СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 10 класс.  Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: «Русское слово», 2019 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс.»

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:


  • Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта общего (полного) образования по литературе, утвержденный прика­зом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Федерального перечня учебников ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”);

  • Санитарно-эпидемиологических требований (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • Учебного плана, Устава и Основной образовательной программы МБОУ «СОШ№5» п. Айхал на 2019-2020 учебный год.



Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литература» и призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума содержания образования.


Преподавание ведётся по учебнику:

Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: «Русское слово», 2019 г.







Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ хронологическим принципом. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; читательской культуры, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной литературы в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;

  • коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКСИЙ ПЛАН ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС

Базовый уровень

3 часа в неделю, 102 часа в год.

Контрольных работ – 11 (8 сочинений классных, 3 – домашних). Развитие речи – 8 часов.

1. Введение - 1 ч.

Из литературы первой половины XIX века (10 часов).

2. А.С.Пушкин - 3 ч.

3. М.Ю.Лермонтов - 3 ч.

4. Н.В.Гоголь - 4 ч.

Из литературы второй половины ХIХ века (91 час).

5. Введение - 2 ч.

6. А.И.Островский - 7 ч.

7. И.А.Гончаров - 8 ч.

8. И.С.Тургенев - 9 ч.

9. Н.Г. Чернышевский - 3 ч.

10. Н.С. Лесков - 3 ч.

11. Н.А.Некрасов - 9 ч.

12. Ф.И.Тютчев - 3 ч.

13. А.А.Фет - 4 ч. -

14. М.Е.Салтыков-Щедрин - 6 ч.

15. А.К.Толстой - 3 ч.

16. Ф.М.Достоевский - 11 ч.

17. Л.Н.Толстой - 14 ч.

18. А.П.Чехов - 8 ч.

19. Обобщение и закрепление теоретического материала – 1 ч. Всего: 102 часа


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX .«И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу ...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести)

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас –и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения)

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.


Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”.Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата No 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 час) (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литература. 10 класс. (102 часа)

Дата

План/

факт

Кол-во часов.

урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Основные виды деятельности

Теоретические понятия

Межпредметные и внутрипредметные связи


I полугодие (48 часов)


1. (1ч.)

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы рубежа XIX века.)

Дать представление о единстве целостности русской литературы XIX века. На примерах показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса. Активизировать эмоционально-личностный подход к творчеству поэтов и прозаиков.

Тезисная запись лекции учителя, беседа.


Отображение в литературе исторической эпохи


Из литературы первой половины XIX века.


2. (1ч.)

Своеобразие пушкинской эпохи. Основные этапы творческой биографии А. С. Пушкина

Раскрыть своеобразие пуш­кин­ской эпохи, закрепить знания о жизни и творчестве А. С. Пуш­кина. Акцентировать внимание детей на красоте пушкинского слова.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов.

классицизм, романтизм, ода, элегия, послание

Традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Историческая основа стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»


3. (1ч.)

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики (семинар).

Повторить основные темы лирики А. С. Пушкина. Воспитывать эстетические чувства учащихся их внимание к слову. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия.

Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

философская лирика

Репродукции картин И. Айвазовского.

Традиции Г. Р. Державина в поэзии А. С. Пушкина.


4. (1ч.)

Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести» «Медный всадник».

Раскрыть идею государственности, влияющую на судьбу отдельного человека, когда человек и власть трагически связаны между собой. Воспитывать интерес к истории России. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, аналитическая работа по тексту стихотворения, лексическая работа, составление цитатных характеристик

поэма как лироэпический жанр

«Петровская» тема в творчестве А. С. Пушкина и М. В. Ломоносова. Историческая основа поэмы.

Художественные репродукции с изображением Петра.


5. (1ч.)

Художественный мир

М. Ю. Лермонтова.

Углубить представление о поэзии Лермонтова. Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колоритность эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов.

байронизм, романтическая лирика, кольцевая композиция

Николаевская реакция в постдекабристкий период,


6. (1ч.)

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М. Ю. Лермонтова (семинар).

Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Показать эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворений.

Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

исповедь, «интимный патриотизм»

Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации стихотворений М. Ю. Лермонтова: А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн


7. (1ч.)

Философия добра и зла в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон».

Помочь учащимся раскрыть одну из вечных проблем противостояния между добром и злом. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Воспитывать культуру связной речи.

Работа с учебным материалом, сообщение учителя и учащихся, слайдовая презентация, выразительное чтение, анализ лирического стихотворения, беседа, составление цитатных характеристик.

духовная лирика, байронизм, романтическая поэма

Живопись и рисунки Лермонтова.

Иллюстрации учащихся.

Репродукции картин М. Врубеля.


8. (1ч.)

Художественный мир

Н. В. Гоголя.

Раскрыть ученикам своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников. Помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринималось современниками.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, составление тезисов.


Гоголь и театр. Гоголь - религиозный мыслитель. Гоголь в восприятии современников.


9. (1ч.)

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (семинар).

Раскрыть значение «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя для развития русской литературы. Помочь ученикам определить сквозные темы повестей, соотношение фантасмагоричного и реального.

Выступления учащихся, беседа, слайдовая презентация, лексическая работа, аналитическая работа по текстам повестей

«миражный» сюжет, гротеск, фантасмагория, ирония, трагикомедия, «маленький человек»

Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя.


10. (1ч.)

Птица – тройка: полёт через реальность. (Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

Выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям современной ему действительности. Раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность.

Самостоятельные наблюдения над сюжетом поэмы, обобщения и выводы, выступления учащихся

поэма

История крепостничества


11 - 12 (2ч.)

Сочинение «Литература первой половины XIX века» (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя)

Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям. Отследить умения и навыки учащихся анализировать произведения и давать им собственную оценку.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




Из литературы второй половины ХIХ века.


13 - 14. (2ч.)

Социально – политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литературная критика и журналистика второй половины 19 века. Особенности русской критики.

Дать представление об определяющем факторе идейного противостояния в обществе. Сформировать понятие о литературном процессе и о развитии литературной критики второй половины 19в., обзор направлений литературной критики. Показать значение литературной критики для русского общества. Приобщать учеников к чтению критических статей.

Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, работа с учебным материалом

славянофильство, западничество, чистое искусство, народничество

Отображение в литературе исторической эпохи.


15. (1ч.)

А. Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»).

Познакомить учеников с жизнью и творчеством драматурга. Раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра. Раскрыть своеобразие комедии, показать её идейную основу.

Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, составление хронологической таблицы

драматургия, драма, пьеса

Традиции Фонвизина, Гоголя, Грибоедова в творчестве Островского.

Видеофильм «Замоскворечье»

Репродукция картины В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

Спектакль «Банкрот» на сценах современных театров.


16. (1ч.)

А. Н. Островский. Драма «Гроза». История создания и идейно - художественное своеобразие пьесы.

Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя. Углубить знания о драматургии. Подготовить учащихся к восприятию драмы «Грозы»: раскрыть идейно - художественное своеобразие пьесы.

Тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, выступления учащихся

критический реализм, драма

А. Н. Островский и Малый театр.


17. (1ч.)

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза».

Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей. Развивать навыки критического оценивания поступков героев пьесы. Формировать умение выделять ключевые сцены в драматическом произведении, помогающие определять его проблематику.

Выразительное чтение по ролям, беседа, составление словесных портретов героев, исследовательская работа, выступления учащихся

критический реализм, драма

Фотографии актеров Малого театра, исполнявших роли Кабанихи и Дикого


18. (1ч.)

Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза».

Углубить навык анализа драматического текста, комментированного чтения. Совершенствовать коммуникативную грамотность. Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию. Формировать чувство ответственности за свои поступки.

Сопоставительный анализ, участие в диспуте




19. (1ч.)

Образ Катерины в свете литературной критики. «Гроза» - самое решительное произведение А. Н. Островского» (Н. А. Добролюбов).

Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критических статей. Формировать личностное отношение к героям и их поступкам. Учить использовать критическую литературу при изучении произведений. Развивать способности аргументировать свою точку зрения, воспитывать культуру общения.

