Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Веретенинская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ___________/ / Протокол №___от « - » ______ 201 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ от «___» _______ 201 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Веретенинская основная общеобразовательная школа» ___________ / Приказ №_____от « » ________ 201 г. |
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № ____
от « » _______201 г.
Рабочая программа
Предмет (количество часов за год) | Литература (102 часа) |
Класс | 9 |
УМК, автор | Коровина В.Я. и др. |
Учебник (название) | «Литература, 9 класс» |
Издательство | «Просвещение» |
Учитель (Ф.И.О., квалификация) | Якушенкова Наталья Матвеевна, I категория |
С. Веретенино
2018г.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Cодержание учебного курса
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
Учебно-тематический план
п/п | Раздел | Колич. часов | Контроль-ные работы | Из них развитие речи | Из них внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | | | |
2. | Из древнерусской литературы | 3 | | | |
3. | Из литературы XVIII века | 10 | | 1 | |
4 | Из русской литературы XIX века первой половины | 43 | 2 | 6 | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века второй половины | 10 | | 1 | 1 |
6 | Из русской литературы ХХ века | 27 | 2 | | |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | | | |
8 | Итоговый урок | 1 | | | |
9. | Резерв | 3 | | | |
10. | Итого | 105 | 4 | 8 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
102 часа
№ уро-ка | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | Примечания |
| Введение | | | |
1 | Литература как искусство слова | 04.09.17 | | |
| Из древнерусской литературы | | | |
2 | Самобытный характер древнерусской литературы. "Слово о полку Игореве" | 06.09.17 | | |
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 07.09.17 | | |
4 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 11.09.17 | | |
| Из литературы XVIII века (10) | | | |
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература XVIII века (общий обзор). | 13.09.17 | | |
6 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 14.09.17 | | |
7 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии | 18.09.17 | | |
8 | Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 07.09.17 | | |
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. | 20.09.17 | | |
10 | Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Критика крепостничества. | 21.09.17 | | |
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 25.09.17 | | |
12 | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". | 27.09.17 | | |
13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 28.09.17 | | |
14 | Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя | 02.10.17 | | |
| Из русской литературы XIX века первой половины(43) | | | |
15 | Понятие о романтизме. (Лекция) Золотой век русской литературы. | 04.10.17 | | |
16 | "Литературный Колумб Руси". В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». | 05.10.17 | | |
17 | В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Фольклорные мотивы. | 09.10.17 | | |
18 | Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский. | 11.10.17 | | |
19 | А. С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». Особенность композиции. | 12.10.17 | | |
20 | "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | 16.10.17 | | |
21 | "Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. | 18.10.17 | | |
22 | "Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов. | 19.10.17 | | |
23 | "Горе от ума". 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. | 23.10.17 | | |
24 | Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | 25.10.17 | | |
25 | Тестирование по материалам ОГЭ | 26.10.17 | | |
26 | Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | 08.11.17 | | |
27 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | 09.11.17 | | |
28 | Свободолюбивая лирика | 13.11.17 | | |
29 | Любовная лирика Адресаты любовной лирики Пушкина. | 15.11.17 | | |
30 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 16.11.17 | | |
31 | «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | 20.11.17 | | |
32 | «Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа. | 22.11.17 | | |
33 | Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 23.11.17 | | |
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 27.11.17 | | |
35 | Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | 29.11.17 | | |
36 | Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 30.11.17 | | |
37 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 04.12.17 | | |
38 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману. | 06.12.17 | | |
39 | Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 07.12.17 | | |
40 | М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике. | 11.12.17 | | |
41 | Образ поэта-пророка | 13.12.17 | | |
42 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | 14.12.17 | | |
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина» | 18.12.17 | | |
44 | «Герой нашего времени» Композиция. - первый психологический роман в русской литературе. | 20.12.17 | | |
45 | «Бэла» Печорин как представитель «портрета поколения». | 21.12.17 | | |
46 | «Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 25.12.17 | | |
47 | «Тамань» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 27.12.17 | | |
48 | «Княжна Мери» Любовь в жизни Печорина. | 28.12.17 | | |
49 | «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | 10.01.18 | | |
50 | Тестирование по творчеству Лермонтова. Домашнее сочинение. | 11.01.18 | | |
51 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. | 15.01.18 | | |
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». | 17.01.18 | | |
53 | Р. Р. Обучение анализу эпизода. | 18.01.18 | | |
54 | Образ города в поэме «Мертвые души». | 22.01.18 | | |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 24.01.18 | | |
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора | 25.01.18 | | |
57 | Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | 29.01.18 | | |
| Из русской литературы XIX века второй половины (10) | | | |
58 | А.Н.Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге. | 31.01.18 | | |
59 | Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Комедия как жанр драматургии. | 01.02.18 | | |
60 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Образ города. | 05.02.18 | | |
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».. | 07.02.18 | | |
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 08.02.18 | | |
63 | Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность») Подлинные и мнимые ценности жизни | 12.02.18 | | |
64 | Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» | 14.02.18 | | |
65 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 15.02.18 | | |
66 | Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | 19.02.18 | | |
67 | Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | 21.02.18 | | |
| Русская литература XX века (27) | | | |
68 | Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений. | 22.02.18 | | |
69 | И. Бунин. «Темные аллеи». Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 26.02.18 | | |
70 | Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 28.02.18 | | |
71 | М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 01.03.18 | | |
72 | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. | 05.03.18 | | |
73 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | 07.03.18 | | |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | 12.03.18 | | |
75 | А.И. Солженицын. «Матренин двор» Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 14.03.18 | | |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 15.03.18 | | |
77 | Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков. | 19.03.18 | | |
78 | «Серебряный век» русской поэзии. | 21.03.18 | | |
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др. | 22.03.18 | | |
80 | «О доблестях…» | 02.04.18 | | |
81 | С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | 04.04.18 | | |
82 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 05.04.18 | | |
83 | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | 09.04.18 | | |
84 | М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 11.04.18 | | |
85 | Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 12.04.18 | | |
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | 16.04.18 | | |
87 | «Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | 18.04.18 | | |
88 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 19.04.18 | | |
89 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 23.04.18 | | |
90 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 25.04.18 | | |
91 | «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 26.04.18 | | |
92 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. | 30.04.18 | | |
93 | Тестирование по изученному материалу. | 02.05.18 | | |
| Из зарубежной литературы (6) | | | |
94 | Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 03.05.18 | | |
95 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | 07.05.18 | | |
96 | У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте. | 10.05.18 | | |
97 | Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | 14.05.18 | | |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 16.05.18 | | |
99 | И.-В. Гете. «Фауст». Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия | 17.05.18 | | |
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | 21.05.18 | | |
101 | Повторение. Итоговое тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 23.05.18 | | |
102 | Итоги года и задание на лето. | 24.05.18 | | |
13