Рабочая программа разработана на основе в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ); федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС обучающихся с умственной отсталостью), Уставом ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».
Программа логопедических занятий для детей 3 класса с моторной алалией разработана в соответствии с рекомендациями Е.В. Кирилловой «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Н.И. Кузьминой «Воспитание речи у детей с моторной алалией».
Стимуляция речевой и психической активности.
Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.
Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).
Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия.
Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
| Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 | Подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций. | 1 | | |
2 | Настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание. | 1 | | |
3 | Повышение уровня общей активности ребёнка | | | |
3 | Организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания | | | |
4 | Формирование контрастных величин | | | |
5 | Обучение ориентировке в пространстве, во временах года. | | | |
6 | Понятие об основных цветах. | | | |
7 | Понятие о форме. | | | |
8 | Воспитание зрительного и слухового внимания и восприятия | | | |
9 | Воспитание фонематического слуха (выделение гласного в ряду других гласных; выделение согласного звука в ряду согласных (на базе произносимых звуков; различение на слух и визуально слов-паронимов). | | | |
10 | Совершенствование памяти. | | | |
11 | Совершенствование мыслительных операций («Четвёртый лишний, разрезные картинки, доски Сегена). | | | |
12 | Развитие тактильно-кинестетических ощущений (мягкий – твёрдый, гладкий – шершавый, тёплый – холодный и т.д.) | | | |
13 | Упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные реакции. | | | |
14 | Упражнения по вслушиванию в речь, ответные звуковые реакции (звуки: У, А, О, И; слоги АУ! УА! АМ-АМ, МУ-МУ, И-и, ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, КУ-ка-ре-ку, ДУ-ду, БУМ-бум, БИ-БИ, Динь, Тук-тук, НО-но, ТПР) . | | | |
15 | Упражнения для губ, языка. | | | |
16 | Упражнения для дыхания, силы голоса. | | | |
17 | Постановка звуков С,З, Ц. | | | |
18 | Постановка звуков Ш,Ж, Ч, Щ . | | | |
19 | Постановка звуков Р,Л. | | | |
20 | Постановка звуков К,Г, Х. | | | |
21 | Постановка звуков В,Ф, Б, Д. | | | |
22 | Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого. | | | |
23 | Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи. | | | |
24 | Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением. | | | |
25 | Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям. | | | |
26 | Развитие у детей подражательной речевой деятельности | | | |
27 | Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением. | | | |
28 | Расширение импрессивного (предметного) словаря по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Части тела и лица», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Одежда», «Предметы туалета», «Дом. Квартира», «Мебель», «Животные», «Продукты питания и блюда», «Растения», «Явления окружающей жизни». | | | |
29 | Совершенствование неречевых процессов. | | | |
30 | Развитие фонематического слуха (выделение ударного гласного из начала слова; выделение ударного гласного из конца слова; выделение ударного гласного из середины односложного слова). | | | |
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.