СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 5 классе по обновлённым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Павловский муниципальный район

МКОУ Бабковская ООШ

УТВЕРЖЕНО

И.о.директора школы

______________Бакалова О.И.

Приказ №

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4029533)

учебного предмета

«Литература»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Петренко Светлана Ивановна

учитель русского языка и литературы

с.Бабка 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.



Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5



классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIXXX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XXXXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIXXXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.



С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;



— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:



— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной



жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;



— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;



— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;



— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки



прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Мифология

1.1.

Мифы народов России и мира

3

0

0

05.09.2022 07.09.2022

Писать сочинение о любимом эпическом герое;

Практическая работа;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Каталог цифрового образовательного контента https://educont.ru/

1.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

12.09.2022

Читать,
пересказывать мифы народов России

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/lection.edu.ru/catalog/teacher Каталог цифрового образовательного контента
https://educont.ru/

Итого по разделу

4


Раздел 2. Фольклор

2.1.

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

2

0

0.5

13.09.2022 14.09.2022

Уметь сочинять и
разгадывать загадки;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/conspect/245745/

2.2.

Развитие речи

1

0

1

19.09.2022

уметь создавать
монологические
письменные или
устные высказывания

Практическая работа;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/01/23/konspekt-otkytogo-zanyatiya-sostavlenie-rasskazov-po

2.3.

Сказки народов России и народов мира

5

0.25

0.5

20.09.2022 28.09.2022

Инсценировать
любимую сказку;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/726 https://resh.edu.ru/subject/lesson/729 https://resh.edu.ru/subject/lesson/731

2.4.

Внеклассное чтение

1

1

0

03.10.2022

Применять
поученные знания в условиях
соревновательногот мероприятия

Практическая работа;

https://урок.рф/presentation/21234.html

Итого по разделу

9


Раздел 3. Литература первой половины XIX века




3.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне»,«Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

4

0.25

0.5

04.10.2022 11.10.2022

Читать басню
наизусть (по выбору обучающегося);

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/conspect/244529

3.2.

Развитие речи

1

0

1

12.10.2022

Создавать
собственные
произведения
изученного жанра в процессе мастер-
класса

Практическая работа;

https://www.pravmir.ru/kak-sochinit-basnyu/

3.3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6

1

1

17.10.2022 26.10.2022

Сопоставлять сказку с другими видами
искусства;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7390/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/conspect/247057/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388/start/310892/

3.4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

0

1

07.11.2022 08.11.2022

Писать мини-сочинение;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/conspect/247057/

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

2

0

0.25

09.11.2022 14.11.2022

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://русское -слово.рф/images/Gogol.pdf

3.6.

Внеклассное чтение

1

0

0.25

15.11.2022

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; учиться
самостоятельно
формулировать
вопросы;
пересказывать
(кратко, подробно,
выборочно) текст
повести;
выделять ключевые эпизоды в тексте
произведения;
составлять устный
отзыв о прочитанном произведении;
определять
художественные
средства, создающие фантастический
настрой повести, а
также картины
народной жизни

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/start/244882/

Итого по разделу

16


Раздел 4. Литература второй половины XIX века




4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5

0.25

0.25

16.11.2022 23.11.2022

Писать сочинение по содержанию
рассказа;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://www.jlproj.org/this_bibl/Mu-tim.pdf

4.2.

Развитие речи

1

0

1

28.11.2022

Составлять
письменное
монологическое
высказывание на
основе прочитанного

Практическая работа;

https://www.jlproj.org/this_bibl/Mu-tim.pdf

4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

3

0.25

0.25

29.11.2022 05.12.2022

Заучивать
стихотворение наизусть;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7383/conspect/245457/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7382/conspect/245393/

4.4.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник»

5

1

0.5

06.12.2022 14.12.2022

Давать развёрнутый ответ на вопрос,
связанный со
знанием и
пониманием
литературного
произведения;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru/1-n-tolstoj-kavkazskij-plennik-sistema-urokov-5388976.html
https://nsportal.ru/shkola/library/2018/12/15/urok-igra-bolshie-bukvy-po-rasskazu-l-n-tolatogo-kavkazskiy

4.5.

Внеклассное чтение

1

1

0

19.12.2022

Применять знания по теме в условиях
соревновательного
процесса

Устный опрос;

https://infourok.ru/l.n-tolstoy. rasskazy o detyah 5klass vneklassnoe meropriyatie-580343.htm

Итого по разделу

15


Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.

Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А.

Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

4

0

0.25

20.12.2022 27.12.2022

Заучивать одно из стихотворений
наизусть;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374/conspect/244950/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7058/conspect/307769/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7059/conspect/299301/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7071/conspect/307834/

5.2.

Развитие речи

1

0

0.5

28.12.2022

Выразительно читать стихотворение;
определять его
тематическое
содержание, средства художественной
выразительности
(эпитет, метафора,
сравнение,
олицетворение)

Практическая работа;

https://infourok.ru/literatura-klass-plan-analiza-stihotvoreniya-1504169.html

5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например,«Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

2

0

0.75

11.01.2023 16.01.2023

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Тестирование;

https://infourok.ru/urok-literaturi-apehehov-loshadinaya-familiya-561365.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/conspect/305352/




5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).

Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,«Золотые слова», «Встреча» и др.

2

0

0

17.01.2023 18.01.2023

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/12/06/konspekt-uroka-literatury-po-temeosobennosti-rasskaza-mm
https://rus.lsept.ru/article.php.lD=200402901

5.5.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И.

Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского

4

0.5

0.5

23.01.2023 30.01.2023

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://nsportal.ru/shkola/library/2019/03/30/urok-literatury-otvetstvennoste-heloveka-pered-prirodoy

https://nsportal.ru/shkola/library/2017/12/29/urok-literatury-v-5-klasse-k-g-paustovskiy-tyoplyy-hled-geroi

https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-skszka-i-bil-v-povesti-mmprishvina-kladovaya-solnca-3681842.html

5.6.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

2

0.25

0

31.01.2023 01.02.2023

Давать развёрнутый ответ на вопрос,
связанный со
знанием и
пониманием
литературного
произведения;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/conspect/

5.7.

Развитие речи

1

0

0.5

06.02.2023

Строить устное или письменное
монологическое
высказывание по
проблемному
вопросу на основе алгоритма

Практическая работа;

https://infourok.ru/pamyatka-kak-pisat-sochinenierassuzhdenie-klass-16069944.html

5.8.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

2

0.25

0.25

07.02.2023 08.02.2023

Писать сочинение по самостоятельно
составленному
плану;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/conspect/301527

5.9.

Развитие речи

1

0

0.5

13.02.2023

Анализировать
изученное, выявлять главное, составлять инструкцию на
основе прочитанного

Практическая работа;

https://pandia.ru/text/80/368/43360.php

Итого по разделу

19


Раздел 6. Литература XXXXI веков

6.1.

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

3

0

0.25

14.02.2023 20.02.2023

Писать отзыв на одно из произведений;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://nsportal.ru/shkola/library/2015/02/02/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klasse




6.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

21.02.2023

Участвовать в
полемике;
анализировать
фрагменты фильма; высказывать и
доказывать свою
точку зрения

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://pedagogcentr.ru/publication/4/38/1829

6.3.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.

Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б.

Пастернак и др.

3

0.25

0.5

22.02.2023 28.02.2023

Выстраивать с
помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7406/conspect/245233/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7064/conspect/307737/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7395/conspect/

6.4.

Развитие речи

1

0

1

01.03.2023

Анализировать и сопоставлять
изученное;
на основе
прочитанного
составлять
письменные
монологические высказывания.

Практическая работа;

https://4brain.ru/kidwrite/write.php

6.5.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).

Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др.

2

0.5

0.25

07.03.2023 13.03.2023

Выстраивать с
помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения;

Практическая работа;

https://multiurok.ru/files/fantastika-ili-realnost-po-proizvedeniiu-kira-buly.html

6.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

14.03.2023

Воспринимать и
выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства
художественной
выразительности;
Определять тему,
идею произведения; Характеризовать
главных героев,
основные события;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4206/conspect/

Итого по разделу

11


Раздел 7. Литература народов Российской Федерации

7.1.

Стихотворения (одно по выбору).

Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М.

Карим. «Эту песню мать мне пела»

1

0

0

15.03.2023

Выявлять
художественные средства
выразительности;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

​https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos-pesni-sozdannye-na​stihi-poetov-i-ih-populyarnost-r-g-gamzatov-
zhuravli-5079036.html




7.2.

Развитие речи

1

0

0.5

20.03.2023

Определять вид
рифмовки в
стихотворении;
определять размер стихотворения;

Практическая работа;

https://uchitelya.com/literatura/162127-konspekt-uroka-tayny-poeticheskogo-slova-5- klass.html

Итого по разделу

2


Раздел 8. Зарубежная литература

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например,«Снежная королева», «Соловей»

2

0

0.25

21.03.2023 22.03.2023

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/conspect/311019/

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»(главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно»(главы) и др.

2

0

0.25

03.04.2023 04.04.2023

Пользоваться
библиотечным
каталогом для поиска книги;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://urok.1sept.ru/articles/313770

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р.

Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

1

0

0.25

05.04.2023

Писать отзыв на
прочитанную книгу;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/conspect/299103/

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,«Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.

1

0

0

10.04.2023

Выстраивать с
помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/05/urok-vneklassnogo-chteniya-v-5-klasse-tema-rl-stivenson-ostrov

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

2

0

0

11.04.2023 12.04.2023

Выстраивать с
помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения;

Тестирование;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/16/urok-literatury-ideynoe​soderzhanie-knigi-dzheralda-darrella

8.6.

Внеклассное чтение

1

0

0.25

17.04.2023

Воспринимать и
выразительно читать литературное
произведение;
Отвечать на вопросы, самостоятельно
формулировать
вопросы,
пересказывать
содержание
произведения или
отдельных глав;
Сопоставлять
произведения по
жанровым
особенностям;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/03/urok-vneklassnogo-chteniya​my-deti-odnoy-materi-prirody-po

Итого по разделу

9





Раздел 9. Итоговый контроль

9.1.

Итоговые контрольные работы

2

2

0

18.04.2023 30.05.2023

Применять
полученные знания на практике;

Контрольная работа;

https://skysmart.ru/

Итого по разделу

2


Резервное время

15


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

8.75

14.75





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Книга в жизни человека. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

2

Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»


1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

3

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе».

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

4

Устное народное творчество. Фольклор. Малые жанры фольклора. Народная мудрость в пословицах и поговорках. Загадки

1

0

0


Устный опрос;

5

Р/р Сочинение -рассказ по пословице

1

0

1


Практическая работа;

6

Фольклор. Русские народные сказки. Виды сказок. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Василиса Премудрая и Иван-царевич



1

0

0


Устный опрос;




7

Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Тема мирного
труда и защиты родной земли в сказке "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

1

0

0.25


Практическая работа;

8

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. "Солдатская шинель"

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

9

Вн.чтение. "По сказочным тропам". Мои любимые сказки.

1

1

0


Устный опрос;

10

Р.р. Сочинение по сказкам

1

0

0


Практическая работа

11

Истоки басенного жанра. И.А.Крылов "Ворона и Лисица", «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

1

0

0.25


Практическая работа;

12

И. А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Обличение человеческих пороков в басне «Листы и корни».

1

0

0.25


Практическая работа;




13

А. С. Пушкин. Поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти в
стихотворении "Няне", "Зимний вечер". «Зимнее утро" как образец
пейзажной лирики

1

0

0.25


Практическая работа;

14

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сюжет сказки. Противостояние добрых и злых сил.

1

0

0.25


Практическая работа;

15

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

16

Антоний Погорельский.

«Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание сказки.

1

0

0


Устный опрос;




17

Ю. Лермонтов «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения. Образ рассказчика

1

0

0.5


Практическая работа;

18

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического.

1

0

0.25


Практическая работа;

18

Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

1

0

0.25


Практическая работа;

20

Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

0

0.25


Практическая работа;

21

Н. А. Некрасов. Мир детства в стихотворениях "Крестьянские дети", "Школьник"

1

0

0.25


Практическая работа;

22

Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос" (фрагмент): поэтический образ русской женщины.

1

0

0.25


Практическая работа;




23

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа

1

0.25

0


Тестирование;

24

И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

0

0.25


Практическая работа;

25

И. С. Тургенев. «Муму». Барыня и её
слуги: московская жизнь.

1

0

0


Устный опрос;

26

И. С. Тургенев. «Муму». Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

0

0


Устный опрос;

27

Р.р. Сочинение "Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?"

1

0

1


Практическая работа;

28

Л. Н. Толстой. Слово о
писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против
национальной вражды

1

0

0.25


Тестирование;

29

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.

1

0

0.25


Практическая работа;

30

Жилин и татары. Жилин и Дина. Дружба разных народов как естественный закон человеческой жизни (по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник")

1

0

0


Устный опрос;




31

Р.р. Сочинение по
рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

1

1

0


Практическая работа;

32

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева,
А.К.Толстого и А.А.Фета.

Художественные средства, передающие различные состояния
природы и человека в стихотворениях ФИ.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»

А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы..." и А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..."

