СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к планируемым результатам ООП НОО МКОУ «СОШ №1 г. Нижнеудинск»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижнеудинск»

Утверждено

приказ от 16. 09. 2019 № 119-од

Рабочая программа

Литературное чтение

_____________________________________________

(наименование учебного предмета )

Начальное общее образование

(уровень образования)

________________4 года_____________________

(срок реализации программы)

Составлена:

Сергеенко И. А., Морозова С. В., Кузнецких Н. В., Евстафьева К. О., Ворошилова Н. А., Дольникова С. А., Халюкова В. Н., Воронцова Н. Н.







2019 год

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к планируемым результатам ООП НОО МКОУ «СОШ №1 г. Нижнеудинск» Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

4 ч

4 ч

4 ч

3 ч

Количество часов в год

132

136

136

102

1 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научатся:

  • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

  • -читать выразительно, орфоэпические правильно, с сохранением интонации конца предложения;

  • -самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

  • вычерпывать актуальную информацию текста

(герои, поступки героев, события);

  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

Учащийся получит возможность научиться: - читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащийся научится:

  • называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

  • находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащийся получит возможность научиться:

- участвовать в организации выставки книг в классе; - находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

  • ориентироваться в литературных понятиях:

  • читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять особенности сказочного текста;

  • характеризовать героя

  • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

  • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

  • находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

произведения;

- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Творческая деятельность

Учащийся научится:

  • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

  • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

  • создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;

  • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

  • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться: - придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

  • инсценировать произведения

самостоятельно, используя различные средства выразительности.

Содержание учебного предмета Добукварный период - 17 ч.

Букварный период (основной) - 55 ч.

Послебукварный период 20 часов

Жили-были буквы (8 ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».

«Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Апрель, апрель. 3венит капель! (6 ч)

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И.

Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

И в шутку и всерьёз (7 ч)

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

О братьях наших меньших (5 ч)

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Тематическое планирование

Тема урока

Обучение грамоте 92 часа

Добукварный период - 17 ч.

1.

«Азбука» - первая учебная книга.

2.

Речь устная и письменная. Предложение.

3.

Слово и предложение.

4.

Слог.

5.

Слог.

6.

Ударение.

7.

Звуки в окружающем мире и в речи.

8.

Звуки в словах. Звуки гласные и согласные.

9.

Слог- слияние.

10.

Повторение и обобщение пройденного.

11.

Повторение и обобщение пройденного.

12.

Гласный звук [а], буквыА,а

13.

Звук [о], буквыО,о

14.

Звук [и], буквыИ,и

15.

Гласная буква ы, звук [ы]

16.

Звук [у],буквыУ,у

17.

Закрепление изученных букв

Букварный период (основной) - 55 ч.


18.

Звуки [н], [н'], буквы Н,н

19.

Звуки [с], [с'], буквыС,с

20.

Звуки [к], [к'], буквыК,к

21.

Звуки [т], [т'], буквыТ,т

22.

Закрепление пройденного материала

23.

Звуки [л], [л'], буквы Л,л

24.

Звуки [р], [р'], буквы Р,р

25.

Звуки [в], [в'], буквыВ,в

26.

Закрепление изученных букв

27.

Гласные буквыЕ,е, обозначающие звуки [й'э]

28.

БукваЕ – показатель мягкости согласных

29.

Звуки [п], [п'], буквы П,п

30.

Звуки [м], [м'], буквы М,м

31.

Закрепление.

32.

Звуки [з], [з'], буквы З,з

33.

Чтение слов, текстов с буквами З,з. Сопоставление слогов и слов с буквами С и З

34.

Звуки [б], [б'], буквыБ,б

35.

Чтение слов, текстов с буквами Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами Б и П

36.

Закрепление пройденного материала

37.

Звуки [д], [д'], буквыД,д

38.

Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквамиД и Т

39.

Буквы Я,я, обозначающие звуки [й'а]

40.

Буква Я – показатель мягкости согласного

41.

Закрепление пройденного материала

42.

Звуки [г], [г'], буквы Г,г

43.

Чтение слов, текстов с буквой Г. Сопоставление слогов и слов с буквами Г иК

44.

Звуки[ч'], буквы Ч,ч

45.

Звуки [ч'], буквы Ч,ч


46.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

47.

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного

48.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ши

49.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ши.

50.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж.

51.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

52.

Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [й'о]

53.

Буква Ё,ё – показатель мягкости

54.

Мягкий согласный звук [й']. Буквы Й,й

55.

Чтение слов с буквой й.

56.

Звуки [х], [х'], буквы Х,х

57.

Чтение слов с буквой х.

58.

Закрепление.

59.

Буквы Ю,ю, обозначающие звуки [й'у]

60.

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии.

61.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц,ц

62.

Чтение слов с буквами Ц,ц

63.

Гласный звук [э]. Буквы Э,э

64.

Чтение слов с буквами Э,э

65.

Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ,щ. Правописание сочетаний ща, щу

66.

Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ

67.

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф,ф

68.

Чтение слов, предложений с буквами Ф,ф. Сопоставление слогов и слов с буквамиВиФ

69.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

70.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

71.

Русский алфавит.

Послебукварный период 20 часов


72.

Как хорошо уметь читать.

73.

Произведения С. Маршака, В Берестова, Е. Чарушина

74.

Одна у человека мать; одна и родина. К.Д. Ушинский. Наше Отечество

75.

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские

76.

В. Крупин. Первый букварь

77.

Творчество А.С. Пушкина .Сказки

78.

А.С.Пушкин. Сказки.

79.

Л.Н. Толстой. Рассказы о детях.

80.

Л.Н. Толстой. Рассказы о детях.

81.

К.Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К.Д. Ушинский. Рассказы о детях.

82.

К.Д. Ушинский . Рассказы о детях.

83.

К.И. Чуковский «Телефон».

84.

К.И. Чуковский«Путаница».

85.

В.В. Бианки. Первая охота

86.

В.В. Бианки. Первая охота

87.

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

88.

М.М. Пришвин «Предмайское утро»

89.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто,

90.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: В. Осеева.

91.

Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова

92.

Прощание с Азбукой. Проект: «Живая Азбука»

Литературное чтение 40 час.

Жили-были буквы (8 ч)

93.

Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»

94.

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»

95.

Cаша Чёрный «Живая азбука».

96.

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

97.

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

98.

И. Гамазкова «Кто как кричит?» «Живая азбука»

99.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

100.

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» Е. Чарушин «Теремок»


Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

101.

Русская народная сказка «Рукавичка»

102.

Загадки, песенки, потешки.

103.

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги

104.

«Рифмы Матушки Гусыни»

105.

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

106.

Русская народная сказка «Петух и собака».

107.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».


Апрель, апрель. 3венит капель! (6 ч)

108.

А. Плещеев «Сельская песенка».

109.

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

110.

Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель»

111.

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

112.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.

113.

Произведения из старинных книг. Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»


И в шутку и всерьёз (7 ч)

114.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».Г. Кружков «Ррры!»

115.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

116.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

117.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

118.

О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

119.

К. И. Чуковский «Телефон»

120.

М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.

Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»


Я и мои друзья (7 ч)

121.

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»

122.

В. Орлов «Кто первый?».

2 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научатся:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику

(художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; -вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; -работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-читать осознанно и выразительно доступные по

Учащийся получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание

— характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим


объему произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; -ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)1 , определяющие отношение автора к герою, событию;

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык; -передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное

-

каталогом;

работать с детской периодикой. Без использования терминологии.


произведение по заданному образцу; -самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


Творческая деятельность

Учащийся научится:

  • читать по ролям литературное произведение; - -использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий;

  • -давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Учащийся получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; - создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • -способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Учащийся получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности

(сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и автора художественного

текста;


-

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели (14 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов (9 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч) Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям (17 ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч) Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез (14 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (13 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.

Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Эни Хогарт «Мафин и паук» Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

Тематическое планирование

Тема урока

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)

1

Введение. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Игра «Крестики – нолики»

3

Самое великое чудо на свете

4

Библиотеки

5

Книги

Устное народное творчество (15 ч)

6

Устное народное творчество

7

Русские народные песни

8

Русские народные потешки и прибаутки

9

Скороговорки, считалки, небылицы

10

Загадки, пословицы, поговорки

11

Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»

12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

13

Сказка «У страха глаза велики»

14

Сказка «Лиса и тетерев»

15

Сказка «Лиса и журавль»

16

Сказка «Каша из топора»

17

Сказка «Гуси лебеди

18

19

Викторина по сказкам

20

КВН «Обожаемые сказки»

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)


21

Люблю природу русскую. Осень

22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

23

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»

24

А.Фет «Ласточки пропали…»

25

«Осенние листья» – тема для поэтов

26

В.Берестов «Хитрые грибы»

27

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Русские писатели (14 ч)

29

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

30

Стихи А.Пушкина

31

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки

32

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

33

34

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

35

И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

36

И.Крылов «Стрекоза и муравей»

37

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

38

Л.Толстой «Филиппок»

39

40

Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

41

Весёлые стихи

42

Обобщение по разделу «Русские писатели»

О братьях наших меньших (12 ч)

43

О братьях наших меньших

44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

45

В.Берестов «Кошкин щенок»

46

Домашние животные

47

М.Пришвин «Ребята и утята»

48

49

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

50

51

Б.Житков «Храбрый утёнок»

52

В.Бианки «Музыкант»

53

В.Бианки «Сова»

54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Из детских журналов (9 ч)

55

Из детских журналов

56

Д.Хармс «Игра»

57

Д.Хармс «Вы знаете?»

58

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

59

Д.Хармс «Что это было?»

60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

61

Ю.Владимиров «Чудаки»

62

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)


64

Люблю природу русскую. Зима

65

Стихи о первом снеге

66

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

67

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

68

Сказка «Два Мороза»

69

С.Михалков «Новогодняя быль»

70

А.Барто «Дело было в январе…»

71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»

72

Игра «Поле чудес»

Писатели детям (17 ч)

73

Писатели - детям

74

К.Чуковский «Путаница»

75

К.Чуковский «Радость»

76

К.Чуковский «Федорино горе»

77

78

С.Маршак «Кот и лодыри»

79

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

80

С.Михалков «Мой щенок»

81

А.Барто «Верёвочка»

82

А.Барто Мы не заметили жука…», «В школу»

83

А.Барто «Вовка – добрая душа»

84

Н.Носов «Затейники»

85

Н.Носов «Живая шляпа»

86

87

Н.Носов «На горке»

88

89

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

Я и мои друзья (10 ч)

90

Я и мои друзья

91

Стихи о дружбе и обидах

92

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

94

В.Осеева «Волшебное слово»

95

96

В.Осеева «Хорошее»

97

В.Осеева «Почему?»

98

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

100

Люблю природу русскую.Весна

101

Стихи Ф.Тютчева о весне

102

Стихи А.Плещеева о весне

103

А.Блок «На лугу»

104

С.Маршак»Снег теперь уже не тот…»

105

И.Бунин «Матери»

106

А.Плещеев «В бурю»

107

Е.Благинина «Посидим в тишине…»

108

Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»

И в шутку и в серьез (14 ч)

119

И в шутку и всерьёз

110

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

113

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха

114

115

Э.Успенский «Чебурашка»

116

Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»

117

Стихи Э.Успенского

118

Стихи В.Берестова

119

Стихи И.Токмаковой

120

Г.Остер «Будем знакомы»

121

122

В.Драгунский «Тайное становится явным»

123

124

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

Литература зарубежных стран (13 ч)

125

Литература зарубежных стран

126

Американская и английская народные песенки

127

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»

128

Ш.Перро «Кот в сапогах»

129

130

Ш.Перро «Красная шапочка»

131

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

132

Э.Хогарт «Мафин и паук»

133

134

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

135

КВН «Цветик-семицветик»

136

Резервный: повторение пройденного

3 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории , культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать

вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ

отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,

соблюдая паузы между предложениями и частями

текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, ка кие чувства при

этом испытывает, как это характеризует самого поэта; - рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять

данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения

Учащийся получит возможность научиться: - понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям произведения. - пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое


конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приѐмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или

поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведеня я для ответа на вопрос или

подтверждения собственного мнения; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,

домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, еѐ элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; - пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения; - формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; - делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намѐком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.). - находить в произведениях средства художественной выразительности

(сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и

систематическим каталогом в школьной библиотеке



Творческая деятельность

Учащийся научится:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни

человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом –повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные

ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащийся получит возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно оставленный план; соблюдать при пересказе

логическую

последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст , включающий элементы описания

(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,

«Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. - писать отзыв на прочитанную


книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

  • понимать особенности стихотворения:

расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Учащийся получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной

выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); - определять позиции героев и позицию автора

художественного текста; - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час) Самое великое чудо на свете (4 ч) Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч) Русские народные песни.

Докучные сказки.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку» Поэтическая тетрадь № 1 (11 ч)

Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я.

Смоленского

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»

И. З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

И. А. Крылов. Басни

Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова

Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого

Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч)

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах

«Дедушка Мазай и зайцы»

Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина Литературные сказки (8 ч)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Былины и небылицы (10 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой» К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

А. И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь № 1 (6 ч)

С. Чёрный. Стихи о животных

А. А. Блок. Картины зимних забав

С. А. Есенин Люби живое (16 ч)

М. М. Пришвин «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. С. Житков «Про обезьянку»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

С. В. Михалков «Если»

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Проект «Праздник поэзии»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Сборник юмористических рассказов Н. Носова

По страницам детских журналов (8 ч)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели» Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Тематическое планирование

Тема урока

Вводный урок по курсу 1 час

1

Введение. Знакомство с учебником

Самое великое чудо 4 часа

2

Знакомство с названием раздела

3

Рукописные книги Древней Руси

4

Первопечатник Иван Федоров

5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижение

Устное народное творчество 14 часов

6

Знакомство с названием раздела: «Устное народное творчество».

7

Русские народные песни

8

Докучные сказки Сочинение докучных сказок.

9

Произведение прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

10

Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

11

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Работа над характеристикой главных героев.

12

Знакомство с русской народной сказкой «Иван – царевич и серый волк

13

14

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк» .Работа над содержанием

Обучение краткому пересказу сказки«Иван – царевич и серый волк»

15

Знакомство с русской народной сказкой «Сивка- бурка»

16

«Сивка- бурка» Деление сказки на смысловые части.

17

Художники-иллюстраторы: В.Васнецов и И.Билибин.

18

КВН. Обобщающий урок по разделу: «Устное народное творчество».

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 11 часов

20

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1».

21

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной стать Я.Смоленского)

22

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

23

Ф. Тютчев «Листья» Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка… ,«Зреет рожь…».

25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

26

И. Никитин «Встреча зимы». Анализ стихотворения.

27

И. Суриков «Детство».

28

И. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

Обобщающий урок по разделу: поэтическая тетрадь.

30

Оценка достижений

Великие русские писатели 24 часа

31

Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели».

32

А. Пушкин .Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Пушкина».

33

А. Пушкин .Лирические стихотворения.

34

А. Пушкин «Зимнее утро».Чтение и анализ.

35

А. Пушкин «Зимний вечер». Чтение и анализ.

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Деление сказки на смысловые части.


38

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Составление картинного плана.

39.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Анализ поступков героев сказки.

40

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с текстом.

41

Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Знакомство с жизнью и творчеством Крылова.

42

И. Крылов «Мартышка и очки».

43

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».Характеристика главного героя басни.

44

И. Крылов «Ворона и Лисица».Мораль в басне.

45

М. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

46

М. Лермонтов «Горные вершины» «На севере диком стоит одиноко».Анализ стихотворений.

47

М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

48

Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Детство .

49

Л. Толстой «Акула»

50

Л. Толстой «Прыжок». Анализ поступка героя.

51

Л. Толстой «Лев и собачка».Работа над содержанием текста.

52

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов.

53

Оценка достижений

54

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 6 часов

55

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»

56

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58

К. Бальмонт «Золотая осень»,

59

Бунин .Выразительное чтение стихов.

60

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Литературные сказки 8 часов

61

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки».

