СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 5-6 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для УМК Мерзляка по математике в 5-6 классах. 5 класс - 4 часа в неделю, 6 класс - 5 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 5-6 классов»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _1__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_1__ от «27» августа 2020г. Приказ № 4-109

от «26» августа 2020 г. от «27» августа 2020 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике



5 – 6 класс

2020-2021 учебный год



Учителя: Трубникова Елена Евгеньевна

Родионов Владимир Викторович



п. Сахаровка

2020 год

Рабочая программа по математике построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего обра­зования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания гражданина России.

Преподавание учебного курса «Математика» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

  • Примерной программой по Математике для 5-11 классов. Авторы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир М. : Вентана-Граф, 2017.

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»













Цели курса:

Целью изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности.

В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной ин- формацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.










Содержание программы

Математика 5 класс

(140 часов, 4 часа в неделю)


Раздел 1. Натуральные числа и шкалы

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Координатный луч. Шкала. Сравнение натуральных чисел.

Раздел 2.Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.

Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Раздел 4. Площади и объемы

Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, ско­рости. Примеры зависимостей между величинами. Представ­ление зависимостей в виде формул. Вычисления по фор­мулам.

Раздел 5. Обыкновенные дроби

Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Раздел 6. Десятичные дроби

Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахожде­ние числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими спосо­бами.


Содержание программы

Математика 6 класс

(175 часов, 5 часов в неделю)

Раздел 1. Арифметика

  • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее

  • кратное.

  • Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

  • Простые и составные числа. Разложение чисел на про­стые множители.

  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Раздел 2. Дроби

  • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахож­дение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

  • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробя­ми. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкно­венной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновен­ной дроби.

  • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.

  • Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и об­ратная пропорциональные зависимости.

  • Решение текстовых задач арифметическими спосо­бами.

Раздел 3. Рациональные числа

  • Положительные, отрицательные числа и число 0.

  • Противоположные числа. Модуль числа.

  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рацио­нальных чисел. Арифметические действия с рациональ­ными числами. Свойства сложения и умножения рацио­нальных чисел.

  • Координатная прямая. Координатная плоскость.

Раздел 4. Числовые и буквенные выражения. Уравнения

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.

  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства урав­нений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Раздел 5. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

  • Случайное событие. Достоверное и невозможное собы­тия. Вероятность случайного события. Решение комби­наторных задач.


Раздел 6. Геометрические фигуры

  • Окружность и круг. Длина окружности.

  • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось сим­метрии фигуры.

  • Наглядные представления о пространственных фигурах: ци­линдр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток много­гранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объё­ма.

  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикуляр­ные прямые. Параллельные прямые.

  • Осевая и центральная симметрии.

Раздел 7. Математика в историческом развитии

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.























Учебно-тематический план


Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

5 класс


Повторение курса математики начальной школы

4

Натуральные числа и шкалы

17

Сложение и вычитание натуральных чисел

24

Умножение и деление натуральных чисел

18

Площади и объемы

12

Обыкновенные дроби

14

Десятичные дроби

45


Итоговое повторение

8

Общее количество часов

140




1

Повторение

3

2

Делимость чисел

17

3

Обыкновенные дроби

38

4

Отношения и пропорции

28

5

Рациональные числа и действия над ними

70

6

Итоговое повторение курса

19


Общее количество часов

175




Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение математики по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.



Предметные результаты:

1) осознание значения математики в повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

• изображать фигуры на плоскости;

• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;

• распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;

• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

• строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;

• читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;

• решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК «Математика 5 класс»

  1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  3. Математика: 5 класс: рабочие тетради № 1, 2 / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  4. Математика: 5 класс: методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.


УМК «Математика 6 класс»

  1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  3. Математика: 6 класс: рабочие тетради № 1, 2 / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.

  4. Математика: 6 класс: методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.



Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература


1. Баврин И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи. — М.: Просвещение, 1994.

2. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика: 5—11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.

3. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: 5—6 классы. — М.: Просвещение, 2004.

4. Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.

5. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе: 5— 11 классы. — М.: Айрис-Пресс, 2005.

6. Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта+, 2003.

7. http:/ www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».




Календарно-тематическое планирование

5 класс

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Повторение курса математики начальной школы 4 ч



Числа и величины. Арифметические действия. Инструктаж по технике безопасности.

Урок-прак­тикум

Повторение учебного материала за курс начальной школы



Геометрические фигуры и величины. Пространственные отношения.

Урок-прак­тикум



Стартовая диагностика

Урок-прак­тикум



Анализ стартовой диагностики.

Урок-прак­тикум

Натуральные числа и шкалы 17 ч



Ряд натуральных чисел

Урок из­учения нового ма­териала

Определить: Натуральные числа. Чтение и запись натуральных чисел



Ряд натуральных чисел

Комбинированный урок



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Урок из­учения нового ма­териала



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Комбинированный урок



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Комбинированный урок



Отрезок. Длина отрезка

Комбинированный урок

Определить: Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения отрез­ков. Треугольник. Элементы треугольника. Многоуголь­ники



Отрезок. Длина отрезка

Комбинированный урок



Отрезок. Длина отрезка

Комбинированный урок



Плоскость. Прямая. Луч.

