СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северомуйская средняя общеобразовательная школа»

Муйский район Республика Бурятия

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература »

7 класс

Базовый уровень

Количество часов по школьному учебному плану: 68

Количество часов в неделю: 2

Светлакова Мария Ивановна –

учитель русского языка и литературы

2022 – 2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).

  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.

  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

  6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

  7. Учебный план основного общего образования МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2022-2023учебный год. 

  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Северомуйская СОШ».

  9. Программа Литература 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2015 г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации

Цели и задачи обучения:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Реализуемый УМК:

  • Учебник: «Литература 7 класс», учебник для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2015 г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации

Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для обязательного изучения предмета «Литература» на этапе основного общего образования с учетом утверждённого учебного плана отводится:

  1. класс –– 68 часов (2 часа в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.







  1. Тематический план

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из Древнерусской литературы

4

4

Из русской литературы XVIII века

2

5

Из русской литературы XIX века

28

6

Произведения русских писателей ХХ века

22

7

Зарубежная литература

5

8

Итоговый урок

1


ИТОГО:

68





  1. Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы. Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата

по плану

фактически

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы


1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы.




2

Предание как поэтическая автобиография народа

1

Предания –как поэтическая автобиография народа.





П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К: строить монологические высказывания, овладеть навыками и умениями диалогической речи.

Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи



3

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1

Былины как героические песни эпического характера Нравственные идеалы русского

народа в образе главного героя.



4

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера

1

Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв.с задачей коммуникации.

Научиться определять жанровое своеобразия произведений



5

Пословицы и поговорки. Контрольное тестирование по теме «былины»

1

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

П:выделять и формулировать познавательную цель

Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью компьютерных средств

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин



6

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Р: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний (т.е формировать операциональный опыт)

К: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Научиться понимать смысл произведения древнерусской литры.



7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний.

П: уметь узнавать , называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью комп.средств

К: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике



8

Сочинение «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»

1

Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Научиться проектировать и реализовывать индивид. план восполнения проблемных зон в изученных темах.



9

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Ода на день восшествия…»

1

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».

Особенности поэтики, патриотизм.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь анализировать стихотворный текст

К: уметь читать вслух и понимать прочитанное.



10

Г.Р. Державин. Философские размышления в стихах «Река»

1

Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы



11

А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы.

1

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научиться аргументировать свою точку зрения.



12

Медный всадник (отрывок). Воображение чувства любви к Родине.

1

Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.



13

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

1

А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны.

Образ летописца Пимена. Значение его труда

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно


К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.



14

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» повесть о «маленьком человеке»

1

Тема «маленького человека», его положения в обществе.

Анализ эпизода «Самсон Вырин» у Минского

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах.



15

Классное сочинение «Образ Самсона Вырина»

1



16

Анализ образа Самсона Вырина

1





17

Жизненный и творческий путь Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича»

1

М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

К: уметь

ставить вопросы и

обращаться за помощью к

учебной литературе,

устанавливать причинно

-следственные связи,

и строить логическое

рассуждение,

умозаключение и делать

выводы.

пределять значение картин быта 16в. для понимания характеров и идеи поэмы



18

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.

1

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Научиться анализировать поэтический текст.



19

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива»

1

Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта.

Анализ стихотворений

П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в з-ти от поставленной цели, определять понятия

Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Научиться анализировать поэтический текст



20

Н.В.Гоголь. Страницы биографии «Тарас Бульба». Исторические и фольклор основа.

1

Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя.

«Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба.

П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Р: формировать ситуацию саморефлексии и самодиагностики

К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач



21

Тарас Бульба и его сыновья

1



22

Запорожская сечь и её нравы и обычаи

1

Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Р: уметь планировать алгоритм ответа

К: уметь высказывать свою точку зрения на события и поступки героев



23

Анализ эпизода «Осада польского города Дубно»

1

Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы.

П: уметь выделять и формулировать познавательную

Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации



24

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий

1

Нравственная проблематика повести.

Художествен­ное своеобразие повести, осо­бенности языка Н. В. Гоголя

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию



25

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: подготовка к сочинению

1



26

И.С.Тургенев «Бирюк». Автор и герой

1

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

К:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения



27

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

Особенности жанра, художественные особенности, темы.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь анализировать стихотворный текст

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения



28

Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

1

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

К:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения



29

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения Некрасова

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

Особенности жанра, художественные особенности, темы.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь анализировать стихотворный текст

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения



30

А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» как исторические баллады

1


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач



31

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира.

