Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО Л.В.Брадулова Протокол № _________ заседания ШМО от ____ _____________2020 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Веселовская средняя школа» __________Э.Б.Аджигапарова ______ _____________2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Веселовская средняя школа» _____________ Н.О.Колесник Приказ № ___________ от ____ _______________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:__________ЛИТЕРАТУРА_____________
Уровень: ____________базовый _________________
базовый, профильный, углубленный
Учитель:__ Аппазова Эльмаз Ниязиевна_____
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс: ______________10_______________________
Срок реализации: один год______
Количество часов:
Всего____102_ч.; в неделю _3___ ч.
Рабочая программа составлена на основе с ФГОС СОО и авторской программы С.А.Зинин, В.А. Чалмаев . Программы общеобразовательных учреждений «Литература» 10 класс. Базовый уровень. М.: «Просвещение», 2014г
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. С.А.Зинин, В.А. Чалмаев М.: «Просвещение», 2014г
Веселовка-2020г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2.Содержание учебного предмета
Литература XIX века
Введение. (1 ч)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Из литературы первой половины XIX века. (22 ч)
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
А.С. Пушкин ( 8 часов)
Жизнь и творчество (обзор).( Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов ( 7 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » , «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон, я другой…»и др. по выбору.
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, неразделенной любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н.В. Гоголь( 7 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя.
Из литературы второй половины XIX века. (74 ч)
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Достижения в области науки и культуры. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский (7 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии действия. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского.
«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. Гончаров (4 часа)
Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Система образов. Приём антитезы в романе. Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). Авторская позиция и способы её выражения. Своеобразие стиля Гончарова.
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев (11часов)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль Базарова в развитии основного конфликта.черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика романа , своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; приём умолчания. Базаров в ряду других образов в русской литературе. Полемика вокруг романа. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.А. Некрасов (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» , «Я не люблю иронии твоей…», «Внимая ужасам войны…»и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет (6 часов)
Ф.И. Тютчев
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.», «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» и др. по выбору.
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А. Фет
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Ещё одно забывчивое слово…» и др. по выбору.
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Николай Семёнович Лесков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Алексей Константинович Толстой (6 часов)
Н.С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор). Роман «История одного города» (обзор)
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Тема народа и власти. Смысл финала. Своеобразие сатиры. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алоизм.
А.К. Толстой
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...» и др. по выбору учителя.
Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой (17 часов).
Жизнь и творчество. Роман - эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный приём. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташи Ростова княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога в романе. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатова. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приёмы изображения душевного мира героев «диалектика души». Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский (8 часов).
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и её развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Приёмы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов(10 часов).
Жизнь и творчество. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч», «Палата №6», «Дом с мезонином» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и мещанства в рассказах. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Особенности сюжета и конфликт пьесы «Вишнёвый сад». Система образов. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - «недотепы». Образы слуг. Роль авторских ремарок. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (5 часов)
Г. де Мопассан.
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен.
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Тема | Рабочая программа | Авторская программа | Классное сочинение | К/р | Внеклассное чтение | Развитие речи |
1 | Введение | | 1 | 1 | | | | |
2 | Литература первой половины XIX века (22 часа) | А.С. Пушкин | 8 | 5 | 1 | | | 2 |
М.Ю. Лермонтов | 7 | 5 | 1 | | 1 | 2 |
Н.В. Гоголь | 7 | 4 | | 1 | 1 | домашнее сочинение |
3 | Литература второй половины XIX века(74 часа) | А.Н. Островский | 7 | 4 | | | | |
И.А. Гончаров | 4 | 5 | | | | |
И.С. Тургенев | 11 | 6 | | 1 | 2 | 2+ домашнее сочинение |
Н.А. Некрасов | 5 | 5 | | | | |
Ф. И. Тютчев и А. А. Фет | 6 | 9 | | | | домашнее сочинение |
Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой | 6 | 18 | | 1 | 2 | |
Л.Н. Толстой | 17 | 16 | 1 | | 1 | домашнее сочинение |
Ф.М. Достоевский | 8 | 9 | 1 | | | |
А.П. Чехов | 10 | 9 | | 1 | 1 | домашнее сочинение |
4 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | Г. де Мопассан Г. Ибсен А. Рембо. | 5 | 4 | | | 1 | 1 |
| Итого | | 102 | 105 | 4 | 4 | 9 | 12 |
17