СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русской литературе , 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

  Планируемые результаты освоения предмета «Литература»

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

1.Гражданского воспитания:

формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

2.Патриотического воспитания:

воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

3.Духовно-нравственного воспитания:

воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

4.Эстетического воспитания:

формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

5.Физического воспитания, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия:

развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

6.Трудового воспитания:

воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

7.Экологического воспитания:

формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

8.Ценности научного познания:

воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпо


Содержание учебного предмета

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С .Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.

Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы.

Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.

Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:

Поэзия середины и второй половины XIX века

Реализм XIX–ХХ века

Модернизм конца XIX – ХХ века

Литература советского времени

Современный литературный процесс

Мировая литература XIX–ХХ века

Родная (региональная) литература



Литература XX века

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 час)

Обзор русской литературы первой половины

XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (4 час) Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Вечер», «Родине», «Последний шмель»

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. М . Сложность и трагизм «пути» от суда и до казни, проанализировать экзистенциальные переживания этих людей,мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Б.Н. Зайцев Повесть «Волки». Человек и мир в рассказах Зайцева. Потеря нравственных основ. Смысл бытия. .Метафора в рассказе.

Л.Андреев. Рассказ о семи повешенных» . Сложность и трагизм «пути» от суда и до казни, проанализировать экзистенциальные переживания этих людей, таких разных, но при этом объединенных общей драмой. 

М. Горький (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Старуха Изергиль» Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.Сочинение по творчеству М. Горького. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века(1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (2 час)(возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» 1 час ((возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (8 час)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). Т

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений

В. Я. Брюсов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак)

И. Северянин (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

В. В. Хлебников (1 час) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).-(1 час) Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений) Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок (6 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Сочинение по творчеству А. А. Блока. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

В. В. Маяковский (5 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений). Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

М. И. Цветаева (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление п

О. Э. Мандельштам (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова (5 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений

Б. Л. Пастернак (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе

А. П. Платонов (2 часа) Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

М. А. Шолохов (6 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

В. Набоков ( 1час) .Рассказы «Облако, озеро, башня»,Человек и толпа .Влияние тоталитарной системы на человека. конфликт между личностью и обществом; индивидуальным, задавленным большинством, и толпой

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 часа)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

В. Т. Шаламов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» .

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Книга «Архипелаг Гулаг» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

В. В. Быков (1 час) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин (1 час) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 час)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева в поэзии Рубцова.

И. А. Бродский (1 час)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)(возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Б. Ш. Окуджава (1 час)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

А. В. Вампилов (1 час)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

В.С. Розов

Пьеса «Гнездо глухаря».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесах. Своеобразие ее композиции. Психологизм характеров главных героев

В.П.Астафьев «Царь-рыба»,

В.Г.Распутин «Прощание с Матерой». Ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Ф.Ф.Абрамов Роман «Братья и сестры».Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию

.Ю.В.Трифонов «Обмен»  истончение духовных связей между людьми. обмен моральных ценностей и жизненных принципов на практичность и обустроенный быт.

Б.Васильев «Завтра была война». Сложные этапы становления личности. Мотив любви, дружбы и предательства.

В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка» Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма ,характер человека, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения, мужества

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Б.А. Ахмадулина(1 час) «Влечет меня старинный слог…», «По улице моей год…» Противостояния поэта и толпы. Мотивы одиночества. Бегство от современности, обыденности способом создания идеального микрокосмоса, дружба — основополагающая ценность ее мира.

В.С. Высоцкий (1 час) « Охота на волков», «Я не люблю» Противостояния поэта и толпы. Мотивы одиночества» .Бегство от современности, обыденности способом создания идеального микрокосмоса, дружба — основополагающая ценность ее мира.

Е.А. Евтушенко (1 час) «Идут белые снеги», «Со мною вот происходит». Тема кратковременной жизни человека и вечности природы, бесконечной смены поколений, ухода старой жизни и прихода новой 

С.Алексиевич «У войны не женское лицо»,«Цинковые мальчики».Творчество — памятник страданию и мужеству в наше время ;истории жизни людей сквозь призму важнейших для нашей страны событий ХХ века – второй мировой войны, войны в Афганистане.

