Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива».
Программа курса разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение математики в начальной школе отводится всего 516 часов. В третьем классе на изучение математики отводится 131 час, из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Наглядная геометрия» - 23 часа. Цель внутрипредметного модуля: использовать огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии, развивать формы мышления, формировать высокую мотивацию учебного процесса, формирование элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в школьной деятельности.
Основными цели курса:
• формирование у учащихся основ умения учиться;
• развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
• создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Задачи курса:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
2. Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Множество | 12 ч |
2. | Многозначные числа | 12 ч |
3. | Круглые числа | 5 ч |
4. | Единицы длины, массы. | 4 ч |
5. | Умножение и деление многозначных чисел. | 16 ч |
6. | Преобразование фигур. Симметрия. | 4 ч |
7. | Меры времени. | 3 ч |
8. | Выражения с переменной. Уравнение. | 6 ч |
9. | Периметр, площадь, объем, | 4 ч |
10. | Скорость. Время. Расстояние. Задачи на движение | 9 ч |
11. | Умножение многозначных чисел. | 7 ч |
12. | Умножение на трехзначное число | 5 ч |
13. | Работа. Производительность. Время. | 4 ч |
14. | Решение задач. | 10 ч |
15. | Повторение. | 7 ч |
16. | Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» | 23 ч |
Итого: | 131 |
3.Содержание тем учебного курса.
Числа и действия над ними
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями. Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними. Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000. Название и последовательность трехзначных чисел. Разрядный состав трехзначного числа, сравнение. Приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел,основанные на знании нумерации и способов образования числа. Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Делители и кратные. Четные и нечетные числа. Деление с остатком. Свойства остатков. Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд(письменные способы). Умножение и деление на 10,100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Умножение и деление трехзначного числа на однозначные и двузначные числа (письменные способы). Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение составных задач в 2-4 действия. Задачи с пропорциональными величинами.
Геометрические фигуры и их свойства
Пирамида. Вершины, грани, ребра пирамиды. Окружность и круг. Центр и радиус окружности, круга. Циркуль. Вычерчивание узоров, круговых орнаментов из окружностей. Числовые узоры (орнаменты). Вычерчивание узоров геометрических фигур.
Величины и их измерение
Единицы длины: километр, миллиметр. Соотношения между единицами длины. Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр,квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Определение времени по часам.
Единицы массы: грамм, центнер, тонна. Соотношение между единицами массы. Сравнение, сложение и вычитание значений величин. Перевод единиц измерения.
Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» дополняет курс «Математики», и помогает, используя тот объем знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся, знакомит их с геометрическими телами и их развертками, формирует конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Программа модуля предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно-образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
В 3-м классе внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» представлен следующими разделами:
Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 3 часа
Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 15 часов
Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 5 часов
Формы и средства контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала ,
- взаимоконтроль — в процессе его отработки,
- обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
- тематический контроль — при проведении самостоятельных и тестовых работ в течение учебного года,
- итоговый контроль, включающий административные контрольные работы за четверти и за год.
- промежуточные и итоговые мониторинги образовательных достижений.
4. Планируемые результаты освоения курса
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
3. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
5. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
6. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
7. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты:
1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира..
7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет- ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям),
9. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
10. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
Предметные результаты
Ученик научится:
названия и последовательность чисел в пределах 1000 ( с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени ( секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях;
использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения ( пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость)
Ученик получит возможность научиться:
формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
формулу пути;
количество, название и последовательность дней недели, месяцев в го
решать задачи на 2-3 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
решать способом подбора неравенства с одной переменной
выделять их множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
устанавливать принадлежность или непринадлежность к множеству заданных элементов.
приобретиние начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;
выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы (3 класс)
Для учащихся | Для учителя |
Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 3 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 3 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента» (по вариантам) Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. | Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 3 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 3 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 3 класс Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 3 класс. Изд-во «Ювента». Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 3 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. |
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике, «Интерактивные уроки Кирилла и Мефодия»
- Пособия «Спектра: «Палитра», «Математические пирамиды»
- Набор геометрических тел
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство "Просвещение»
3. Сборник рабочих программ. Система учебников "Перспектива». Издательство "Просвещение"
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение»
6. Ковалева Г.С. , Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
Примерный график проведения контрольных работ
№ п/п | | Ориентировочная дата проведения | Форма контроля |
1 | Административная входная контрольная работа по теме: «Повторение изученного во 2-м классе» | 17.09 | Письменная работа |
2 | Контрольная работа по теме: «Множество» | 25.09 | Тест |
3 | Административная контрольная работа за I четверть | 22.10 | Письменная работа |
4 | Контрольная работа по теме: «Многозначные числа» | 20.11 | Письменная работа |
5 | Контрольная работа по теме: «Симметрия» | 03. 12 | Тест |
6 | Административная контрольная работа за II четверть | 17.12 | Письменная работа |
7 | Контрольная работа по теме: «Уравнение» | 28.01 | Письменная работа |
8 | Контрольная работа по теме: «Скорость, время, расстояние » | 04.03 | Тест |
9 | Административная контрольная работа за III четверть | 13.03 | Письменная работа |
10 | Контрольная работа по теме: «Решение задач» | 15.04 | Тест |
11 | Контрольная работа по теме: «Умножение на трехзначное число» | 29.04 | Письменная работа |
12 | Административная контрольная работа за год | 22.05 | Письменная работа |