СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-7 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для 5, 6, 7 класса общеобразовательных учебных заведений),  нотные хрестоматии, фонохрестоматии, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте основного общего образования..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-7 классы»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Сухо-Березовская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_________/С.Д. Самохина/

М.П.



Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей

(естественного цикла)

протокол № __« __» ________2019г.

Руководитель ШМО _________________ / ФИО. /


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
__________________Е.С.Чачина

           




             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса    «Искусство   (Музыка)»    для     5-7-х   классов на 2019 -2024 учебные годы

предмета  «Искусство(Музыка)» 


образовательной области  Художественно-эстетические предметы


Программа изучения предмета на базовом уровне






Разработана Самохиной С.Д.


учителем музыки


первой квалификационной категории





с. Сухая Березовка

2019



Пояснительная записка


Программа предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для 5, 6, 7 класса общеобразовательных учебных заведений), нотные хрестоматии, фонохрестоматии, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте основного общего образования..

Рабочая программа соответствует:

  • Примерной программе основного общего образования. Музыка. Иванова И.Н., Васильева Т.Б «Музыка; ИЗО; МХК: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта; Федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы; Примерные программы». Издательство: «Вентана-Граф», 2008.

  • Авторской программе «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурное условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.


Изучение музыки в 5-7 классах школы осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:


1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

6.Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019 – 2020 уч. год.

9.Устав МКОУ Сухо-Березовская СОШ

10. Учебный план МКОУ Сухо-Березовская СОШ 2019-2020 уч.год



Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи:

-научить школьников воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

-всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, музыкальный рисунок);

-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

-сформировать систему знаний нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знания, наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между формой и содержанием в музыкальном искусстве);

-привить основы художественного вкуса;

-научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

-обучить основам музыкальной грамоты;

-сформировать потребность в общении с музыкой.



Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство(Музыка)» изучается в 5-7 классах в объеме 105 часов, в 5 классе ,6 классе, 7 классе по 35 часов ( 1час в неделю)

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны обрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:


5 класс

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

  • наличие эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни.

6 класс

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей форм и жанров;

  • потребности общения с музыкальном искусством своего народа и других народов мира;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

7 класс

  • целостный, социальноориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

5 класс

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

6 класс

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результатов в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

  • убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом.

7 класс

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

5 класс

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса в музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

  • общие представление о интонационно-образной основе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

6 класс

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

  • использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

7 класс

  • формирование общего представление о музыкальной картине мира;

  • понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений;

  • сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Планируемые результаты освоения обучающимися предмета Музыка в 5 классе


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

1) основы российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

3) целостное мировоззрение, в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы;

4) гуманистические и демократические ценностные ориентации, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

5) представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

6) эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

7) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

8) ценности здорового и безопасного образа жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

9) основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления через эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке;

10) развитие эстетического сознания через освоение музыкального наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

Познавательные:

учащиеся научатся:

1) логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

2) применять методы наблюдения, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

3) обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

4) понимать различие отражения жизни в музыкальных и художественных текстах; адекватно воспринимать музыкальные и художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

5) осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

6) использовать разные типы моделей при изучении музыкального явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

учащиеся получат возможность научиться:

1) реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

2) удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

учащиеся научатся:

1) принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

2) договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3) выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

4) прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

5) мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

1) ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

2) действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

1) понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

2) слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

4) использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

6) приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

1) совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

2) создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

у учащихся будут сформированы:

1) первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

2) основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

1) активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

2) слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

3) ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России;

4) наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

5) моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

6) использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

7) воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

8) планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

учащиеся получат возможность научиться:

1) ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

2) творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

3) организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

4) оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



по итогам 6 класса

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

учащиеся научаться:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музы- кально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драма­тургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для уча­стия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

учащийся получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при органи-зации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воппощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятель­ности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.


По окончании 7 класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

 

    • совершенствовать представление о триединстве музыкаль­ной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

    • знать основные жанры народной, профессиональной, ре­лигиозной и современной музыки;

    • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон­церте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

    • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные сочинения различных жанров и стилей;

    • творчески интерпретировать содержание музыкальною про­изведения, используя приемы пластического интонирова­ния, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

    • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;          

    • выявлять особенности построения музыкально-драмати­ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

    • использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

    • совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
























Содержание учебного предмета «Музыка» курса 5 - 7 классы


Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовы


Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс (35час)


5 класс.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника.


Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» (16 часов).

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


Тема 2 полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов).

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


6 класс (35 час)

В программе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатлённых в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ - живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приёмы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Тема 1 полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов).

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тема 2 полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов).

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.




7 класс (35 час)

Тема 1 полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов).

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию обучающихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.



Тема 2 полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов).

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.





















Контроль уровня обученности 5 класс


урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

9

Вторая жизнь песни.

Текущий – письменный

Тест

17

Мир композитора.

Текущий – письменный

Тест

26

Волшебная палочка дирижера

Текущий – письменный

Тест

34

Мир композитора. С веком наравне.

Итоговый – письменный

Тест



Учебно-тематический план 5 класс



п/п


Тема

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы (тесты)

1

1 полугодие

Музыка и литература”

16

2

2

2 полугодие

Музыка и изобразительное искусство”

19

2

Итого

35 часов

4





























Календарно-тематическое планирование

Музыка 5 класс


п/п


Разделы программы Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

тема I полугодия: “Музыка и литература”

(16часов)



1 четверть



1.

1.

Что роднит музыку с литературой.

1




2.

2.

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

1




3.

3.

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

1




4

4

Вокальная музыка

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

1




5.

5.

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»


1




6.

6.

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки»

1




7.

