3 | Вся Россия просится в песню |
4 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора» |
6 | Что за прелесть эти сказки |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки |
8 | Вторая жизнь песни |
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» |
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере |
11 | Гармонии задумчивый поэт |
12 | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
15 | Балетная мозаика |
16 | Музыка в театре, кино, на телевидении |
| «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч) |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? |
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках» |
19 | «Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский» |
20 | «За отчий дом, за русский край…», «Ледовое побоище». «После побоища» |
21 | Музыкальная живопись |
22 | Живописная музыка |
23 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества» |
24 | «Древний храм златой вершиной блещет ярко...» |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
26 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве |
27 | Обобщение материала |
28 | Застывшая музыка |
29 | Полифония в музыке и в живописи |
30 | Музыка на мольберте |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» |
34 | «Мир композитора». «С веком наравне» |
Данная рабочая программа возможна при использовании в дистанционном формате проведения уроков.
Календарно – тематическое планирование |
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Предметные УУД | Метапредметные УУД (познавательные – П., коммуникативные – К., регулятивные – Р.) | Личностные УУД |
«Музыка и литература» (16 ч) |
1 | Что роднит музыку с литературой? Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…» | Овладение способностью эмоционально воспринимать музыку. Развитие творческих способностей в исполнительской деятельности. Выявлять роль мелодии и слов в различных музыкальных произведениях. Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения; уметь высказывать свои размышления о музыке. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 01.09.20-04.09.20 | | | | | |
2 | Вокальная музыка | Осознавать значение поэзии и её неразделимость с музыкой. Знать отличия музыкальной речи от речи литературной. Называть основные жанры русских народных песен. Проявлять навыки вокально-хоровой работы. | П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов. Р. Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре, пластике. Самостоятельно работать в творческой тетради. К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия. | Развитие эстетического сознания и эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства через освоение художественного наследия России и творческую деятельность. | 07.09.20-11.09.20 | | | | | |
3 | Вся Россия просится в песню | 14.09.20-18.09.20 | | | | | |
4 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно | Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Планировать этапы выполнения работы. К. Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. | Использовать полученные на уроках музыки знания музыкально-художественного освоения мира в процессе самообразования. | 21.09.20-25.09.20 | | | | | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора» | 28.09.20-02.10.20 | | | | | |
6 | Что за прелесть эти сказки | 05.10.20-09.10.20 | | | | | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Творчески интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; импровизировать на заданную тему, воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании. | П. Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров. Р. Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ. К. Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов. | Развитие восприятия музыки, ценностного отношения к ней и формирование навыка рефлексии | 12.10.20-16.10.20 | | | | | |
8 | Контрольный урок. Вторая жизнь песни | Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Развивать образное и ассоциативное мышление. | П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством. Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 19.10.20-23.10.20 | | | | | |
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» | Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов музыки, литературы и живописи. Знать специальную терминологию и ключевые понятия, расширять эмоциональный словарь. | П. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами познания мира. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р. Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Воспитывать чувство уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры | 26.10.20-30.10.20 | | | | | |
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере | Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности музыкальной драматургии. | П. Размышлять о значимости музыки в творчестве писателей и поэтов; высказывать суждения о национальном своеобразии музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов. Р. Соотносить нотную запись с последующим его выразительным исполнением. К. Развивать письменную речь в процессе выполнения самостоятельной работы в творческой тетради. | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников. | 09.11.20-13.11.20 | | | | | |
11 | Гармонии задумчивый поэт | 16.11.20-20.11.20 | | | | | |
12 | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» | 23.11.20-27.11.20 | | | | | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. | П. Знать историю развития оперного искусства; что в основе оперы -литературное произведение; основные понятия жанра. Р. Передавать в вокальном исполнении музыки особенности развития музыкальных образов. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. Работа с дополнительной информацией в творческой тетради и сети Интернет К. Размышлять о синтезе искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми. | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи. | 30.11.20-04.12.20 | | | | | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Расширять музыкальный и общий культурный кругозор. | П. Знать историю развития балетного искусства; что в основе балета лежит литературное произведение; основные понятия жанра. Р. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, пластическое интонирование). К. Совершенствовать учебные действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 07.12.20-11.12.20 | | | | | |
15 | Балетная мозаика | 14.12.20-18.12.20 | | | | | |
16 | Контрольный урок. Музыка в театре, кино, на телевидении | Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. | П. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов произведений разных композиторов. Р. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями К. Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Проявлять компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения, осознанное и ответственное отношение собственным поступкам. Рассуждать о вечных темах искусства. | 21.12.20-29.12.20 | | | | | |
«Музыка и изобразительное искусство» (18 ч) |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, изобразительного искусства. | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Р. Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке. К. Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе | Эмоционально-ценностное отношение к различным видам искусства, к произведениям классической музыки. | 11.01.21-15.01.21 | | | | | |
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках» | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок). | П. Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их художественного содержания. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с произведениями изобразительного искусства. Определять средства выразительности (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит – лад; ритм музыки – ритм изображения; форма – композиция). К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | Выражать свое отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой | 18.01.21-22.01.21 | | | | | |