Повествование о человеке в мире лю­дей, о разладе мечты с действительностью, о человеческом одиночестве, о несосто­ятельности человека, лени, жадности, равнодушии. Пошлость, ханжество, фальшь -главные объекты развенчания Т. Толстой

Л.Е. Улицкая Рассказ «Дочь Бухары», (повесть «Сонечка»). Гимн материнской любви

В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый». Пример постмодернистской литературы, связанный многочисленными реминисценциями с произведениями, повествующими о становлении личности. Использование образов животных и птиц для выпуклого раскрытия черт личности человека 

Т.Н. Толстая «На золотом крыльце сидели». Повествование о человеке в мире лю­дей, о разладе мечты с действительностью, о человеческом одиночестве, о несосто­ятельности человека, лени, жадности, равнодушии. Пошлость, ханжество, фальшь - главные объекты развенчания Т. Толстой

Мировая литература

Ф. Кафка Рассказ «Превращение» .Мотивы самоотречения и пренебрежения реальностью

Э.М. Ремарк Романы («На западном фронте без перемен»), «Три товарища»

Э. Хемингуэй. Роман «Прощай, оружие» Повесть «Старик и море»- проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни. «Прощай ,оружие!»Война — результат чьих-то имперских амбиций, и она преступна по сути своей. Изображение войны злой силой, ломающей жизнь целого поколения: физически и нравственно. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей .Проблема духовного потенциала личности е его реализация .Характеры героев пьесы. Открытый финал.

Оноре Бальзак Роман «Шагреневая кожа». Проблема столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом. Тема талантливого, но бедного молодого человека, утрачивающего иллюзии юности в столкновении с бездушным обществом дворян.

Теория литературы. Внутренний монолог (за­крепление понятия).

Родная (региональная) литература

Гузель Яхина.( 1час) Роман «Зулейха открывает глаза».Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Литература народов России Г. Айги стихотворение «Здесь», Художественная деталь и символика в творчестве Г. Айги « Здесь» — иероглиф жизни, но в то же время иероглиф дороги, и лирический субъект застаёт ту и другую в момент перехода («в леса», «в себя»).

Р. Гамзатов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).Стихотворение «Берегите друзей».  Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений)

М. Джалиль стихотворение «Письмо из окопа».Тема «Человек» и «Война» в поэзии военных лет (Раскрытие темы «Война «и «Человек» . Произведения – песни большого сердца,; безграничная любовь к Родине, к героическому прошлому и настоящему.



























Календарно-тематическое планирование


Количество часов всего 105 часов; в неделю 3 часа

Уроков развития речи (сочинения)- 9_, административных контрольных работ –


/ №


Тема урока

Кол-во часов

Основные направления программы воспитания

Дата

проведения

план

факт



Введение(1ч.)


1-3



1


1


Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

1


1.09




Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч.)


1,2,3,4,8



2



1

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

1


3.09




И.А. Бунин (4ч.)


1,3,7,8



3


1

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Лирика Бунина. . Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», …», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина

1


6.09


4


2

Развитие традиций русской классической литературы в прозе И.А. Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера

1


8.09


5


3

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Образ «закатной» цивилизации в рассказе

1


10.09


6



4

Рассказы «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи» «Легкое дыхание».“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. Сочинение по творчеству И. А. Бунина

1


13.09




М. Горький (6 ч.)

1,3,7,8



7

1

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Горький в Казани

1


15.09


8


2

Рассказ «Старуха Изергиль», «Челкаш» .Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

1


17.09


9


3

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки

1


20.09


10


4

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)

1


22.09


11


5

Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка

1


24.09


12

6

Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького

1


27.09


13


1

Б.Зайцев «Волки». Человек и мир в рассказах Зайцева. Потеря нравственных основ. Смысл бытия. .Метафора в рассказе.

1


29.09




А.И. Куприн (2ч.)


1,3,4,7,8



14



1

А .Куприн. Жизнь и творчество (обзор) Рассказы и повести, «Олеся», «Поединок»,. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы

1


1.10


15



2

Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала

1


4.10




Обзор зарубежной литературы (3 ч.)


