Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» (6 класс)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
(осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.)
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (6 кл.);
владеть различными видами пересказа (6 кл.), пересказывать сюжет; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (6 кл.)
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (6кл.); определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (6 кл.), постепенно переходя к анализу текста;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры.
Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В МКОУ «ООШ № 9» на всех предметах ведётся работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармоничных отношений человека и общества.
При изучении учебных предметов обучающиеся совершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополняют их. Они осуществляют работу с текстами, преобразовывают содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• представляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
• заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся овладеет навыками:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся овладеет навыками:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся овладеет навыками:
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся овладеет навыками:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.
Смысловое чтение.
Обучающийся овладеет навыками:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
обосновывать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся овладеет навыками:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся овладеет навыками:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся овладеет навыками:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся овладеет навыками:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий.
Содержание учебного предмета
Введение .
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии (3часа)
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Основные понятия: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.
Применять на уроках выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.
Формировать нравственно-эстетические представления при характеристике художественной идеи мифа.
Творческая работа: изложение с элементами сочинения.
Из устного народного творчества (3 часа)
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Правильно составлять художественный пересказ; сказывать сказки, запись фольклорных произведений.
Развивать нравственно-эстетических представления при характеристике отношения народа к смерти.
Проведение творческой работы: сочинение сказки; творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников».
.
Из древнерусской литературы (4 часа)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие
и др.).
Познакомить учащихся с древнерусской литературой; сказанием, древнерусской повестью, поучением, плачем; автором и героем.
Выразительно читать; знать различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.
.
Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение Выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.
Из русской литературы ХIХ века (2 часа)
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
Основная работа на уроке: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.
Цель урока:формирование исследовательских навыков и логического мышления
Творческая работа: коллективный творческий проект.
А.С. ПУШКИН (11 часов)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Повторить теорию литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
На уроке используется лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба 19 века»; подбор цитат для ответа.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5 часов)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Ознакомить детей с теорией литературы: метафора, инверсия, антитеза.
Произвести универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.
Н.В. ГОГОЛЬ (8 часов)
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Внедрение: создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.
И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.
Н.А. НЕКРАСОВ(3 часа)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (4 часа)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.
В.Г. КОРОЛЕНКО (5 часов)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа.
Проведение диспута на тему: «Как я поступил бы на месте героя…»
А.П. ЧЕХОВ (5 часов)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П.Чехова; работа с терминами; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН (4 часа)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).
Составление словаря языка персонажа; лексическая работа; выразительное чтение, в том числе наизусть; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; работа с учебником; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН (5 часов)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; работа с учебником; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; экскурсия по выставке репродукций русских художников; прослушивание музыкальной композиции.
Воспитание чувства собственного достоинства на уроке.
Творческая работа: конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.
С.А. ЕСЕНИН (3 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами, работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа.
Внедрение: составление словаря художественных средств С.А.Есенина.
М.М. ПРИШВИН (4 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами, работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.
.
Творческая работа: сочинение-зарисовка, конкурс рисунков.
Краеведение: места, описанные в сказке-были.
Внедрение: издание альбома – презентации лучших рисунков учащихся с текстами из сочинений-зарисовок.
Н.М. РУБЦОВ ( 4 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Знакомство с теорией литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.
Творческая работа: устное сочинение – миниатюра «Тихая моя родина»
Внедрение: выпуск литературной газеты «Родина моя…»
А.А. АХМАТОВА (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Из поэзии о Великой Отечественной войне (2 часа)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».
Теория литературы: мотив, художественные средства.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; чтение наизусть; литературно – музыкальная композиция.
.
В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.
Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беда; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.
Внутрипредметные и межпредметные связи: фотография В.П.Астафьева; ИЗО (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»; В.М. Сидоров «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы», «Гаснет день», «Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»).
Метапредметные ценности: воспитание интереса к истории России.
Внедрение: слайдовая презентация «Овсянка – малая родина В.П.Астафьева».
Из зарубежной литературы (8 часов)
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Теория литературы: сказка (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет
Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ разных типов; выразительное чтение; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление русской сказки ос сказкой братьев Гримм); ИЗО (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).
Формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; рассказ от другого лица; выразительное чтение; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщения о библейских сюжетах.
Творческая работа: устное рисование.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента.
Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.
Творческая работа: творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона.
Внедрение: слайдовая презентация компьютерного фильма (анимации) по рассказу «Любовь к жизни».
Место предмета в учебном плане.
На изучение литературы из обязательной части учебного плана МКОУ «ООШ №9» отводится в 6 классе 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Дата проведения план | Дата проведения факт | |
| |
1 | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Книга — необходимый элемент в формировании личности | 1 | 4.09 | | |
| |
2 | Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме | 1 | 5.09 | | |
3 | "Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту | 1 | 7.09 | |
4 | Связь с другими видами искусств: Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве | 1 | 11.09 | |
|
5 | Легенды, предания, сказки "Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности | 1 | 12.09 | |
6 | Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана" | 1 | 14.09 | |
7 | «Сказка о молодильных яблоках». Жанровые особенности сказки. нравственные уроки сказки. художественное восприятие произведения. | 1 | 18.09 | |
|
8 | "Сказание о белгородских колодцах" | 1 | 19.09 | |
9 | "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях | 1 | | |
10 | "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.) | 1 | .21.09 | |
11 | Р.р. Нравственная проблематика житийной литературы | 1 | 25.09 | |
|
12 | М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. | 1 | 26.09 | |
13 | "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея произведения. | 1 | 28.09 | |
14 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. выявление сущности взаимодействия поэта и государственного деятеля. Идеал личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству | 1 | 2.10 | |
|
15 | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 1 | 3.10 | |
16 | Баллада "Светлана": фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения | 1 | 5.10 | |
17 | Анализ баллады Жуковского «Светлана» | 1 | 9.10 | |
|
18 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга | 1 | 10.10 | |
19 | Жанр Элегии. "Деревня" | 1 | 12.10 | |
20 | «Редеет облаков летучая гряда…» | 1 | 16.10 | |
21 | «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | 17.10 | |
22 | Урок чтения наизусть поэзии А.С.Пушкина (или защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись») | 1 | 19.10 | |
23 | А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая правда и художественный вымысел в романе. История создания. Прототипы. | 1 | 23.10 | |
24 | А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, искренность). Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт | 1 | 24.10 | |
25 | А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). Отец и сын Дубровские. | 1 | 26.10 | |
26 | А.С.Пушкин "Дубровский". Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | 30.10 | |
27 | Дубровский и Маша Троекурова. Выявление причин, поражения героя, отказа Маши от помощи Дубровского | 1 | 31.10 | |
28 | Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 2.11 | |
29 | Анализ письменных работ | 1 | 13.11 | |
|
30 | Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. | 1 | 14.11 | |
31 | "Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике. | 1 | 16.11 | |
32 | Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность художественного образа. | 1 | 20.11 | |
33 | Стихотворение «Листок» | 1 | 21.11 | |
34 | Урок чтения наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова | 1 | 23.11 | |
|
35 | Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести, ее тематика и проблематика (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг) | 1 | 27.11 | |
36 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Центральные образы и приемы их создания. Степь как образ Родины в повести. | 1 | .28.11 | |
37 | Р.р. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | 1 | 30.11 | |
38 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Лирическое и эпическое в содержании повести | 1 | 4.12 | |
39 | Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы | 1 | 5.12 | |
40 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля | 1 | 7.12 | |
41 | Р.р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника | 1 | 11.12 | |
42 | Анализ письменных работ | 1 | 12.12 | |
|
43 | И.С. Тургенев "Записки охотника". Творческая история и особенности композиции. | 1 | 14.12 | |
44 | И.С.Тургенев "Бирюк" Проблематика: служебный долг и человеческий долг. Выявление причин трагического одиночества героя. | 1 | 18.12 | |
45 | И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя. | 1 | 19.12 | |
46 | Стихотворение «В дороге» | 1 | 21.12 | |
|
47 | Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." | 1 | 25.12 | |
48 | Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. | 1 | 26.12 | |
|
49 | Повесть "Детство". Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого | 1 | 28.12 | |
50 | Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | 1 | 15.01 | |
51 | Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». Рассказ «Бедные люди». | 1 | 16.01 | |
