СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-7 класс»

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Музыка»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

•укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в

•соответствии с духовными традициями семьи и народа;

•наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном

разнообразии;

•формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

•приобретение навыков социокультурной адаптации в современно мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

•развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации

творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)

музицирования;

•продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

•развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Учащиеся научатся:

•высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального

искусства прошлого и современности;

•использовать различные формы индивидуального, группового и

коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация);

•решать творческие задачи, участвовать в исследовательских

проектах, художественных событиях школы;

•проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Метапредметные результаты:

•наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и

внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического

многообразия;

•ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

•овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

•готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,

обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

•планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,

понимание их успешности или причин неуспешности, умение

корректировать свои действия;

•участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

•умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном,

культурном, природном и художественном разнообразии.

Учащиеся научатся:

•наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и

оценивать их;

•выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами

искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.);

•раскрывать образный строй художественных произведений; находить

ассоциативные связи между художественными образами музыки и

других видов искусства;

•передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных коллективных проектов);

•заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при

организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), отекущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.

Предметные результаты:

•формирование основ музыкальной культуры обучающихся как

неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в

общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

•развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также

образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого

воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

•формирование мотивационной направленности на продуктивную

музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных

произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

•воспитание эстетического отношения к миру, критического

восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

•расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

•общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

•представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной,

этнической, региональной самобытности музыкального искусства

разных народов;

•готовность применять полученные знания и приобретённый опыт

творческой деятельности при реализации различных проектов для

организации содержательного культурного досуга во внеурочной и

внешкольной деятельности;

•овладение основами музыкальной грамотности: способностью

эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми

понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в

рамках изучаемого курса;

•участие в создании театрализованных и музыкально-пластических

композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств,

музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Формирование личностных УУД

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному

развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и

ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие,

запечатленные в художественных образах. На основе освоения

обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:

1)высказывание своего отношения к музыкальному произведению с

аргументацией;

2)анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Формирование регулятивных УУД

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

1)выполнять учебные действия в качестве слушателя

2)выполнять учебные действия в качестве композитора;

3)ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

4) использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование познавательных УУД

В области развития обще познавательных действий изучение музыки

будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

1) поиск и выделение необходимой информации;

2) формулировать учебную задачу;

3) ориентация в способах решения задачи.

Формирование коммуникативных УУД

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке

настроения и чувства и передаватьсвои чувства и эмоции на основе

творческого самовыражения.

Виды заданий:

1)подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2)инсценирование и драматизация;

3)рисуем музыку;

4)участие в диалоге.

5) участие в хоровом пении (работа в группе).

Учащиеся научатся:

•понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание

музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным

признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;

•эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные

произведения различных жанров классической и современной музыки;

размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

•понимать специфику и особенности музыкального языка,

закономерности музыкального искусства; получать представление о

средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

•исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии

изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

•различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,

сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и

другими видами искусства;

•творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

•знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и

интерпретации; приводить примеры их произведений;



5 класс

Раздел 1. «Музыка и литература» (18 часов)

Что роднит музыку с литературой.

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в

театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические

события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура—застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.


Перечень музыкального материала (I полугодие)

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова ВВайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

Концерт № для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н.Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobispacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов.

Книги и часы. Неизвестный художник.

На Валааме. П. Джогин.

Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень музыкального материала (II полугодие)

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе­дор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.


6 класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)

Лирические, эпические, драматические образы.

Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные

образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня —прошлое и настоящее. Джаз —искусство XX в.

(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного

строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства.

Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.


Перечень музыкального материала I полугодия:

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народ­ные.

На море утушкакупалася, русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Му­соргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Ога­рева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле­щеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B.Жуковского.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев).

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный кон­церт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C.Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши

Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народ­ные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хрен­ников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В.Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

Органная токката и фуга ре минор (классические и со­временные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памя­ти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харито­нова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Виз­бора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джа­за». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Примерный перечень музыкального материала II полугодия:

Прелюдия № 24; Баллада № для фортепиано. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пей­заж»).Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Муз.ил-ции к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чай­ковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джуль­етта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из ху­дожественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгно­вений весны». М. Таривердиев, слова Р.Рождественского.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного филь­ма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуков­ского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева


7 класс

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 часов)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл

как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.



Перечень музыкального материала I полугодие:

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. 

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. 

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. 

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. 

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. 

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. 

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. 

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. 

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. 

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. 

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. 

Тишь. «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».Слова и музыка А. Загота. 

Наполним  музыкой  сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. 

Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М.Минков, слова Д.Иванова. 

Песенка на память - М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)


Перечень музыкального материала II полугодие:

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. ИзПартиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт - Ф. Лист. «Кончерто гроссо» 

Сюита в старинном  cmиле для скрипки м фортепиано A. Шнитке.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. 

Соната 2 С. Прокофьев. 

Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Симфония № 103. Й. Гайдн. 

Симфония № 40. В.-А. Моцарт.

Симфония № 1 {«Классическая»). С. Прокофьев. 

Симфония № 5.Л. Бетховен. 

Симфония № 8 {«Неоконченная»). Ф. Шуберт.

Симфония № 5. П. Чайковский. 

Симфония № 1.

B. Калинников. 

Симфония № 7. Д. Шостакович. 

Празднества.  Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. 

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. 

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. 

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. 

Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. 

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима. 

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. 

Следы. Слова и музыка В. Егорова. 

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. 

Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарев.


Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»

По окончании обучения выпускники основной школы научатся:

—наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

—воспринимать явления художественной культуры разных народов

мира, осознавать в нейместо отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы,

ориентироваться в системенравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

—понимать специфику музыки и выявлять родство художественных

образов разных искусств, различать их особенности;

—выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в

исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

—раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

—понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески

интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

—структурировать изученный материал и информацию, полученную из

других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие задачи;

—разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

—определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

—осуществлять исследовательскую деятельность художественно-

эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

-проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

—заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;

—применять информационно-коммуникативные технологии для

расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Использовать определённые знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

—размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

—певческого и инструментального музицирования;

—музыкального самообразования;

—определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала, проверки выполнения домашнего задания, тестирования. Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год.

Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны

подготовки учащегося по предмету «Музыка» в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.













Тематическое планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел



Раздел

Количество часов по разделу

Класс (ч.)

5 класс

6 класс

7 класс

  1. «Музыка и литература»

18

18 ч.

-

-

  1. «Музыка и изобразительное искусство»

17

17 ч.

-

-

  1. «Мир образов вокальной и инструментальной»

17

-

17 ч.

-

  1. «Мир образов камерной симфонической музыки»

18

-

18 ч.

-

  1. «Особенности драматургии сценической музыки»

17

-

-

17 ч.

  1. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

-

-

18 ч.





























02-03


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С. БАКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



РАССМОТРЕНО

На заседании кафедры

Каштанов С.А.

___________________

Протокол №1

от 29 .08. 2019 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

Решетникова А.А.

29.08. 2019 г.


ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

от 30.08. 2019 г.

Протокол №1


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________________

Фарвазов Т.А.


Приказ №131

от 30.08. 2019 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО предмету МУЗЫКА 5-7 класс (ФГОС)




УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее образование

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2019-2023 г. г.

СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ Валиева С.С.


Рабочая программа по предмету музыка составлена на основе авторской программы авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 5-7», «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» – М. Просвещение, 2007;

Составители рабочей программы: Валиева С.С.

Год составления рабочей программы: 2019 год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!