9
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с внесенными изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576);
Примерной Основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Речицкой СОШ;
концепции "Начальная школа 21 века", авторской программы Усачёва, В. О. Музыка : 1—4 классы : рабочая программа / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. — М. : Вентана-Граф, 2017
Программа рассчитана на 33ч (1ч в неделю, 33 часа).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Музыка» в 1 классе обучающийся (выпускник) научится:
Слушание музыки
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
Хоровое пение
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация.
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться:
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).
Содержание учебного курса
Мир музыкальных звуков (5 часов)
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Основные виды учебной деятельности::
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Ритм – движение жизни (5 часов)
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Основные виды учебной деятельности: Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Мелодия – царица музыки (6 часов)
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Основные виды учебной деятельности: Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Музыкальные краски (4 часа)
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Основные виды учебной деятельности: Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Музыкальные жанры: песня, танец, марш (4 часа)
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Основные виды учебной деятельности::
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Музыкальная азбука или где живут ноты (3 часа)
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Основные виды учебной деятельности: Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Я – артист (2 часа)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Основные виды учебной деятельности: Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Музыкально-театрализованное представление ( 4 часа)
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Основные виды учебной деятельности: Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Календарно-тематическое планирование уроков в 1 б классе
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
| Мир музыкальных звуков (5) |
1. | 1 | Урок - игра «Музыкальная капель» ИОТ – 015 -2015 | 06.09 | |
2. | 22 | Свойства музыкального звука: тембр. | 13.09 | |
3. | 3 | Урок - экскурсия «Музыка осени» | 20.09 | |
4 | 44 | Свойства музыкального звука: длительность, громкость, высота. | 27.09 | |
5 | 5 | Урок - игра «Музыкальная карусель» | 04.10 | |
| Ритм – движение жизни (5) |
6 | 11 | Ритм окружающего мира. | 11.10 | |
7 | 2 | Урок - экскурсия «Музыка вокруг нас» | 18.10 | |
8 | 33 | Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. | 25.10 | |
9 | 44 | Ритмический рисунок. | 08.11 | |
10 | 5 | Урок путешествие «Путешествие в сказочный лес» | 15.11 | |
| Мелодия – царица музыки (6) |
11 | 11 | Мелодия – главный носитель содержания в музыке. | 22.11 | |
12 | 22 | Динамические оттенки (форте, пиано). | 29.11 | |
13 | 33 | Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. | 06.12 | |
14 | 4 | Урок путешествие «Веселое путешествие по музыкальным звукам» | 13.12 | |
15 | 55 | Типы мелодического движения. | 20.12 | |
16 | 66 | Музыкальный аккомпанемент. | 27.12 | |
| Музыкальные краски (4) |
17 | 11 | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. | 10.01 | |
18 | 22 | Понятие контраста в музыке. | 17.01 | |
19 | 33 | Лад. Мажор и минор. | 24.01 | |
20 | 44 | Тоника в музыке. | 31.01 | |
| Музыкальные жанры: песня, танец, марш (4) |
21 | 11 | Формирование первичных аналитических навыков. | 07.02 | |
22 | 22 | Музыкальный жанр: песня. | 14.02 | |
23 | 33 | Музыкальный жанр: танец. | 28.02 | |
24 | 44 | Музыкальный жанр: марш. | 06.03 | |
| Музыкальная азбука или где живут ноты (3) |
25 | 11 | Основы музыкальной грамоты. | 13.03 | |
26 | 22 | Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. | 20.03 | |
27 | 33 | Где живут ноты | 03.04 | |
| Я – артист (2) |
28 | 11 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | 10.04 | |
29 | 22 | Творческое соревнование (урок игра). | 17.04 | |
| Музыкально – театрализованное представление (4) |
30 | 11 | Идем за синей птицей (оркестр «Семеновна»). | 24.04 | |
31 | 22 | Ждем весну встречаем птиц (Русские народные песни «Весна красна», «Едет масленица», «Блины»). | 08.05 | |
32 | 33 | Счастье ты где? (М. Мусоргский «Картинки с выставки» фрагменты Богатырские ворота, Баба Яга, Балет невылупившихся птенцов). | 15.05 | |
33 | 4 | Урок - игра «Всюду музыка живет» | 22.05 | |
| | Резервный урок | 29.05 | |