Комбинированный урок

Историческая справка. Определить: Плоскость, прямая, отрезок, луч, дополнитель­ные лучи



Плоскость. Прямая. Луч

Комбинированный урок



Шкала. Координатный луч

Комбинированный урок

Определить: Шкалы и координаты. Ко­ординатный луч, единичный отрезок



Шкала. Координатный луч

Комбинированный урок



Шкала. Координатный луч

Комбинированный урок



Сравнение натуральных чисел

Комбинированный урок

Сравнение натуральных чисел



Сравнение натуральных чисел

Комбинированный урок



Сравнение натуральных чисел

Комбинированный урок



Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Натуральные числа и шкалы»

Сложение и вычитание натуральных чисел 24 ч



Сложение натуральных чисел.

Урок из­учения нового ма­териала

Сложение натуральных чи­сел.



Сложение натуральных чисел.

Комбинированный урок



Свойства сложения

Комбинированный урок

Компоненты сложения. Свойства сложения



Свойства сложения

Комбинированный урок



Вычитание натуральных чисел

Комбинированный урок

Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычита­ния. Свойства вычитания



Вычитание натуральных чисел

Комбинированный урок



Числовые и буквенные выражения. Формулы

Комбинированный урок

Определить: Числовые и буквенные вы­ражения. Значение число­вого выражения. Значение буквы. Буквенная запись свойств сложения и вычи­тания



Числовые и буквенные выражения. Формулы

Комбинированный урок



Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Сложение и вычи­тание натуральных чисел»



Уравнение

Урок из­учения нового ма­териала

Простейшие линейные урав­нения. Задачи на составле­ние уравнений.



Уравнение

Комбинированный урок



Уравнение

Комбинированный урок



Угол. Обозначение углов

Комбинированный урок

Понятие углов и их виды



Угол. Обозначение углов

Комбинированный урок



Виды углов. Измерение углов

Комбинированный урок



Виды углов. Измерение углов

Комбинированный урок



Виды углов. Измерение углов

Комбинированный урок



Многоугольники. Равные фигуры

Комбинированный урок

Многоугольники. Равные фигуры



Многоугольники. Равные фигуры

Комбинированный урок



Треугольник и его виды

Комбинированный урок



Треугольник и его виды

Комбинированный урок



Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

Комбинированный урок



Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

Комбинированный урок



Контрольная работа № 3 по теме: «Уравнения»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Уравнение»

Умножение и деление натуральных чисел 18 ч



Умножение. Переместительное свойство умножения

Урок из­учения нового ма­териала

Умножение натуральных чисел. Компоненты умноже­ния. Свойства умножения



Умножение. Переместительное свойство умножения

Комбинированный урок



Умножение. Переместительное свойство умножения

Комбинированный урок



Умножение. Переместительное свойство умножения

Комбинированный урок



Сочетательное и распределительное свойства умножения

Комбинированный урок

Распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания. Упрощение вы­ражений



Сочетательное и распределительное свойства умножения

Комбинированный урок



Сочетательное и распределительное свойства умножения

Комбинированный урок



Деление

Комбинированный урок

Деление натуральных чисел с остатком. Компоненты действия и результат при де­лении с остатком



Деление

Комбинированный урок



Деление

Комбинированный урок



Деление

Комбинированный урок



Деление

Комбинированный урок



Деление с остатком

Комбинированный урок



Деление с остатком

Комбинированный урок



Деление с остатком

Комбинированный урок



Степень числа

Комбинированный урок

Определить: Степень числа. Квадрат и куб числа



Степень числа

Комбинированный урок



Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Действия с нату­ральными числами»

Площади и объемы 12 ч



Площадь. Площадь прямоугольника

Урок из­учения нового ма­териала

Определить: Площадь. Квадратный сан­тиметр. Формула площади прямоугольника. Формула площади квадрата. Равные фигуры



Площадь. Площадь прямоугольника

Комбинированный урок



Площадь. Площадь прямоугольника

Комбинированный урок



Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

Комбинированный урок

Определить: Прямоугольный парал­лелепипед. Грани, ребра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Три из­мерения прямоугольного параллелепипеда - длина, ширина, высота. Куб - раз­новидность прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольно­го параллелепипеда



Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

Комбинированный урок



Объем прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок



Объем прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок



Объем прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок



Комбинаторные задачи

Комбинированный урок



Комбинаторные задачи

Комбинированный урок



Комбинаторные задачи

Комбинированный урок



Контрольная работа № 5 «Площади и объемы»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний уча­щихся по теме «Площади и объемы»

Обыкновенные дроби 14 ч



Понятие обыкновенной дроби

Урок из­учения нового ма­териала

Определить: Доли. Обыкновенные дроби. Числитель, знаменатель дро­би, дробная черта



