Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа министра образования Московской области от 04.05.2016 №1689 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2016-2017 учебном году», приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением от 8 апреля 2015, протокол от№1/15 (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях и учитывающих требования к результатам общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки России от 21.04.2016 года №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»).
УМК: 1) Программа по русскому языку для 5-9 классов; Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова; издательство «Просвещение», 2011. 2)Учебник «Русский язык. 9 класс» Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2015, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 102 часов: 84 часа + 18 часов развития речи. Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5,6,7,8 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и рефляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
№ уроков-кол-во часов | Наименование разделов и тем | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные |
| | | | | | |
Введение. (17 часов = 10 часов + 4 часа развития речи + 3 часа к/р) |
1-1 | Русский язык как развивающееся явление(§1) | Характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
2-1 | Язык и культура. (§1) | Уметь находить доказательства того, что язык является важнейшим средством общения. Знать характерные признаки разных стилей речи. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осваивать новые виды деятельности | | |
3 | Сжатое изложение. | Знать приемы сжатия текста( упрощение, исключение, обобщение). Уметь производить композиционно-содержательный анализ текста, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
4 | Написание сжатого изложения. | Знать приемы сжатия текста( упрощение, исключение, обобщение). Уметь производить композиционно-содержательный анализ текста, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
5 | Официально-деловой стиль (§2) | Правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
6 | Основные жанры официально-делового стиля (§2) | Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи, его основные жанры. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
7 | Русский язык — язык русской художественной литературы (§3) | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
8 | Особенности языка художественной литературы (§3) | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
9 | Основные изобразительные средства языка и их использование в речи (§3) | Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осваивать новые виды деятельности | | |
10 | Контрольная работа №1 по стилистике | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учётом решаемых задач. Коммуникативные: осуществлять контроль по ходу выполнения задания. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
11 | Контрольная работа №1 по стилистике | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учётом решаемых задач. Коммуникативные: осуществлять контроль по ходу выполнения задания. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
12 | Чтение и его виды (§4) | Повторить сведения о чтении и знать его виды | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
13 | Чтение и его виды (§4) | Повторить сведения о чтении и знать его виды | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
14 | Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате) | Уметь строить сочинение на лингвистические темы. Знакомство с шаблоном сочинения. Применять средства художественной выразительности | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
15 | Написание сочинения-рассуждения (по тексту или цитате) | Уметь строить сочинение на лингвистические темы. Знакомство с шаблоном сочинения. Применять средства художественной выразительности | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
16 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 8 классе» | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
17 | Работа над ошибками | Самостоятельно находить ошибки в тексте, уметь объяснить орфограмму. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
Сложное предложение (8 часов = 6 часов + 2 часа развития речи) |
18 | Понятие о сложном предложении (§5) | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
19 | Классификация типов сложных предложений (§5) | Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
20 | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения (§5) | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
21 | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения (§5) | Конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осваивать новые виды деятельности | | |
22 | Понятие о союзной и бессоюзной связи (§5) | Конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
23 | Бессоюзные и союзные предложения (§5) | Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | октябрь | 24 |
24 | Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
25 | Написание сочинения-рассуждения (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
Сложносочиненное предложение (18 часов = 15 часов + 2 часа развития речи + 1 час к/р) |
26 | Понятие о сложносочинённом предложении (§6) | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
27 | Понятие о строении сложносочиненного предложения (§6) | Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
28 | Смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений (§7) | Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
29 | Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении (§7) | Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
30 | Виды сложносочиненных предложений (§7) | Использовать ССП в речи, развивая навыки устного пересказа. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
31 | Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями (§7) | Использовать ССП в речи, развивая навыки устного пересказа. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
32 | Сжатое изложение. | Извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в письменной форме с учётом заданных условий общения | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
33 | Написание сжатого изложения. | Излагать содержание прослушанного текста (сжато) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
34 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях (§8) | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
35 | Пунктуация в сложносочинённом предложении (§8) | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
36 | Правила расстановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. (§8) | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
37 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения (§9) | Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
38 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9) | Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
39 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение» (§10) | Закрепить знания о ССП, его строении, совершенствовать пунктуационные навыки. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
40 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение. Виды сложносочиненных предложений» (§10) | Научиться представлять структуру ССП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
41 | Повторение темы «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях » (§10) | Закрепить знания о ССП, его строении, совершенствовать пунктуационные навыки. Научиться представлять структуру ССП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осваивать новые виды деятельности | | |
42 | Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое предложение» | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учётом решаемых задач. Коммуникативные: осуществлять контроль по ходу выполнения задания. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
43 | Работа над ошибками | Самостоятельно находить ошибки в тексте, уметь объяснить орфограмму. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей | | |
Сложноподчинённое предложение (33 часа = 28 часов + 4 часа развития речи + 1 час к/д) |
44 | Понятие о сложноподчинённом предложении (§11) | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
45 | Союзы и союзные слова (§12) | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
46 | Отличие союзных слов от союзов (§12) | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
