РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5 класса
(Реализующая ФГОС ООО)
Срок освоения: 5 лет
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Тимошенко К.Ю.
2020 г.
I. Планируемые результаты учебного предмета
«Литература»
1.1 Личностные результаты
класс | Личностные результаты |
5 | 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России (идентификация себя в качестве гражданина России). 2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 3. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 4. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения (веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). 5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. 7. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу). 8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 9. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей. 10. Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции). |
6 | 1. Российская гражданская идентичность (субъективная значимость использования русского языка и языков народов России). 2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. 3. Готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека. |
7 | 1. Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 4.Готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур. 5.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. 6.Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
8 | 1. Осознание основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). 2. Готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Формированиеосознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию). 4. Готовность и способность к ведению переговоров. 5. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами). 6.Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. 7.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
Выпускник | 1. Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед Родиной, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества). 2. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 5. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. 6. Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). |
1.2. Планируемые метапредметные результаты
класс | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
5 | 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: -анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; -выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; -формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; -составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; -оценивать свою деятельность; -работать по своему плану; -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта; -сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. | 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признак свойства; -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -обозначать символом и знаком предмет и/или явление; -определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; -создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; -строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; -переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non- fiction); -критически оценивать содержание и форму текста. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: -определять свое отношение к природной среде; -выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: -определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы. | 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: -определять возможные роли в совместной деятельности; -играть определенную роль в совместной деятельности; -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения); -определять свои действия и действия партнера; -строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -корректно отстаивать свою точку зрения; -критически относиться к собственному мнению; -выделять общую точку зрения в дискуссии; -договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; -организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); -устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. З.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; -выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений. |
6 | 1.Обучающийся сможет: -определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; -систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; -находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность. | -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; -делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными -создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; -строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; -резюмировать главную идею текста; -распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; -осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. | -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); -определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; -критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково); -представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; -высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать информацию с учетом этических и правовых норм |
7 | -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности; -оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; -соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы. | -выделять явление из общего ряда других явлений; -объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; -объяснять, детализируя или обобщая; -объяснять с заданной точки зрения); -преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -строить доказательство: прямое; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; -формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска. | -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы; -критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; -соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. |
8 | 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет: -обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. З.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: -определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. -Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; -определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -строить доказательство: косвенное, от противного; -анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций. 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: гипотезы, аксиомы, теории. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; -владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; -использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: -создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
Выпускник | -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; -обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; -фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов; -принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; -ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; -прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора. | -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; -делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. |
1.3.Предметные результаты
| Научится | Получит возможность научится |
Пятиклассник | • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; • учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы; • выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки. • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения. | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице). • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Шестиклассник | • видеть черты русского национального характера в героях русских былин; • учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • выразительно читать, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приѐмы; • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. | • рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Семиклассник | Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, Фольклорным образам, Традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; | Сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Восьмиклассник | • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации. • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, Фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики Художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). • сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать самостоятельно о прочитанном произведении, обосновывая свой выбор. |
Выпускник | • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации. • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература»
(5-9 классы)
Содержание учебного материала литературы 5 класс по разделам 87 часов
| Раздел программы | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Мифология | 3 |
3. | Фольклор | 5 |
4. | Литературная сказка | 7 |
5. | Древнерусская литература | 1 |
7. | Жанр басни в мировой литературе | 2 |
8. | Русская литература XIX века | 30 |
9. | Литература XX века | 27 |
10. | Образы животных в мировой литературе | 4 |
11. | Жанр рассказа в мировой литературе | 5 |
12. | Подведение итогов года | 2 |
| Всего часов | 87 |
Содержание учебного курса литературы 5 класса
Введение (1ч)
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.
Мифология (3ч)
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
Фольклор (5ч)
Русские пословицы из собрания В.И. Даля.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.
Литературная сказка (7ч)
Х.К. Андерсен «Снежная королева», А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.
Древнерусская литература (1ч)
«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»).
Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
Жанр басни в мировой литературе (2ч)
Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и жук», Федр «Лисица и ворон», «Лисица и аист», Ж. де Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».
Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.
Русская литература ХIХ века (30ч)
И. А. Крылов
Слово о баснописце.
Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».
Широко распространенные и оригинальные сюжет в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.
А. С. Пушкин
Слово о поэте.
Стихотворения «Няне»,«Зимний вечер», «Зимнее утро».
Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).
Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение.
М. Ю. Лермонтов
Слово о поэте.
Стихотворение «Бородино».
История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.
Н. В. Гоголь
Слово о писателе.
Повесть «Ночь перед Рождеством».
Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.
Образ времени года в литературном произведении
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…». А.А. Фет «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…» .
Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени годы.
И. С. Тургенев
Слово о писателе.
Повесть «Муму».
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.
Н. А. Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети».
Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
Л. Н. Толстой
Слово о писателе.
Рассказ «Кавказский пленник».
Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
Образ родины в русской поэзии
И.С. Никитин «Русь».
А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».
И. Северянин «Запевка».
Н.М. Рубцов «Родная деревня».
Картины родной природы, обращенные к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.
Русская литература ХХ века (27ч)
И. А. Бунин
Слово о поэте.
Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.
С. А. Есенин
Слово о поэте.
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».
Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.
П. П. Бажов
Слово о писателе.
Сказ «Медной горы Хозяйка».
Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.
Образы детей в мировой литературе
М. Твен
«Приключения Тома Сойера»
Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
А. П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказ «Мальчики».
Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.
А. С. Грин
Слово о писателе.
Повесть «Алые паруса».
Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.
А. П. Платонов
Слово о писателе.
Рассказ «Неизвестный цветок».
Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.
С. Я. Маршак
Слово о поэте.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», В.П. Катаев «Сын полка».
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
В. П. Астафьев
Слово о писателе.
Рассказ «Васюткино озеро».
Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.
Образы животных в мировой литературе (4ч)
Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес».
Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.
Жанр рассказа в мировой литературе (5ч)
А. Конан Дойл «Камень Мазарини», М.М. Зощенко «Галоша», Чехов «Хирургия», Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.
Подведение итогов года. Контрольная работа за год (2ч)
III. Тематическое планирование
по предмету «Литература»
Тематическое планирование по литературе 5 класс (87 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Введение |
1. | Литература как искусство слова | 1 |
Мифология |
2. | Мифы и мифология | 1 |
3. | Мифы Древней Греции: «Аполлон и музы», «Дедал и Икар» | 1 |
4. | Мифы Древней Греции: «Кипарис», «Орфей в подземном царстве» | 1 |
Фольклор |
5. | Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские пословицы из собрания В.И. Даля | 1 |
6. | Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки | 1 |
7. | Волшебная сказка «Царевна- Лягушка» | 1 |
8. | Герои. Народные идеалы в русских народных сказках. Сказка «Жена-доказчица» | 1 |
9. | Сказки о животных. «Лиса и журавль» | 1 |
Литературная сказка |
10. | Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» | 1 |
11. | Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» | 1 |
12-13. | Х. К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева» | 2 |
14. | Герои сказки – Кай и Герда | 1 |
15. | Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | 1 |
16. | Практикум. Аннотация | 1 |
Древнерусская литература |
17. | Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева». «Сказание о юноше-кожемяке» | 1 |
Жанр басни в мировой литературе |
18. | Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра | 1 |
19. | Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга | 1 |
Русская литература XIX века |
20. | Басни И. А. Крылова. «Волк и Ягненок» | 1 |
21. | Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом» | 1 |
22. | Мир басен И. А. Крылова | 1 |
23. | Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро» | 1 |
24. | Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина | 1 |
25-26. | А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» | 2 |
27. | Выразительное чтение произведений А.С. Пушкина | 1 |
28. | Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 |
29. | Образ исторического события в стихотворении «Бородино» | 1 |
30. | Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 |
31. | Фантастические события в повести «Ночь перед рождеством» | 1 |
32. | Мир Диканьки. Языковые особенности повести | 1 |
33. | Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | 1 |
34. | Р. р. Описание любимого времени года с использованием цитат | 1 |
35. | Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями | 1 |
36. | Образ Герасима | 1 |
37. | Образ исторического времени в повести «Муму» | 1 |
38. | Смысл финала рассказа | 1 |
39-40. | Письменный ответ на проблемный вопрос: «Почему Герасим утопил Муму?» | 2 |
41. | Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 |
42. | Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова | 1 |
43. | Практикум. Заглавный образ в литературном произведении | 1 |
44. | Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 |
45. | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого | 1 |
46. | Смысл названия рассказа | 1 |
47. | Р.Р. Жилин и Костылин как два разных характера | 1 |
48. | Образ родины в русской поэзии («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого) | 1 |
49. | Образ родины в русской поэзии («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова) | 1 |
Литература XX века |
50. | Стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...» | 1 |
51. | Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 |
52. | Образ родины в поэзии С. А. Есенина | 1 |
53. | Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» | 1 |
54. | Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Проблемы и тайны мастерства | 1 |
55. | «Приключения Тома Сойера» М. Твена | 1 |
56. | Мир детства в повести М. Твена | 1 |
57. | Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» | 1 |
58. | Практикум. Отзыв о литературном произведении | 1 |
59-60. | Повесть А. С. Грина «Алые паруса» | 2 |
61. | Образы Ассоль и Грэя | 1 |
62. | Финал повести | 1 |
63. | Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок» | 1 |
64. | Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи | 1 |
65. | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 |
66. | Заглавный образ в пьесе-сказке | 1 |
67. | Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа | 1 |
68. | Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» | 1 |
69-70. | Повесть В. П. Катаева «Сын полка» | 2 |
71. | Образ Вани Солнцева | 1 |
72. | Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 |
73. | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 |
74. | Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Мальчик в борьбе за спасение | 1 |
75-76. | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге» | 2 |
Образы животных в мировой литературе |
77. | Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка» | 1 |
78. | Образы животных и образы людей в рассказе | 1 |
79. | Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс» | 1 |
80. | Образ Арктура в рассказе | 1 |
Жанр рассказа в мировой литературе |
81. | А. П. Чехов «Хирургия» | 1 |
82. | Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини» | 1 |
83. | Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша» | 1 |
84. | Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день» | 1 |
85. | Практикум. Тема и идея литературного произведения | 1 |
Подведение итогов года |
86. | Контрольная работа за год | 1 |
87. | Рекомендации для летнего чтения | 1 |