1,3,4,7,8



16


1

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм. Оноре Бальзак Роман «Шагреневая кожа».Проблема столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом. Тема талантливого, но бедного молодого человека, утрачивающего иллюзии юности в столкновении с бездушным обществом дворян.

1


6.10


17

2

Ф.Кафка. Рассказ «Превращение».  Мотивы самоотречения и пренебрежения реальностью.

Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море»- проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни. «Прощай ,оружие!»Война — результат чьих-то имперских амбиций, и она преступна по сути своей. Изображение войны злой силой, ломающей жизнь целого поколения: физически и нравственно.

1


8.10


18


3

Э.М.Ремарк . «Три товарища». «На западном фронте без перемен». Дружба, любовь, проблемы эмигрантов, нового поколения, смены власти; война глазами молодых. Истинные ценности жизни.

Бернард Шоу» «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей .Проблема духовного потенциала личности е его реализация .Характеры героев пьесы. Открытый финал.

1


11.10




Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века (11ч.)


1,2,3,4,7,8



19

1

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева

1


13.10


20

2

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок)

1


15.10


21



3

В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения:», «Грядущие гунны». «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Родной язык». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова

1


18.10


22




4

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», …», «Я – изысканность русской медлительной речи...» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей

1


20.10


23


5

Л.Андреев. «Рассказ о семи повешенных» . Сложность и трагизм «пути» от суда и до казни, проанализировать экзистенциальные переживания этих людей, таких разных, но при этом объединенных общей драмой. 

1


22.10


24

6

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника

1


25.10


25

7

Н.С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Капитаны», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

1


27.10


26

8

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак)

1


8.11


27

9

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Янтарная элегия», «Интродукция» Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества

1


10.11


28

10

В. В. Хлебников. Жизнь и творчество(обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»,.«Еще раз, еще раз…»Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ

1


12.11


29

11

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения Н.Клюева : «Осинушка.»..»Рождество избы». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ вв.

1


15.11




А.А. Блок (6ч.)


1,2,3,4,7,8



30

1

А.А. Блок. Жизнь и творчество

1


17.11


31


2

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений.

«Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «О, я хочу безумно жить» «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» «На железной дороге» ,«Россия»,

1


19.11


32




3

Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека...» «О, весна без конца и без краю».

1


22.11


33


4

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений «На поле Куликовом». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция

1


24.11


34

5

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме

1


26.11


35

6

Р. р. Сочинение по творчеству А.А. Блока.

1


29.11




В.В. Маяковский (5ч.) +1ч (к.р.)


1,2,3,4,7,8



36


1

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. В.В. Маяковский в Казани

1


1.12


37

2

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха)

1


3.12


38


3

Особенности любовной лирики В.В. Маяковского. «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка»

1


6.12


39



4

Стихотворение «Сергею Есенину». Отношение Маяковского к преждевременной гибели Есенина, его творчеству, назначению поэта и поэзии

1


8.12



40

5

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Прозаседавшиеся» «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное»

1


10.12


41

6

Контрольная работа по итогам 1 полугодия

1


13.12




М.И. Цветаева (2ч.)


1,2,3,4,7,8



42

1

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё - птица в руке»), …»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…»,..»,Идешь на меня похожий М. Цветаева. Музей в Елабуге

1


15.12


43



2

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. «Тоска по родине! Давно…», «Мне нравится, что вы больны не мною..»

1


17.12




С.А. Есенин (5ч.)


1,2,3,4,7,8



44




1

Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Гой ты, Русь моя родная». «Письмо матери». «Русь Советская» Цветопись, сквозные образы лирики Есенина

1


20.12


45



2

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я последний поэт деревни».

1


22.12


46

3

Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу», «Неуютная жидкая лунность», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».

1


24.12


47


4

Р.р. Сочинение по творчеству С. Есенина, М.И. Цветаевой, В. В. Маяковского

1


27.12



48

5

Р.р. Сочинение по творчеству С. Есенина, М.И. Цветаевой, В. В. Маяковского

1


10.01




А.А. Ахматова (5ч.)


