СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (5 класс).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (5 класс).»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе



5 класса

(Реализующая ФГОС ООО)


Срок освоения: 5 лет

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Тимошенко К.Ю.





2020 г.





I. Планируемые результаты учебного предмета

«Литература»


1.1 Личностные результаты


класс

Личностные результаты

5

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России (идентификация себя в качестве гражданина России).

2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения (веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,

культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).

5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

7. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

9. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.

10. Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).

6

1. Российская гражданская идентичность (субъективная значимость использования русского языка и языков народов России).

2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

3. Готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека.

7

1. Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 4.Готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур.

5.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. 6.Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

8

1. Осознание основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

2. Готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Формированиеосознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию).

4. Готовность и способность к ведению переговоров.

5. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами).

6.Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. 7.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Выпускник

1. Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед Родиной, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества).

2. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

5. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

6. Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).



1.2. Планируемые метапредметные результаты

класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


5

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать

существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей

учебной деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность;

-работать по своему плану;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признак свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-преобразовывать текст,

«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non- fiction);

-критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения);

-определять свои действия и действия партнера;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно отстаивать свою точку зрения;

-критически относиться к собственному мнению;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

З.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений.

6

1.Обучающийся сможет: -определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность.

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-резюмировать главную идею текста;

-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-осуществлять взаимодействие

с электронными поисковыми системами, словарями.

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы);

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм

7

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;

-объяснять, детализируя или обобщая;

-объяснять с заданной точки зрения);

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-строить доказательство: прямое;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, корректно и аргументированно

отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-создавать письменные

«клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,

докладов, рефератов, создание презентаций и др.

8

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

З.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

-предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из

ситуации неуспеха.

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;

-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-строить доказательство: косвенное, от противного;

-анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации. Обучающийсясможет проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: гипотезы, аксиомы, теории.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Выпускник

-планировать и корректировать свою

индивидуальную образовательную траекторию;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической

реактивности)

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и

явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;

-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

-принимать позицию собеседника, понимая

позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.




1.3.Предметные результаты



Научится

Получит возможность научится

Пятиклассник

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

• учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;

• выявлять в сказках характерные художественные

приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• воспринимать художественный текст как

произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице).

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Шестиклассник

• видеть черты русского

национального характера в героях русских былин;

• учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• выразительно читать, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приѐмы;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

• воспринимать художественный текст как

произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

• рассказывать о

самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия

• выбирать путь

анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• сопоставлять

«чужие» тексты

интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Семиклассник

Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам,

Фольклорным образам,

Традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

Сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Восьмиклассник

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам,

Фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики

Художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять

«чужие» тексты интерпретирующего

характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать самостоятельно о прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.

Выпускник

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

• проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

• проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

• выбирать путь

анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять

«чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; • оценивать

интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать

собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать,

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и

преобразовывать схемы для решения учебных задач;

• осознанно и

произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература»

(5-9 классы)


Содержание учебного материала литературы 5 класс по разделам 87 часов




Раздел программы

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Мифология

3

3.

Фольклор

5

4.

Литературная сказка

7

5.

Древнерусская литература


1

7.

Жанр басни в мировой литературе

2

8.

Русская литература XIX века

30

9.

Литература XX века

27

10.

Образы животных в мировой литературе

4

11.

Жанр рассказа в мировой литературе

5

12.

Подведение итогов года

2


Всего часов

87


Содержание учебного курса литературы 5 класса


Введение (1ч)

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.

Мифология (3ч)

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Фольклор (5ч)

Русские пословицы из собрания В.И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

Литературная сказка (7ч)

Х.К. Андерсен «Снежная королева», А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Древнерусская литература (1ч)

«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»).

Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Жанр басни в мировой литературе (2ч)

Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и жук», Федр «Лисица и ворон», «Лисица и аист», Ж. де Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.

Русская литература ХIХ века (30ч)

И. А. Крылов

Слово о баснописце.

Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».

Широко распространенные и оригинальные сюжет в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.

А. С. Пушкин

Слово о поэте.

Стихотворения «Няне»,«Зимний вечер», «Зимнее утро».

Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).

Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение.

М. Ю. Лермонтов

Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Н. В. Гоголь

Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Образ времени года в литературном произведении

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…». А.А. Фет «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…» .

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени годы.

И. С. Тургенев

Слово о писателе.

