Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой УМК «Школа России», основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1 г. Немана», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. для 3 класса входит в федеральный перечень учебников (приказ № 253 от 31.03.2014 г. МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и является составной частью системы учебников «Школа России», издательство «Просвещение», где концептуальной основой является духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство с учебником.
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Знакомство с названием раздела.
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А. Пушкин. Лирические стихотворения. «Зимнее утро». «Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И. Крылов «Мартышка и очки». «Зеркало и Обезьяна». «Ворона и Лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. Л. Толстой «Акула». «Прыжок». «Лев и собачка». «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Оценка достижений. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин.
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка-путешественница». В. Одоевский «Мороз Иванович».
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовской «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась». «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В. Дуров «Наша Жучка». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»). Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто «Разлука». «В театре». С. Михалков «Если». «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн - ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
№ урока | Тема (раздел) | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Коррекционная работа с обучающимися по АООП НОО с ЗПР |
1 | Модуль 1. Введение. Знакомство с учебником. | 1 | работать с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем). | | |
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
2 | Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете» | 1 | прогнозировать содержание раздела; планировать работу по теме, используя условные обозначения; объяснять пословицы по изучаемой теме | часть 1. уч. с. 3-4 | |
3 | Модуль 2. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения. | 1 | иметь представление о старинных и современных книгах; уметь сравнивать эти книги; рассказывать о своем отношении к книге; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | уч. с. 5-7 | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | уч. с.8-12 | |
5 | Модуль 3. Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете». | 1 | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с.12 | |
Устное народное творчество (14 ч) |
6 | Знакомство с разделом «Устное народное творчество». | 1 | прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке; читать осознанно текст художественного произведения; различать виды устного народного творчества; выразительно читать песни | уч. с. 13 | |
7 | Обращение народа к силам природы в русских народных песнях. | 1 | уч. с. 14-17 | |
8 | Входная контрольная работа. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | уметь отличать докучные сказки от других видов сказок; называть их особенности; коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных песен | уч. с.18-19 | |
9 | Модуль 4. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | знать музеи народного творчества своей местности; предметы прикладного искусства | уч. с. 20-21 | |
10 | Знакомство с волшебной сказкой. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план. | уч. с. 22-27 | |
11 | Знакомство с волшебной сказкой. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |
12 | Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | 1 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; | уч. с. 28-39 | |
13 | Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | 1 | |
14 | Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | 1 | |
15 | Элементы сказки, соотнесение пословицы и сказочного текста. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части. | уч. с. 40-50 | |
16 | Элементы сказки, соотнесение пословицы и сказочного текста. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | |
17 | Модуль 5. Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | 1 | научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников – иллюстраторов; находить отрывки из текста к иллюстрациям | уч. с. 35, 43, 57 | |
18 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» (КВН). Тест № 2 по теме: «Устное народное творчество». | 1 | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с.51-56 | |
19 | Модуль 6. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с. 58 | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) |
20 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». | 1 | читать осознанно текст художественного произведения; определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | уч. с. 59 | |
21 | Модуль 7. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | 1 | уч. с. 60-61 | |
22 | Обучение правильному чтению стихов. Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты | уч. с. 62 | |
23 | Модуль 8. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» по мотивам стихотворения Ф. Тютчева «Листья». | 1 | работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; | уч. с. 63 | |
24 | Видение и понимание настроения лирического героя. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; находить рифмующиеся слова | уч. с. 64-65 | |
25 | Передача настроения поэта с помощью интонации. И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | 1 | уч. с.66-67 | |
26 | Настроение и мысли поэта. И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | уч. с.68-71 | |