Выступления учащихся, беседа, диспут, составление тезисов статей,

литературная критика

Связь с общественно-политической обстановкой 60-х г.г. 19 века


20. (1ч.)

Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница».

Проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности.

Тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, выступления учащихся

трагикомедия, семейно-бытовая драма, бытопись

Фрагменты из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс»


21. (1ч.)

Сочинение по творчеству А. Н. Островского.

Отработка коммуникативной и правописной грамотности; умений подбирать материал к сочинению; умений высказывать личное мнение.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




22. (1ч.)

Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов».

Познакомиться с биографией писателя и основными вехами творчества писателя; дать общую характеристику романа «Обломов».

Выступления учащихся, тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, исследовательская работа

роман, реализм

Реализм в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.


23. (1ч.)

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Образ Захара и его роль в характеристики «обломовщины».

Показать микромир квартиры на Гороховой. Объяснить сознательный отказ Обломова от столичной жизни. Определить цельное ощущение жизни героя. Показать «взаимодополняемость» и «неразделимость» хозяина и слуги.

Анализ отдельных глав романа, запись тезисов, беседа, выступления учащихся, рецензия на устные ответы учащихся

роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

Гоголевские мотивы


24. (1ч.)

Идейно - композиционное значение главы «Сон Обломова».

Показать «сообщество людей, живущих … вне исторического времени». Объяснить художественный смысл «Сна Обломова». Развивать навыки анализа литературного текста.

Анализ 9 главы 1 части романа, запись тезисов, беседа, диспут, рецензия на ответы

символика детали

Фольклорные мотивы.

Отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н. Михалков)


25. (1ч.)

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская.

В ходе анализа показать несостоятельность любви Ольги Ильинской и Обломова. Акцентировать внимание на сохранении собственного «эго» героя.

Анализ отдельных глав романа, беседа, составление сравнительной характеристики героев


Пушкинские мотивы


26. (1ч.)

Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесенность с другими характерами. Обломов и Штольц.

Познакомить с понятием «антипод». Определить авторскую позицию в романе. Активизировать исследовательские, творческие навыки учащихся; совершенствовать навыки, монологической речи, навыки коллективной работы.

Анализ отдельных глав романа, беседа, диспут, составление сравнительной характеристики героев

антипод

Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова


27. (1ч.)

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Обломов и Агафья Пшеницына. Роман «Обломов» в русской критике.

Показать «возвращение героя в идиллический мир» Обломовки. Определить композицию романа. Выявить проблематику романа. Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критических статей.

Анализ отдельных глав романа, беседа, исследовательская работа, запись тезисов критических статей, рецензия на ответы

идиллия

Гоголевские мотивы


28 - 29. (2ч.)

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. Приобщать учащихся к поисково-исследовательской работе.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




30. (1ч.)

Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

Систематизировать знания учащихся о творчестве Тургенева. Познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру. Познакомить с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Формировать любовь к Родине, родной литературе, истории народа. Воспитывать бережное отношение к слову.

Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, слайдовая презентация, запись тезисов лекции, выразительное чтение, беседа

цикл

Тургенев и группа «Современника».

Тема крепостного права в русской литературе.

Тургенев и музыка.


31. (1ч.)

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи.

Проследить, как историческая эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Исследовательская работа, запись основных тезисов, беседа, выступления учащихся

социально-психологический роман

Экранизация романа.


32. (1ч.)

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Раскрыть социальную и нравственно-философскую основу романа. Познакомить с понятием «нигилизм»; сравнить позиции нигилистов и взгляды Базарова.

Исследовательская работа, составление сравнительной характеристики героев, опорная схема, беседа, выступления учащихся

нигилизм



33. (1ч.)

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования (конфликт «отцов» и «детей»).

Проанализировать образы главных героев романа и определить их идейные позиции. Дать понятие «социально - психологический» роман. Определить характер антитезы в названии романа. Формировать умение интерпретировать текст.

