СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 18" г. Майкоп










Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год















2022 г



Содержание


1. Планируемые результаты…………………………….……….______3___

2. Содержание учебного предмета……………………………..._______6__

3. Календарно - тематическое планирование …………….……_______7__



  1. Планируемые результаты

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.




Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;



Предметные результаты


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»


Выпускник научится:


• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать- причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части.


Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.


Раздел «Творческая деятельность»


Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


Выпускник получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»


Выпускник научится:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).


Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)1;

определять позиции героев и автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).





II. Содержание учебного предмета


Летописи, былины, жития

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского».

Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конек - горбунок» А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень». А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин  «Листопад»

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце». А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка»

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков  «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебедушка»

Родина

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма  Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете».





III. Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс


Тема урока.

Кол-во часов.

Дата:

Домашнее задание.

план

факт

Раздел: «Летописи. Былины. Жития» (5 ч.)

1

Знакомство с летописями. «И вспомнил Олег коня своего». Стартовая диагностика.

1



с.4-11, вопросы и задания, сообщение о князе Олеге

2

Былина «Ильины три поездочки». Характеристика героя. Проверка навыка чтения.

1



с.12-20, з. 3, 5, 8

3

Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житие Сергия Радонежского».

1



с.22-29 читать, з.4-6

4

Работа с текстом «Житие Сергия Радонежского». Внеклассное чтение. Летописи, былины, сказания. Нартский эпос. "Нарт Шэуай на скачках".

1



с.22-29, подгото-вить сообщение по репродукции об одном из русских святых;

5

Куликовская битва в произведениях искусства. Проект «Календарь исторических событий».

1



с.32, работа над проектом

Раздел: «Чудесный мир классики» (11 ч.)

6

Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики». П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

1



с.39-51, прочитать, сделать рисунок к понравившемуся эпизоду

7

П.П. Ершов. «Конек-горбунок». Основные события и характеристика героев сказки.

1



с.51-61, читать, з.1-5, 8

8

Обобщающий урок по сказке П.П. Ершова «Конек - Горбунок». Вн. чтение. Сказки любимых писателей.

1



1) с.60-61, з. 6, 7, 9, 12;

9

А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» . Авторское отношение к изображаемому. И. Машбаш «Адыги». Дж. Чуяко «Добрый обычай».

1



с.67, наизусть, с.68, выразительно читать

10

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Структура текста, герои сказки.

1



с.68-90, читать, з. 6

11

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

1



с.68-91, з.5, сделать иллюстрацию

12

Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека», «Ашик - Кериб».

1



с.96, выразительно читать, с.97-111, читать

13

М.Ю. Лермонтов. «Ашик - Кериб». Характерис-тика героев сказки. Вн. чтение. По произведениям М.Ю. Лермонтова.

1



1) с.97-111, з. 7, пересказ сказки, рисунок;

14

Л.Н. Толстой. «Детство». События повести. Басня «Как мужик убрал камень». Проверка навыка чтения.

1



с.115-118, рассказ по ключевым словам,

с.119, пересказ

15

А.П. Чехов. «Мальчики». Характеристика героев рассказа. Вн. чтение. По произведениям А.П. Чехова.

1



1) с.123-134, читать, з.2, 9-10;

16

А.П. Чехов. «Мальчики». Характеристика героев рассказа.

1



Составить список книг по теме: «Чудесный мир классики»

Раздел: «Поэтическая тетрадь» (6 ч.)

17

Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Анализ стихотворений.

1



с.138-139, 1 стихотворение наизусть по выбору

18

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Дж. Чуяко «Степной простор».

1



с.141-142, 1 стих.наизусть по выбору

19

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!.», «Где сладкий шепот...»

1



с.143-144, наизусть

20

А.Н. Плещеев. «Дети и птичка», И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...» Анализ стихотворений.

Р. Нехай «Адыгейский стол». И. Машбаш «Черкеска».

1



1) с.145-146, выразительно читать 1 стих. по выбору;

21

Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..» И.А. Бунин «Листопад» Анализ стихотворений.

1



с.147-151, вырази-тельно читать 1 стихотворение по выбору

22

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка навыка чтения.

1



с.154, з. 9-10

Раздел: «Литературные сказки» (10 ч.)

23

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности научно-познавательной сказки.

1



с.156-168, читать, з.4,7

24

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Композиция сказки. Внеклассное чтение. Детская приключенческая книга.

1



1) с.156-168, пересказ, з. 8-9.

25

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании сказки.

1



с.169-179, читать, з.6, 8, рисунок

26

В.М. Гаршин». Сказка о жабе и розе». Главная мысль и характеристика героев.

1



с.169-179, пересказ, з. 6 (письменно)

27

П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце».

Вн. чтение. По произведениям П.П. Бажова.

1



1) с.180-192, читать, з.6, 9;

28

П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. Проверка навыка чтения.

1



с.180-192, пересказ, рисунок

29

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народной сказки в литературной сказке.

1



с.193-204, читать, рисунок

30

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Сравнительная характеристика героев сказки.

1



с. 204-214, читать, з. 1, 6

31

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Составление плана. Выборочный пересказ.

Е.Салов «Лесной чемпион».

1


с.193-214, выборочный пересказ, з.5

32

Обобщающий урок по теме. Тест.


1



Составить список литературных сказок зарубежных авторов

Раздел: «Делу время - потехе час» (5 ч.)

33

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

1



1) с.4-16, читать,

з. 5-6;

34

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев сказки. Инсценирование диалогов.

1



с.4-16, пересказывать

35

В.Ю. Драгунский. Рассказы «Главные реки», «Что любит Мишка». Особенности юмористических произведений.

1



с.17-28, з.5(с.23), з.4-5

36

Рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»

К.Жане «Гость».

1



1) с.29-34, з. 5 пересказывать;


37

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка навыка чтения.


1



с. 36, з.9-10

Раздел: «Страна детства» (4 ч.)

38

Б.С. Житков. Рассказ «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1



с.38-46, пересказывать, рисунок

39

К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Вн чтение. По произведениям К.Г. Паустовского.

1



1) с.47-58, читать;

2) читать произведения К.Г. Паустовского

40

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа.

1



с.47-58, з.6-8

41

Рассказ М. М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения.

1



с.59-64, з. 3-4

Раздел: «Поэтическая тетрадь» (4 ч.)

42

Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом произведении.

Р. Нехай «Друг». К. Жанэ «Я дарю людям песню».

1



с.68-70, выразительное чтение (по выбору), рисунок

43

Стихотворение С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении.

1



с.71, стихотворение наизусть

44

Стихотворения М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».


1



1) с.72-73,

45

Стихотворения М.И. Цветаевой «Наши царства». Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе.

1



наизусть любимое стихотворение

Раздел: «Природа и мы» (7 ч.)

46

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». Смысл названия.

1



с.76-84, читать, з.7

47

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». Выборочный пересказ.

1



с.76-84, пересказывать, рисунок

48

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1



с.85-91, пересказывать, з.4

49

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев.

1



с.92-95, выразительно читать, з.7

50

Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан».

Внеклассное чтение. По произведениям Н. Сладкова.

1



1) с.96-99, подробный пересказ, з.5;

51

Рассказ В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

К. Жанэ «Дружба».

1



с.100-109, читать, рисунок

52

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Сюжет. Характеристика героев.

Внеклассное чтение. По басням Л.Н. Толстого.

1



1) с.100-110, пересказывать, з.9-10;

Раздел: «Поэтическая тетрадь» (3 ч.)

53

Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу». Анализ стихотворения. Проверка навыка чтения.

1



с.114-117, выразительно читать (по выбору), з.3, рисунок

54

Д.Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

1



с.118-119, выразительно читать (по выбору)

55

С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении.

1



с.120-125, выразительно читать, иллюстрация

Раздел: «Родина» (3 ч.)

56

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Внеклассное чтение. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

1



1) с.128-132, выразительно читать;

57

С.Д. Дрожжин «Родине», А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Авторское отношение к изображаемому.

1



с.133-138, выразительно читать, иллюст

58

Проекты «Они защищали Родину», «Россия - Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя».

Р. Ачмиз «Танец адыгов».

1



с.136-137, с.139-141, работа над проектом (по выбору)

Раздел: «Страна Фантазия» (3 ч.)

59

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Внеклассное чтение. По произведениям Кира Булычева.

1



1) с.144-149, читать, з.4;

2) читать произведения Кира Булычева

60

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1



с.150-157, читать, з. 9

61

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка навыка чтения.

1



с.158, з. 7-8

Раздел: «Зарубежная литература» (7 ч.)

62

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности развития сюжета. Характеристика героев.

1



с.160-166, читать, з. 8-9

63

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Характеристика героев.

Внеклассное чтение. По произведениям зарубежных писателей.

1



1) с.167-182, читать, рисунок;

2) читать произведения зарубежных писателей

64

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Характеристика героев.

1



1) с.167-182, читать, вопросы и задания

65

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Описание в повествовательном тексте.

1



с.182-193, читать, з. 5-6

66

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1



с.194-200, читать, з.8

67

Сельма Лагерлеф «Святая ночь».

Внеклассное чтение. По страницам любимых книг.

1



1) с.201-216, читать, пересказывать;

68

Сельма Лагерлеф «В Назарете».

1



с.209-216, читать, вопросы и задания;

задание на лето.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!