СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по литературе для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Веселовская средняя школа» Сакского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

Л.В.Брадулова

Протокол № _________

заседания ШМО

от ____ _____________2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Веселовская средняя школа»

__________Э.Б.Аджигапарова


______ _____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Веселовская средняя школа»

_____________ Н.О.Колесник

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет:__________ЛИТЕРАТУРА_____________

Уровень: ____________базовый _________________

базовый, профильный, углубленный

Учитель:__ Аппазова Эльмаз Ниязиевна_____

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс: ______________10_______________________

Срок реализации: один год______


Количество часов:

Всего____102_ч.; в неделю _3___ ч.

Рабочая программа составлена на основе с ФГОС СОО и авторской программы С.А.Зинин, В.А. Чалмаев . Программы общеобразовательных учреждений «Литература» 10 класс. Базовый уровень. М.: «Просвещение», 2014г

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. С.А.Зинин, В.А. Чалмаев М.: «Просвещение», 2014г



Веселовка-2020г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирования и регуляции своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

- понимание ключевых проблем изученных произведений

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

      

2.Содержание учебного предмета

Литература XIX века

Введение. (1 ч)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Из литературы первой половины XIX века. (22 ч)

Обзор русской литературы первой половины XIX века.

А.С. Пушкин ( 8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).( Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов ( 7 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » , «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон, я другой…»и др. по выбору.

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, неразделенной любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н.В. Гоголь( 7 часов)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя.

Из литературы второй половины XIX века. (74 ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Достижения в области науки и культуры. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский (7 часов)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии действия. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. Гончаров (4 часа)

Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Система образов. Приём антитезы в романе. Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). Авторская позиция и способы её выражения. Своеобразие стиля Гончарова.

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С. Тургенев (11часов)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль Базарова в развитии основного конфликта.черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика романа , своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; приём умолчания. Базаров в ряду других образов в русской литературе. Полемика вокруг романа. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.А. Некрасов (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» , «Я не люблю иронии твоей…», «Внимая ужасам войны…»и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет (6 часов)

Ф.И. Тютчев

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.», «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» и др. по выбору.

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А. Фет

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Ещё одно забывчивое слово…» и др. по выбору.

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Николай Семёнович Лесков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Алексей Константинович Толстой (6 часов)

Н.С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор). Роман «История одного города» (обзор)

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Тема народа и власти. Смысл финала. Своеобразие сатиры. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алоизм.

А.К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...» и др. по выбору учителя.

Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. Толстой (17 часов).

Жизнь и творчество. Роман - эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный приём. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташи Ростова княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога в романе. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатова. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приёмы изображения душевного мира героев «диалектика души». Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский (8 часов).

Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и её развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Приёмы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. Чехов(10 часов).

Жизнь и творчество. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч», «Палата №6», «Дом с мезонином» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и мещанства в рассказах. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Особенности сюжета и конфликт пьесы «Вишнёвый сад». Система образов. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - «недотепы». Образы слуг. Роль авторских ремарок. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (5 часов)

Г. де Мопассан.

Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен.

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.



















3.Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов

Тема

Рабочая

программа

Авторская программа


Классное

сочинение

К/р

Внеклассное

чтение


Развитие

речи

1

Введение


1

1





2

Литература первой половины XIX века

(22 часа)

А.С. Пушкин

8

5

1



2

М.Ю. Лермонтов

7

5

1


1

2

Н.В. Гоголь

7

4


1

1

домашнее сочинение

3

Литература второй половины XIX века(74 часа)

А.Н. Островский

7

4





И.А. Гончаров

4

5





И.С. Тургенев

11

6


1

2

2+

домашнее сочинение

Н.А. Некрасов

5

5





Ф. И. Тютчев и

А. А. Фет

6

9




домашнее сочинение

Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой

6

18


1

2


Л.Н. Толстой

17

16

1


1

домашнее сочинение

Ф.М. Достоевский

8

9

1




А.П. Чехов

10

9


1

1

домашнее сочинение

4

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века


Г. де Мопассан

Г. Ибсен

А. Рембо.


5

4



1

1


Итого


102

105

4

4

9

12























17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!