Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж» _____________ Н.В.Орлов «_____» ______________ 2018г |
14 кегль
строчные
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
Вельск 2018
Рабочая учебная программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (ям) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности(ям):
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности, в торговле),
в объеме ___38___ часов аудиторной учебной нагрузки и _19_ часов самостоятельной работы, направленных на основании требований работодателей на углубление и расширение подготовки обучающихся
по дисциплине.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж».
Автор: Грачев Алексей Борисович, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж».
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
протокол № __1__ от « 31 » ____08____ 2018 года.
Председатель МЦК ________ /Поплавская И.А./
СОДЕРЖАНИЕ
-
| стр. | |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………...
| 4 | |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….………...
-
| 6 | |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..……………..
-
| 10 | |
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ…………………. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ……………………….. -
| 13 14 16 | |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации,
принципы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторной самостоятельной работы | 19 |
Диффенренцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины мЕНЕДЖМЕНТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента | | 2/4 | |
1 | Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства. Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства. | 2 | 1 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление таблицы: «Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента»). Подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)». Написать мини-сочинение «Каким должен быть современный менеджер?». | 4 | |
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации | | | 2/3(2) | |
2 | Характеристика внешней и внутренней среды организации. Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации. | 2 | 2 |
3 | Практическая работа № 1 «Анализ внешней и внутренней среды организации». | 2 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 3 | |
Тема 3. Функции менеджмента | | | 8/3(2) | |
4 | Цикл менеджмента. Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль. | 2 | 2 |
|
5 | Планирование в системе менеджмента. Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования. | 2 | 3 |
6 | Мотивация. Понятие мотивации. Элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. | 2 | 3 |
|
7 | Контроль и его виды. Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. | 2 | 3 |
8 | Практическая работа № 2 «Взаимосвязь типа темперамента и характера работы» | 2 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 3 | |
Тема 4. Руководство: власть и партнёрство | | | 2/4(0) | |
9 | Основы власти и влияния. Лидерство. Власть: понятие. Формы власти. Лидерство. Типы лидеров. Качества лидера. | 2 | 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 2 | |
Тема 5.Управление конфликтами и стрессами | | | 2/6(2) | |
10 | Конфликт: сущность, причины, классификация. Стрессы. Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Стрессы. Последствия стрессов. Методы борьбы со стрессами. | 2 | 2 |
11 | Практическая работа №3. «Решение заданной конфликтной ситуации.» | 2 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме 5 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных задач, подготовка к практическому занятию). Анализ кейса. | 3 | |
Тема 6. Деловое общение | | | 2/4(2) | |
12 | Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров. Деловое общение: понятие, назначение. Деловая беседа: понятие, виды, структура, правила проведения. Совещание: понятие, структура, правила проведения. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения. | 2 | 3 |
13 | Практическая работа №4 «Определение стиля управления». | 2 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 2 | |
Тема 7. Процесс принятия решений | | | 4/6(8) | |
14 | Управленческое решение. Методы и способы принятия решений. Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений. | 2 | 3 |
15 | Практическая работа № 5 «Решение производственных ситуаций». | 2 | |
16 | Практическая работа №6. «Изучение личных способностей памяти и внимания». | 2 | |
17 | Практическая работа №7. «Внешность руководителя и деловой общение». | 2 | |
18 | Практическая работа №8. «Правила составления резюме и деловой характеристики». | 2 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 3 | |
Дифференцированный зачёт | 19 | | 2 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента»
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя (стол учительский – 1, стул – 1)
Кафедра - 1
Стол ученический – 16
Стул ученический - 32
Мультимедийный проектор – 1
Ноутбук – 1
Экран - 1
Телевизор - 1
DVD – 1
Цифровой ресивер - 1
Доска меловая – 2
Стенд – 10
Шкаф для бумаг – 3
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Драчева Е.Л. , Юликов Л. И. Менеджмент: учебник специальности СПО. - М.: Академия, 2016. - 304 с. ISBN 978-5-4468-3043-5
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для ср.спец.учеб.заведений. - 2-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. Магистр, 2009. - 285 с. ISBN 978-5-9776-0085-9
Дополнительные источники:
Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2008. – 144 с.
Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
«Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство:
«Новый издатель».
Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: http://www.mevriz.ru/
-
- 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
Знания | |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ,
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся студенты, имеющие инвалидность и (или) обучающийся с ОВЗ учатся в инклюзивной группе, изучая учебную дисциплину Обществознание том же объёме и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для студентов, имеющих инвалидность, и лиц с ОВЗ в части информационного обеспечения обучения, форм и методов контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Метод обучения | Деятельность обучающихся | Эффективность метода |
Объяснительно-иллюстративное обучение | Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности | Низкая |
Монологический метод | Наблюдение, слушание, запоминание; мысленное участие в решении учебной проблемы; выполнение действий по образцу | Низкая |
Показательный метод | Отработка умений постановки вопроса. | Низкая |
Алгоритмизированное обучение | Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности. | Удовлетвлетв |
Диалоговый метод | Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем. | Средняя |
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий | Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя» | Средняя |
Проблемный метод | Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач | Высокая |
Эвристический | Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы; Поиск путей решения проблем; Выдвижение и обоснование гипотез; Решение проблем | Высокая |
Исследовательский метод | Решение проблем | Высокая |
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, имеющих инвалидность и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
5.2.1. Организация входного контроля
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание входного контроля успеваемости | Формы и процедуры входного контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
1 | определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала | устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. |
5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание текущего контроля успеваемости | Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
2-21 | позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность | ; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе быстроты выполнения) и т.д. |
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание промежуточной аттестации | Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ |
22 | оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции
| осуществляется в форме комплексного дифференцированного зачета по обществознанию. Форма промежуточной аттестации для с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумажном носителе, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Способы создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ходе ведения образовательного процесса
Заболевания | Способы создание безбарьерной среды в ходе учебного занятия |
ДЦП | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов |
Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени | Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. |
Заболевание кишечника болезнь Крона | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты |
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит | Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выполнения практических работ. |
Сахарный диабет | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. |
5