СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по моторной алалии 3 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по моторной алалии 3 класс»

ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

__________/


____________г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор


_________/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛАЛИИ

1 класс



на 2022 -2023 учебный год








Составитель: Разуваев А.М.

Учитель-логопед























с. Турунтаево 2022г.



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ); федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС обучающихся с умственной отсталостью), Уставом ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».

Программа логопедических занятий для детей 3 класса с моторной алалией разработана в соответствии с рекомендациями Е.В. Кирилловой «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Н.И. Кузьминой «Воспитание речи у детей с моторной алалией».

Алалия - органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов. При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга

Цель коррекционной работы: развитие речевой инициативы у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (моторной алалией), создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (поначалу примитивного).

Задачи:

  1. Стимуляция речевой и психической активности.

  2. Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

  3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).

  4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия.

  5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

  6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

  7. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.





Тема

Кол-во

часов

По

плану

По

факту

1

Подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций.

1



2

Настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание.

1



3

Повышение уровня общей активности ребёнка




3

Организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания




4

Формирование контрастных величин




5

Обучение ориентировке в пространстве, во временах года.




6

Понятие об основных цветах.




7

Понятие о форме.




8

Воспитание зрительного и слухового внимания и восприятия




9

Воспитание фонематического слуха (выделение гласного в ряду других гласных; выделение согласного звука в ряду согласных (на базе произносимых звуков; различение на слух и визуально слов-паронимов).




10

Совершенствование памяти.




11

Совершенствование мыслительных операций («Четвёртый лишний, разрезные картинки, доски Сегена).




12

Развитие тактильно-кинестетических ощущений (мягкий – твёрдый, гладкий – шершавый, тёплый – холодный и т.д.)




13

Упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные реакции.




14

Упражнения по вслушиванию в речь, ответные звуковые реакции (звуки: У, А, О, И; слоги АУ! УА! АМ-АМ, МУ-МУ, И-и, ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, КУ-ка-ре-ку, ДУ-ду, БУМ-бум, БИ-БИ, Динь, Тук-тук, НО-но, ТПР) .




15

Упражнения для губ, языка.




16

Упражнения для дыхания, силы голоса.




17

Постановка звуков С,З, Ц.




18

Постановка звуков Ш,Ж, Ч, Щ .




19

Постановка звуков Р,Л.




20

Постановка звуков К,Г, Х.




21

Постановка звуков В,Ф, Б, Д.




22

 Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого.




23

 Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.




24

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением.




25

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям.





26

Развитие у детей подражательной речевой деятельности




27

Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.




28

Расширение импрессивного (предметного) словаря по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Части тела и лица», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Одежда», «Предметы туалета», «Дом. Квартира», «Мебель», «Животные», «Продукты питания и блюда», «Растения», «Явления окружающей жизни».




29

Совершенствование неречевых процессов.




30

Развитие фонематического слуха (выделение ударного гласного из начала слова; выделение ударного гласного из конца слова; выделение ударного гласного из середины односложного слова).






































Список литературы:

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  3. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

  4. Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  5. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

  6. Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.

  8. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

  9. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

  10. Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

  11. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!