Понятие обыкновенной дроби

Комбинированный урок



Понятие обыкновенной дроби

Комбинированный урок



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

Комбинированный урок

Сравнение дробей с оди­наковыми знаменателями. Равные дроби. Определить: Правильные и неправиль­ные дроби



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

Комбинированный урок



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

Комбинированный урок



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Комбинированный урок

Определить: Правила сложения и вычи­тания дробей с одинаковы­ми знаменателями



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Комбинированный урок



Дроби и деление натуральных чисел

Комбинированный урок

Определить: Деление и дроби. Черта дроби как знак деления. Свойство деления суммы на число



Смешанные числа

Комбинированный урок

Определить: Смешанные числа. Целая и дробная часть смешанного числа



Смешанные числа

Комбинированный урок



Смешанные числа

Комбинированный урок



Смешанные числа

Комбинированный урок



Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Обыкновенные дроби»

Десятичные дроби 45 ч



Представление о десятичных дробях

Урок из­учения нового ма­териала

Определить: Десятичные дроби. Пред­ставление правильных дробей и смешанных чисел в виде десятичных дробей



Представление о десятичных дробях

Комбинированный урок



Представление о десятичных дробях

Комбинированный урок



Сравнение десятичных дробей

Комбинированный урок

Сравнение десятичных дробей. Равные десятичные дроби



Сравнение десятичных дробей

Комбинированный урок



Сравнение десятичных дробей

Комбинированный урок



Округление чисел. Прикидки

Комбинированный урок

Определить: Приближенные значения чисел. Правило округления чисел.



Округление чисел. Прикидки

Комбинированный урок



Округление чисел. Прикидки

Комбинированный урок



Сложение и вычитание десятичных дробей

Комбинированный урок

Сложение и вычитание де­сятичных дробей. Разряды в десятичных дробях. Срав­нение десятичных дробей по разрядам



Сложение и вычитание десятичных дробей

Комбинированный урок



Сложение и вычитание десятичных дробей

Комбини­рованный урок



Сложение и вычитание десятичных дробей

Комбинированный урок



Сложение и вычитание десятичных дробей

Урок-прак­тикум



Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание де­сятичных дробей»



Умножение десятичных дробей

Урок из­учения нового ма­териала

Произведение десятичной дроби и натурального числа. Правило умножения деся­тичной дроби на натураль­ное число. Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000...



Умножение десятичных дробей

Комбинированный урок



Умножение десятичных дробей

Комбинированный урок



Умножение десятичных дробей

Комбинированный урок



Умножение десятичных дробей

Комбинированный урок



Умножение десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок

Правило деления десятич­ной дроби на натуральное число. Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000...



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Комбинированный урок



Деление десятичных дробей

Урок-прак­тикум



Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Умножение и деле­ние десятичных дробей»



Среднее арифметическое. Среднее значение величины

Урок из­учения нового ма­териала

Среднее арифметическое. Средняя скорость движения. Двоичная система счисле­ния



Среднее арифметическое. Среднее значение величины

Комбинированный урок



Среднее арифметическое. Среднее значение величины

Комбинированный урок



Проценты. Нахождения процентов от числа

Комбинированный урок

Проценты. Проценты и де­сятичные дроби.



Проценты. Нахождения процентов от числа

Комбинированный урок



Проценты. Нахождения процентов от числа

Комбинированный урок



Проценты. Нахождения процентов от числа

Комбинированный урок



Проценты. Нахождения процентов от числа

Комбинированный урок



Нахождение числа по его процентам

Комбинированный урок



Нахождение числа по его процентам

Комбинированный урок



Нахождение числа по его процентам

Комбинированный урок



Нахождение числа по его процентам

Урок-прак­тикум



Контрольная работа № 9 «Проценты»

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний учащихся по теме «Проценты»

Итоговое повторение 8 ч



Арифметические действия с натуральными и дробными числами

Урок из­учения нового ма­териала

Повторение учебного материала за курс 5 класса



Буквенные выражения. Упрощение выражений.

Комбинированный урок



Формулы

Комбинированный урок



Уравнения.

Комбинированный урок



Измерения и вычисления.

Комбинированный урок



Итоговое тестирование

Урок контроля знаний и умений

Подведение итогов года



Анализ итогового тестирования

Урок-практикум



Итоговый урок

Урок-прак­тикум



Календарно - тематическое планирование

6 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Повторение курса математики 5 класса (3 часа)

1



Дроби. Арифметические действия с дробями


Вводный урок

Повторяют правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел Читают и записывают обыкновенные и десятичные дроби

-Читают и записывают числа в десятичном виде

2



Решение уравнений. Проценты Решение задач

Урок коррекции

- Сравнивают натуральные числа по классам и разрядам

- Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий по повторяемой теме

- Используют различные приёмы проверки


3



Вводная контрольная работа

Урок контроля знаний

Демонстрируют знание основных тем, изученных в 5 классе

Глава I. Делимость натуральных чисел (17 ч)