Аналитическая работа, запись конспекта урока, подбор цитат, характеризующих героев

тайный психологизм

Историческая обстановка в России в 50-60-е г.г. 19 века.



34. (1ч.)

Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения.

Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения. Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью. Воспитывать умение правильно определять для себя нравственные ценности.

Выступления учащихся, беседа, анализ эпизодов, рецензия на ответы

этика, философия

Музыкальные темы в романе.


35. (1ч.)

Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети».

Познакомить учащихся с лженигилистами, провести историческую параллель. Познакомить учащихся с содержанием критических статей.

Выступления учащихся, подбор цитатного материала для характеристики героев, исследовательская работа с критическими статьями, викторина

реминисценции



36. (1ч.)

Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских стихотворений в прозе.

Познакомить с особенностями жанра стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Рассмотреть их место в творчестве писателя. Акцентировать внимание на разнообразии тем, образов, богатстве и поэтичности языка стихотворений. Воспитание эстетического вкуса.

Выступления учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, исследовательская работа

стихотворения в прозе, образы-символы, внутренний жест



37 – 38. (2ч.)

Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. Приобщать учащихся к поисково-исследовательской работе.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




39. (1ч.)

Жизненный и творческий путь Н. Г. Чернышевского. «Что делать?» как полемический отклик на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Познакомиться с биографией писателя и основными вехами его творчества. Дать общую характеристику романа «Что делать?».

Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся

идеологический роман, социально-утопический роман

Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского


40. (1ч.)

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Раскрыть авторскую концепцию переустройства России. Формировать умение вести полемику, аргументировать свое мнение. Совершенствовать культуру речи.

Аналитическая работа по тексту, эвристическая беседа, составление сравнительной характеристики

идеологический роман, научная фантастика, разумный эгоизм, утопия, пропагандистский пафос

Связь художественного произведения с историей страны.


41. (1ч.)

«Будущее светло и прекрасно…». Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Черты социальной утопии.

Раскрыть значение четвертого сна Веры Павловны в контексте общего звучания произведения. Воспитывать грамотного читателя. Учить учащихся определять признаки литературной утопии.

Анализ эпизода, творческое чтение, беседа

литературная утопия

Томас Мор - основоположник утопического жанра.


42. (1ч.)

Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. Стремление писателя к созданию «монографий» народных типов.

Знакомство с биографией и творчеством Н. С. Лескова; раскрыть смысл названия повести «Очарованный странник» и особенностей изображения русского национального характера.

Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся

монография

Репродукция картины В. А. Серов «Н. С. Лесков»


43. (1ч.)

«Хождение» очарованной души. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.

Дать представление об идейном замысле повести, об истории публикации и определить роль и место данной повести в творчестве Лескова. Познакомить учащихся с темой праведничества. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов сказа, беседа

литературный сказ, жанр путешествия

Тема русского богатырства в произведениях Гоголя, Некрасова, Лескова.


44. (1ч.)

Сочинение по творчеству Н. С. Лескова.

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




45. (1ч.)

Судьба Н. А. Некрасова и его художественный мир. Лирический эпос и гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Познакомить учащихся с основными фактами биографии поэта, дать представление о его художественном мире. Приобщить детей к высокому духу некрасовских стихотворений, приблизить их к более глубокому постижению лирического текста и его анализ.

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, выразительное чтение наизусть.


Некрасов и поэты «чистого искусства». И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»


46. (1ч.)

Горькая доля народа пореформенной России. Своеобразие жанра и композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Создать необходимый эмоциональный настрой. Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства пореформенной России. Проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов. Раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы.

Выступления учащихся, выразительное чтение с комментированием, беседа

лирический эпос

литература и фольклор. Крестьянская реформа 1861 г.


47. (1ч.)

Поиски правды и проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей. Проанализировать проблему – в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы. Раскрыть мотив правдоискательства и сказочно – мифологические приёмы построения сюжета поэмы.

Комментированное выразительное чтение, составление сопоставительных характеристик героев, беседа

мотив, мифологический сюжет

Фольклорные жанры и поэма.

Русская история и поэма. Пореформенная эпоха и поэма.