1,2,3,4,7,8



49

1

А. Ахматова. Жизнь и творчество

1


12.01


50



2

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства», «Сжала руки под тёмной вуалью» …», «Песня последней встречи». «Смуглый отрок бродил по аллеям».Стихотворение «Вечером».

1


14.01


51




3

Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. «Все расхищено, предано, продано», «Я научилась просто, мудро жить» «Когда в тоске самоубийства»», «Не с теми я ,кто бросил землю».Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой

1


17.01


52



4

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога

1


19.01


53

5

Р.р. Сочинение по творчеству А. Ахматовой

1


21.01




О. Э. Мандельштам (3ч.)


1,2,3,4,7,8



54

1

О. Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). …», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia»

1


24.01


55

2

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры.

1


26.01



56

3

Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем, под собой не чуя страны»

1


28.01




М.А. Булгаков (6ч.)


1,2,3,4,7,8



57

1

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество

1


31.01


58

2

Роман «Белая гвардия». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа

1


2.02


59

3

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты

1


4.02


60


4

Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе

1


7.02


61

5

Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа

1


9.02


62

6

Р. р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

1


11.02




А.П. Платонов (2ч.)


1,2,3,4,7,8



63


А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести

1


14.02


64



“Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.»Возвращение»,»В прекрасном и яростном мире»

1


16.02




Б.Л. Пастернак (3ч.)





65





1

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). «Во всём мне хочется дойти до самой сути», «Определение поэзии», «Быть знаменитым некрасиво»

1


18.02


66




2

Философская глубина лирики Пастернака. «Гамлет». Тема человека и природы .«Февраль. Достать чернил и плакать», «Зимняя ночь»,» Во всем мне хочется дойти» «Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка

1


21.02


67


3

Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации

1


25.02


68

4

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа

1


28.02


69

1

Е.И.Замятин. .Роман «Мы».Общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью

1


2.03


70

1

М.М.Зощенко. Рассказы: «Баня», «Жертва революции» Особенности отображения действительности 20х-30х г.г. в сатирических рассказах Михаила Зощенко

1


4.03




М.А. Шолохов (5ч.)


1,2,3,4,7,8



71

1

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества

1


7.03


72

2

Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. События революции и гражданской войны в романе

1


9.03


73

3

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

1


11.03


74

4

"Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова

1


14.03


75

5

Р.р. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1


16.03


76

1

В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня»,Человек и толпа .Влияние тоталитарной системы на человека. конфликт между личностью и обществом; индивидуальным, задавленным большинством, и толпой

1


18.03




Литература периода ВОВ-3 часа


1,2,3,4,7,8



77

1

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и в литературе других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы)

1


21.03









78

2

Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. «Вся суть в одном единственном завете», «Я знаю, никакой моей вины», «Памяти матери». Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).

1


23.03


79

3

Н.Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…, «Лицо коня», «Метаморфозы». Взаимопроникновение человека и природы, ответственность человека за окружающий его мир, торжество разумного начала природы, философские рассуждения автора о жизни, о природе, о человеческих ценностях, о себе.

1


4.04




В.Т. Шаламов(1 ч.)


1,2,3,4,7,8



80


1

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). «Сгущенное молоко»», «Последний бой майора Пугачева. История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования

1



6.04




В.М. Шукшин (1ч.)





81


1

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. («Верую!», «Крепкий мужик», «Чудик»

1


8.04




Н. М. Рубцов (1ч.)





82

1

«Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова

1


11.04




В. Быков (1ч)





83

1

Повесть «Обелиск». Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа

1


13.04




В.Г. Распутин (1ч.)





84

1

В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

1


15.04




А.И. Солженицын ( 2ч.)


1,2,3,4,7,8



85




1

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество(обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Рассказ «Матренин двор»

1


18.04


86

2

«Архипелаг Гулаг». Книга «Архипелаг Гулаг» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.