4



Делители натурального числа

Урок рефлексии


Вводный урок

Формулируют определения делителя и кратного

Находят делители и кратные


5



Кратные натурального числа


Решение УЗ

Формулируют определения делителя и кратного

6



Признаки делимости на 5 и 10

Решение УЗ

Формулируют свойства и признаки делимости на 5 , на 10

7



Признаки делимости на 2

Решение УЗ

Формулируют свойства и признаки делимости на на 2

8



Решение задач

Отработка СД

Исследуют простейшие числовые закономерности, проводят числовые эксперименты

9



Признаки делимости на 9 и на 3

Решение УЗ

Исследуют простейшие числовые закономерности, проводят числовые эксперименты

10



Признаки делимости на 9 и на 3

Отработка СД

Проводят разложение составных чисел на простые множители

11



Решение задач на признаки делимости

Отработка СД

Составляют алгоритм нахождения НОД

12



Простые и составные числа

Решение УЗ

Исследуют простейшие числовые закономерности, проводят числовые эксперименты

13



Наибольший общий
делитель.

Решение УЗ

Составляют алгоритм нахождения НОД

Находят НОД чисел


14



Наибольший общий
делитель.

Решение УЗ

15



Решение упражнений

Отработка СД

Демонстрируют знание основных тем

16



Наименьшее общее кратное

Решение УЗ

Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы Признаки делимости, простые и составные числа, НОК И НОД натуральных чисел,
взаимно простые числа

17



Решение упражнений

Отработка СД

Составляют алгоритм нахождения НОК


18



Решение задач

Урок обобщения знаний

Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы

Находят НОД и НОК чисел

19



Обобщение материала по теме «Делимость натуральных чисел»

Урок коррекции

Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы


20



Контрольная работа №1 «НОД и НОК»

Урок контроля знаний

Находят НОД и НОК чисел. Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий

21



Основное свойство дроби

Урок рефлексии Вводный урок

Применяют основное свойство дроби;

Сокращают дроби;

Приводят дроби к общему знаменателю;

Сравнивают дроби;

Складывают и вычитают дроби с разными знаменателями


22



Основное свойство дроби

Решение УЗ

23



Сокращение дробей

Решение УЗ

24



Сокращение дробей

Отработка СД

25



Решение упражнений на сокращение

Отработка СД

Решают задачи

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий по изучаемой теме

Используют различные приёмы проверки правильности выполняемых заданий

Создают алгоритм нахождения общего знаменателя, наименьшего общего знаменателя

26



Приведение дробей к общему знаменателю

Решение УЗ

27



Приведение дробей к общему знаменателю

Отработка СД

Глава 2. Обыкновенные дроби (38 ч)


28



Сравнение дробей

Урок рефлексии


Моделируют в графической, предметной форме правила сравнения, сложения и вычитания дробей

29



Сложение дробей с разными
знаменателями

Решение УЗ

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий по изучаемой теме

Используют различные приёмы проверки правильности выполняемых заданий

30



Вычитание дробей с разными
знаменателями

Решение УЗ

Решают задачи на дроби,в том числе задачи из реальной практики, Проводят несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел.

31



Решение упражнений

Отработка СД

Демонстрируют знание основных тем Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы

Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы

32



Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Обобщающий урок


33



Решение задач

Урок коррекции

Демонстрируют знание основных тем

34



Контрольная работа №2 «Сокращение, сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Урок контроля знаний

Анализируют и осмысливают уровень усвоения темы «Смешанное число. Правила сложения и вычитания смешанных чисел, свойства сложения и вычитания чисел»

35



Умножение дробей

Решение УЗ

Умножают дроби

Решают задачи на умножение дробей

Находят дробь от числа

Производят умножение дроби на натуральное
число и умножение обыкновенных
дробей

Составляют и вычисляют выражения, содержащие натуральные, дробные и смешанные числа

Демонстрируют умение применять полученные знания при решении задач

36



Умножение дробей

Решение УЗ

37



Решение упражнений

Отработка СД

38



Решение задач

Отработка СД

39



Решение задач

Отработка СД

40



Нахождение дроби от числа

Решение УЗ

Демонстрируют умение применять полученные знания при решении задач

41



Нахождение дроби от числа

Обобщающий урок

Используют различные приёмы проверки правильности выполняемых заданий

42



Решение упражнений

Урок коррекции

Формулируют, записывают с помощью букв правило умножения дроби на натуральное число и на дробь

43



Контрольная работа №3 «Умножение обыкновенных дробей»

Урок контроля знаний

Формулируют, записывают с помощью букв правило умножения дроби на натуральное число и на дробь

44



Взаимно обратные числа


Решение УЗ

Умножают дроби. Решают задачи на умножение дробей

Находят дробь от числа

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения заданий. Вычисляют значение дроби от целого, дробного и смешанного числа

45



Деление дробей

Решение УЗ

46



Деление смешанных чисел

Решение УЗ

Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями

47



Деление дробей

Решение УЗ

48



Решение упражнений

Отработка СД

49



Решение задач на деление дробей

Отработка СД

Демонстрируют умение применять полученные знания при решении задач

50



Нахождение числа по его дроби

Решение УЗ

Правила умножения дробей, нахождение дроби от числа, распределительное свойство умножения

51



Нахождение числа по его дроби

Отработка СД

Демонстрируют умение применять полученные знания при решении задач

52



Решение упражнений

Рефлексия Решение УЗ

Составляют алгоритм нахождения чисел, обратных натуральному, дробному и смешанному числу

53



Решение упражнений

Решение УЗ


Формулируют правила деления дробей и смешанных чисел

54



Бесконечно периодические десятичные дроби.

