№ ур. | Тема урока | | Ученик должен знать и уметь | Дата | Дата | |
| | Планируемая | фактическая | |
Международное значение русского языка (1 час) Основные виды учебной деятельности: Осознавать роль русского языка в жизни общества народов других государств. Иметь элементарное представление о месте русского языка в кругу славянских языков. | |
1 | Международное значение русского языка | | Знать: основные сведения о международном значении русского национального языка, совершенствовать речевые умения. | | | |
Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч + 4 часа Р. Р.) Основные виды учебной деятельности: Осознавать роль речевой культуры , знать основные особенности устной и письменной речи. Владеть различнми видами монолога и диалога. Анализировать образцы устной и письменной речи, соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Характеризовать коммуникативные цели говорящего. Сравнивать образцы устной и письменной речи. | |
2 | Элементы сжатия текста. Комплексный анализ текстов упр. 3, 6 | | Знать: основные типы сжатия текста. Уметь: анализировать содержание и композицию текста. | | | |
3 | Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5) | | Знать: основные выразительные средства художественной речи Уметь: находить средства художественной выразительности. | | | |
4 | Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | | Знать: особенности устной и письменной речи, правила оформления диалога. Уметь: применять полученные знания в собственной речевой практике. | | | |
5 | Стили языка. | | Знать: все стили и типы речи, их отличительные черты. Уметь: различать тексты по типам и стилям речи. | | | |
6 7 8 | Р.Р. Стили языка . Р.р Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту на лингвистическую тему. Р.р Написание сжатого изложения. | | Знать: все стили и типы речи, их отличительные черты; признаки научного стиля речи; особенности изложения текста; понятие «лингвистическая тема». Уметь: различать тексты по типам и стилям речи, целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать ее достоверности, передать содержания информации адекватно поставленной цели. | | | |
9 | Простое предложение и его грамматическая основа . | | Знать основные сведения о лексикологии и фразеологии Уметь: составлять устное высказывание на лингвистическую тему. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10 11 | Предложение с обособленными членами. Р.р Устное сочинение. | | Знать: особенности текста-рассуждения. Уметь: оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно; строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
12 Обращение,вводные слова и вс тавные конструкции 13-14 Контрольный диктант №1 по теме»Повторение изученного в 5-8 классах» | Знать:обращение,,вводные слова и вставные конст- рукции. Уметь:распознавать их в речи. | | | |
Сложное предложение.(4 ч+3 Р.р. ) Основные виды учебной деятельности: Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группировать сложные предложения по заданным признакам. | |
15 | Понятие о сложном предложении. Анализ диктанта. | | Знать, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание, предложение, простое осложнённое предложение. Уметь: распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи. | | | |
16 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | | Знать: виды простых осложнённых предложений, правила постановки знаков препинания в осложнённом предложении. Уметь: распознавать осложнения простого предложения и правильно расставлять знаки препинания. | | | |
17 | Р.р.Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи( по картине Т.Н.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях обращениями и вводными словами Уметь: разграничивать в предложении обращения и подлежащее,Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании. Развивать умения обосновывать выделение морфем. употреблять обращение, вводные слова в речи. | | | |
18 | Р. Р. Написание классного сочинения. | | Знать: признаки текста-описания, повествования, рассуждения. Уметь: создавать текст-рассуждение на заданную тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
19 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | | Знать: понятие сложного предложения, типы сложного предложения и средства связи между его частями. Уметь: находить в тексте сложные предложения, различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания. | | | |
20 | Интонация сложного предложения | | Знать: особенности разделительных и выделительных знаков препинания. Уметь: правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, произносить сложное предложение с нужной интонацией. | | | |
21 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему . | | Знать: признаки текста сочинения-рассуждения, особенности сочинений на лингвистическую тему. Уметь: строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
Сложносочинённое предложение (10 ч +2 Р. Р.) Основные виды учебной деятельности: Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения,определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложенй, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений. Исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. | |
22 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, смысловые отношения в ССП. Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении. | | | |
23 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, соединительные союзы Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. | | | |
24-25 | Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными союзами | | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов. Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки. | | | |
26 | Р.Р.Подготовка к классному сочинению публицистического характера( по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце. « | | Знать: особенности написания сжатого изложения (элементы сжатия текста) Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст | | | |
27 | Р.р Написание классного сочинения. | | Знать: особенности написания краткого изложения. Уметь: 1. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2. обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3. письменно передавать обработанную информацию. | | | |
28 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . | | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов. Уметь: правильно ставить запятые в ССП, правильно выполнять тестовые задания. | | | |
29 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | | Знать: алгоритм разбора сложносочинённого предложения. Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор ССП, составлять их схемы. | | | |
30 | Повторение изученного о сложносочинённом предложении. Авторское употребление знаков препинания. | | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. | | | |
31 | Повторение изученного о сложносочинённом предложении. Урок-зачёт | | Знать: особенности синтаксического и пунктуационного анализа прочитанного текста, основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: разграничивать предложения с однородными членами и сложносочиненными предложениями, выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого, правильно ставить знаки препинания, выполнять тестовые задания. | | | |
| | | | | |
32-33 | Контрольный диктант №2 по теме «Сложносочиненное предложение» Анализ контрольного диктанта. | | Знать орфографические и пунктуационные правила на уровне образовательных стандартов. Уметь: оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
| | | | | |
Сложноподчинённые предложения (26ч + 7ч Р. Р.) Основные виды учебной деятельности: Определять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Понимать смсловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова. | |
34 35 | Понятие о сложноподчинённом предложении. Главное и придаточное предложение. Место придаточного предложения по отношению к главному. | | Знать: понятие «сложноподчиненное предложение», средства связи в сложноподчинённом предложении. Уметь: различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения; находить в сложноподчиненном предложении главное и придаточное; употреблять сложноподчиненные предложения в речи. | | | |
36-37 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | | Знать: понятие «сложноподчиненное предложение», средства связи в сложноподчинённом предложении, Уметь совершенствовать знания и умения, связанные с разделом “Синтаксис и пунктуация.” | | | |
38 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению-отзыву( по картине И.Тихого «Аисты « | | Знать: особенности написания сочинения-отзыва.. Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст.. | | | |
39 40 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Р.Р. Подробное изложение (упр. 106) | | Знать: особенности сложноподчиненных предложений: средства связи, указательные слова, место придаточного предложения. Отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы. | | | |
41-42 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | | Знать: основные группы СПП, значения придаточных предложений. Уметь: определять значение придаточного предложения, употреблять в речи различные виды сложноподчиненных предложений. Отработать навыки постановки знаков препинания, составления схемы. | | | |
43-44 45-46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Р.р Сжатое изложение.(по упр.123) | | Знать: понятие сложноподчиненного предложения, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, их особенности,пунктуацию сложноподчиненных предложений. Уметь: находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | | | |
47-48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | | Знать: понятие сложноподчиненного предложения, сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным, его особенности, пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Уметь: находить в тексте предложения с придаточным обстоятельств расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. Познакомить с придаточными обстоятельственными, их видами. Уметь отличать придаточные предложения места, времени от других придаточных | | | |
49 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. | | Знать: типологию заданий демоверсии. Уметь: правильно выполнять тестовые задания. | | | |
50-51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия. | | Знать: различия типов придаточных обстоятельственных предложений. Уметь: классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения, отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | | | |
52-53 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки,цели,следствия. | | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в СПП, правильно ставить вопросы к придаточным частям СПП. | | | |
54 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени . | | Знать: типы придаточных обстоятельственных Уметь: употреблять придаточные образа действия, меры, степени и сравнительные в письменной речи, закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | | | |
55 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Типичные речевые сферы их применения . | | Знать: орфографические и пунктуационные правила на уровне образовательных стандартов. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | | | |
56 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | | Знать: СПП с различными придаточными предложениями. Уметь: употреблять СПП с различными придаточными предложениями в письменной речи, выполнять тестовые задания. | | | |
57-58 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | | Знать: понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, их особенности, пунктуацию сложноподчиненных предложений. пунктуацию сложноподчиненных Уметь: находить в тексте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, различать типы связи в предложениях с несколькими придаточными. | | | |
59-60 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | | Знать: особенности написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; значение термина «интерпретация». Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | | | |
61 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению на морально-этическую тему | | Знать: особенности написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | | | |
62 | Р.Р Написание классного сочинения. | | Знать: особенности написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Уметь: создать связное высказывание на морально-этическую тему; создать текст-рассуждение, композиционно его оформить. | | | |
63 | Повторение по теме «Сложносочиненное предложение.» Р.р. Сообщение на лингвистическую тему. | | Знать: классификацию ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора предложения. Уметь: классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения, анализировать варианты связных высказываний на морально-этическую тему, соответствие названий и композиционных схем построения типу речи рассуждение. | | | |
64 | Контрольный диктант №3 по теме »Сложноподчиненное предложение». | | Знать: алгоритм синтаксического и пунктуационного анализа сложных предложений Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор СПП, ССП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания. | | | |
| | | |
65 | Анализ контрольного диктанта. Деловые бумаги. | | Знать: особенности комплексного анализа текста; особенности создания высказывания на лингвистическую тему. Уметь: определять тип и стиль речи текста, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
Бессоюзное сложное предложение (6+2Р.Р.) Основные виды учебной деятельности: Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов и выражать их с помощью интонации. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложенияс разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. | |
66 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения, его виды, особенности,, пунктуации сложного бессоюзного предложения, различие между предложениями союзными и бессоюзными. Уметь: находить в тексте сложные бессоюзные предложения, расставлять знаки препинания в таких предложениях. | | | |
67 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении . | | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения со значением перечисления, особенности пунктуации сложного бессоюзного предложения. Уметь: выражать различные смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений; преобразовывать сложные предложения в бессоюзные. | | | |
68 69 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения, основные случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Формировать умение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. | | | |
70 | Р.Р Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка.» | | Знать: особенности высказываний на лингвистическую тему. Уметь: создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
71 72 73 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. .Реферат статьи. | | Знать: основные случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Формировать умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении Знать: основные случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Формировать умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении | | | |
Сложные предложения с различными видами связи (4ч+2 Р.Р. ) Основные виды учебной деятельности: Опознавать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными видами связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использование м в речи сложных предложений. | |
74 75 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания | | Познакомить с предложениями сложной конструкции. Уметь: находить в тексте сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, определять виды связи, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции. | | | |
76 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с различными видами связи. | | Проверить и обобщить знания по теме. Развивать пунктуационную зоркость. | | | |
77 | Р.р Подготовка к контрольному изложению(подробному) с элементами сочинения. | | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям. | | | |
78 79 | Р.Р Написание контрольного изложения. Публичная речь. Конспект статьи на лингвистическую тему. | | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям. | | | |
Общие сведения о языке. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (5+1ч Р.р.) ) Основные виды учебной деятельности: Иметь представление об орфографии как о системе правил, Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования . Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. | |
80 | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Фонетика. Графика. Тезисы статьи на лингвистическую тему. | | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | | | |
81 | Русский литературный язык и его стили. Лексика и фразеология. Лексический анализ. | | Знать: основные нормы русского литературного языка.. Знать: особенности высказываний на лингвистическую тему. Уметь: строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | | |
82 | Русский язык как национальный язык русского народа. Морфемика. Словообразование. Реферат на историко-литературную тему. | | Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании. Развивать умения обосновывать выделение морфем. | | | |
83 | Морфология. Р.р. Устное сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические темы. | | Повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии. Развивать внимание к слову, уметь работать со словарем. | | | |
84 | Итоговый контрольный диктант. | | Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании. Развивать умения обосновывать выделение морфем. | | | |
85 | Орфография. Пунктуация. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | | Уметь: классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения. | | | |
| | | Уметь: адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать) с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |