СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное образование Раменский городской округ

МОУ Удельнинская гимназия

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

зав кафедры ШМО НОО

зам. директора по УВР

Директор МОУ Удельнинская

______________О.Е.Володина

______________Г.А.Кузнецова

гимназия

______________Н.А.Арюлина

Протокол №1

Протокол №1

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа 2022 г.

Приказ №278

от "26" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4072872)

учебного предмета

«Музыка»

для 2 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Зеленихина Юлия Александровна

учитель музыки







г.о.Раменское 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,



элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего



образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.

Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития

Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.

Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.

Песня
Куплетная форма. Запев, припев.

Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав

Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)



Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Программная музыка.

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.

Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.

Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.

Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского

Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;



- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;



осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,



умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;



исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для музицирования

Модуль 1. Классическая музыка

1.1.

Композиторы —детям

1

0

0

Мусоргский
"Картинки с
выставки"

Песня «Из чего наш мир
состоит?»
музыка Б.

Савельева, слова
М. Танича.

пластическое
интонирование

01.09.2022 02.09.2022

Слушание музыки, определение основного характера,
музыкально-выразительных
средств, использованных
композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Определение жанра.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

1.2.

Оркестр

1

0

0

П.И.Чайковский
«Паде-де» из балета«Щелкунчик»,
"Рассвет на
Москвареке" М.

Мусоргский

песня
"Пряничный домик" слова Синявского
композитор
Журбин

"Я-дирижер"
игра-имитация дирижерских
жестов

05.09.2022 09.09.2022

Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи.

Диалог с учителем о роли дирижёра.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

1.3.

Русские
композиторы-классики

2

0

0

М.И. Глинка
"Камаринская", П.И.

Чайковский
"Камаринская"

Г. Струве (сл. Н Соловьевой) "
У
моей России
длинны
косички"

Ритмическая
импровизация, сочинение
аккомпанемента на ударных
инструментах к изученным
народным
песням.

12.09.2022 23.09.2022

Знакомство с творчеством
выдающихся композиторов, отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки.

Фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов,
музыкально-выразительных
средств. Наблюдение за
развитием музыки. Определение жанра, формы.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

1.4.

Мастерство
исполнителя

1

0

0

Ф. Шопен "Ноктюрн№20"исполнители: К. Рихтер, Д. Трифонов.

"Лети- лети
лепесток"
Музыка
- Константин Костин
Слова - И.

Григорьева, К.

Костин

Озвучивание
стихотворений с помощью детских муз.инструментов

26.09.2022 30.09.2022

Знакомство с творчеством
выдающихся исполнителей
классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/




1.5.

Вокальная музыка

2

0

0

Ф. Шаляпин "Блоха", Д. Хворостовский
"Очи черные", А.

Нетрепко ария снегурочки "С подружками по ягодам ходить".

Л.Поваротти " Дж.Россини
Итальянская
тарантелла

"Лети- лети
лепесток"
Музыка
- Константин Костин
Слова - И.

Григорьева, К.

Костин

пластическое
интонирование

03.10.2022 21.10.2022

Определение на слух типов
человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных
вокалистов.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

7


Модуль 2. Музыка театра и кино

2.1.

Театр оперы и балета

1

0

0

«Марш» из балета«Щелкунчик»
П.И.Чайковского; Марш» из оперы«Любовь к трем
апельсинам» С. С. Прокофьев.

«Марш Черномора»из оперы «Руслан и Людмила»
М.И.Глинка.

"Дорогою
добра"
Ю. Энтин
Композитор: М. Минков.

«Игра в
дирижёра» —
импровизация
дирижерских
жестов

24.10.2022 28.10.2022

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами.

Просмотр фрагментов
музыкальных спектаклей с комментариями учителя.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

1


Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Звукоряд

1

0

0

песня "Нотный
хоровод"музыка В.

Герчика, сл.

Н.Френкель,
Мультипликационный фильм про ноты
Режиссёр: Раса
Страутмане
Музыка: Александр
Михайлович Раскатов

Песня из
мюзикла
"Звуки музыки" Ричарда
Роджерса
на слова
Оскара
Хаммерстайна

Двигательная
импровизация

31.10.2022 03.11.2022

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух
звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

3.2.

Ритм

1

0

0

М.П.Мусоргский
«Катакомбы (Римские гробницы)» из
фортепианного цикла«Картинки с
выставки»
(слушание);
2. М.П.Мусоргский
«Лимож. Рынок
(Большая новость)» из фортепианного цикла«Картинки с
выставки»

Песня из
мюзикла
"Звуки музыки" Ричарда
Роджерса
на слова
Оскара
Хаммерстайн

игра
"Ритмическое
эхо"

07.11.2022 11.11.2022

Определение на слух,
прослеживание по нотной записи ритмических рисунков,
состоящих из различных
длительностей и пауз.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/




3.3.

Размер

1

1

0

п.н.танец Трепак, И. Штраус "Венский
вальс", чешский
народный танец
"Полька"

песня Г. Струве "Я
стараюсь"

Упражнения на развитие чувства ритма

14.11.2022 18.11.2022

Ритмические упражнения на
ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).;

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/6/

3.4.

Высота звуков

1

0

0

С. Прокофьев опера "Петя и волк"

песня Г. Струве "Я
стараюсь"

игра "угадай чей голос"

28.11.2022 02.12.2022

Освоение понятий «выше-ниже».

Определение на слух
принадлежности звуков к одному из регистров.

Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

4


Модуль 4. Музыка в жизни человека

4.1.

Музыкальные пейзажи

1

0

0

П.И. Чайковский
"Октябрь", "Ноябрь"

"Осень в лесу" слова и музыка Л.

Хисматуллиной

пластическое
интонирование

05.12.2022 09.12.2022

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки.

Сопоставление музыки
с произведениями
изобразительного искусства.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

1


Модуль 5. Народная музыка России

5.1.

Край, в котором ты живёшь

2

0

0

Г. Пономаренко, В.

Боков. «Оренбургский пуховый платок»;
«Мы с Оренбургской земли» слова и
музыка Игоря
Инютина;
Д.Тухманов -
Ю.Энтин Гимн
Оренбурга

Песня "Что мы родиной
зовем".

муз. Г. Струве

разучивание и исполнение
народных
попевок

12.12.2022 23.12.2022

Разучивание, исполнение
образцов традиционного
фольклора своей местности,
песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-
земляков.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

5.2.

Сказки, мифы и легенды

2

0

0

Лядова «Волшебное озеро».

Прослушивание
былины "Садко" Н.А.

Римский-Корсаков ария "Заиграйте мои гусельки".

«Мелодия», К. В.

Глюка «Орфей и Эвридика».

Г. Гладков
«Песня
о
волшебниках»

Пение под
сопровождением шумовых
инструментов

26.12.2022 13.01.2023

Знакомство с манерой
сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических
сказаний, рассказываемых
нараспев.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/




5.3.

Фольклор народов России

2

0

0

Заклички, колядки, Потешный фольклор Прибаутки
видеофрагменты со звучанием
инструментов.

р.н.п. Во-поле берёза стояла, музыка и слова Ю.

Привалова "Хорошо в деревне
жить"

ритмическая
импровизация, сочинение
аккомпанемента на ударных
инструментах к изученным
народным
песням.

16.01.2023 27.01.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
различных народностей
Российской Федерации.

Определение характерных черт, характеристика типичных
элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

6


Модуль 6. Музыкальная грамота

6.1.

Ноты в разных октавах

1

0

0

музыкальные
распевки; "Есть у
каждой ноты дом, или Веселая нотная
азбука" (муз.

В.Космачёва, сл. Н.

Френкель)

"Про песенку" слова и музыка А.

Петряшевой

игра "угадай
мелодию"

30.01.2023 03.02.2023

Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве.

Прослеживание по нотам
небольших мелодий в
соответствующем диапазоне.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

1


Модуль 7. Музыка народов мира

7.1.

Музыка Средней Азии

3

1

0

Узбекская народная песня-танец
«Мавриги» ;
Казахская народная песня «Дударай»;
Л. Шарипова Шахи Пари (таджикская народная песня).

Татарский танец
"Апипа", балет
"Гаяне" Арам
Хачатурян танец с саблями

песня «Мы вместе»
(музыка и
слова К.

Ситник)

двигательная игра
-
импровизацияподражание игре
на музыкальных
инструментах

06.02.2023 03.03.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
народов других стран.

Определение характерных черт, типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

3


Модуль 8. Классическая музыка

8.1.

Мастерство
исполнителя

1

0

0

"Блоха" исп. Ф.

Шаляпин; ария Ивана Сусанина

"Падают
снежинки" А.

Ермолов

деловая игра
"Музыкальная филармония"

06.03.2023 10.03.2023

Знакомство с творчеством
выдающихся исполнителей
классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

1


Модуль 9. Музыкальная грамота




9.1.

Музыкальный язык

1

0

0

Д. Кабалевский "Три подружки", Л.В.

Бетховен "Сурок", Д.Кабалевский
"Клоуны"

"Падают
снежинки" А.

Ермолов

исполнение
вокальных и
ритмических
упражнений

13.03.2023 17.03.2023

Знакомство с элементами
музыкального языка,
специальными терминами, их обозначением в нотной записи.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

9.2.

Ритмические
рисунки в размере 6/8

1

0

0

Ф. Мендельсон Песня венецианского
гондольера

И. Челноков, Е.

Челнокова
“Здравствуй, песенка моя"

игра
"Ритмическое
эхо"

20.03.2023 24.03.2023

Определение на слух,
прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

2


Модуль 10. Духовная музыка

10.1.