20.04




Р. Гамзатов Айги ,Муса Джалиль «Письма из окопа».-1 час


1,2,3,4,7,8



87







1

Р. Гамзатов. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало «Берегите друзей.». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова

Айги. Стихотворение «Здесь». Художественная деталь и символика в творчестве Г. Айги здесь» — иероглиф жизни, но в то же время иероглиф дороги, и лирический субъект застаёт ту и другую в момент перехода («в леса», «в себя»).Муса Джалиль «Письма из окопа». Тема «Человек» и «Война» в поэзии военных лет (Раскрытие темы «Война «и «Человек» . Произведения – песни большого сердца,; безграничная любовь к Родине, к героическому прошлому и настоящему.

1


22.04







1,2,3,4,7,8




Б.Ш. Окуджава(1 ч.)





88

1

Б.Ш. Окуджава. Стихотворения: «Песенка об Арбате», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. «Ваше благородие, госпожа разлука…», «Пожелание друзьям» Жанровое своеобразие песен Окуджавы

1


25.04




«Деревенская проза»-2


2,3,4,7,8



89

1

Ф.Ф.Абрамов Роман «Братья и сестры».Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию

1


27.04




2

А. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». В.С. Розов Пьеса «Гнездо глухаря» Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесах. Своеобразие ее композиции. Психологизм характеров главных героев







Городская проза-1





90

1

Ю.В.Трифонов» Обмен»  истончение духовных связей между людьми. обмен моральных ценностей и жизненных принципов на практичность и обустроенный быт.

1


29.04




В.П.Астафьев, Ч. Айтматов-2 часа





91

1

В.П.Астафьев «Царь-рыба». Ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

1


2.05


92

2

Ч.Айтматов «Белый пароход» Проблема единства человека и природы. Пагубное влияние человека на природу. Нравственные уроки повести

1


4.05




«Окопный реализм» писателей –фронтовиков-2





93

1

Б.Васильев «Завтра была война». Сложные этапы становления личности. Мотив любви, дружбы и предательства. Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма ,характер человека, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения, мужества

1


6.05


94

2

В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка"

1


9.05




Литературный процесс 1950-80 годов





95

1

Б.А.Ахмадуллина «Влечет меня старинный слог», «По улице моей который год» тему Противостояния поэта и толпы. Мотивы одиночества». Бегство от современности, обыденности способом создания идеального микрокосмоса, дружба — основополагающая ценность ее мира.

1


11.05


96

2

Е.Евтушенко. «Идут белые снеги», «Со мной вот что происходит» .Россия –ключевой образ . Тема кратковременной жизни человека и вечности природы, бесконечной смены поколений, ухода старой жизни и прихода новой В.С.Высоцкий Важнейшие составляющие художественного мира В. Высоцкого, черты его индивидуальности; тематическое разнообразие и эстетическое единство его произведений; «Охота на волков», «Я не люблю»

1


13.05




Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов





97

  • 1

  • Л.Е. Улицкая Рассказ «Дочь Бухары», (повесть «Сонечка») гимн материнской любви В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый»-пример постмодернистской литературы, связанный многочисленными реминисценциями с произведениями, повествующими о становлении личности. Использование образов животных и птиц для выпуклого раскрытия черт личности человека 

1


16.05


98


2

Т.Н. Толстая «На золотом крыльце сидели»..Повествование о человеке в мире лю­дей, о разладе мечты с действительностью, о человеческом одиночестве, о несосто­ятельности человека, лени, жадности, равнодушии. Пошлость, ханжество, фальшь -главные объекты развенчания Т. Толстой

1


18.05


99

3

Итоговая контрольная работа (тест)



20.05


100

4

Анализ контрольной работы. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Гузель Яхина. Роман «Зулейха открывает глаза». Долгая дорога Зулейхи к внутренней свободе

1


23.05


101

5

С.Алексиевич» У войны не женское лицо»,«Цинковые мальчики». Творчество — памятник страданию и мужеству в наше время ;истории жизни людей сквозь призму важнейших для нашей страны событий ХХ века – второй мировой войны, войны в Афганистане.

Обобщение и повторение изученного

1



23.05


102

6

Подведение итогов за год



24.05












Лист корректировки

Класс

№ урока

Названия раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения

по факту



















































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!