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

33

Богатство и разнообразие чувств и настроений в пейзажной лирике
И.А.Бунина "Помню- долгий зимний вечер", А.А.Блока "Летний вечер", С.А.Есенина "Мелколесье.Степь и
дали...". Человек и природа в
стихотворении Н.М.Рубцова "Звезда
полей" и Ю.П.Кузнецова "Цветы"

1

0

0


Устный опрос;




34

А. П. Чехов: жизнь и творчество. Комическое в рассказах «Лошадиная фамилия» и «Хирургия»

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

35

М.М.Зощенко: жизнь и творчество. Смешное и грустное в рассказах "Галоша", «Встреча»

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

36

К.Г.Паустовский: жизнь и творчество. Ответственность человека перед природой в рассказе "Заячьи лапы"

1

0.25

0


Тестирование;

37

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои и их поступки. Нравственные проблемы рассказа

1

0

0


Устный опрос;

38

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: язык сказки

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

39

М.М.Пришвин: жизнь и творчество. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образ природы в сказке-были.

1

0.25

0


Письменный контроль;

40

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;




41

А.П.Платонов. Слово о писателе. "Никита". Быль и фантастика

1

0.25

0


Тестирование;

42

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова "Никита".

Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

43

Р.р. Сочинение "Каким должно быть отношение людей к животным?" (по рассказам
М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского,
А.П.Платонова)

1

0

1


Практическая работа;

44

В.П.Астафьев: жизнь и творчество. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева
"Васюткино озеро"

1

0.25

0.25


Письменный контроль;

45

В.П.Астафьев "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

46

В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма.

1

0

0


Устный опрос;

47

В. П. Катаев. «Сын полка»: дети и взрослые в условиях военного
времени. Образ Вани Солнцева

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;




48

В.чт. Нравственные уроки в повести Л.А.Кассиля "Дорогие мои мальчишки"

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

49

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

0

0


Устный опрос;

50

В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой". Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа

1

0

0.25


Практическая работа;

51

В.Г.Короленко "В дурном обществе". Изображение города и его обитателей. Вася и его отец. Развитие их
отношений

1

0.25

0


Письменный контроль;

52

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

0

0.25


Практическая работа;

53

Саша Чёрный. Образы детей в рассказе "Кавказский пленник". Юмор в его рассказах.

1

0

0


Устный опрос;

54

Р.р. Сочинение "Детство-это огромный край, откуда приходит каждый"

1

0

1


Практическая работа;

55

К.Булычёв. Реальность и фантастика в повести "Девочка, с которой
ничего не случится"

1

0

0


Устный опрос;




56

Тема любви к миру и приключениям в
фантастической повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится"

1

0

0.25


Практическая работа;

57

Р.Гамзатов. Любовь к Родине в стихотворении "Песнь соловья"

1

0

0


Устный опрос;

58

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о победе любви и добра. Образы Герды и Снежной королевы

1

0

0


Устный опрос;

59

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Испытания героев. Добро и зло в сказке

1

0

0.25


Практическая работа;

60

Л.Кэрролл. Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в
сказочной повести "Алиса в стране чудес"

1

0

0


Устный опрос;

61

М.Твен "Приключения Тома Сойера".

Неповторимый мир детства в произведении

1

0

0


Устный опрос;

62

Тема воспитания ребёнка в обществе в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера"

1

0

0.25


Практическая работа;

63

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;




64

Р.Стивенсон "Остров сокровищ". Экстремальные ситуации в жизни героев Стивенсона

1

0

0


Устный опрос;

65

Дж.Даррелл. Мифландия и мифические животные в повести "Говорящий
свёрток"

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

66

Идейное содержание книги Дж.Даррелла "Говорящий свёрток", посвящённой защите животных, созданных фантазией человека

1

0

0


Устный опрос;

67

Путешествие по прочитанным книгам.

Обобщающее повторение

1

1

0


Зачет;

68

Обобщающее повторение. Список литературы для
чтения

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

13.75




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. 5 класс:учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. М., Просвещение, 2019 г
2. 2. Еремина О.А, Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. –416 с. – (в помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб, и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Российская электронная школа www.resh.edu.ru
Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschiesvedeniya​orusskom-yazyke)
Видеоуроки в интернете - видео для учителя https://videouroki.net/ Электронные методические материалы https://infourok.ru
https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-po-russkomu-yazyku
https://media.prosv.ru/
http://viki.rdf.ru/item/1585/download/
http://festival.1september.ru/articles/580712/
http://pedsovet.su/load/239-1-0-13154
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Мультимедийный проектор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!