Инструментальная музыка в церкви

2

0

0

И.С. Бах Токката и фуга ре-минор

И. Челноков, Е.

Челнокова
“Здравствуй, песенка моя"

пластическое
интонирование

27.03.2023 14.04.2023

Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание
впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

2


Модуль 11. Классическая музыка

11.1.

Европейские композиторы-классики

1

0

0

В.Моцарт "Симфония№ 40 часть1"

Красивые мамы Э
Колмановский

Пение с
музыкальными инструментами

17.04.2023 21.04.2023

Знакомство с творчеством
выдающихся композиторов, отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки.

Фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни,
истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов,
музыкально-выразительных
средств. Наблюдение за
развитием музыки. Определение жанра, формы.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

11.2.

Музыкальные инструменты.

Скрипка,
виолончель

2

0

0

У. Сен- Санс
"Лебедь",
А.Вивальди "Гроза", Паганини "Каприс №24"

Красивые мамы Э
Колмановский

Пластическое интонирование

24.04.2023 12.05.2023

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания
музыки.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

3


Модуль 12. Музыкальная грамота




12.1.

Тональность. Гамма

1

0

0

«Весна. Осень»
Г.В.Свиридова,
Д.Б.Кабалевский –"Плакса.

Злюка.Резвушка"

Песня
"Весенняя капель" С. Соснина

игра "Устой - неустой"

15.05.2023 19.05.2023

Определение на слух
устойчивых звуков. Игра
«устой — неустой». Пение
упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника».

Упражнение на допевание
неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

12.2.

Музыкальная форма

1

0

0

В.А. Моцарт "Рондо в Турецком стиле",
рондо Фарлафа М.И.

Глинка

Песня
"Весенняя капель" С. Соснина

муз.импровизация

22.05.2023 26.05.2023

Знакомство со строением
музыкального произведения, понятиями двухчастной и
трёхчастной формы, рондо.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

2


Модуль 13. Современная музыкальная культура

13.1.

Современные обработки
классической музыки

1

1

0

И.С. Бах Шутка, В.А.Моцарт -
А.А.Володось
„Турецкий марш“

"Вот они
каникулы"
Автор
текста (слов): Богомазов С. Композитор
(музыка):
Львов -
Компаниец

пластическое
интонирование

29.05.2023 31.05.2023

Различение музыки
классической и её современной обработки.;

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/6/

Итого по модулю

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

0





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы








1.

Всеобщее в жизни и музыке

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

2.

Песенность, танцевальность, маршевость

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

3.

Раскрытие в музыке
внутреннего мира человека

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

4.

Раскрытие в музыке
внутреннего мира человека

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

5.

Раскрытие в музыке
внутреннего мира человека

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос;

6.

Всеобщее в жизни и музыке

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

7.

Обобщающий урок

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос;

8.

Урок-концерт

1

0

0

31.10.2022

Устный опрос;

9.

Музыка- искусство
интонируемого смысла

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

10.

Интонация

1

1

0

14.11.2022

Зачет;

11.

Интонация

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

12.

О чем говорит и что выражает музыка

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

13.

О чем говорит и что выражает музыка

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос;

14.

Изобразительность в музыке

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

15.

Викторина "Интонация"

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос;

16.

Урок-концерт

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос;




17.

Что выражает и что изображает музыка

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

18.

Что выражает и что изображает музыка

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

19.

«Тема и развитие» - жизнь художественного образа

1

0

0

30.01.2023

Устный опрос;

20.

«Живая» музыка

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

21.

«Живая» музыка

1

1

0

13.02.2023

Зачет;

22.

Музыкальная речь

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

23.

Все течет, все изменяется

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

24.

Развитие в музыке

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос;

25.

Итоговый урок по теме«Развитие в музыке»

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

26.

Урок-концерт

1

0

0

27.03.2023

Устный опрос;

27.

«Тема» и «Развитие» жизнь художественного образа

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

28.

«Тема» и «Развитие» жизнь художественного образа

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

29.

Развитие в музыке

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

30.

Простые музыкальные формы

1

0

0

01.05.2023

Устный опрос;

31.

Простые музыкальные формы

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос;

32.

Форма вариаций

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

33.

Форма рондо

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;

34.

Урок-концерт

1

1

0

29.05.2023

Зачет;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка, 2 класс /Усачёва В.О., Школяр Л.В., Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д.

- Музыка: программа: 1-4 классы. Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

- Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-muzyka/-Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library
- Образовательный интернет-проект «Инфоурок». https://infourok.ru/biblioteka/muzyka
- Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/6/
- Издательский дом «Музыка – П.Юргенсон». https://www.musica.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации)
- Фортепиано
- Классная доска
- Портреты композиторов

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

- Плакаты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!