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Н. А. Некрасов

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Л. Н. Толстой

Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Образ родины в русской поэзии

И.С. Никитин «Русь».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

И. Северянин «Запевка».

Н.М. Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращенные к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Русская литература ХХ века (27ч)

И. А. Бунин

Слово о поэте.

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

С. А. Есенин

Слово о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

П. П. Бажов

Слово о писателе.

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Образы детей в мировой литературе

М. Твен

«Приключения Тома Сойера»

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

А. П. Чехов

Слово о писателе.

Рассказ «Мальчики».

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

А. С. Грин

Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

А. П. Платонов

Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

С. Я. Маршак

Слово о поэте.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», В.П. Катаев «Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

В. П. Астафьев

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Образы животных в мировой литературе (4ч)

Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Жанр рассказа в мировой литературе (5ч)

А. Конан Дойл «Камень Мазарини», М.М. Зощенко «Галоша», Чехов «Хирургия», Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Подведение итогов года. Контрольная работа за год (2ч)
















III. Тематическое планирование

по предмету «Литература»


Тематическое планирование по литературе 5 класс (87 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Введение

1.

Литература как искусство слова

1

Мифология

2.

Мифы и мифология

1

3.

Мифы Древней Греции: «Аполлон и музы», «Дедал и Икар»

1

4.

Мифы Древней Греции: «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»

1

Фольклор

5.

Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские пословицы из собрания В.И. Даля

1

6.

Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки

1

7.

Волшебная сказка «Царевна- Лягушка»

1

8.

Герои. Народные идеалы в русских народных сказках. Сказка «Жена-доказчица»

1

9.

Сказки о животных. «Лиса и журавль»

1

Литературная сказка

10.

Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

1

11.

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

1

12-13.

Х. К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева»

2

14.

Герои сказки – Кай и Герда

1

15.

Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»

1

16.

Практикум. Аннотация

1

Древнерусская литература

17.

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева». «Сказание о юноше-кожемяке»

1

Жанр басни в мировой литературе

18.

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра

1

19.

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга

1

Русская литература XIX века

20.

Басни И. А. Крылова. «Волк и Ягненок»

1

21.

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом»

1

22.

Мир басен И. А. Крылова

1

23.

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»

1

24.

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

1

25-26.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

2

27.

Выразительное чтение произведений А.С. Пушкина

1

28.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1

29.

Образ исторического события в стихотворении «Бородино»

1

30.

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

31.

Фантастические события в повести «Ночь перед рождеством»

1

32.

Мир Диканьки. Языковые особенности повести

1

33.

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

34.

Р. р. Описание любимого времени года с использованием цитат

1

35.

Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями

1

36.

Образ Герасима

1

37.

Образ исторического времени в повести «Муму»

1

38.

Смысл финала рассказа

1

39-40.

Письменный ответ на проблемный вопрос: «Почему Герасим утопил Муму?»

2

41.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

1

42.

Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова

1

43.

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении

1

44.

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

45.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого

1

46.

Смысл названия рассказа

1

47.

Р.Р. Жилин и Костылин как два разных характера

1

48.

Образ родины в русской поэзии («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого)

1

49.

Образ родины в русской поэзии («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова)


1

Литература XX века

50.

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»

1

51.

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

52.

Образ родины в поэзии С. А. Есенина

1

53.

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

1

54.

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Проблемы и тайны мастерства

1

55.

«Приключения Тома Сойера» М. Твена

1

56.

Мир детства в повести М. Твена

1

57.

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

1

58.

Практикум. Отзыв о литературном произведении

1

59-60.

Повесть А. С. Грина «Алые паруса»


2

61.

Образы Ассоль и Грэя

1

62.

Финал повести

1

63.

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

1

64.

Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи

1

65.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

66.

Заглавный образ в пьесе-сказке

1

67.

Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа

1

68.

Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

1

69-70.

Повесть В. П. Катаева «Сын полка»


2

71.

Образ Вани Солнцева

1

72.

Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

73.

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

74.

Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Мальчик в борьбе за спасение

1

75-76.

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге»

2

Образы животных в мировой литературе

77.

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

1

78.

Образы животных и образы людей в рассказе

1

79.

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс»

1

80.

Образ Арктура в рассказе

1

Жанр рассказа в мировой литературе

81.

А. П. Чехов «Хирургия»

1

82.

Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини»

1

83.

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»

1

84.

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»

1

85.

Практикум. Тема и идея литературного произведения

1

Подведение итогов года

86.

Контрольная работа за год

1

87.

Рекомендации для летнего чтения

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!