Решение УЗ

Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях


55



Десятичное приближение обыкновенной дроби.

Отработка СД

56



Десятичное приближение обыкновенной дроби.

Обобщающий урок

Демонстрируют умение применять полученные знания

57



Повторение и систематизация учебного материала

Урок коррекции

Используют различные приёмы проверки правильности выполняемых заданий

58



Контрольная работа № 4 «Обыкновенные дроби»

Урок контроля знаний

Демонстрируют умение применять полученные знания Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий

Глава 3 Отношения и пропорции (28 ч)

59



Отношения

Урок рефлексии. Вводный урок

Решают задачи, содержащие отношения

Решают задачи, содержащие пропорции

Составляют алгоритм нахождения числа по данному значению его дроби или его процентов

60




Решение задач

Решение УЗ

61



Пропорции

Решение УЗ

Пропорция. Верная пропорция. Крайние члены пропорции. Средние члены пропорции. Основное свойство пропорции

Неизвестный член пропорции

Применяют алгоритм нахождения числа по данному значению его дроби или его процентов


62



Решение упражнений

Отработка СД

63



Решение задач

Отработка СД

64



Решение задач на пропорцию

Решение УЗ

65



Процентное отношение двух чисел.

Решение УЗ


Решают задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики) Представляют проценты в дробях и дроби в процентах.

66



Процентное отношение двух чисел.

Обобщающий урок

67



Решение задач

Урок коррекции


Используют различные приёмы проверки правильности выполняемых заданий

Решают задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики


68



Контрольная работа №5 «Отношения и пропорции

Урок контроля знаний

69



Прямая пропорциональная зависимость

Решение УЗ

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма выполнения заданий по изучаемой теме

Определяют вид пропорциональной зависимости


70



Обратная пропорциональная зависимость

Решение УЗ

Приводят примеры прямой и обратной пропорциональной зависимости величин

71



Деление числа в данном отношении.

Решение УЗ

72



Решение задач по «Деление числа в данном отношении»

Отработка СД

73



Окружность и круг.

Решение УЗ

Вычисляют длину окружности и площадь круга.

74



Решение задач на «Окружность и круг»

Отработка СД

Вычисляют длину окружности и площадь круга.

Используют знания о зависимости между радиусом (диаметром) и длиной окружности


75



Длина окружности

Решение УЗ

76



Площадь круга

Решение УЗ

77



Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Отработка СД

78



Цилиндр. Конус. Шар

Решение УЗ

Используют знания о зависимости между радиусом (диаметром) и длиной окружности

79



Диаграммы

Решение УЗ

Решают задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики

80



Чтение графиков

Решение УЗ

81



Случайные события.

Решение УЗ

82



Вероятность случайного события.

Решение УЗ

83



Решение задач по теме «Вероятность случайного события»

Отработка СД

Определяют размеры объектов и расстояние между ними Масштаб карты.

84



Повторить и систематизация учебного материала

Обобщающий урок


Вычисляют длину окружности и площадь круга

85



Обобщение темы «Окружность и круг»

Урок коррекции


Вычисляют длину окружности и площадь круга

86



Контрольная работа № 6 «Окружность и круг»

Урок контроля знаний

Демонстрируют усвоенные знания


Глава 4 Рациональные числа и действия над ними (70 ч)

87



Положительные и отрицательные числа

Урок рефлексии. Вводный урок

Изображают точками координатной прямой положительные и отрицательные числа

88



Противоположные числа

Решение УЗ

89



Координатная прямая

Решение УЗ

90



Решение задачи по теме «Координатная прямая»

Отработка СД

Составляют по тексту численные и буквенные выражения

91



Решение задачи по теме «Координатная прямая»

Отработка СД

Изображают точками координатной прямой положительные и отрицательные числа

92



Целые числа

Решение УЗ

Приводят примеры использования положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т.п.)

