МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы _______/Р.А.Гурамешвили/
________ /И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____2020__г. №___
Рабочая программа
Факультатива «Процентные расчеты на каждый день»
9 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Рубцов Николай Алексеевич,
учитель математики, высшая категория
2020 год
1 Пояснительная записка
Рабочая программа Факультатива «Процентные расчеты на каждый день»
9 класс разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте 3 марта 2011 г.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (с изменениями, внесёнными Приказами Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 года № 1677, от 08 июня 2017года №535,от 20 июня 2017 года №581, от 05 июля 2017 года №629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)
4. Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию )
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с изменениями и дополнениями)
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Нижне -Чулымской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год.
Учебный план МКОУ Нижне – Чулымской СОШ на 2018 -2019 учебный год.
7. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС муниципального казенного общеобразовательного учреждения Нижне-Чулымской средней общеобразовательной школы.
- информационно – методических материалов:
8. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. - М. Просвещение, 2011 – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
9.Т.А. Бурмистрова. Математика 5-6 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014 9.Т.А. Бурмистрова. Алгебра 7-9 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014 10.Т.А. Бурмистрова. Геометрия 7-9 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014
Программа ориентирована на преподавание курса математики по учебникам: «Математика 5»., «Математика 6»., созданным авторским коллективом под руководством Н.Я. Виленкина и вышедшим в издательстве М. « МНЕМОЗИНА». «Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9» созданным авторским коллективом под руководством Ю. Н. Макарычева и вышедшим в издательстве М. « Просвещение»
Факультатив предполагает систематизацию, обобщение и углубление знаний, выход на более высокий уровень , понимание процентов и умение производить процентные расчеты, в настоящее время необходимые каждому человеку. Предлагаемый факультатив демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Использование задач различного содержания развивает логическое мышление, позволяет обучающимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Место факультатива в учебном плане .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочая программа элективного курса «Алгебра плюс» рассчитана на один год обучения, 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Разработка данного факультатива обусловлена непродолжительным изучением темы " Проценты" на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках встречаются задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса.
Разработка данного факультатива обусловлена непродолжительным изучением темы " Проценты" на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках встречаются задачи на проценты , однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса .
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку : прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый факультатив демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений , но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности , а так же познавательной и социальной активности.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса , решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволили выделить группы задач , которые составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка .Кроме того , рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно сложных примеров расчета процентов в реальной банковской системе. Использование задач развивает логическое мышление, позволяет обучающимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания .
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовленности: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных..
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний иллюстрирует применение математик в повседневной жизни , знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса к предмету , на расширение представлений об изучаемом материале , на решение новых и интересных задач.
Новизна данной авторской адаптационной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. А.Г.Корянов, Н.В. Надежкина .Система задач из отрытого банка заданий . Лаппо Л.Д Математика .ЕГЭ / Л.Д. Лаппо , А.В Морозов, М.А. Попов ..
Курс является открытым ,в него можно добавлять новые фрагменты ,развивать тематику или заменять какие – либо сюжеты .Главное , чтобы они были небольшими по объему , интересные для учащихся , соответствовали их возможностям . Программа мобильна , т.е. дает возможность уменьшить количество задач по одной теме при установлении степени достижения результата. Блочное построение курса дает возможность учащимся , пропустившим по каким –то причинам часть курса , спокойно подключиться к работе над другими разделами.
Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности , способствует развитию познавательных интересов , экономической грамотности, мышления учащихся .
Минимальные требования к оснащению учебного процесса – раздаточный материал для проведения практических работ
Цели факультатива:
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач , показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни
способствовать интеллектуальному развитию обучающихся , формированию качеств мышления , характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи факультатива :
сформировать умение производить процентные вычисления , необходимые для применения в практической деятельности
решать основные задачи на проценты , применять формулу сложных процентов
привить обучающимся основы экономической грамотности
помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
2 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предполагается :
компактное и четкое изложение теории, решение типовых задач, самостоятельная работа.
каждой группе задач предшествует историческая и теоретическая справка
задачи с практическим содержанием, от простых ( повседневной жизни ) до достаточно трудных ( банковские расчеты)
Каждое занятие состоит из двух частей : задачи , решаемые учителем и задачи для самостоятельного или домашнего решения .
Основные формы организации учебных занятий : рассказ , лекция , беседа, семинар самостоятельная работа деловая игра , индивидуальные и групповые задания .
Факультатив может быть использован в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, уровень сложности задач от простых до конкурсных и олимпиадных.
Факультатив обеспечивает достижение следующих результатов освоения изучаемого материала:
Личностные :
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности ,
знать и уметь применять широту процентных вычислений в жизни
креативность мышления , инициатива, находчивость . активность при решении прикладных задач
Метапредметные :
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач
умение осуществлять контроль по результату
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах , в окружающей жизни
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные:
уметь соотносить процент с соответствующей дробью ( 50% -- 1/2; 25% --1/4 и т.д.)