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Песнь моя летит с мольбою

1




8.

8

Вторая жизнь песни.

1







9.

9.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1




10.

1.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»


2





11.

2.




12.

3.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1




13.

4.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1




14.

5.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1




15.

6.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1




16.

7

Мир композитора

1




тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)


17.

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1




18.

2.

Небесное и земное в звуках и красках.

1




19.

3.

Звать через прошлое к настоящему.

2




20.

4.




21.

5.

Музыкальная живопись и живописная музыка.


2




22.

6.




23.

7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1




24.

8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1




25.

9.

Волшебная палочка дирижера.

1




26.

10.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1




27.

1.

Застывшая музыка.

1




28.

2.

Полифония в музыке и живописи.

1




29.

3.

Музыка на мольберте.

1




30.

4.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1




31.

5.

О подвигах, о доблести и славе…

1




32.

6.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1




33-34.

7.

Мир композитора. С веком наравне.

2




35.

8

Заключительный урок- обобщение

1




Итого:


35


























Перечень учебно-методического обеспечения

Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка» включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.

Печатные пособия:

- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

- портреты композиторов;

- портреты исполнителей и дирижеров;

- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.

- дидактический раздаточный материал;

- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, столбица, музыкальные паззлы, демонстрационные модели и др.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

- видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов;

- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;

- демонстрационные материалы учебного предмета «Изобразительное искусство», предметов других предметных областей.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- принтер;

- интерактивная доска;

Учебно-практическое оборудование:

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); баян

- комплект элементарных музыкальных инструментов


MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.



Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2012

2.Учебник «Музыка» 6 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2012

3..Учебник «Музыка» 7 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2013

4. «Музыка» 5 класс Хрестоматия музыкального материала Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2013


5. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

6. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

8.. Поурочные разработки «Уроки музыки» 5-6 кл. по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2012

9. Музыка Рабочая тетрадь.5 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2012

10. Музыка Рабочая тетрадь.6 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2012

11. Музыка Рабочая тетрадь.7 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2013

12.Портреты композиторов

Экранно-звуковые пособия

1 Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

2Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

3 Видеофильмы с записью фрагментов из опер и балетов, мюзиклов

4 Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов

Учебно-практическое оборудование

Материально-техническое обеспечение

1 магнитофон с CD проигрыванием

2Интерактивная доска

ноутбук

4принтер

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3.. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

4..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5..Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6..Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/



































Учебно-тематический план «Музыка» 6 класс

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе:

Контрольные работы.


Тема I полугодия:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

1


Тема II полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки

19

1

Итого

35

2




Календарно-тематическое планирование

«Музыка» 6 класс

Раздел программы Тема урока

Кол-во час

Дата

примечание

план

факт

Тема I полугодия:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки ( 16 часов)


1

Удивительный мир музыкальных образов

1




2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Мир чарующих звуков.

1




3-4

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2




5

«Уноси моё сердце в звенящую даль...»

1




6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин

1




7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1




8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1




9

«Старинной песни мир». Баллада «Лесной царь»

1




10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1




11

Русская духовная музыка. Духовный концерт

1




12

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»

1




13

В. Гаврилин. «Перезвоны». Молитва

1




14

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1




15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром... «Кармина Бурана»

1




16

Авторская песня: прошлое и настоящее. Проект.

1




17

Джаз - искусство XX века. Обобщающий урок.

1




Тема II полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки (19 часов)


18

Вечные темы искусства в жизни.

1




19

Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена

1




20

Ночной пейзаж

1




21

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.С. Баха

1




22

Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

1




23-24

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина

2




25-26

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2




27-28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2




29

Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

1




30

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»

1




31

Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история»

1




32

Мир музыкального театра. Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1




33

Образы киномузыки. Ромео и Джульетта» в кино XXвека

1




34

Музыка в отечественном кино.

1




35

Обобщающий урок

1





































Список литературы

  1. Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  2. Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  3. Е.Н. Арсенина Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  4. Т.А. Замятина Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль., - М.: ООО «Глобус», 2007.

  5. Л.В. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением., - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  6. Е.Д.Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Программа «Музыка. 1-7 классы.». , - М., Просвещение, 2007

  7. Т.А. Курушина Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  8. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2006г.
























Учебно-тематический план «Музыка» 7 класс

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе:

Контрольные работы.


Тема I полугодия:

Особенности драматургии сценической музыки.

17

1


Тема II полугодия:

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

1

Итого

35

2




Календарно-тематическое планирование

«Музыка» 7 класс

Раздел программы Тема урока

Кол-во час

Дата

примечание

план

факт

Тема I полугодия:

Особенности драматургии сценической музыки. ( 17 часов)


1

Классика и современность

1




2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2




4-5

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2




6-7

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2




8

РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион.

1




9-10

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

2




11-12

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

2




13

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

1




14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

1




15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1




16

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

1




17

Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

1




Тема II полугодия:

(18 часов)

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

1




19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

1




20

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1




21

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция

1




22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

1




23-24

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен,

Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.

2




25-29

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича

5




30

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1




31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1




32

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.


1




33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.


1




34

«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

1




35

Наполним музыкой сердца. Итоговое занятие по музыке

1

















Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 7 класс



Для учащихся:

1. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.


Для учителя:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)

2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.

3. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.

4. Комплекс уроков по музыке CD диск.

5. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2013




Оценочные материалы

1. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2013


Технические средства обучения

1.Музыкальный центр

2.Телевизор

3.Компьютер

5.Экран

6.Мультимедиа проектор

7.Микрофоны

Цифровые и электронные образовательные ресурсы


1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

3.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

4.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

5.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

6.Интернет







Лист

корректировки рабочей программы по _____музыке_____

учителя МКОУ Сухо-Березовская СОШ______Самохиной С.Д._


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки


























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!