27 | Различия стихотворного и прозаического текста. И.З. Суриков «Детство». | 1 | уч. с.72-75 | |
28 | Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. И. Суриков «Зима». | 1 | уч. с.76-77 | |
29 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с.78-80 | |
30 | Модуль 9. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | КИМы тест с. 8-9 | |
Великие русские писатели (24 ч) |
31 | Знакомство с разделом «Великие русские писатели». | 1 | работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, выбирать виды деятельности на уроке | уч. с.81 | |
32 | Модуль 10. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 | проводить лексическую работу; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | уч. с. 82-85 | |
33 | Настроение лирического героя в лирических стихотворениях А. Пушкина. | 1 | понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному | уч. с. 86-87 | |
34 | Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». | 1 | определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения наизусть; видеть средства художественной выразительности: эпитет сравнение; звукопись, ее выразительное значение; прием контраста как средство создания картин | уч. с. 88-89 | |
35 | Прием контраста как средство создания картин природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер». | 1 | участие в диалоге при обсуждении произведения; выражение личного отношения к прочитанному; аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | уч. с. 90-91 | |
36 | Деление текста на части, выделение главной мысли. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 1 | понимать содержание прочитанного высказывать свое отношение объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря называть волшебные события и предметы в сказке выделять особенности литературной сказки. | уч. с.92-129 | |
37 | Деление текста на части, выделение главной мысли А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 1 | уч. с.102-118 | |
38 | Деление текста на части, выделение главной мысли А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 1 | уч. с.118-128 | |
39 | Характеристика героев по плану. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 1 | уч. с. 92-129 | |
40 | Модуль 11. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 | научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников – иллюстраторов; находить отрывки из текста к иллюстрациям | уч. с. 129 | |
41 | Модуль 12. Жизнь и творчество И. Крылова. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного и высказывать свое отношение к прочитанному | уч. с. 130-133 | |
42 | Речь автора и героев басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». | 1 | уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; соотносить смысл басни и пословицы | уч. с. 134-135 | |
43 | Нравственный смысл басни И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». | 1 | уч. с.136-137 | |
44 | Структура и модель басни. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | уч. с.137-139 | |
45 | Модуль 13. Жизнь т творчество М.Ю. Лермонтова. Подготовка сообщения о Лермонтове на основе статьи В.Воскобойникова | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного и высказывать свое отношение к прочитанному; готовить сообщение о писателе | уч. с.140-143 | |
46 | Смысл стихотворений М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного и высказывать свое отношение к прочитанному | уч. с. 144-145 | |
47 | Передача настроения стихотворения с помощью интонации. М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | 1 | уч. с.146-147 | |
48 | Модуль 14. Знакомство с жизнью писателя. Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст о писателе. | уч. с.148-151 | |
49 | Выражение собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам. Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части. | уч. с.152-156 | |
50 | Средства художественной выразительности в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок». | 1 | уч. с.156-159 | |
51 | Трагедийный смысл рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка». | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу | уч. с. 160-162 | |
52 | Сравнение текстов (рассуждение и описание) на примере рассказов Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного и высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание | уч. с.162-163 | |
53 | Модуль 15. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы уч. с.164-166 | |
54 | Модуль 16. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме «Великие русские писатели». | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; ориентироваться в прочитанных произведениях | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
55 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». | 1 | уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ времен года в загадках; соотносить загадки и отгадки | уч. с. 167 | |
56 | Жизнь слов в стихотворном тексте. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | 1 | читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; находить рифмующиеся слова | уч. с.168-170 | |
57 | Различие стихотворного и прозаического текстов. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | уч. с.170-172 | |
58 | Смысл, настроение и образный язык стихотворения К. Бальмонта «Золотое слово». | 1 | читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; создавать словесные картины по тексту стихотворения | уч. с.173 | |
59 | Выразительное чтение стихотворений. И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». | 1 | уч. с.174-177 | |
60 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме раздела. | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы, уч. с. 178 | |
Литературные сказки (8 ч) |
61 | Знакомство с разделом «Литературные сказки». | 1 | уметь прогнозировать содержание раздела | уч. с.179-181 | |
62 | Прогнозирование содержания произведения, выделение особенностей литературной сказки Д. Мамина - Сибиряка «Алёнушкины сказки» (присказка). | 1 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения | уч. с.182 | |
63 | Характеристика поступков героев и их эмоционального состояния. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; выделять особенности литературной сказки | уч. с.183-187 | |
64 | Характеристика героев произведения. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части. | уч. с.188-195 | |
65 | Характеристика героев произведения. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | |
66 | Поступки героев и их эмоциональное состояние в литературной сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части; читать осознанно текст художественного произведения. | уч. с. 196- 208 | |
67 | Поступки героев и их эмоциональное состояние в литературной сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения. КВН (обобщающий урок по I части учебника). | 1 | адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с.209-211 | |
Были-небылицы (10 ч) |
69 | Знакомство с разделом «Были-небылицы». | 1 | уметь прогнозировать содержание раздела | часть 2 уч. с. 3 | |
70 | Прием сравнения как основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького «Случай с Евсейкой». | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев. Их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ; сочинять продолжение сказки | уч. с. 4-11 | |
71 | Прием сравнения как основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького «Случай с Евсейкой». | 1 | |
72 | Поступки и состояние героев в рассказе К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». | 1 | анализировать поступки главных героев; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ; делить текст на смысловые части; определять тему и главную мысль произведения; | уч. с. 12-24 | |
73 | Поступки и состояние героев в рассказе К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». | 1 | |
74 | Поступки и состояние героев в рассказе К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». | 1 | |
75 | Совершенствование умения давать характеристику персонажа. А. Куприн «Слон». | 1 | построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | уч. с.25-41 | |
76 | Совершенствование умения давать характеристику персонажа. А. Куприн «Слон». | 1 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части. | |
77 | Совершенствование умения давать характеристику персонажа. А. Куприн «Слон». | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу | |
78 | Модуль 17. Путешествие по разделу «Были-небылицы». Тест №7 по теме раздела. | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы с. 20-21 проверочная работа с. 42-44 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) |
79 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». | 11 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями | уч. с. 45-47 | |
80 | Яркие, образные слова и выражения в стихотворении С. Чёрного «Воробей», «Слон». | 1 | читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения | уч. с. 47-49 | |
81 | Настроение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка». | 1 | уч. с. 50-51 | |
82 | Настроение стихотворений А. Блока «Сны», «Ворона». | 1 | уч. с. 51-54 | |
83 | Понимание окружающей природы с помощью стихотворения С. Есенина «Черёмуха». | 1 | уч. с. 55-56 | |
84 | Модуль 18. Викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 8 по теме раздела | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы, уч. с.56 | |
Люби живое (16 ч) |
85 | Знакомство с разделом «Люби живое». | 1 | уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | уч. с. 57 | |
86 | Модуль 19. Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; сочинять на основе художественного текста | уч. с.58-59 | |
87 | Рассказ о герое помощью слов-определений из текста рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое подбирая в произведении слова-определения характеризующие его поступки и описывающие его характер; придумывать свои рассказы о животных; пересказывать произведения на основе плана | уч.с.60-67 | |
88 | Рассказ о герое помощью слов-определений из текста рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | |
89 | Поступки героя, его характер в произведении В. Белова «Малька провинилась». | 1 | уч.с.68-70 | |
90 | Поступки героя, его характер в произведении В. Белова «Ещё раз про Мальку». | 1 | уч. с.70-72 | |
91 | Рассказ о герое, подбирая в произведении В. Бианки «Мышонок Пик» слова- определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. | 1 | уч. с73-82 | |
92 | Рассказ о герое, подбирая в произведении В. Бианки «Мышонок Пик» слова- определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. | 1 | |
93 | Картины окружающей природы рассказе В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | |
94 | Характеристика героев и их эмоционального состояния в рассказе Б. Житкова «Про обезьянку». | 1 | уч. с.83-97 | |
95 | Характеристика героев и их эмоционального состояния в рассказе Б. Житкова «Про обезьянку». | 1 | |
96 | Характеристика героев и их эмоционального состояния в рассказе Б. Житкова «Про обезьянку». | 1 | |
97 | Видение и понимание поступков героев произведения В. Астафьева «Капалуха». | 1 | уч. с.98-102 | |
98 | Эмоциональное состояние героя в рассказе В. Драгунского «Он живой и светится…». | 1 | уч. с.102-106 | |
99 | Модуль 20. Конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу) | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы с.24-25, уч. с.106-108 | |
100 | Модуль 21. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
101 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». | 1 | читать стихотворения, отражая настроение; находить в стихотворении яркие и образные слова и выражения | уч. с.109 | |