48. (1ч.)

Тема женской доли и образа Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме.

Раскрыть значимость и важность темы женской судьбы. Показать силу протеста Матрёны против насилия над личностью углубить навыки работы с текстом. Воспитывать уважение к человеческой личности, терпение, трудолюбие.

Выступления учащихся, эвристическая беседа, составление опорного конспекта

фольклор

Репродукции картин художников-передвижников


II полугодие (57 часов)


49. (1ч.)

Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта - Ободуева, князя Утятина.

Показать паразитический образ жизни помещиков. Совершенствовать умение анализировать эпизоды и характеры героев.

Комментированное выразительное чтение, составление сопоставительных характеристик героев, беседа

сатира



50. (1ч.)

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова и его идейно – композиционное звучание.

Попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателей. Показать роль песен в раскрытии образа Гриши.

Выступления учащихся, беседа, работа с текстом

фольклор

Образы Базарова и Рахметова


51. (1ч.)

Роль вставных сюжетов и их идейный смысл в некрасовском повествовании.

Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью, как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.

Анализ лирического текста, выразительное чтение наизусть, беседа

средства создания художественного образа, исповедь

И. Н. Крамской «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»


52 - 53 (2ч.)

Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Систематизировать знания учащихся по изучаемым произведениям. Совершенствовать коммуникативные, стилистические и орфографические навыки. Развивать умения и навыки учащихся анализировать произведение и давать собственную интерпретацию.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




54. (1ч.)

Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики.

Познакомить учащихся с биографией поэта, показать значение его творчества для русской поэзии. Углубить навыки анализа лирического произведения. Развивать эстетический вкус.

Выступления учащихся, составление тезисов, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть

эстетика

П. Чайковский «Времена года»


55. (1ч.)

«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории.

Помочь учащимся понять поэзию Тютчева. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева; освоение навыков анализа философской лирики.

Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа

тема, идея, размер стихотворения, тропы

И. И. Левитан «Над вечным покоем»


56. (1ч.)

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.

Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений, беседа, выразительное чтение наизусть

тема, идея, размер стихотворения, тропы

Музыка Рахманинова к стихотворениям Ф. Тютчева.


57. (1ч.)

Очерк жизни и творчества А. А. Фета.

Эмоциональные глубины и образно - стилистическое богатство лирики А. А. Фета.

Познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта. Показать особенности лирики А. А.Фета. Развивать интерес учащихся к поэзии.

Запись основных тезисов лекции, слайдовая презентация, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа

романтическая поэзия

Традиции русской романтической поэзии в лирике Фета.


58. (1ч.)

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.

Познакомить с пейзажной лирикой поэта, с музыкально - мелодичным принципом организации стиха и ролью звукописи в лирике поэта. Определить роль «безглагольности» в стихотворениях Фета. Приблизить учеников к постижению поэтического мира Фета.

Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа

тропы

Куинджи «Берёзовая роща».

Музыка П. Чайковского


59. (1ч.)

«И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность любовного чувства в лирике Фета.

Выявить способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в интимной лирике поэта. Дать понятия о мелодике стиха, лирическом образе переживании, импрессионизме Фета.

Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа, устные сочинения-миниатюры

импрессионизм

Фет и импрессионизм


60. (1ч.)

Письменная работа по лирике А. А.Фета и Ф. И. Тютчева.

Систематизировать знания учащихся. Учить определяться с темой сочинения, составлять развернутый план, раскрывать тему сочинения. Учить подбирать интересный материал.

Самостоятельный анализ лирического стихотворения.




61. (1ч.)

Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя.

Познакомить с этапами творчества и биографии писателя. Раскрыть особенности художественного мира писателя – сатирика, его идейно – творческую связь с традициями его предшественников.

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся

сатира, хронотоп, гротеск, псевдоним

Фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов


62 – 63. (2ч.)

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина - сатирика.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина.

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке.

