Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2021г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2021г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» С.Л.Буянова _____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 2 класса
1 час в неделю (34 часа)
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории,
Чин-Чи-Мин Альбина Прокопьевна
Селенгинск, 2021 г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 в действующей редакции (ст.12,28) ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. (с изменениями) далее –ФГОС НОО 2009).
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г.№254)
Приказ о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Минпросвещения РФ от 23.12.2020г.
Учебный план МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
ООП НОО МАОУ « Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1».
Адресность (специфика класса)
2 А класс. Небольшая часть класса обладает достаточно хорошим уровнем работоспособности, активности, самостоятельности, заинтересованности. Но нужно отметить, что есть обучающиеся со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией к учению, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто неумением сосредоточиться на материале урока, равнодушным отношением к выполнению учебных заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
эчувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со- держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения музыки учащиеся научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
Содержание учебного предмета.
1. Россия-Родина моя (3 ч.)
Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.
2. День, полный событий (5ч).
Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
3. О России петь - что стремиться в храм (7ч).
Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского, бурятского народа.
5.В музыкальном театре. (5ч).
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.
6.В концертном зале (5ч).
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(5ч).
Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки.
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов |
1 | «Россия-Родина моя» | 3 |
2 | «День, полный событий» | 5 |
3 | «О России петь - что стремиться в храм» | 7 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 4 |
5 | «В музыкальном зале» | 5 |
6 | «В концертном зале» | 5 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
№ п/п | Название темы | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
проектов | практ. раб. | контр. знаний |
Раздел 1 | Россия-Родина моя. | 3 | | | |
1 | Мелодия. | 1 | | | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края. | 1 | | | |
3 | Гимн России. | 1 | | | |
Раздел 2 | День, полный событий. | 5 | | | |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | | | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | 1 | | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | | | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | | | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | | | 1 |
Раздел 3. | «О России петь- что стремиться в храм». | 1 | | | |
9 | Великий колокольный звон. | 1 | | | |
Раздел 4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 1 | | | |
10 | Русские народные инструменты. Инструменты Бурятии | 1 | | | |
Раздел 3. | «О России петь- что стремиться в храм». | 6 | | | |
11 | Звучащие картины. | 1 | | | |
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | | | |
13 | Молитва. | 1 | | | |
14 | С Рождеством Христовым! | 1 | 1 | | |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | | | |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | | | 1 |
Раздел 4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 3 | | | |
17 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | | | |
18 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | | | |
19 | Проводы зимы. Встреча весны… | 1 | | | |
Раздел 5 | В музыкальном театре. | 5 | | | |
20 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 | | | |
21 | Балет. | 1 | | | |
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | | | |
23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | | | |
24 | Увертюра. Финал. | 1 | | | |
Раздел 6 | В концертном зале. | 5 | | | |
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» | 1 | 1 | | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | | | 1 |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 | | | |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 | | | |
29 | Симфония № 40. Увертюра. | 1 | | | |
Раздел 7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 | | | |
30 | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1 | | | |
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | | | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 | | | |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 | 1 | | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок 4 четверти | 1 | | | 1 |
| Итого | 34 | 4 | | 4 |
Аннотация к рабочей программе по предмету: «Музыка».
Название курса | Музыка |
Класс | 2 |
Основа для составления программы | Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы по музыке, основных положений художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского , авторской программы «Музыка»1-4 кл, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 в действующей редакции (ст.12,28) ФЗ №273 «Об образовании в РФ» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. (с изменениями) далее –ФГОС НОО 2009). Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы) Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15) Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2021г.№254) Приказ о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Минпросвещения РФ от 23.12.2020г. Учебный план МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1» ООП НОО МАОУ « Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1». |
Место учебного предмета в учебном плане ОУ | Рабочая программа в соответствии с УП рассчитана на 34 часа в год (34 рабочие недели). Количество часов в неделю – 1. |
Цель и задачи изучения предмета | Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирова- ния, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. |
Структура курса | «Россия-Родина моя» (3 ч) «День, полный событий» (5 ч) «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч) «В музыкальном зале» (5 ч) «В концертном зале» (5 ч) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч) |
УМК | При составлении планирования учитывался следующий УМК: 1.Учебник «Музыка» 2 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012. 2.Тетрадь «Музыка» 2 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012. 3.Фонохрестоматия «Музыка» 2 класс М. «Просвещение», 2012. 4.Методическое пособие «Музыка 1-4 класс»Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012. 5.Электронное пособие «Праздничный календарь с музыкальным приложением» 2 компакт- диска Изд-во «Учитель» Волгоград.:2012. 6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/ |
Лист корректировки тематического планирования.
Предмет Музыка
Класс 2 А
Учитель:
2021-2022 учебный год.
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |