СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (учебник «Литературное чтение», ч. 1, 2 Л. А. Ефросинина,  рабочая тетрадь «Литературное чтение», ч. 1, 2 Л. А. Ефросинина) разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI век» (руководитель – доктор педагогических наук Н.Ф. Виноградова), отражает содержание обучения литературному чтению в начальной школе с учётом авторской программы по литературному чтению (Л.А. Ефросинина) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения  основной образовательной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)»

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (учебник «Литературное чтение», ч. 1, 2 Л. А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение», ч. 1, 2 Л. А. Ефросинина) разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учётом положений основной образовательной программы начального общего образования Мокрушанской СОШ (ПС от 29 августа 2016 года. Протокол №8), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Мокрушанской СОШ. Программа разработана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI век» (руководитель – доктор педагогических наук Н.Ф. Виноградова), отражает содержание обучения литературному чтению в начальной школе с учётом авторской программы по литературному чтению (Л.А. Ефросинина) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета на текущий учебный год.

К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться: - понимать нравственное содержание прочитанного, да­вать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Раздел «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Обучающийся научится:

- определять и формулировать главную мысль текста:

- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных

элементах книги — сведения об авторе, жанре;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

- делить текст на составные части, составлять план текста;

понимать информацию, представленную разными способами: таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

- целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем





  1. Содержание учебного предмета на текущий учебный год.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из кру­га чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произ­ведений одного и того же автора в сравнении; особенности про­изведения (композиция текста, язык произведения, изображе­ние героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и порт­рета героя. Выявление авторской позиции и формирование сво­его отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать вы­разительно текст произведения, передавая отношение к собы­тиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смыс­ла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персо­нажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и пер­сонажам.

Работа со структурой текста. Начало, развитие, концов­ка: деление текста на части и озаглавливание частей; составле­ние плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс­та (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые во 2 и 3 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев: наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихо­творение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, риф­ма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пау­за, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произ­ведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюже­тов.

Коллективная творческая работа по изученным произве­дениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в твор­ческой мастерской, в литературном кружке или на факультатив­ных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утрен­ников, уроков-отчётов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/после­словие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справоч­никами и словарями, находить информацию о героях, произве­дениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характе­ристики героев, книг, произведений.














  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на текущий учебный год.


п/п

Раздел программы

Количество часов

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

4

Басни. Русские баснописцы

3

Произведения В.А.Жуковского

2

Произведения А.С.Пушкина

2

Произведения М.Ю.Лермонтова

2

Произведения П.П.Ершова

3

Произведения В.М.Гаршина

3

Произведения русских писателей о детях

3

Произведения зарубежных писателей

7

В мире книг

4

Произведения Л.Н.Толстого

4

Стихи А.Блока

2

Стихи К.Д.Бальмонта

3

Произведения А.И.Куприна

4

Стихи И.А.Бунина

2

Произведения С.Я.Маршака

4

Стихи Н.А.Заболоцкого

2

Произведения о детях войны

2

Стихи Н.М. Рубцова

2

Произведения С.В.Михалкова

1

Очерки

2

Юмористические произведения

1

Путешествия. Приключения. Фантастика.

4

Контрольные работы

2

Итого:

68



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!