МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы _______/Р.А.Гурамешвили/
________ /И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____2020__г. №___
Рабочая программа факультатива «Занимательная математика»
5 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Рубцов Николай Алексеевич,
учитель математики, высшая категория
2020 год
1 Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива 5 класса «Занимательная математика» разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте 3 марта 2011 г.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (с изменениями, внесёнными Приказами Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 года № 1677, от 08 июня 2017года №535,от 20 июня 2017 года №581, от 05 июля 2017 года №629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)
4. Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию )
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с изменениями и дополнениями)
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Нижне -Чулымской средней общеобразовательной школы. Учебный план МКОУ Нижне – Чулымской СОШ на 2020-2021 учебный год.
7. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС муниципального казенного общеобразовательного учреждения Нижне-Чулымской средней общеобразовательной школы.
- информационно – методических материалов:
8. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. - М. Просвещение, 2011 – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
9.Т.А. Бурмистрова. Математика 5-6 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014 9.Т.А. Бурмистрова. Алгебра 7-9 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014 10.Т.А. Бурмистрова. Геометрия 7-9 классы: авторская программа,- М.Просвещение,2014
Программа ориентирована на преподавание курса математики по учебникам: «Математика 5»., «Математика 6»., созданным авторским коллективом В.Г. Дорофеев, И.С. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. и вышедшим в издательстве М. «Просвещение» 2019.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
I. В направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
II. В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
III. В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношение к математики как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» 5 класса по ФГОС составлена на основе:
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
«Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Факультатив предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Факультатив «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
Формы работы :
Коллективная работа с теоретическим материалом.
Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Место факультатива в учебном плане .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочая программа факультатива « Занимательная математика» рассчитана 17ч учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
2 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса является :
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются :
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Ученик научится:
(для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Оперировать понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях
распознавать логически некорректные высказывания
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
понимать особенности десятичной системы счисления;
оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
понимать особенности десятичной системы счисления;
оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации.
Ученик получит возможность научиться:
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать1 понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
углубить и развить представления о натуральных ;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления; приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Общая характеристика факультатива «Занимательная математика»
Факультатив «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде,
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ценностные ориентиры содержания факультатива «Занимательная математика»
Ценностные ориентиры курса связанны с целевыми и ценностными установками начального общего образования по математике. В основе учебно – воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:
- восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математичских отношений;
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека;
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности.
Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Занимательная математика» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
3 Содержание учебного предмета, курса
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Приемы устного счета. -1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
3.Решение занимательных задач. – 2час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций Решение математических ребусов.
Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
4.Упражнения с многозначными числами. – 1,5 часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
5 .Загадки- смекалки. – 1час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения
6.Игры– 2 часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
Закрепление знаний нумерации чисел
7.Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
8. Решение нестандартных задач. – 3часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Решение задач повышенной сложности
Решение задач повышенной сложности.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.Задачи с многовариантными решениями
9. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
10 Знакомьтесь: Архимед! Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения, открытия, вклад в науку
11 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
12 Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
13-14. Круглый стол «Подведем итоги». – 1час
Систематизация знаний по изученным разделам.
4 Тематическое планирование
№ | Название темы | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) | Количество часов | Кон тр ра бот | Пр. Лаб раб или тес |
1. | Натуральные числа и шкалы Вводное занятие «Математика – царица наук» | Натуральный ряд чисел. Десятичная система счисления | Определение интересов, склонностей учащихся. | 1 | | |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел Как люди научились считать | Арифметические действия с натуральными числами. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 1 | | |
3. | Действия с натуральными числами интересные приемы устного счёта | Числовые выражения, значение числового выражения. | устный счёт | 1 | | |
4. | Умножение и деление натуральных чисел Решение занимательных задач в стихах | Порядок действий в числовых выражениях. | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 1 | | |
5. | Уравнения на умножение и деление натуральных чисел Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | Использование скобок при решении числовых выражений. | работа с алгоритмами | 1 | | |
6. | Решение текстовых задач с натуральными числами Учимся отгадывать ребусы. | Решение текстовых задач арифметическими способами | составление математических ребусов | 1 | | |
7. | Решение уравнений Числа-великаны. Коллективный счёт. | Виды уравнений. Корни уравнений. | решение теста -кроссворда | 1 | | |
8. | Решение задач при помощи уравнений Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | Способы составления уравнений | работа с алгоритмом | 1 | | |
9. | Чтение натуральных чисел Решение ребусов и логических задач. | Простые составные числа. | самостоятельная работа | 1 | | |
10. | Законы сложения при решении выражений Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Свойства арифметических действий | составление схем, диаграмм | 1 | | |
11. | Вычитание натуральных чисел Загадки- смекалки | Действие на вычитание натуральных чисел | составление загадок, требующих математического решения | 1 | | |
12. | Буквенные выражения Игра «Знай свой разряд». | Выражения с переменными | работа с таблицей разрядов | 1 | | |
13. | Решение линейных уравнений Обратные задачи. | Уравнения корни уравнений | работа в группах «Найди пару» | 1 | | |
14. | Применение свойств при умножении натуральных чисел Практикум «Подумай и реши». | Свойства умножения натуральных чисел | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 1 | | |
15 | Решение задач на применении формул площадей прямоугольника, квадрата Задачи с изменением вопроса. | Квадрат числа, куб числа. | инсценирования задач | 1 | | |
16. | «Газета любознательных | Обыкновенныые дроби. Сравнение обыкновенных дробей | проектная деятельность | 1 | | |
17. | Решение олимпиадных задач. | Решение задач повышенной сложности | решение заданий повышенной трудности | 1 | | |
Итого: 17ч |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей ___________________.
протокол от «______»________________202_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________202__г.
Календарно- Тематическое планирование
№ урока | Тема | Даты |
план | факт |
1. | Натуральные числа и шкалы. Вводное занятие «Математика – царица наук» | | |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел.Как люди научились считать | | |
3. | Действия с натуральными числами Интересные приемы устного счёта | | |
4. | Умножение и деление натуральных чисел.Решение занимательных задач в стихах | | |
5. | Уравнения на умножение и деление натуральных чисел.Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | | |
6. | Решение текстовых задач с натуральными числами.Учимся отгадывать ребусы. | | |
7. | Решение уравнений.Числа-великаны. Коллективный счёт. | | |
8. | Решение задач при помощи уравнений.Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | | |
9. | Чтение натуральных чисел.Решение ребусов и логических задач. | | |
10. | Законы сложения при решении выражений.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | | |
11. | Вычитание натуральных чисел.Загадки- смекалки | | |
12. | Буквенные выражения. Игра «Знай свой разряд». | | |
13. | Решение линейных уравнений.Обратные задачи. | | |
14. | Применение свойств при умножении натуральных чисел Практикум «Подумай и реши». | | |
15 | Решение задач на применении формул площадей прямоугольника, квадрата.Задачи с изменением вопроса. | | |
16. | Решение выражений на сложение и вычитание обыкновенных дробей.«Газета любознательных | | |
17. | Решение олимпиадных задач. | | |
1 Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.