52 | Р.р. Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого | 1 | 18.01 | |
53 | Анализ письменных работ | 1 | 22.01 | |
|
54 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе" | 1 | 23.01 | |
55 | В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын. | 1 | 25.01 | |
56 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести. | 1 | 29.01 | |
57 | Мастерская творческого письма «Как я поступил бы на месте героя…» | 1 | 30.01 | |
|
58 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. "Налим". | 1 | 1.02 | |
59 | А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания комического эффекта | 1 | 5.02 | |
60 | А.П.Чехов "Шуточка". Отношение автора к героям. | 1 | 6.02 | |
61 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни | 1 | 8.02 | |
62 | Анализ письменных работ | 1 | 12.02 | |
|
63 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. "Не видно птиц. Покорно чахнет..." | 1 | 13.02 | |
64 | И.А.Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя | 1 | 15.02 | ; |
65 | Мастерская творческого письма. Анализ эпизода | 1 | 19.02 | |
66 | Анализ письменных работ | 1 | 20.02 | |
|
67 | Детские годы писателя. Рассказ "Белый пудель". Основные темы и характеристика образов | 1 | 22.02 | |
68 | А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель». Знакомство с героями | 1 | 26.02 | |
69 | А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия | 1 | 27.02 | |
70 | Мастерская творческого письма. Анализ эпизода | 1 | 1.03 | |
71 | Анализ письменных работ | 1 | 5.03 | |
|
72 | Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения. | 1 | 6.03 | |
73 | С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С. Есенина | 1 | 12.03 | |
74 | Урок чтения наизусть (литературная гостиная) | 1 | 13.03 | |
|
75 | Краткие сведения о писателе. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. | 1 | 15.03 | |
76 | М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказка-быль, особенности жанра. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе | 1 | 19.03 | |
77 | Настя и Митраша. Выявление свойств характера героев. Работа с текстом. | 1 | 20.03 | |
78 | Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина. Правда Антипыча. Выявление основной идеи произведения | 1 | 22.03 | |
79 | Р.р. Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца» | 1 | 2.04 | |
|
80 | Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". Человек и природа в стихотворении. | 1 | 3.04 | |
81 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй стихотворения. | 1 | 5.04 | |
82 | Р.р. Сочинение-миниатюра по произведениям Н.М. Рубцова | 1 | 9.04 | |
|
83 | Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» | 1 | 10.04 | |
84 | А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля» | 1 | 12.04 | |
|
85 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В.Исаковский | 1 | 16.04 | |
86 | К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений | 1 | 17.04 | |
|
87 | Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа. | 1 | 19.04 | |
88 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов. | 1 | 23.04 | |
89 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. Выявление мотивов поступка. Смысл названия произведения | 1 | 24.04 | |
|
90 | Восточная сказка. "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика. | 1 | 26.04 | |
91 | "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". | 1 | 30.04 | |
92 | Литературная сказка. Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". | 1 | 7.05 | |
93 | Тематика, проблематика сказки. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"). | 1 | 8.05 | |
94 | О.Генри. Краткие сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. | 1 | 14.05 | |
95 | О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. | 1 | 15.05 | |
96 | Жанр рассказа. Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | х 1 | 17.05 | |
97 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения | 1 | 21.05 | |
98 | Подготовка к контрольной работе за курс литературы 6 класса | 1 | 22.05 | |
99 | Контрольная работа за курс литературы 6 класса | 1 | | |
100 | Анализ контрольной работы. | 1 | 24.05 | |
101 | Читательская конференция | 1 | | |
102 | Рекомендации по летнему чтению | 1 | 28.05 | |
По плану-102 часа, по календарному учебному графику-99 час (праздничные дни:8 марта,1 мая,9 мая)
Учебный план- 102ч. | Учебный график-99 ч. |
1 четверть – 28 ч 2 четверть – 21 ч 3 четверть – 30 ч 4 четверть – 23 ч | 1 четверть – 27 ч 2 четверть – 21 ч 3 четверть – 30 ч 4 четверть – 21ч |
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид Контроля | Форма контроля |
29 | А.С.Пушкин Итоговый урок по роману «Дубровский» | текущий | сочинение |
78 | М.М.Пришвин»Кладовая солнца» | текущий | тесты |
90 | Проверка техники чтения. | итоговый | контроль |
Направления проектной деятельности обучающихся.
При выполнении проектных работ в 6классе обучающиеся знакомятся с основными принципами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Сначала формулируется проблема, потом определяется цель и выбирается проектный предмет.
Темы исследовательских работ по литературе для 6 класса .
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".