СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана для обучающихся 8в класса МОУ Удельнинская гимназия на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1. Основное общее образование), Программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной (2014 г), Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»,  в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 8 классе 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина»

0


МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Удельнинская гимназия

_____________________/Н.А. Арюлина/

Приказ № _____от «___» ______2018 г.




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 в класс

на 2018 – 2019 учебный год








Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшей категории











2018 – 2019 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана для обучающихся 8в класса МОУ Удельнинская гимназия на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1. Основное общее образование), Программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной (2014 г), Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 8 классе 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • сформировать представление о художественной литературе как об искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений;

  • сформировать потребность в чтении;

  • воспитывать культуру чтения;

  • совершенствовать устную и письменную речь.


  1. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

РР Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII века.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII век и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

КР Контроль­ная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

РР Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух России. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатирикон"». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К. Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.III. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок..ж, Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и пись­менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятий).

Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам из­учения курса.



  1. Формы организации учебной деятельности

Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения – урок, предполагающий использование фронтальной, индивидуальной, индивидуально-дифференцированной работы, работы в парах сменного состава. На уроке изучения нового материала: лекция, экскур­сия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления включает такие формы как: семинар, прак­тикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок клю­чевых задач, работа в парах постоянного и смешанного состава. На уроках проверки знаний возможна организация само­стоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседо­вания, викторины, игры и т.д.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литера­турных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материа­лам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфи­ческих средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.



  1. Основные виды учебной деятельности

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного тек­ста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.



  1. Предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся научатся

  • базовым теоретико-литературным понятиям;

  • осмысленно читать программные произведения;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • оперировать основными фактами жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века;

  • понимать закономерности происхождения литературы;

  • понимать жанровые особенности произведений,

  • умениям выразительного чтения;


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять элементарные исследовательские работы;

  • определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

  • осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий по теме)

Сроки прохождения

Предметные умения

Метапредметные УУД

Личностные умения

Планируемые

Фактические

I ЧЕТВЕРТЬ

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Русская литература и история

Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Формирование «стартовой» моти­вации к обучению


03.09-07.09.2018



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки

Научиться опре­делять жанрово­композиционные особенности песни, их смысловую направленность


Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно­-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Формирование целостного, социально ориентированного представ­ления о жизни, быте и культуре наших предков


03.09-07.09.2018



3

РР1

РР Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»

Научиться опреде­лять жанровое свое­образие преданий, житийной литера­туры


Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регули­ровать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование устойчивой мотивации к индивиду­альной и коллек­тивной творческой деятельности


10.09 -14.09.2018



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита рус­ских земель от нашествия врагов

Научиться находить композиционно_ жанровые признаки житийной литера­туры


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


10.09 -14.09.

2018



5

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд»

Научиться определять жанровые признаки сатирической повести

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

17.09 -21.09.

2018



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

6

Сатирическая направлен­ность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Научиться опреде­лять идейно-этическую направленность комедии

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства

в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование этических чувств, доброжелательно­сти и эмоциональ­но- нравственной отзывчивости


17.09 -21.09.

2018



7

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, выразительному чте­нию и рецензирова­нию выразительного чтения отрывков комедии


Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: при менять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации


Формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-этической ориента­ции, обеспечивающей личностный моральный выбор

24.09 -28.09.

2018



8

КР1

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной моно­логической речью

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, вырази­тельные средства

24.09 -28.09.

2018




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

9

Язвительный сатирик и бас­нописец И.А. Крылов

Научиться находить цитатные при меры из басни для состав­ления аргументации


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения


Формирование навыков исследовательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

01.10-05.10.

2018



10

Осмея­ние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

Научиться понимать смысл произведения И.А. Крылова


Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. фор­мировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нём взаимо­понимания

01.10-05.10.

2018



Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

11

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Историческая тема думы

Научиться участвовать в коллективном

диалоге

Познавательные: уметь узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с со-

держанием (формировать умения работать

по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки

коллективного взаимодействия при самодиагностике

Формирование

устойчивой мотивации к активной

деятельности в составе пары, группы

08.10-12.10.