93



Рациональные числа

Решение УЗ

94



Модуль числа

Решение УЗ

Формулируют и записывают с помощью букв свойства модуля

95



Решение задач по теме «Модуль числа»

Отработка СД

Формулируют и записывают с помощью букв свойства модуля

96



Решение задач по теме «Модуль числа»

Отработка СД

97



Сравнение целых чисел

Решение УЗ

Сравнивают и упорядочивают рациональные числа, модули чисел

98



Сравнение чисел

Отработка СД

99



Решение упражнений «Сравнение чисел»

Обобщающий урок

Демонстрируют усвоенные знания

100



Решение упражнений «Сравнение чисел»

Урок коррекции


101



Контрольная работа №7 «Противоположные числа и модуль»

Урок контроля знаний

Демонстрируют усвоенные знания

102



Сложение рациональных чисел

Решение УЗ

Изучают правила сложения рациональных чисел

Учатся складывать рациональные числа

103



Сложение рациональных чисел

Решение УЗ

Формулируют правило сложения чисел с разными знаками

Учатся складывать рациональные числа

104



Решение упражнений «Сложение рациональных чисел»

Отработка СД


Применяют правило сложения рациональных чисел. Проверяют правильность вычислений разными способами

Формулируют правило сложения отрицательных чисел

105



Решение упражнений «Сложение рациональных чисел»

Отработка СД

106



Свойства сложения рациональных чисел

Решение УЗ

Формулируют правило сложения чисел с разными знаками. Применяют свойства сложения рациональных чисел

107



Решение упражнений «Свойства сложения рациональных чисел»

Отработка СД

Применяют правило сложения рациональных чисел. Проверяют правильность вычислений разными способами


108



Вычитание чисел с одинаковыми знаками

Решение УЗ

Формулируют правило вычитания отрицательных чисел.

109



Вычитание чисел с одинаковыми знаками

Отработка СД

Формулируют правило вычитания отрицательных чисел.

110



Вычитание рациональных чисел

Решение УЗ

Повторяют сложение и вычитание чисел.

Длина отрезка

111



Решение упражнений «Вычитание рациональных чисел»

Обобщающий урок

Проверяют правильность вычислений с помощью контрольных заданий

112



Решение задач по теме «Вычитание рациональных чисел»

Урок коррекции

Демонстрируют усвоенные знания


113



Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Урок контроля знаний

Демонстрируют усвоенные знания


114



Умножение чисел с одинаковыми знаками

Решение УЗ

Изучают правило умножения чисел с одинаковыми знаками

Учатся умножать отрицательные числа

115



Умножение чисел с разными знаками

Решение УЗ

Повторяют сложение и вычитание чисел.

Длина отрезка

116



Решение упражнений «Умножение рациональных чисел»

Отработка СД

Учатся умножать рациональные числа

117



Решение задач по теме «Умножение рациональных чисел»

Отработка СД

Выполняют умножение двух чисел с разными знаками, двух отрицательных чисел

118



Переместительное свойство умножения рациональных чисел

Решение УЗ

Выполняют умножение двух чисел с разными знаками, двух отрицательных чисел

119



Сочетательное свойство умножения рациональных чисел

Решение УЗ

120



Коэффициент


Решение УЗ

Выполняют деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками

121



Распределительное свойство умножения

Решение УЗ

122



Распределительное свойство умножения

Отработка СД

123



Распределительное свойство умножения

Отработка СД

Характеризуют множество целых чисел, множество рациональных чисел. Представляют рациональные числа в разном виде

124



Решение задач по теме «Распределительное свойство умножения»

Решение УЗ

125



Решение задач по теме «Распределительное свойство умножения»

Отработка СД

126



Деление рациональных чисел

Решение УЗ

127



Решение упражнений «Деление рациональных чисел»

Отработка СД

128



Решение задач по теме «Деление рациональных чисел»

Обобщающий урок

129



Обобщение материала по теме «Рациональные числа и действия над ними»


Урок коррекции

Свойства действий с рациональными числами

130



Контрольная работа № 9 «Рациональные числа и действия над ними»

Урок контроля знаний

Свойства действий с рациональными числами

131



Уравнения. Корень уравнения

Решение УЗ



Преобразовывают буквенные выражения с числовыми коэффициентами

132



Уравнения

Отработка СД

133



Решение уравнений

Решение УЗ

134



Решение уравнений

Отработка СД


Составляют и упрощают выражения с подобными слагаемыми

135



Решение задач с помощью уравнений

Решение УЗ

136



Решение задач на движение

Решение УЗ

137



Решение задач на части

Решение УЗ

Демонстрируют усвоенные знания


138



Урок-игра по теме «Уравнения»

Обобщающий урок

Решают простейшие уравнения


139



Обобщение материала «Решение задач с помощью уравнений»

Урок коррекции

Демонстрируют усвоенные знания


140



Контрольная работа № 10 «Решение уравнений»

Урок контроля знаний

Составляют линейные уравнения с одним неизвестным по условиям задач. Решают простейшие линейные уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических

действий

141



Перпендикулярные прямые

Решение УЗ

Демонстрируют усвоенные знания

142



Решение упражнений «Перпендикулярные прямые»

Отработка

СД

Демонстрируют усвоенные знания

143



Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые»

Отработка

СД

Демонстрируют усвоенные знания

144



Осевая и центральная симметрия

Решение УЗ

Решают простейшие уравнения

145



Подготовка к мини – проекту «Симметрия»

Отработка

СД


Демонстрируют усвоенные знания


146



Защита проекта по теме «Симметрия»

Отработка

СД

Строят перпендикулярные прямые, отрезки, лучи

147



Параллельные прямые

Решение УЗ

Строят параллельные прямые

148



Решение упражнений «Параллельные прямые»