Познакомить учащихся с тематическим многообразием «Сказок…» и причинами, побудившими писателя обратиться к сказочному жанру. Раскрыть художественное своеобразие сказок и показать их общечеловеческий смысл. Развитие исследовательских способностей учащихся. Способствовать формированию навыков самостоятельного анализа сатирических сказок. Воспитывать гражданскую позицию, умение правильно определять для себя нравственные ценности.

Самостоятельный анализ сказок, беседа, исследовательская работа «Картины русской жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

фольклорная стилизация, эзопов язык, авторская сатирическая сказка, аллегория

Фольклорные традиции и мотивы, их функция в построении сюжета.

Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов, Б. Ефимов, Н. Муратов


64 – 65. (2ч.)

Художественное время и пространство в романе – хронике М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Показать особенности художественного времени и пространства в романе. Раскрыть, что представляет собой глуповское народомыслие и в чем заключается логика глав, посвященных глуповским градоначальникам.

Вводно-ориентировочная беседа с опорой на общую проблематику романа, составление тезисного плана, выступления учащихся

сатирический роман-хроника, антиутопия

Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов


66. (1ч.)

Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Учить детей обобщать и систематизировать материал. Отрабатывать коммуникативную и правописную грамотность учащихся. Развивать умение мыслить самостоятельно. Воспитывать любовь к русской литературе.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




67. (1ч.)

Очерк жизни и творчества А. К. Толстого. Исповедальность и лирическая проникновенность лирики поэта.

Познакомить с этапами творчества и биографии А. К. Толстого. Раскрыть романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных стремлений художника. Показать радость слияния человека с природой как основной мотив пейзажной лирики поэта. Развитие эстетического вкуса.

Выступления учащихся, составление тезисов выступлений, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация

интимная лирика

А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.

Романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого


68. (1ч.)

Жанрово – тематическое богатство А. К. Толстого: обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Продолжить знакомство с художественным миром поэта. Совершенствование навыка анализа поэтического текста. Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа и любовь к русскому слову.

Выступления учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.

сатира, притча, присказка, пародия

Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого


69.

(1ч)

Сочинение по творчеству А. К. Толстого.

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




70. (1ч.)

Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа «Преступление и наказание».

Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. Познакомить с историей создания романа и его замыслом. Показать роман «Преступление и наказание» как психологическое и философское исследование человека. Воспитывать нравственные качества.

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа

идеологический роман, философская проблематика

Репродукции картин художников К. Трутовского, В. Горяева, Н. Якушина «Ф. Достоевский в жизни и творчестве»

Видеофильм «В доме Достоевского»


71. (1ч.)

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Достоевского «Преступление и наказание» или «Лик мира сего».

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Выступления учащихся, опрос, анализ эпизодов, беседа с включением сообщений учащихся

полифония (многоголосие)

Видеофрагмент «Петербург Достоевского»


72. (1ч.)

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.

Выступления учащихся, опрос, анализ эпизодов, беседа


Тема «маленького человека» в литературе


73. (1ч.)

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Раскрыть образ Раскольникова и тему «гордого человека» в романе. Помочь осознать причины зарождения теории Раскольникова. Формировать способность высказывать свое собственное мнение и отстаивать его. Воспитывать осознанное отношение к своим поступкам и ответственность за них.

Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, составление плана-характеристики к образу героя

герой-«двойник», идея «сверхчеловека»

Роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова и др.).

Гравюра Ф. Д. Константинова


74. (1ч.)

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. (Раскольников и «сильные мира сего»).

Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, который он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах его преступления. Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова. Воспитывать доброе отношение к людям.

Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, запись основных положений

герой-«двойник», полифония

Сквозные мотивы и образы русской классики в романе


75. (1ч.)

«Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать». Нравственно – философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой сделал явку с повинной. Формировать способность высказывать свое собственное мнение и отстаивать его. Воспитывать осознанное отношение к своим поступкам и ответственность за них.

Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа

идея «сверхчеловека»

Иллюстрации к роману


76. (1ч.)

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок.

Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, составление плана-характеристики к образу героя, письмо герою

евангельский мотив, идея «сверхчеловека»

Евангельские мотивы в романе

Тема сна в русской литературе


77. (1ч.)