2018



Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

12

РР2

РР Стихотво­рение А.С. Пушкина «Туча».

Разноплановость содержания

Научиться анализировать текст стихотворения

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного

или прочитанного текста

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование навыков самоанализа

и самоконтроля,

готовности и способности вести

диалог с другими

людьми и достигать в нем взаимопонимания

08.10-12.10.

2018



13

РР3

Стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...»),

«19 октября».

Темы любви и дружбы

Научиться правильно и четко давать

ответы на поставленные вопросы

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры

усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ

текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков самоанализа

и самоконтроля

15.10-19.10.

2018



14

История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»)

Научиться аргументировать свою точку

зрения

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры

усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ

текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи

учителя

15.10-19.10.

2018



15

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование его характера

Научиться понимать,

выразительно читать

текст повести; производить самостоятельный и групповой

анализ фрагментов

текста

Познавательные: узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний,

т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух,

понимать прочитанное и аргументировать

свою точку зрения

Формирование

устойчивой мотивации к обучению

и самосовершенствованию

22.10-26.10.

2018



16 РР4

РР Маша Миронова: нрав­ственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Научиться анализировать текст повести

с позиции ее идейно-тематической

направленности

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать

свою точку зрения, адекватно использовать

различные речевые средства для решения

коммуникативных задач

Формирование

навыков анализа,

самоанализа и самоконтроля

22.10-26.10.

2018



II ЧЕТВЕРТЬ


17

Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Научиться определять значение картин

быта XVIII в. для понимания характеров

и идей повести

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию из учебника;

определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы

и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог

с другими людьми

и достигать в нём

взаимопонимания

05.11-09.11.

2018



18

РР5

РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Научиться сопоставлять литературных

героев с их прототипами

Познавательные: уметь осмысленно читать

и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной

формах, использовать речь для регуляции

своих действий, устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями

диалогической речи

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи

учителя

05.11-09.11.

2018



19

РР6

РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Научиться сопоставлять литературных

героев с их прототипами

Познавательные: уметь осмысленно читать

и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной

формах, использовать речь для регуляции

своих действий, устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

12.11-16.11.

2018



20

КР2

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон

в изученных темах

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

по алгоритму решения литературоведческой задачи

12.11-16.11.

2018



Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

21

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма

Научиться владеть

изученной терминологией по теме, владеть навыками

устной монологической речи

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог

с другими людьми

и достигать в нем взаимопонимания

19.11-23.11.

2018



22

Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Научиться выявлять

характерные художественные средства

и приемы лиро-эпического изображения

IIознавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование

навыков самодиагностики

по результатам

исследовательской деятельности

19.11-23.11.

2018



23

Особен­ности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

Научиться анализировать эпизод

Познавательные: самостоятельно делать

выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать

и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи

учителя

26.11-30.11.

2018



24

РР7

РР Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Научиться владеть

изученной терминологией по теме,

владеть навыками

устной и письменной монологической

речи

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности

и способности

вести диалог с другими и достигать

в нем взаимопонимания

26.11-30.11.

2018



25

КР3

Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон

в изученных темах

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

по алгоритму решения литературоведческой задачи

03.12-07.12.

2018






Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

26

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Комедия со «злостью и солью»

Научиться определять авторское

отношение к героям,

идейно-эмоциональное содержание

комедии

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный

материал, осознавать качество и уровень

усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи

учителя

03.12-07.12.

2018



27

Поворот русской драматургии к социальной теме в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Научиться понимать

смысл произведения

и видеть главное

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование

навыков самостоятельной работы

по алгоритму выполнения задачи

10.12-14.12.

2018



28

РР8

РР Письменный ответ. Хлестаковщина как общественное яв­ление.

Научиться выполнять индивидуальное

задание в проектной

деятельности группы

Познавательные: узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний,

т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию

10.12-14.12.

2018



29 РР9


РР Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе.

Научиться выявлять

художественные особенности поэмы

Познавательные: уметь узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки

выразительного чтения, коллективного

взаимодействия

Формирование

Навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи

учителя

17.12-21.12.