Отработка

СД


149



Координатная плоскость

Решение УЗ

Строят координатную плоскость, называют ее элементы

Строят на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам; определяют координаты точек

150



Координаты точки

Решение УЗ

Строят на координатной плоскости точки и фигуры, симметричные заданным

151



Решение упражнений «Координатная плоскость»

Отработка

СД

152



Графики

Решение УЗ

Выполняют сбор информации в несложных случаях, организовывают информацию в виде таблиц и диаграмм

153



Графики. Подготовка к мини – проекту

Отработка

СД

Выполняют построение графиков прямо и обратно пропорциональной зависимости

154



Защита мини – проекта по координатной плоскости

Обобщающий урок

155



Повторение и систематизация учебного материала

Урок коррекции

Строят и читают графики зависимости. Изображают на координатной плоскости множество решений двойного неравенства. Распознают на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые. Извлекают информацию из таблиц и диаграмм, находят наибольшие и наименьшие значения

156



Повторение и систематизация учебного материала

Урок контроля знаний

Итоговое повторение курса математики 6 класса (19 ч)


157



Повторение темы «Признаки делимости»

Урок рефлексии

Выполняют упражнения по темам: Натуральные числа Обыкновенные дроби. Десятичные дроби.

158



Повторение темы «Признаки делимости»

Урок коррекции

Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами. Нахождение дроби от числа, числа
по значению его дроби

159



Повторение темы «НОК и НОД чисел»

Урок коррекции

160



Повторение темы «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

Урок коррекции

161



Повторение темы «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

Урок коррекции

Выполняют упражнения по темам: Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости

162



Повторение темы «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

Урок коррекции

163



Повторение темы

«Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел»

Урок коррекции

164



Повторение темы «Умножение и деление рациональных чисел»

Урок коррекции

165



Повторение темы «Отношения пропорции»

Урок коррекции

166



Повторение темы «Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Урок коррекции

Выполняют упражнения по темам: Перпендикулярные прямые. Координатные прямые. Начало отсчета. Единичный отрезок. Координата точки.

167



Повторение темы «Окружность и круг»

Урок коррекции


168



Повторение темы «Рациональные числа и действия над ними»

Урок коррекции


169



Повторение систематизация по теме «Рациональные числа и действия над ними»

Урок коррекции


170



Повторение темы «Рациональные числа и действия над ними»

Урок коррекции


171



Повторение темы «Осевая и центральная симметрии

Урок коррекции


172



Повторение темы «Координатная плоскость. Графики»

Урок коррекции


173



Подготовка к итоговой контрольной работе

Урок коррекции





174



Итоговая к/р за курс 6 класса

Урок контроля знаний


175



Анализ контрольной работы

Урок рефлексии




Критерии оценивания достижений обучающихся

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 4-х балльной («5», «4», «3», «2») системе.

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.

7. Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок. Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

 изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

 правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

 показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

 продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

 допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).  имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

 при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

 не раскрыто основное содержание учебного материала;

 обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

 допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

 работа выполнена полностью.

 в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

 в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

 работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

 допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

 допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

 допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере;  работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

отбрасывание без объяснений одного из них;

равнозначные им ошибки;

вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

неточность графика;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Контрольно-измерительные материалы

Тесты

Все вопросы в тестах разделены на три уровня сложности.

Задания части А – базового уровня, части В – повышенного, части С – высокого уровня.

При оценивании результатов тестирования это следует учитывать.

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.

Используется гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку:

80-100% от минимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% от минимальной суммы баллов – оценка «4»

40-60% от минимальной суммы баллов – оценка «3»

0-40% от минимальной суммы баллов – оценка «2».

Математические диктанты.

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно выполненных заданий.

Перед началом диктанта довести до сведения учащихся нормы оценок за 10 вопросов:

10-9 вопросов – оценка «5»

8-7 вопросов – оценка «4»

6-5 вопросов – оценка «3»

Менее 5 вопросов – оценка «2».

Контрольные и самостоятельные работы

Единые нормы являются основой при оценке как контрольных, так и всех других письменных работ по математике. Они обеспечивают единство требований к обучающимся со стороны всех учителей образовательных учреждения, сравнимость результатов обучения в разных классах. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной работы учащегося, обращать внимание на качество выполнения работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер. Содержание и объем материала, включаемого в контрольные письменные работы, а также в задания для повседневных письменных упражнений, определяются требованиями, установленными программой. Наряду с контрольными работами по определенным разделам темы следует проводить итоговые контрольные работы по всей изученной теме.

По характеру заданий письменные работы могут состоять:

а) только из примеров;

б) только из задач;

в) из задач и примеров.

Контрольные работы, которые имеют целью проверку знаний, умений и навыков учащихся по целому разделу программы, а также по материалу, изученному за четверть или за год, как правило, должны состоять из задач и примеров.

Оценка письменной работы определяется с учетом, прежде всего, ее общего математического уровня, оригинальности, последовательности, логичности ее выполнения, а также числа ошибок и недочетов и качества оформления работы.

Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.

За орфографические ошибки, допущенные учениками, оценка не снижается; об орфографических ошибках доводится до сведения преподавателя русского языка. Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречавшихся школьникам класса, должны учитываться как недочеты в работе. При оценке письменных работ по математике различают грубые ошибки, ошибки и недочеты.

Грубыми в 5-6 классах считаются ошибки, связанные с вопросами, включенными в «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» Образовательных стандартов, а также показывающие, что ученик не усвоил вопросы изученных новых тем, отнесенные Стандартами основного общего образования к числу обязательных для усвоения всеми учениками. Так, к грубым относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незнании таблицы сложения или таблицы умножения, связанные с незнанием алгоритма письменного сложения и вычитания, умножения и деления на одно- или двузначное число и т. п., ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил и явном неумении их применять, о незнании приемов решения задач, аналогичных ранее изученным.

Примечание. Если грубая ошибка встречается в работе только в одном случае из нескольких аналогичных, то при оценке работы эта ошибка может быть приравнена к негрубой.

Примерами негрубых ошибок являются: ошибки, связанные с недостаточно полным усвоением текущего учебного материала, не вполне точно сформулированный вопрос или пояснение при решении задачи, неточности при выполнении геометрических построений и т. п. Недочетами считаются нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач, небрежное выполнение чертежей и схем, отдельные погрешности в формулировке пояснения или ответа в задаче.

К недочетам можно отнести и другие недостатки работы, вызванные недостаточным вниманием учащихся, например: неполное сокращение дробей или членов отношения; обращение смешанных чисел в неправильную дробь при сложении и вычитании; пропуск чисел в промежуточных записях; перестановка цифр при записи чисел ошибки, допущенные при переписывании, и т. п.

Оценка письменной работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований

Оценка «5» ставится за безукоризненное выполнение письменной работы, т. е.:

а) если решение всех примеров верное;

б) если все действия и преобразования выполнены правильно, без ошибок;

в) все записи хода решения расположены последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.

Оценка «4» ставится за работу, в которой допущена одна (негрубая) ошибка или 2- 3 недочета.

Оценка «3» ставится в следующих случаях:

а) если в работе имеется 1 грубая и не более 1 негрубой ошибки;

б) при наличии 1 грубой ошибки и 1-2 недочетов;

в) при отсутствии грубых ошибок, но при наличии 2-4 негрубых ошибок;

г) при наличии двух негрубых ошибок и не более трех недочетов;

д) при отсутствии ошибок, но при наличии 4 и более недочетов;

е) если неверно выполнено не более половины объема всей работы.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно выполнено менее половины всей работы.

Примечание.

Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие 1-2 недочетов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.

Оценка письменной работы на решение текстовых задач

Оценка «5» ставится в том случае, когда задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения.

Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена 1 негрубая ошибка или 2-3 недочета.

Оценка «3» ставится в том случае, если ход решения правилен, но допущены:

а) 1 грубая ошибка и не более 1 негрубой;

б) 1 грубая ошибка и не более 2 недочетов;

в) 3-4 негрубые ошибки при отсутствии недочетов;

г) допущено не более 2 негрубых ошибок и 3 недочетов;

д) более 3 недочетов при отсутствии ошибок.

Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка. Примечание.

Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие описки или недочета, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.

2. положительная оценка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объема всей работы.

Оценка комбинированных письменных работ по математике

Письменная работа по математике, подлежащая оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа).

В таком случае преподаватель сначала дает предварительную оценку каждой части работы, а затем общую, руководствуясь следующим:

а) если обе части работы оценены одинаково, то эта оценка должна быть общей для всей работы целиком;

б) если оценки частей разнятся на 1 балл, то за работу в целом, как правило, ставится балл, оценивающий основную часть работы;

в) если одна часть работы оценена баллом «5», а другая – «3», то преподаватель может оценить такую работу в целом баллом «4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;

г) если одна часть работы оценена баллом «5» или «4», а другая – баллом «2» или «1», то преподаватель может оценить всю работу баллом «3» при условии, что высшая оценка поставлена за основную часть работы.

Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает больший по объему или наиболее важный по значению материал по изучаемым темам программы.

Оценка текущих письменных работ.

При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися. Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закрепленных знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы. Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закрепленные правила, могут оцениваться менее строго. Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором их под руководством учителя, оцениваются более строго. Домашние письменные работы оцениваются так же, как классная работа обучающего характера.

Промежуточная аттестация: итоговая оценка за четверть и за год.

В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценка за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ. Поэтому при выведении итоговой оценки за четверть «среднеарифметический подход» недопустим – такая оценка не отражает достаточно объективно уровень подготовки и математического развития ученика. Итоговую оценку определяют, в первую очередь, оценки за контрольные работы, затем – принимаются во внимание оценки за другие письменные и практические работы, и лишь в последнюю очередь – прочие оценки. При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок, но также с обязательным учетом фактического уровня знаний ученика на конец года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!