СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику В.Я. Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. НЕМАНА»

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МАОУ «СОШ №1 г.Немана»

___________/Е.А. Пагина / _______________/Г.В.Сыч /

«__»_________201__г. Приказ №___ от «__»_______201__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА»

5 «Б» КЛАСС

















Составитель:

Шимкус И.Р.

















г.Неман, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника дляобучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета

«Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Поэтому в 5 классе отводится 30 часов на внутрипредметный образовательный модуль «Живое слово». Главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений.

Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы.

Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи. Особенно остро проблема национальной идентификации стоит перед населением Калининградской области, территориально не связанной с Россией. Будучи россиянами (русские, белорусы, украинцы составили костяк населения области – более 90 % всего населения, при этом ныне население пополняется и переселенцами, принадлежащими к различным культурам, национальностям, вероисповеданиям), жители области в современных условиях не имеют возможности поддерживать тесные контакты с «материковой Россией».

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Место курса «Литература»в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, (включаявнутрипредметный модуль 30ч)







СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Для заучивания наизусть (9 стихотворений):

И.А. Крылов. Басня – на выбор.

А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)

Н.А.Некрасов. Одно стихотворение – по выбору.

Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А.Бунин. Одно стихотворение – на выбор.

С.А.Есенин. Одно стихотворение – на выбор.

Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.














Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема урока


Количествочасов

Коррекционная работа

с обучающимися по АООП образования обучающихся с задержкой психического развития.

1

ВВЕДЕНИЕ

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1


2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»

1


3

ВПМ «Живое слово» Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

«Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках

1


4

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора.Детский фольклор)

1


5

Сказка как вид народной прозы.Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. Образ Ивана-Царевича.

1


6

ВПМ «Живое слово» Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

1


7

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1


8


Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.РР Составление волшебной сказки

1


9

ВПМ «Живое слово» Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

Древнерусская летопись «ПВЛ» о принятии Русью христианства

1


10

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок»

1


11

Контрольная работа

1


12

ВПМ «Живое слово»2.Мир фольклора и русская словесность (18) Русский крестьянский мир и народное творчество (2ч.)

Крестьянский уклад жизни и народное творчество

1


13

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».



ВЧ Русские летописи.



ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

1


14

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

1


15

ВПМ «Живое слово» 2.Мир фольклора и русская словесность (18) Русский крестьянский мир и народное творчество (2ч.)

Русская народная песня

1


16

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий


1


17

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

1


18

ВПМ «Живое слово» от Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 ч.)

«Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре)

Рождество в русской поэзии

1


19

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

РР Басни Крылова. Анализ и исполнение

ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

1


20

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1


21

ВПМ «Живое слово» от Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 ч.)

Масленица в народной поэзии и русской литературе

1


22

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

1


23

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок



24

ВПМ «Живое слово» от Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 ч.)

Поэзия пасхального цикла: Страстная седмица

Пасха в русской словесности

1


25

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Основные образы сказки

1


26

РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1


27

ВПМ «Живое слово» Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

1


28

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

РР Стихи и проза. Рифма и ритм

1


29

30

Контрольная работа

ПРОЕКТ Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».

2


31

ВПМ «Живое слово» Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине

Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве

1


32

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1


33

ВЧВ.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps»

1


34

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды

Народное предание и тема русской истории


1


35

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1


36


Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованноеместо».

1


37

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной не сказочной прозы. Предания, сказания, легенды

Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр I

1


38

39

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

2


40







41

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

1







1


42

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной не сказочной прозы. Предания, сказания, легенды

«Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове

1


43

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Административная работа.

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1


44-45

Герасим и его окружение. Духов Герасим и Муму. Счастливый год ероя.


2


46

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной не сказочной прозы. Предания, сказания, легенды

«Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова)

1


47

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества

1


48

49

РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

2


50

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной не сказочной прозы. Предания, сказания, легенды

Духовно – нравственные ценности в христианских народных легендах

1


51

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

«Чудные картины» А.А. Фета. Контрольное тестирование за первое полугодие

1


52

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1


53

ВПМ «Живое слово» Идеалы народной не сказочной прозы. Предания, сказания, легенды

Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…»

1


54

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

1


55

Тема дружбы в рассказе.

1


56

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

«Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона.

1


57

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».«Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»

1


58

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ.

1


59

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

Евангельские притчи

1


60

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

1


61

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

Притча о блудном сыне

1


62

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»

1


63

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец

1


64

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

«Кто мой ближний?» (тема милосердия)

1


65

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Новые знакомые Васи. ТыбурцийДраб – «замечательная личность»

1


66

РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1


67

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

«Будьте милосердны…»

1


68

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»

1


69

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1


70

ВПМ «Живое слово» Литературная притча в русской словесности

«Что такое счастье и где его искать?»

1


71

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»

1


72

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1


73

ВПМ «Живое слов Литературные сказки: освоение народной традиции

Чему учат сказки А. С. Пушкина

1


74

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1


75

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1


76

ВПМ «Живое слов Литературные сказки: освоение народной традиции

П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

1


77-78

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

2


79

РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1


80

ВПМ «Живое слов Литературные сказки: освоение народной традиции

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1


81-82

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

2


83


РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе



ПРОЕКТ «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»

1


84

ВПМ «Живое слов Литературные сказки: освоение народной традиции

Сказки Степана Григорьевича Писахова

1


85

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

1


86

ВЧ Н. А. Тэффи «Валя»

1


87

ВПМ «Живое слов Сказки: освоение народной традиции

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1


88

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Контрольная работа

1


89

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

1


90

ВПМ «Живое слов Сказки: освоение народной традиции

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

1


91



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

1


92

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда

1


93

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини

1


94

Истории четвёртая и пятая

1


95

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом

1


96

РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение)

1


97

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

1


98

ВПМ «Живое слов Сказки: освоение народной традиции

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

1


99

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы

1


100

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1


101

Промежуточная Аттестация

1


102

Повторение.

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!