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика

П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи



32

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

1

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки.

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения



33

Контрольная работа «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина»

1





34

Л.Н.Толстой «Детство» (главы) Автобиографический характер повести

1

Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести.

П: уметь выделять и формулировать познавательную

Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации



35

Л.Н.Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир

1

Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности.

П: уметь выделять и формулировать познавательную

Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности




36

А.П.Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа

1

Обзор жизни и творчест­ва А. П, Чехова. Рассказ «Хамеле­он». Сатирический пафос про­изведения.

Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

К: ставить вопросы, обратиться за помощью, формулировать свои затруднения




37

А.П.Чехов «Злоумышленник»: многогранность комического в рассказе

1

Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения



38

Смех и слезы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня»

1



39

Край ты мой, родимый край!

1


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач



40

И.А.Бунин «Цифры» Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения



41

И.А.Бунин «Лапти»

1

Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произве­дения.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения



42

М.Горький «Детство»

Автобиографический характер повести

1

Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, определять понятия, создавать обобщения

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Научиться анализировать текст

и писать сочинение-характеристику



43

М.Горький «Детство»: обучение анализу эпизода

1

Изображение внут­реннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского челове­ка.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач

Научиться определять тему и идею романтических рассказов



44

М.Горький «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко»

1

М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование.

П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи



45

Л.Н.Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

1

Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным.

П: уметь выделять и формулировать познавательную

Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации



46

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения



47

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир

1

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении.

П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Р: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии

К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научиться выявлять характерные особенности лирики



48

А.П.Платонов «Юшка» Друзья и враги главного героя

1

А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

П: уметь выделять и формулировать познавательную цель

Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Научиться аргументировать свой ответ



49

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» Труд как основа нравственности

1

Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова

П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Р: уметь планировать алгоритм ответа

К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах



50

Классное контрольное сочинение

1





51

Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме» Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака

1

Б.Л.Пастернак. Стихи «Никого не будет в доме», «Июль»

П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.



52

А.Т.Твардовский Стихотворения поэта. Размышление о взаимосвязи человека и природы

1

А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского.


Научиться определять особенности лирики поэта.

Научиться выявлять характерные особенности лирики



53

На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны

1

Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Научиться определять особенности лирики



54

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

1

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Научиться характеризовать проблему в рассказе



55

Е.И.Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа

1

Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь делать анализ текста

К: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.Носова



56

Е.И.Носов «Живое пламя»

1

. Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач



57

Ю.П.Казаков «Тихое утро»

1

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ.

П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Ре: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии

К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научиться применять алгоритм проведения анализа текста



58

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

1

Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

П: уметь выделять и формулировать познавательную цель

Р уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики



59

М.М.Зощенко «Беда» Смешное и грустное в рассказе

1

М.М.Зощенко «Беда»

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Научиться определить идейно-эмоциональное содержание рассказа



60

«Тихая моя родина» Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого

1

Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Р: уметь планировать алгоритм ответа

К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.

Научиться определять особенности лирики



61

Песни на стихи русских поэтов XX века

1





62

Контрольная работа по произведения писателей XX века

1

Произведения русской литературы 20 века

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач



63

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей родине»

1

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь

пришел сюда и сам не верю...»


П: уметь выделять и формулировать познавательную

Р применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации



64

Р.Бернс «Честная бедность» Представления поэта о справедливости и честности

Джордж Гордон Байрон «Душа моя мрачна…»

1

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.


П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения.

Научиться выразительно читать и анализировать текст.



65

Японские трехстишия (хокку)

1

Японские хокку. Особенности жанра.

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста.



66

О.Генри «Дары волхвов» Сила любви и преданности


1

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Научиться систематизировать и обобщать материал



67

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы»


1

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.

Научиться систематизировать и обобщать материал



68

Итоговая контрольная работа

1

Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения.

П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К: строить монологические высказывания в письменной форме.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах





      1. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала»карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРАЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра



      1. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

• образную природу словесного искусства;

• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

• авторов и содержание изученных художественных произведений;

• основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория

(развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм

художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления),комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

• определять идейную и эстетическую позицию писателя;

• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;

• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;

• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


      1. Список литературы

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2018.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2018.

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2015.

  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2018.

  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2016.

  7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2016.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2018.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2017.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2017.

  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2016.

  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2018.

  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2018.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2011.

  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2015.

  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2013


Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

    • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

    • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

    • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

    • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

    • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

    • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

    • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!