СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»



Содержание:

1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………………..3

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………….…………………...4

3.Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………….8

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему…………14







1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ, с изменениями и дополнениями).

  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

  3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

  4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ № 22»

  5. Учебным планом МБОУ «СШ№22» на 2020-2021 учебный год.

  6. Программой к завершённой предметной линии учебников по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, опубликованной в сборнике «Рабочие программы: Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа по литературе рассчитана на реализацию в объёме 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ «СШ№22», годовому календарному учебному графику.



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

- освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

- формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Предметные результаты:


Ученик научится

Получит возможность научиться

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современное звучание;

  • анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементы сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владеть элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • понимать кдуховно-нравственные цен­ности русской литературы и культуры, со­поставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценивать;

  • интерпретировать изученные литературные произведения;

  • понимать авторскую позицию и выражать свое отно­шение к ней;

  • воспринимать на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимать русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.



• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики

художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано

оценивая их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами

других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других

искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или

под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять

ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).


Ученик должен знать:

- базовые теоретико-литературные понятия: историзм литературы, жанры фольклора (предания; лирические и исторические народные песни); летопись (развитие представлений), житие; роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления);баллада (развитие представлений); комедия; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

- содержание программных произведений;

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 18-20 веков


Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.


Формы контроля

  • наблюдение;

  • беседа

  • фронтальный опрос

  • опрос в парах

  • практикум

  • устный опрос

  • опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)

  • тестирование по индивидуальным тестам

  • дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут

  • дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут

  • форма проведения итоговой контрольной работы: сочинение.


К сведению о формах и сроках промежуточной аттестации в МБОУ «СШ №22»:

Формы и сроки промежуточной аттестации учащихся установлены учебным планом и календарным учебным графиком основной образовательной программы основного общего образования. При проведении промежуточной аттестации учитываются четвертные отметки.





3. Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского».Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новныеправилаклассицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (11 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

P.P.Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач-киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).P.P.Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P.Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P.Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т.Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”» (1 ч.) Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник» (1 ч.) Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P.Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин (1 ч.) Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (1 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P.Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (1 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине (1 ч.)Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо«Бабьелето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

P.P.выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Формы и сроки промежуточной аттестации учащихся установлены учебным планом и календарным учебным графиком основной образовательной программы основного общего образования. При проведении промежуточной аттестации учитываются четвертные отметки.














4.Тематическоепланированиес указанием количества часов, отводимых на каждую тему


п.п

Раздел/тема урока

Количество часов, отводимое на каждую тему

Календарные сроки

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Устное народное творчество (5 ч.)

Введение. Русская литература и история

1




В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

1




Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О покорении Сибири Ермаком», «Царь Петр и солдат»

1




Житие как жанр древнерусской литературы. Духовный и ратный подвиг Александра Невского

1




«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

1




Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1




Черты классицизма в комедии «Недоросль»

1




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года

1




К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» как романтическое произведение

1





А.С. Пушкин

10+1р/р




А.С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки)

1




«Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

1




А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

1




А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

1




А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе

1




А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

1




А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

1




р/р Обобщающий урок по роману «Капитанская дочка». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1




Тема дружбы в стихотворениях «19 октября», «Туча»

1




Тема любви и вдохновения в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

1




Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1





М.Ю. Лермонтов.

3+1р/р




М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

1




М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя

1




М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы

1




Р/р Подготовка к развернутому ответу на вопрос по поэме «Мцыри» в формате ОГЭ

1





Н.В. Гоголь

(6+2р/р)




Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия

1




Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

1




Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

1




Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

1




Р/р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «В чем социальная опасность Хлестаковщины?»

1




Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека»

1




Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст»

1




р/р Защита творческих проектов по творчеству Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова

1




И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

1





М.Е. Салтыков-Щедрин

2




М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои

1




М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического

1





Н.С. Лесков

2




Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои

1




Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика

1





Л.Н. Толстой.

2+1р/р




Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»: проблемы и герои

1




Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

1




р/р Контрольное сочинение на тему «Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н.С. Лескова «Старый гений» и Л.Н. Толстого «После бала»?

1




Поэзия родной природы в русской литературе 19 века

1





А.П.Чехов.

2




А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1




Понятие о психологизме художественной литературы. Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

1




И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви

1




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)


А.И. Куприн

1+1 р/р




А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени»: история счастливой любви

1




Р/р Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви»

1





А.А. Блок.

2




А.А. Блок. История создания стихотворного цикла «На поле Куликовом»

1




Анализ стихотворения А. Блока «Россия»

1





С.А. Есенин.

1+1р/р




С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему

1




Р/р Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина

1




И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству

1




М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»: реальность и фантастика

1




Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки)

1




Тэффи. Смешное и грустное в рассказе «Жизнь и воротник»

1




М.М. Зощенко. Способы создания комического в рассказе «История болезни»

1





А.Т. Твардовский.

3




А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война

1




А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя

1




А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы

1




Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1





В.П. Астафьев.

2




В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя

1




В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа

1




Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1




Поэты русского зарубежья о Родине

1




Контрольная работа за курс 8 класса

1




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

1




Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве», В. Скотт. «Айвенго» (обзор)

1




Итоговый урок

1





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!