СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК под ред.Г.С.Меркина по ФГОС.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и планируемыми результатами освоения ООП ООО МКОУ «ООШ №9». На изучение учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год в соответствии с Учебным планом МКОУ «ООШ №9»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК под ред.Г.С.Меркина по ФГОС.»




Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» (6 класс)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • (осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.)

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (6 кл.), пересказывать сюжет; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (6 кл.)

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (6кл.); определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (6 кл.), постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры.
Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В МКОУ «ООШ № 9» на всех предметах ведётся работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармоничных отношений человека и общества.

При изучении учебных предметов обучающиеся совершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополняют их. Они осуществляют работу с текстами, преобразовывают содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

•  представляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);

• заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся овладеет навыками:

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся овладеет навыками:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся овладеет навыками:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся овладеет навыками:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий.
    Содержание учебного предмета

Введение .

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии (3часа)

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Основные понятия: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.

Применять на уроках выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.

Формировать нравственно-эстетические представления при характеристике художественной идеи мифа.

Творческая работа: изложение с элементами сочинения.

Из устного народного творчества (3 часа)

Легенды, предания, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Правильно составлять художественный пересказ; сказывать сказки, запись фольклорных произведений.

Развивать нравственно-эстетических представления при характеристике отношения народа к смерти.

Проведение творческой работы: сочинение сказки; творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников».

.

Из древнерусской литературы (4 часа)

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие

и др.).

Познакомить учащихся с древнерусской литературой; сказанием, древнерусской повестью, поучением, плачем; автором и героем.

Выразительно читать; знать различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.

.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение Выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.

Из русской литературы ХIХ века (2 часа)

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.

Основная работа на уроке: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.

Цель урока:формирование исследовательских навыков и логического мышления

Творческая работа: коллективный творческий проект.

А.С. ПУШКИН (11 часов)

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Повторить теорию литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.

На уроке используется лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба 19 века»; подбор цитат для ответа.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5 часов)

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Ознакомить детей с теорией литературы: метафора, инверсия, антитеза.

Произвести универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.

Н.В. ГОГОЛЬ (8 часов)

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Внедрение: создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.

И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в

рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.

Н.А. НЕКРАСОВ(3 часа)

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (4 часа)

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.

В.Г. КОРОЛЕНКО (5 часов)

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа.

Проведение диспута на тему: «Как я поступил бы на месте героя…»

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П.Чехова; работа с терминами; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.

Из русской литературы XX века

И.А. БУНИН (4 часа)

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).

Составление словаря языка персонажа; лексическая работа; выразительное чтение, в том числе наизусть; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; работа с учебником; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН (5 часов)

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; работа с учебником; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; экскурсия по выставке репродукций русских художников; прослушивание музыкальной композиции.

Воспитание чувства собственного достоинства на уроке.

Творческая работа: конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.

С.А. ЕСЕНИН (3 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами, работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа.

Внедрение: составление словаря художественных средств С.А.Есенина.

М.М. ПРИШВИН (4 часа)

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами, работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

.

Творческая работа: сочинение-зарисовка, конкурс рисунков.

Краеведение: места, описанные в сказке-были.

Внедрение: издание альбома – презентации лучших рисунков учащихся с текстами из сочинений-зарисовок.

Н.М. РУБЦОВ ( 4 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Знакомство с теорией литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.

Творческая работа: устное сочинение – миниатюра «Тихая моя родина»

Внедрение: выпуск литературной газеты «Родина моя…»

А.А. АХМАТОВА (2 часа)

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Из поэзии о Великой Отечественной войне (2 часа)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».

Теория литературы: мотив, художественные средства.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; чтение наизусть; литературно – музыкальная композиция.


.

В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.

Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беда; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.

Внутрипредметные и межпредметные связи: фотография В.П.Астафьева; ИЗО (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»; В.М. Сидоров «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы», «Гаснет день», «Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»).

Метапредметные ценности: воспитание интереса к истории России.

Внедрение: слайдовая презентация «Овсянка – малая родина В.П.Астафьева».

Из зарубежной литературы (8 часов)

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Теория литературы: сказка (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.

Я. и В. ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет

Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ разных типов; выразительное чтение; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление русской сказки ос сказкой братьев Гримм); ИЗО (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).

Формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; рассказ от другого лица; выразительное чтение; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщения о библейских сюжетах.

Творческая работа: устное рисование.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента.

Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.

Творческая работа: творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона.

Внедрение: слайдовая презентация компьютерного фильма (анимации) по рассказу «Любовь к жизни».


Место предмета в учебном плане.

На изучение литературы из обязательной части учебного плана МКОУ «ООШ №9» отводится в 6 классе 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

урока

Тема урока

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



Дата проведения
план

Дата проведения факт




1

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Книга — необходимый элемент в формировании личности


1

4.09





2

Мифы о героях:

«Пять веков», «Прометей».

Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме


1

5.09




3

"Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту

1

7.09


4

Связь с другими видами искусств:

Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве


1

11.09



5

Легенды, предания, сказки

"Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности


1

12.09


6

Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана"

1

14.09


7

«Сказка о молодильных яблоках». Жанровые особенности сказки. нравственные уроки сказки. художественное восприятие произведения.

1

18.09



8

"Сказание о белгородских колодцах"

1

19.09


9

"Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях

1



10

"Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.)



1

.21.09


11

Р.р. Нравственная проблематика житийной литературы

1

25.09



12

М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.

1

26.09


13

"Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея произведения.

