СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 5 – 9 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 5 – 9 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИЧУЛЫМСКАЯ СШ»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____/Черкасова Е.Г./

«___»__________2018 г.



«Утверждено»

И.о.директора школы

______ /Петрова С.А./

Приказ №_______от

«____»_______2018г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА Епифановой Ларисы Павловны









Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю 1/2












2018 – 2019 учебный год



Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ »Причулымская СШ». Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.



Цель программы:

- провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

- развить логическое и образное мышление;

- развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Содержание программы:

Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю).

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы музыкотерапии и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.



Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов


1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.


1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.


1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.


1

4

Гласные после шипящих и Ц.

1

Согласные звук

5

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова)


1

6

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.


1

7

Разделительный мягкий знак.

1

8

Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.


1

9

Непроизносимые согласные.


1

10

Двойные согласные.

1

10

Двойные согласные.


1

Морфемика и словообразование

11

Основа слова и окончание.


1

12

Корень слова. Однокоренные слова.

1

13

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.


1

14

Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).


1

15

Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).


1

16

Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).

1

Словоизменение

Имя существительное

17

Изменение существительных по числам.

1

18

Изменение прилагательных по числам.

1

19

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)


1

20

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)


1

Имя прилагательное

21

Род имён прилагательных.

1

22

Изменение прилагательных по числам.

1

23

Согласование прилагательных с существительными в роде.


1

24

Согласование прилагательных с существительными в числе.


1

25

Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.


1

Глагол

26

Изменение глаголов по временам.

1

27

Изменение глаголов по числам.

1

28

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.

1

29

Согласование глаголов с существительными в числе.

1

30

Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.


1

Развитие анализа структуры предложения

31

Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.


1

32

Обращение.

1

33

Прямая и косвенная речь.

1

34

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.


1


Всего:

34 часа



Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 6 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов


1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.


2

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.


2

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.

2

4

Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.

2

5

Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.

2

Звонкие и глухие согласные

6

Правописание согласных в приставках.

2

Твёрдые и мягкие согласные

7

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

2

Развитие слогового анализа и синтеза

8

Правописание сложных слов.

2

Словообразование

9

Сложные слова. Сложносокращённые слова.

2

Словоизменение

Имя существительное

10

Несклоняемые имена существительные.

2

Имя прилагательное

11

Степени сравнения имени прилагательных.

2

Имя числительное

12

Согласование порядковых числительных с существительными.

2

Местоимение

13

Согласование местоимений с существительными.

2

Глагол

14

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов


2

Развитие анализа структуры предложения

15

Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.


2

16

Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений.


2

17

Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками.


2


Всего:

34 часа



Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов


1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.


1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.


1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.

1

4

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.


1

5

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

6

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.


1

7

Наречие. Конечные гласные наречий.

1


Согласные звуки


8

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.

1

9

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

1

Развитие анализа структуры предложений

10

Причастие как особая форма глагола.

1

11

Причастный оборот.

1

12

Анализ предложений с причастным оборотом.

1

13

Деепричастие как особая форма глагола.

1

14

Деепричастный оборот.

1

15

Анализ предложений с деепричастным оборотом.

1

16

Наречие как часть речи.

1

17

Анализ предложений с наречиями.

1

18

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).


1

19

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).


1

20

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).


1

21

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.


1

22

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.


1

23

Распространение предложений.

1

24

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

1

25

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.


1

Развитие анализа структуры текста

26

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».

1

27

Составление текста из деформированных предложений.

1

28

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

1

29

План. Пересказ текста по составленному плану.

1

30

Подробное изложение повествовательных текстов.

1

31

Подробное изложение с творческими дополнениями.

1

32

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1


Всего:

34 часа



Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 8 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов


1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.


1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.


1

Работа над предложением

3

Уточнение представлений о предложении.

1

4

Типы предложений по цели высказывания.

1

5

Главные и второстепенные члены предложений.

1

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

1

7

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

1

8

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).


1

9

Конструирование предложений с однородными членами.

1

10

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.

1

11

Способы передачи чужой речи.

1

12

Прямая и косвенная речь.

1

13

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

1

14

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

1

15

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

1

16

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

1

17

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.


1

18

Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.


1

Работа над текстом

19

Пересказ по серии сюжетных картинок.

1

20

Пересказ по сюжетной картинке.

1

21

Что такое план.

1

22

Виды планов.

1

23

Пересказ по плану.

1

24

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

1

25

Изложение текста по коллективно составленному плану.

1

26

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

27

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

28

Текст – повествование. Составление рассказа.

1

29

Текст – описание. Составление рассказа.

1

30

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

1

31

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

1

32

Замена в тексте лица рассказчика.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1


Всего:

34 часа



Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 9 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год



Тема коррекционного занятия

Кол-во часов


1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.


1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.


1

Работа над предложением

3

Уточнение представлений о предложении.

1

4

Типы предложений по цели высказывания.

1

5

Главные и второстепенные члены предложений.

1

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

1

7

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

1

8

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

1

9

Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.

1

10

Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.


1

11

Конструирование бессоюзных сложных предложений.

1

12

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

1

13

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

1

14

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

1

15

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

1

16

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.


1

17

Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.


1

Работа над текстом

18

Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.


1

19

Типы текстов.

1

20

Структура текста. Понятие о микротеме.

1

21

План. Виды плана.

1

22

Составление планов разных видов.

1

23

Составление плана по данному тексту.


1

24

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.


1

25

Редактирование изложения.

1

26

Типы текста. Сравнительное описание.

1

27

Сочинение – сравнительное описание.

1

28

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

29

Типы текста. Повествование.

1

30

Типы текста. Рассуждение.

1

31

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.


1

32

Редактирование сочинения.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1


Всего:

34 часа



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005..

  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.

  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!