Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Для обязательного изучения предмета «Литература» на этапе основного общего образования с учетом утверждённого учебного плана отводится:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
№ | Наименование раздела программы. Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата |
по плану | фактически |
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы. | | |
2 | Предание как поэтическая автобиография народа | 1 | Предания –как поэтическая автобиография народа. | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть навыками и умениями диалогической речи. Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | | |
3 | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | Былины как героические песни эпического характера Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | | |
4 | Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера | 1 | Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа. | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность К:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв.с задачей коммуникации. Научиться определять жанровое своеобразия произведений | | |
5 | Пословицы и поговорки. Контрольное тестирование по теме «былины» | 1 | Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | П:выделять и формулировать познавательную цель Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин | | |
6 | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Р: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний (т.е формировать операциональный опыт) К: уметь читать вслух и понимать прочитанное. Научиться понимать смысл произведения древнерусской литры. | | |
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. | 1 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. | П: уметь узнавать , называть, определять объекты в соответствии с содержанием Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью комп.средств К: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике | | |
8 | Сочинение «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества» | 1 | Нравственный облик человека в древнерусской литературе. | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Научиться проектировать и реализовывать индивид. план восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
9 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Ода на день восшествия…» | 1 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Особенности поэтики, патриотизм. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | | |
10 | Г.Р. Державин. Философские размышления в стихах «Река» | 1 | Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь определять меры усвоения изученного материала К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | | |
11 | А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы. | 1 | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Р: уметь определять меры усвоения изученного материала К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Научиться аргументировать свою точку зрения. | | |
12 | Медный всадник (отрывок). Воображение чувства любви к Родине. | 1 | Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | | |
13 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре | 1 | А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Образ летописца Пимена. Значение его труда | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | | |
14 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» повесть о «маленьком человеке» | 1 | Тема «маленького человека», его положения в обществе. Анализ эпизода «Самсон Вырин» у Минского | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
15 | Классное сочинение «Образ Самсона Вырина» | 1 | | |
16 | Анализ образа Самсона Вырина | 1 | | | | |
17 | Жизненный и творческий путь Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» | 1 | М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно -следственные связи, и строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. пределять значение картин быта 16в. для понимания характеров и идеи поэмы | | |
18 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | 1 | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Научиться анализировать поэтический текст. | | |
19 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива» | 1 | Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта. Анализ стихотворений | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в з-ти от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Научиться анализировать поэтический текст | | |
20 | Н.В.Гоголь. Страницы биографии «Тарас Бульба». Исторические и фольклор основа. | 1 | Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя. «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба. | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Р: формировать ситуацию саморефлексии и самодиагностики К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач | | |
21 | Тарас Бульба и его сыновья | 1 | | |
22 | Запорожская сечь и её нравы и обычаи | 1 | Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | | |
23 | Анализ эпизода «Осада польского города Дубно» | 1 | Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | | |
24 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий | 1 | Нравственная проблематика повести. Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | | |
25 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: подготовка к сочинению | 1 | | |
26 | И.С.Тургенев «Бирюк». Автор и герой | 1 | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | | |
27 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра, художественные особенности, темы. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | | |
28 | Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» | 1 | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | | |
29 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения Некрасова | 1 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра, художественные особенности, темы. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | | |
30 | А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» как исторические баллады | 1 | | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | | |
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | | |
32 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» | 1 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки. | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | | |
33 | Контрольная работа «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина» | 1 | | | | |
34 | Л.Н.Толстой «Детство» (главы) Автобиографический характер повести | 1 | Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести. | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | | |
35 | Л.Н.Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир | 1 | Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности. | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
36 | А.П.Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа | 1 | Обзор жизни и творчества А. П, Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обратиться за помощью, формулировать свои затруднения | | |
37 | А.П.Чехов «Злоумышленник»: многогранность комического в рассказе | 1 | Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | | |
38 | Смех и слезы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | | |
39 | Край ты мой, родимый край! | 1 | | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | | |
40 | И.А.Бунин «Цифры» Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | | |
41 | И.А.Бунин «Лапти» | 1 | Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | | |
42 | М.Горький «Детство» Автобиографический характер повести | 1 | Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, определять понятия, создавать обобщения Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Научиться анализировать текст и писать сочинение-характеристику | | |
43 | М.Горький «Детство»: обучение анализу эпизода | 1 | Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач Научиться определять тему и идею романтических рассказов | | |
44 | М.Горький «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко» | 1 | М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование. | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | | |
45 | Л.Н.Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим | 1 | Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным. | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | | |
46 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения | | |
47 | В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир | 1 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении. | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Р: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Научиться выявлять характерные особенности лирики | | |
48 | А.П.Платонов «Юшка» Друзья и враги главного героя | 1 | А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Научиться аргументировать свой ответ | | |
49 | А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» Труд как основа нравственности | 1 | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | | |
50 | Классное контрольное сочинение | 1 | | | | |
51 | Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме» Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака | 1 | Б.Л.Пастернак. Стихи «Никого не будет в доме», «Июль» | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста. | | |
52 | А.Т.Твардовский Стихотворения поэта. Размышление о взаимосвязи человека и природы | 1 | А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского. | Научиться определять особенности лирики поэта. Научиться выявлять характерные особенности лирики | | |
53 | На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны | 1 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Научиться определять особенности лирики | | |
54 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» | 1 | Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Научиться характеризовать проблему в рассказе | | |
55 | Е.И.Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа | 1 | Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь делать анализ текста К: уметь определять меры усвоения изученного материала. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.Носова | | |
56 | Е.И.Носов «Живое пламя» | 1 | . Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | | |
57 | Ю.П.Казаков «Тихое утро» | 1 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ. | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Ре: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Научиться применять алгоритм проведения анализа текста | | |
58 | Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | 1 | Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель Р уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики | | |
59 | М.М.Зощенко «Беда» Смешное и грустное в рассказе | 1 | М.М.Зощенко «Беда» | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Научиться определить идейно-эмоциональное содержание рассказа | | |
60 | «Тихая моя родина» Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого | 1 | Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста. Научиться определять особенности лирики | | |
61 | Песни на стихи русских поэтов XX века | 1 | | | | |
62 | Контрольная работа по произведения писателей XX века | 1 | Произведения русской литературы 20 века | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | | |
63 | Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей родине» | 1 | «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | | |
64 | Р.Бернс «Честная бедность» Представления поэта о справедливости и честности Джордж Гордон Байрон «Душа моя мрачна…» | 1 | Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения. Научиться выразительно читать и анализировать текст. | | |
65 | Японские трехстишия (хокку) | 1 | Японские хокку. Особенности жанра. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста. | | |
66 | О.Генри «Дары волхвов» Сила любви и преданности | 1 | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Научиться систематизировать и обобщать материал | | |
67 | Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы» | 1 | Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач. Научиться систематизировать и обобщать материал | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения. | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания в письменной форме. Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | | |
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория
(развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм
художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления),комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.