47 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. (§12) | Конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
48 | Пунктуация сложноподчинённого предложения (§12) | Использовать основные приемы информационной обработки текста; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
49 | Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате) | Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему Уметь создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
50 | Написание сочинения-рассуждения (по тексту или цитате) | Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему Уметь создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
51 | Классификация сложноподчинённых предложений (§13) | Конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
52 | Классификация сложноподчинённых предложений (§13) | Конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
53 | Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными (§14) | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осваивать новые виды деятельности | | |
54 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным (§14) | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
55 | Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными (§15) | Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
56 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными изъяснительными (§15) | Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
57 | Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (§16) | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
58 | Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (§16) | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
59 | Сложноподчиненные предложения с придаточным места (§17) | Уметь употреблять СПП с придаточными места, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда» | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
60 | Сжатое изложение. | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
61 | Написание сжатого изложения. | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
62 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины (§18) | Уметь опознавать СПП с придаточными причины по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины, выявлять общее | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
63 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели (§18) | Уметь опознавать СПП с придаточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными цели, выявлять общее | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осваивать новые виды деятельности | | |
64 | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия (§18) | Уметь опознавать СПП с придаточными следствия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными следствия, выявлять общее | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
65 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки (§19) | Уметь опознавать СПП с придаточными условия и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными условия и уступки, выявлять общее | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
66 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными условия и уступки (§19) | Уметь опознавать СПП с придаточными условия и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными условия и уступки, выявлять общее | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
67 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени (§20) | Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры и степени по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осваивать новые виды деятельности | | |
68 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. (§20) | Знать средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
69 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (§21) | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
70 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными (§21) | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
71 | Синтаксический разбор сложного предложения (§22) | Производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осваивать новые виды деятельности | | |
72 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение. Союзы и союзные слова» (§23) | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Участие в творческом, созидательном процессе | | |
73 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение. Классификация сложноподчинённых предложений» (§23) | Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
74 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (§23) | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
75 | Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчинённое предложение» | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
76 | Работа над ошибками. | Самостоятельно находить ошибки в тексте, уметь объяснить орфограмму. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
Бессоюзное сложное предложение (16 часов = 14 часов + 2 часа развития речи) |
77 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
78 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
79 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (§25) | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
80 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (§25) | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
81 | Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
82 | Написание сочинения-рассуждения (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
83 | БСП со значением перечисления (§26) | Знать БСП, особенности интонации в БСП, уметь определять БСП, правильно произносить БСП с разными смысловыми отношениями частей | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осваивать новые виды деятельности | | |
84 | Запятая в бессоюзном сложном предложении (§26) | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
85 | Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§26) | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
86 | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения (§27) | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
87 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§27) | Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осваивать новые виды деятельности | | |
88 | Дебаты по тексту рассуждения В. Лакшина о книге | Уметь создавать текст на заданную тему | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
89 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. (§28) | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
90 | Тире в бессоюзном сложном предложении (§28) | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29) | Знать синтаксический и пунктуационный разборы БСП | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
92 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30) | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (13 часов = 8 + 4 часа развития речи + 1 час к/д) |
93 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (§31) | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | | |
94 | Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи (§31) | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |
95 | Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
96 | Написание сочинения-рассуждения (по тексту или цитате) | Создавать монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
97 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§32) | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Осваивать новые виды деятельности | | |
98 | Сжатое изложение. | Извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в письменной форме с учётом заданных условий общения | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
99 | Написание сжатого изложения. | Излагать содержание прослушанного текста (сжато) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана | Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь сохранять заданную цель | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | | |
100 | Повторение изученного материала за курс 9 класса. | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
101 | Итоговый контрольный диктант №3 на повторение. | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
102 | Работа над ошибками. | Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. Самостоятельно находить ошибки в тексте, уметь объяснить орфограмму. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Умение делать выбор и давать оценку своей работе и работе товарища | | |