2018



30

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Петербург как символ вечно­го адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Обобщить и систематизировать

полученные знания, закрепить умения и навыки проведения

анализа текста

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию

17.12-21.12.

2018



31

Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя

Научиться определять роль фантастики в произведении

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы текста);

планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

24.12-28.12.

2018



32

КР4

Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

24.12-28.12.

2018



III ЧЕТВЕРТЬ

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

33

И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

Научиться составлять характеристику

героя (-ев)

Познавательные: самостоятельно делать

выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм

ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать

и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания

09.01-11.01.

2019



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

34

Роман М.Е. Салтыкова –Щедрина «История одного города» как художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки

Научиться определять сатирические

способы художественного изображения действительности

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков самодиагностики по алгоритму выполнения

задачи при консультативной помощи учителя

14.01-18.01.

2019



35

Роман М.Е. Салтыкова –Щедрина как пародия на официальные исторические сочинения

Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

14.01-18.01.

2019



Николай Семенович Лесков (1ч)

36

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» как сатира на чиновничество

Научиться аргументировать свои ответы

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать

монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование

устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой

деятельности

21.01-25.01.

2019



Лев Николаевич Толстой (3 ч)

37

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию

21.01-25.01.

2019



38 РР10

РР Психологизм рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Научиться выполнять индивидуальное

задание в коллективной проектной

деятельности

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный

материал, осознавать качество и уровень

усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

28.01-01.02.

2019


39


Нравственность как основа поступков героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Научиться составлять портрет героя

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания

28.01-01.02.

2019


Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор) (2 ч)

40

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»;

М.Ю. Лермонтов «Осень»;

Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»

Научиться анализировать поэтический

текст

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний,

т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой

деятельности

04.02-08.02.

2019



41

РР11

РР Выразительное чтение стихотворений.

А.А. Фет «Первый ландыш»;

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»

Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии

Познавательные: уметь узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки

выразительного чтения, коллективного

взаимодействия

Формирование

навыков взаимодействия в группе

по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

04.02-08.02.

2019



Антон Павлович Чехов (2 ч)

42

А.П. Чехов. Рассказ «О любви». История о любви и упу­щенном счастье.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание

рассказа

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков самодиагностики по алгоритму выполнения

задачи при консультативной помощи учителя

11.02-15.02.

2019




43

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Научиться определять особенности

повествования

А.П. Чехова

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания

11.02-15.02.

2019



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

44

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях

Научиться анализировать текст

Познавательные: уметь синтезировать по-

лученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

18.02-22.02.

2019



Александр Иванович Куприн (1ч)

45

РР12

РР А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования)

Научиться анализировать текст рассказа

Познавательные: уметь искать и выделять -

необходимую информацию из учебника, -

определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной

литературе

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

18.02-22.02.

2019



Александр Александрович Блок (1ч)

46

РР13

РР Вырази­тельное чтение.

АА. Блок. Стихотворение «Россия», историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл

Научиться определять тему и идею поэтического текста

Познавательные: уметь осмысленно читать

и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции

своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями

диалогической речи

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию

25.02-01.03.

2019


Сергей Александрович Есенин (2 ч)

47

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев». Со­временность и историческое прошлое

Научиться определять языковые

и композиционные

особенности поэмы

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии

способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать

собственное мнение и свою позицию

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог

с другими людьми

и достигать в нем

взаимопонимания

25.02-01.03.

2019


48

КР5

Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

Научиться проектировать и корректировать

индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон

в изученных темах

Познавательные: самостоятельно делать

выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм

ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать

и высказывать свою точку зрения

Формирование

устойчивой мотивации к индивидуальной

и коллективной

диагностической

деятельности

04.03-07.03.2019



Иван Сергеевич Шмелев (1ч)

49

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». По пути к творчеству

Научиться определять особенности

повествования

И.С. Шмелева

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию из учебника,

определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы

и обращаться за помощью к учебной литературе

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию


11.03-15.03.

2019



Писатели улыбаются (4 ч)

50

РР14

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Проект

Научиться владеть

изученной терминологией по теме, владеть навыками

устной монологической речи, выполнять индивидуальное

задание в проектной

группе

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

11.03-15.03.