62

Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

63

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

64

В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Работа над содержанием текста.

65

В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Пересказ текста по плану.

66

В. Одоевский «Мороз Иванович» Работа над содержанием текста.

67

В. Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение героев сказки.

68

Оценка достижений

КВН. Обобщение изученного

Были и небылицы 10 часов

69

Знакомство с названием раздела «Были и небылицы».

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

72

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

73

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

74

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

75

А. Куприн «Слон»


76

А. Куприн «Слон»

77

А. Куприн «Слон»

78

Урок-путешествие по разделу «Были – небылицы».Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 6 часов

79

Знакомство с названием раздела.

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка»

80

С.Чёрный «Воробей», «Слон»

81

А.Блок «Ветхая избушка»

82

А.Блок «Сны», «Ворона»

83

С.Есенин «Черёмуха»

84

Урок-викторина по разделу «поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

Люби живое 16 часов

85

Знакомство с названием раздела «Люби живое».

86

М.Пришвин «моя Родина. Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

87

И.Соколов – Микитов «Листопадничек»

88

И.Соколов – Микитов «Листопадничек»

89

В.Белов «Малька провинилась»

90

В.Белов «Ещё раз про Мальку»

91

В.Бианки «Мышонок Пик»

92

В.Бианки «Мышонок Пик»

93

Б.Житков «Про обезьянку»

94

Б.Житков «Про обезьянку»

95

Б.Житков «Про обезьянку»

96

В.Дуров «Наша Жучка»

97

В.Астафьев «Капалуха»

98

В.Драгунский «Он живой и светится»

99

Урок-конференция «Земля-наш дом родной». Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

100

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 8 часов

101

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2».

102

С.Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной»

103

А.Барто «Разлука»

104

А.Барто «В театре»

105

С.Михалков «Если», «Рисунок»

106

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок»

107

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 2»

108

Оценка достижений

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 12 часов

109

Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».

110

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Особенность заголовка произведения.

111

А.Платонов «Цветок на земле»

112

А.Платонов «Цветок на земле»

113

А.Платов «Ещё мама»

114

А.Платов «Ещё мама»

115

М.Зощенко «Золотые слова»

116

М.Зощенко «Великие путешественники»

117

Н.Носов «Федина задача»

118

Н.Носов «Телефон»

119

В.Драгунский «Друг детства»

120

Урок-конкурс по разделу «собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

По страницам детскиж журналов 8 часов

121

Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов».

122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

123

Ю.Ермолаев «Проговорился»

124

Ю.Ермолаев «Воспитатели»

125

Г.Остер «Вредные советы»

126

Г.Остер «Как получаются легенды»

127

Р.Сеф «Весёлые стихи»

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов» Оценка достижени

Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с названием раздела Мифы Древней Греции

130

Мифы Древней Греции

131

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей

132

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

133

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

134

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

135

Развивающий час по разделу «Зарубежная литература»

136

Брейн-ринг.Обобщение по курсу «Литературное чтение 3 класс»

4 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);

  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;

  • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;

  • сравнивать произведения художественной и научно-

Учащийся получит возможность научиться:

  • воспринимать литературу как искусство;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Круг детского чтения

Учащийся научится: Учащийся получит

  • ориентироваться в книге по названию, возможность научиться: оглавлению; отличать сборник произведений от - ориентироваться в авторской книги; самостоятельно осуществлять библиотечном поиск книги в библиотеке по заданному пространстве; пользоваться параметру, по собственному желанию; интернет-каталогом для - составлять самостоятельно краткую аннотацию; поиска необходимой - писать самостоятельно отзыв на выбранную литературы. книгу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится: Учащийся получит

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, возможность научиться:

былины, мифы, литературная сказка; - использовать в речи

  • различать виды устного народного творчества; литературоведческие выявлять особенности каждого из них; понятия.

  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; 3

  • сравнивать былину и сказочный текст;

  • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

  • определять ритм стихотворения;

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;

  • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Творческая деятельность

Учащийся научится: Учащийся получит

  • делать творческий пересказ; рассказывать от лица возможность научиться:

разных героев произведения; - самостоятельно делать

  • создавать свой собственный текст. инсценировки по прочитанным произведениям.

Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Летописи, былины, жития (11 ч)

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Былины. «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики (15 ч)

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь № 1 (12 ч)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин «Листопад» Литературные сказки (7 ч)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час (7 ч)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна детства ( 6 ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка» Поэтическая тетрадь (5 ч)

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы (7 ч)

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Проект «Природа и мы» Поэтическая тетрадь (8 ч) Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка» Родина (8 ч)

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия (5 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы» Зарубежная литература (10 ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

Тематическое планирование

Тема урока

Введение 2 часа

1

Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.

2

Внеклассное чтение. Интересные книги, прочитанные летом.

Летописи, былины, жития. 11 часов

3

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Нахождение в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

4

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

6

Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

7

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

8

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

9

Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

10

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

11

«Житие Сергия Радонежского»

12

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

13

Проект: «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики 15 часов

14

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

15

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

16

А.С.Пушкин. «Няне».

17

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»


18

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

19

Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина.

20

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

23

Л.Н. Толстой «Детство».

24

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал».

25

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н.Толстого.

26

А.П. Чехов.«Мальчики»

27

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

28

Оценка своих достижений.

Поэтическая тетрадь 12 часов

29

Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

30

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…».

Определение средств художественной выразительности в лирическом тексте.

31

А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.

32

Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..»

33

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

34

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Прослеживание изменений картин природы в стихотворении.

35

Н.А. Некрасов «Школьник». Приёмы интонационного чтения.

36

Н.А.Некрасов«В зимниесумерки нянины сказки...» Средства художественной выразительности в лирическом тексте.

37

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.

38

Внеклассное чтение. Родные поэты

39

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

40

Оценка достижений.

Литературные сказки 7 часов

41

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.

Одоевский «Городок в табакерке»

42

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

44

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

45

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

46

Обобщающий урок – игра

47

Оценка достижений. Тест «Любимые сказки»

Делу время – потехе час 7 час

48

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика главных героев.

49

В.Ю. Драгунский



«Главные реки». Понимание юмористического смысла рассказа.

50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Определение отношения автора к событиям и героям.

51

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Расширить знания о творчестве

В.В.Голявкина.

52

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

53

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

54

Оценка достижений.

Страна детства 6 часов

55

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

56

К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками»

57

М.М. Зощенко «Елка».Анализ поступков героев.

58

Обобщение по разделу «Страна детства».

59

Оценка достижений.

60

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

Поэтическая тетрадь 5 часов

61

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

62

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Определение различных средств выразительности.

63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Выразительное чтение.

64

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

65

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы 7 часов

66

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. МаминСибиряк «Приёмыш».

67

А.И. Куприн«Барбос и Жулька». Раскрытие смысла рассказа.

68

М.М. Пришвин «Выскочка». Понимание нравственного смысла рассказа.

69

Е.И. Чарушин «Кабан».

70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

71

Обобщающий урок – конкурс.

72

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 8 часов

73

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

74

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

75

С.А. Клычков «Весна в лесу». Знакомство с творчеством С.А.Клычкова.

76

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины осени в произведении.

77

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Работа над выразительным чтением произведения.

78

С.А. Есенин «Лебедушка».

79

Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы».Чтение стихотворений наизусть.

80

Оценка достижений.

Родина 8 часов

81

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

82

И.С. Никитин«Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

83

С.Д. Дрожжин«Родине». Авторское отношение к изображаемому.

84

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Понимание нравственного смысла произведения.

85

Обобщение по разделу «Родина».

86

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

87

Проект: «Они защищали Родину». Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение.

88

Оценка достижений.

Страна фантазия 5 часов

89

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов«Приключения Электроника».

90

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

91

Путешествие по стране Фантазии.

92

Оценка достижений.

93

Внеклассное чтение «В путь, друзья!»

Зарубежная литература 10 часов

94

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

97

М. Твен «Приключение Тома Сойера»

98

С. Лагерлеф «Святая ночь».

99

С. Лагерлеф «В Назарете».

100

Внеклассное чтение. Урок – отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

101

Контрольная работа за II полугодие.

102

Обобщающий урок «Зарубежная литература» Игра «Литературные тайны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!