решать основные задачи на проценты , применять формулу сложных процентов
производить прикидку и оценку результатов вычислений
при вычислении сочетать устные и письменные приемы,
использовать приемы , рационализирующие вычисления .
Выпускник научится :
Тождественные преобразования
Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
понимать смысл записи числа в стандартном виде;
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
• оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Уравнения и неравенства
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;
решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
Находить значение функции по заданному значению аргумента;
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
строить график линейной функции;
проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;
оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчетом без применения формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
определять основные статистические характеристики числовых наборов;
оценивать вероятность события в простейших случаях;
иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Отношения
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться :
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать1 понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.
Числа
Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
сравнивать рациональные и иррациональные числа;
представлять рациональное число в виде десятичной дроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
• развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
выделять квадрат суммы и разности одночленов;
раскладывать на множители квадратный трехчлен;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств);
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
решать дробно-линейные уравнения;
решать простейшие иррациональные уравнения вида , ;
решать уравнения вида ;
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
решать несложные квадратные уравнения с параметром;
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
решать несложные уравнения в целых числах.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, четность/нечетность функции;
строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , , , ;
на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;
исследовать функцию по ее графику;
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;
оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
анализировать затруднения при решении задач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;
решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;
решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;
решать несложные задачи по математической статистике;
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;
оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;
применять правило произведения при решении комбинаторных задач;
оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;
представлять информацию с помощью кругов Эйлера;
решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
оценивать вероятность реальных событий и явлений.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
3 Содержание учебного предмета, курса
перечень доходов и расходов , финансовый план , составляющий ожидаемые доходы и расходы .
превышение расходов над доходами .
падение ценности или покупательной способности денег.
обязательные платежи, взымаемые государством с граждан. Налоги – один из источников дохода государственного бюджета.
вид неустойки . Исчисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежащего исполнения обязательства и уплачивается за каждый день просрочки.
превышение дохода над расходами.
желание и возможности потребителей купить конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте .
система ставок, по которым взимается плата за услугу.( на перевозку , коммунальные услуги).
количество денег, за которое продается и покупается единица товара или услуги.
денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц , виновных в нарушении определенных правил , налагается в случае и в порядке , установленном законом в точно определенной денежной сумме
4 Тематическое планирование
№ п\п | Название темы (раздела) | Содержание Темы (раздела) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) | Кол и чест во часо в | Кон тр ра бот | Пр. Лаб раб или тес |
1 | Проценты. Проценты в прошлом (историческая справка). | Основных задач на проценты | Решать задачи на проценты и дроби, используя понятия отношения пропорции | 5 | | |
2 | Скидка, бюджет, зарплата, пеня. | Задачи с банковскими операциями | Решать задачи с процентами в банковском деле | 5 | | |
3 | Смеси, сплавы, растворы, концентрации | Задачи на смеси сплавы, растворы, | Извлекать информацию из таблиц и диаграмм | 4 | | |
4 | Проценты в современной жизни | Применение задач на проценты в жизни | Использовать знания в современном мире | 3 | | |
Итого: 17 |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей ___________________.
протокол от «______»________________201_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ДАТА По плану | ДАТА Фактич | ТЕМА |
1. | | | Что такое процент? Выражение процента в виде десятичной или обыкновенной дроби. Решение трех стандартных задач. Различные способы решения задач на проценты. Лекция |
2. | | | Проценты. Проценты в прошлом (историческая справка).Решение основных задач на проценты. Практикум. |
3. | | | «Проценты в жизни человека» Решение задач второго уровня сложности. Семинар |
4. | | | «Простой процентный рост»Самостоятельная работа по теме «Понятие процента» |
5. | | | «Сложный процентный рост» Проценты в банковском деле Лекция. |
6 | | | «Скидка» «Распродажа» «Наценка». Решение задач практикум |
7 | | | «Бюджет, зарплата» «Тариф» «Пеня». Самостоятельная работа по теме «Проценты в банковском деле» |
8 | | | Банковские операции.Деловая игра «Математик бизнесмен» |
9 | | | «Пеня» «Штраф» Основные понятия в задачах на смеси, сплавы, концентрацию. Основные этапы решения задач. |
10 | | | Систематизация полученных знаний. Решение задач. Практикум |
11 | | | .Задачи на смеси |
12 | | | Задачи на сплавы |
13 | | | Задачи на растворы |
14 | | | Задачи на концентрацию |
15 | | | Самостоятельная работа по теме «Сплавы, смеси, концентрация» |
16 | | | «Проценты в современной жизни» |
17 | | | Игровые занятия |
1 Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.