2019



51

Н. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Са­тира и юмор в расскае

Научиться аргументировать свой ответ

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать

монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания

18.03-22.03.

2019



52

РР15

М. М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

Научиться выделять

приемы сатирического изображения

действительности

в рассказе

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: уметь анализировать текст

и соотносить чужие нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух,

понимать прочитанное и аргументировать

свою точку зрения

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

18.03-22.03.

2019


IV ЧЕТВЕРТЬ

53

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности

Научиться определять особенности

повествования

М.А. Осоргина

Познавательные: уметь искать и выделять

необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный

материал, осознавать качество и уровень

усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

01.04-05.04.

2019



АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ ( 2 ч)

54

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых поворотах истории в произведении А.Т. Твардовского.

Научиться

аргументировать свой ответ

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать

монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование

навыков исследовательской

деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания

01.04-05.04.

2019



55

КР6

Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского

Научиться проектировать и корректировать

индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон

в изученных темах

Познавательные: узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний,

т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование

навыков диагностической деятельности

08.04-12.04.

2019



СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) (2 ч)

56

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…».

Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание

произведений о войне

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать

по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки

выразительного чтения, коллективного

взаимодействия

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой

деятельности

08.04-12.04.

2019



57

А.И. Фатьянов «Соловьи»,

Л.И. Ошанин «Дороги».

Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне

Научиться определять жанрово-

композиционные

особенности песен

о Великой

Отечественной войне

Познавательные: уметь синтезировать по-

лученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь определять меры

усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ

текста, используя изученную

терминологию и полученные знания

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

15.04-19.04.

2019



ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 ч)

58

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа

В.П. Астафьева


Познавательные: уметь синтезировать по-

лученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения

коммуникативных задач

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой

деятельности

15.04-19.04.

2019



59

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Научиться применять алгоритм проведения анализа текста

Познавательные: уметь синтезировать по-

лученную информацию для составления

ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные

действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения

коммуникативных задач

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

22.04-26.04.

2019


60

КР7

Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне

Научиться проектировать и корректировать

индивидуальный

маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные: узнавать, называть

и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух

и понимать прочитанное

Формирование

навыков

диагностической деятельности


22.04-26.04.

2019


РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2ч)

61

И.Ф. Анненский «Снег»,

Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;

Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»;

Н.М. Рубцов «По вечерам», «Привет», «Россия»

Научиться выявлять

характерные

особенности лирики о природе

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию

29.04-03.05.

2019



62

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Н.А. Оцуп «Мне трудно без России»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»;

Дон-Аминадо «Бабье лето»;

И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…».

Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения

Познавательные: самостоятельно делать

выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать

и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста

Формирование

навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи

при консультативной помощи учителя

06.05-10.05.

2019



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

63

У. Шекспир «Сонеты»

Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции

Формирование

навыков

диагностической деятельности


06.05-10.05.

2019



64

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев трагедии. Тема жертвенности

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной мо­нологической речи

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

13.05-17.05.

2019



65

Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа

Научиться определять жанрово-стили­стические черты пье­сы Ж.-Б. Мольера


Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

13.05-17.05.

2019



66

В. Скотт «Айвенго» как исторический роман

Научиться выразительно читать и анализировать текст

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя


20.05-24.05.

2019


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)

67

КР8

Итоговое тестирование

Научиться про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах


Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-­следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания в письменной форме

Формирование навыков исследовательской

и диагностической деятельности


20.05-24.05.

2019


68

Резерв




27.05-31.05.

2019


ИТОГО: 68 ЧАСОВ ( КР -8ч, РР -15ч, 45ч)


СОГЛАСОВАНО

Протокол №___ заседания кафедры

учителей русского языка и литературы

от «___» _______________2018 года


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР________________

от «___» _______________2018 года






















































Приложение

Произведения для заучивания наизусть

Исторические песни о Пугачёве, Ермаке (на выбор)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок)

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору учащихся)

Н.В.Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор)

Л.Н.Толстой «После бала» (отрывок на выбор)

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок на выбор)

О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!