1

28.09


14

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. выявление сущности взаимодействия поэта и государственного деятеля. Идеал личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству

1

2.10



15

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

1

3.10


16

Баллада "Светлана": фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения

1

5.10


17

Анализ баллады Жуковского «Светлана»


1

9.10



18

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга

1

10.10


19

Жанр Элегии. "Деревня" 

1

12.10


20

«Редеет облаков летучая гряда…»

1

16.10


21

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

17.10


22

Урок чтения наизусть поэзии А.С.Пушкина

(или защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись»)


1

19.10


23

А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая правда и художественный вымысел в романе. История создания. Прототипы.

1

23.10


24

А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, искренность). Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт

1

24.10


25

А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). Отец и сын Дубровские.

 1

26.10


26

А.С.Пушкин "Дубровский".  Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1

30.10


27

Дубровский и Маша Троекурова. Выявление причин, поражения героя, отказа Маши от помощи Дубровского

1

31.10


28

Мастерская творческого

письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»


1

2.11


29

Анализ письменных работ


1

13.11



30

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.


1

14.11


31

"Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике.

1

16.11


32

Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность художественного образа.

1

20.11


33

Стихотворение «Листок»

1

21.11


34

Урок чтения наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова


1

23.11



35

Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести, ее тематика и проблематика (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)


1

27.11


36

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Центральные образы и приемы их создания. Степь как образ Родины в повести.

1

.28.11


37

Р.р. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

1

30.11


38

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Лирическое и эпическое в содержании повести

1

4.12


39

Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы

1

5.12


40

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь).

 Своеобразие стиля


1

7.12


41


Р.р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника

1

11.12


42

Анализ письменных работ


1

12.12



43

И.С. Тургенев "Записки охотника". Творческая история и особенности композиции. 

1

14.12


44

И.С.Тургенев "Бирюк" Проблематика: служебный долг и человеческий долг. Выявление причин трагического одиночества героя.




1

 18.12


45

И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя.


1

19.12


46

Стихотворение «В дороге»

1

21.12



47

Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..."

1

25.12


48

Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.

1

26.12



49

Повесть "Детство". Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого

1

28.12


50

Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за

человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый»


1

15.01


51

Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Рассказ «Бедные люди».


1

16.01


52

Р.р. Мастерская творческого

письма. Уроки доброты

Л.Н. Толстого


1

18.01


53

Анализ письменных работ


1

22.01



54

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе"


1

23.01


55

В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын.

1

25.01


56

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести.

1

29.01


57

Мастерская творческого письма «Как я поступил бы на месте героя…»

1

30.01



58

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. "Налим".

1

  1.02


59

А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания комического эффекта 

 1


5.02


60

А.П.Чехов "Шуточка". Отношение автора к героям.

1

6.02


61

Мастерская творческого

письма. Смешной

случай из жизни

1

8.02


62

Анализ письменных работ


1

12.02



63

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. "Не видно птиц. Покорно чахнет..."

1

13.02


64

И.А.Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя

1

15.02

;

65

Мастерская творческого

письма. Анализ эпизода

1

19.02


66

Анализ письменных работ


1

20.02



67

Детские годы писателя. Рассказ "Белый пудель". Основные темы и характеристика образов

1

22.02


68

А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель». Знакомство с героями

1

26.02


69

А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия

1

27.02


70

Мастерская творческого

письма. Анализ эпизода

1

1.03


71

Анализ письменных работ


1

5.03



72

Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения.


1

6.03


73

С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С. Есенина

1

12.03


74

Урок чтения наизусть (литературная гостиная)


1

13.03



75

Краткие сведения о писателе. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. 

1

15.03


76

М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказка-быль, особенности жанра. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе

1

19.03


77

Настя и Митраша. Выявление свойств характера героев. Работа с текстом.

1

20.03


78

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина. Правда Антипыча. Выявление основной идеи произведения

1

22.03


79

Р.р. Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»

1

2.04



80

Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". Человек и природа в стихотворении.


1

3.04


81

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй стихотворения. 

1

5.04


82

Р.р. Сочинение-миниатюра по произведениям Н.М. Рубцова


1

9.04



83

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество»

1

10.04


84

А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля»

1

12.04



85

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В.Исаковский


1

16.04


86

К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений







1

17.04



87

Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа.

 1

19.04


88

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов.

1

23.04


89

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. Выявление мотивов поступка. Смысл названия произведения

1

24.04



90

Восточная сказка. "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика.

1

26.04


91

"Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь".

1

30.04


92

Литературная сказка. Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка".

1

7.05


93

Тематика, проблематика сказки. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

  

1

8.05


94

О.Генри. Краткие  сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. 

1

14.05


95

О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.


 

1

15.05


96

Жанр рассказа. Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

х

1

17.05


97

Дж. Лондон

«Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения

1

  21.05


98

Подготовка к контрольной работе за курс литературы 6 класса

1

22.05


99

Контрольная работа за курс литературы 6 класса


1



100

Анализ контрольной работы.

1

24.05


101

Читательская конференция


1



102

Рекомендации по летнему чтению

1

28.05




По плану-102 часа, по календарному учебному графику-99 час (праздничные дни:8 марта,1 мая,9 мая)


Учебный план- 102ч.

Учебный график-99 ч.

1 четверть – 28 ч

2 четверть – 21 ч

3 четверть – 30 ч

4 четверть – 23 ч

1 четверть – 27 ч

2 четверть – 21 ч

3 четверть – 30 ч

4 четверть – 21ч




Контроль уровня обученности.



урока

Тема урока

Вид Контроля

Форма контроля

29

А.С.Пушкин Итоговый урок по роману «Дубровский»

текущий

сочинение

78

М.М.Пришвин»Кладовая солнца»

текущий

тесты

90

Проверка техники чтения.

итоговый

контроль


Направления проектной деятельности обучающихся.
При выполнении проектных работ в 6классе обучающиеся знакомятся с основными принципами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Сначала формулируется проблема, потом определяется цель и выбирается проектный предмет.
Темы исследовательских работ по литературе для 6 класса
.

Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!