102 | Чтение стихотворений С. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…», отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | 1 | уметь прогнозировать содержание произведения; осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать названия произведения и его содержание; высказывать свое мнение | уч. с.110-111 | |
103 | Сравнение названия стихотворения А. Барто «Разлука» и его содержание | 1 | уч. с.112-113 | |
104 | Чтение стихотворения А. Барто «В театре», отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | 1 | уч. с.113-115 | |
105 | Чтение стихотворения С. Михалкова «Если», отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | 1 | уч. с.116-117 | |
106 | Чтение стихотворений Е. Благининой «Кукушка», «Котёнок», отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | 1 | уч. с.118-119 | |
107 | Модуль 22. «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») Тест № 10 по теме раздела | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы с.28-29, проверочные работы с. 51-52, уч. с.120-122 | |
108 | Модуль 23. Проверим себя и оценим свои достижения. Наши проекты | 1 | |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч) |
109 | Знакомство с разделом «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 | уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение | уч. с. 123 | |
110 | Модуль 24. Особенность заголовка произведения. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | уч. с. 124-128 | |
111 | Воспитание уважения к пожилым людям через произведение А. П. Платонова «Цветок на земле» | 1 | подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения. | уч. с.129-136 | |
112 | Воспитание уважения к пожилым людям через произведение А. П. Платонова «Цветок на земле» | 1 | |
113 | Воспитание любви и уважения к матери через рассказ А. Платонова «Ещё мама». | 1 | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу | уч. с.137-143 | |
114 | Воспитание любви и уважения к матери через рассказ А. Платонова «Ещё мама». | 1 | |
115 | Знакомство с юмористическим текстом на примере произведения М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | анализировать поступки главных героев; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей | уч. с.144-153 | |
116 | Анализ юмористического текста. М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | уч. с.154-164 | |
117 | Прогнозирование содержания текста. Н. Носов «Федина задача». | 1 | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение | уч. с.164-169 | |
118 | Анализ текста, деление его на части. Н. Носов «Телефон». | 1 | уч. с.170-172 | |
119 | Воспитание уважения к пожилым людям через произведение В. Драгунского «Друг детства». | 1 | книга из библиотеки | |
120 | Модуль 25. Литературный конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Тест № 11 по теме раздела | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | КИМы с. 30-31 проверочная работа с. 52-53, уч. с.172 | |
По страницам детских журналов (8 ч) |
121 | Знакомство с разделом «По страницам детских журналов». | 1 | проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | уч. с. 173-174 | |
122 | Поступки героев, их характеристика. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения | уч. с. 175-178 | |
123 | Поступки героев, их характеристика. Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу | уч. с. 179-181 | |
124 | Поступки героев, их характеристика. Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | анализировать поступки главных героев; делить текст на смысловые части. | уч. с. 181-183 | |
125 | Прогнозирование содержания произведения. Г. Остер «Вредные советы». | 1 | читать осознанно текст художественного произведения; объяснять авторское и собственное отношение к произведениям; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения | уч. с. 183-186 | |
126 | Прогнозирование содержания произведения. Г. Остер «Как получаются легенды». | 1 | |
127 | Поступки героев, их характеристика. Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | уч. с. 186-188 | |
128 | Модуль 26. Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Тест № 12 по теме раздела | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | уч. с. 188, КИМы | |
Зарубежная литература (8 ч) |
129 | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции. | 1 | читать осознанно текст художественного произведения; находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире | уч. с.189-199 | |
130 | Мифы Древней Греции. | 1 | |
131 | Мифы Древней Греции. | 1 | |
132 | Промежуточная аттестация | 1 | | | |
133 | Характеристика героев сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» и их эмоционального состояния. | 1 | определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; читать осознанно текст художественного произведения; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение | уч. с.200-215 | |
134 | Характеристика героев сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» и их эмоционального состояния. | 1 | |
135 | Модуль 27. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | 1 | создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | уч. с.215 | |
136 | Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн - ринг». | 1 | | |
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2017.
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2012.
3. Электронное приложение к учебнику.- М.:Просвещение, 2013.
4.Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2017.
5. Писатели в учебной литературе /Сост. С.В.Кутявина. М.:ВАКО, 2016
6. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс/Сост. С.В.Кутявина. М.:ВАКО, 2017
7. 303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.
8. Комплект «Портреты писателей 19-20 века».