19 | «Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский» | Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки, литературы и изобразительного искусства; сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства. | П. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся. Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности. Выявлять особенности драматургии на основе взаимодействия происходящих в нем явлений и событий. Р. Выявлять жанровые и национально-стилевые особенности музыки. Пропевать основные темы музыкальных образов. К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России; осознание своей этнической принадлежности. Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального и изобразительного искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. | 25.01.21-29.01.21 | | | | | |
20 | «За отчий дом, за русский край…», «Ледовое побоище». «После побоища» | 01.02.21-05.02.21 | | | | | |
21 | Музыкальная живопись | Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. | П. Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов разных композиторов. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с нотной записью. К. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | 08.02.21-12.02.21 | | | | | |
22 | Живописная музыка | 15.02.21-19.02.21 | | | | | |
23 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества» | Понимать, что в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. | П: Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; Р: Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения; уметь высказывать свои размышления о музыке. | Понимать жизненное содержание религиозной классической музыки, отражение в ней духа своего народа, своего времени. Выявлять ассоциативные связи музыки и другими видами искусства. | 22.02.21-26.02.21 | | | | | |
24 | «Древний храм златой вершиной блещет ярко...» | 01.03.21-05.03.21 | | | | | |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, пластическом интонировании, поэтическом слове. | П: Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами разных эпох. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р: Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнивать классические произведения и сочинения в современных интерпретациях К: Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов. | Уметь самостоятельно выстраивать ассоциативный ряд «композитор-исполнитель-слушатель» Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. | 08.03.21-12.03.21 | | | | | |
26 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве | Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. Исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. Знать имена выдающихся дирижеров мира. | П: Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Р: Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения. | Понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных композиторов. | 15.03.21-19.03.21 | | | | | |
27 | Контрольный урок. Обобщение материала | Выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Размышлять о музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | П: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства (скульптурой). Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Р: Уметь устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Совершенствовать свои действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной информацией; Соотносить звучание музыки с нотной записью. К: Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 22.03.21-26.03.21 | | | | | |
28 | Застывшая музыка | Определять стилевое своеобразие религиозной музыки. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении. | П. Понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка), уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю. Понимать взаимодействие музыки и архитектуры на основе осознания специфики языка каждого из них. Р. Проводить ассоциативную связь музыки религиозной традиции с образами католических соборов и православных храмов. Проводить интонационно-образный анализ музыки. К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознавать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Любовь к образцам классического искусства, эстетический вкус. | 05.04.21-09.04.21 | | | | | |
29 | Полифония в музыке и в живописи | Понимать, что жизнь - единый источник всех художественных произведений. Эмоционально выражать своё отношение к искусству, понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополне-ние выразительных средств — звучаний, линий, красок). | П. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Р. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов. К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | Рассуждать о вечных темах искусства | 12.04.21-16.04.21 | | | | | |
30 | Музыка на мольберте | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности, Использовать приемы пластического интонирования. | П. Понимать и осознавать интонационно-образную природу музыки, её взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью, а также её воздействие на человека. Р. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, использовать приемы пластического интонирования. Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, произведениями изобразительного искусства и литературы. | 19.04.21-23.04.21 | | | | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Понимать особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. | П. Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Р. Наблюдать за процессом и результатом развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Пластическое интонирование. К. Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 26.04.21-30.04.21 | | | | | |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | Самостоятельно определять особенности развития музыкальных образов. Уметь выстраивать единую драматургическую линию по реализации художественно-творческого проекта. | П. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, во внеурочной творческой деятельности. Р. Приобретать опыт участия в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной). К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. | Проявлять устойчивый интерес к музыке своего народа; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения. | 03.05.21-07.05.21 | | | | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | Обобщать представления о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | П. Определять взаимодействие изобразительного искусства и музыки, их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Р. Воспринимать, и сравнивать отдельные образцы музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений. К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | Ориентироваться в стилевом многообразии музыкального искусства разных эпох. | 10.05.21-14.05.21 | | | | | |
34 | Контрольный урок. «Мир композитора». «С веком наравне» | Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений. Проводить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов. | П. Дать индивидуальную оценку тем явлениям искусства, с которыми встречались во втором полугодии. Р. Выполнить письменное задание по теме полугодия (тестирование) К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников. | Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознавать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. | 17.05.21-25.05.21 | | | | | |
Итого: 34 часа |
СОГЛАСОВАНО. Протокол № заседания кафедры от Карвацкая Н.Н. ___________
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР Карвацкая Н.Н. _______________