«Преступление и наказание» как роман - предупреждение. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека, задавленного гнётом обстоятельств. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции.

Выступления учащихся, беседа, сочинение-эссе

роман-предупреждение

Ю. Карякин «Достоевский и канун 21 века»


78. (1ч.)

Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. Помочь учащимся найти путь к решению проблемы, заявленной в теме сочинения.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




79. (1ч.)

По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Жанрово - тематическое своеобразие толстовского романа – эпопеи «Война и мир».

Познакомиться с жизнью и мировоззрениями писателя, с историей создания романа «Война и мир». Определить жанровые и композиционные особенности романа, обратить внимание учащихся на смысл заглавия произведения, на его проблематику. Способствовать воспитанию гуманизма, стремления к духовному самосовершенствованию.

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа

литературный процесс второй половины 19 века, роман-эпопея

Историческая обстановка в России в 60 – 80-е г.г.

Портреты Л. Н. Толстого художников И. Н. Крамского, И. Е. Репина, М. В. Нестерова

Связь романа с историей


80. (1ч.)

Критическое изображение высшего света в романе. (Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Петербург. Июль. 1805г»).

Показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского светского высшего общества. Развивать навыки литературоведческого анализа художественного текста.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа

антитеза

Иллюстрации к роману М. С. Баширов

Кинофрагмент «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер» (реж. С. Бондарчук)


81. (1ч.)

Именины у Ростовых. Лысые горы.

На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить контраст как основной композиционный принцип романа. Развивать навыки литературоведческого анализа текста.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа

композиционный принцип

Иллюстрации к роману М. С. Баширов

Кинофрагмент «Именины у Ростовых» (реж. С. Бондарчук)


82. (1ч.)

Изображение войны 1805 – 1807 гг.

Выявить идейно-художественные особенности, многогранность и историческую конкретность в изображении войны. Воспитывать интерес к истории России.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа


Иллюстрации к роману

Кинофрагмент

Связь с историей: военные действия 1805 – 1807г.


83. (1ч.)

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова и Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. Способствовать духовно - нравственному воспитанию учащихся.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа

«ум сердца», «диалектика души»

Иллюстрации к роману

Кинофрагмент

Связь с историей: Россия в 1-й половине 19 века


84. (1ч.)

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпох раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Воспитывать умение правильно определять для себя этические ценности.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, тестирование


Иллюстрации к роману

Кинофрагмент

Связь с историей: Россия в 1-й половине 19 века


85. (1ч.)

Художественно – философское осмысление сущности войны в романе. Отечественная война 1812 года.

Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, выступления учащихся

историзм, авторское отступление

Фрагмент экранизации реж. С. Бондарчука.

Иллюстрация Д. А. Шмаринова «Пьер на Бородинском поле»


86. (1ч.)

Изображение Бородинской битвы в романе. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Проследить изображение Бородинской битвы в романе с учетом философских взглядов Толстого на историю и место личности в истории. Раскрыть принципы изображения двух типов полководцев через сопоставительный анализ. Помочь увидеть роль народа и отдельной личности как движущих сил истории.

Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, выступления учащихся: сравнительная характеристика героев

антипод

Иллюстрации к роману

Кинофрагмент «Совет в Филях», «Наполеон и Кутузов на поле брани», «Наполеон в Москве»



87. (1ч.)

Образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Показать особенности толстовского изображения партизанской войны, феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Совершенствовать навыки литературоведческого анализа художественного текста.

Выступления учащихся, анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа


Киноверсия романа

Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.


88. (1ч.)

«Мысль народная» как идейно – художественная основа толстовского эпоса. Истинный и ложный патриотизм.

Показать философскую позицию Толстого: «Роман «Война и мир» - это народно – героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности». Проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, показать ведущую роль народа в истории. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Выступления учащихся, беседа, рецензия устных ответов

историзм

Иллюстрации к роману

Кинофрагмент

Связь с историей


89. (1ч.)

«Мысль семейная» и её развитие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Эпилог романа.

Показать, что толстовские идеалы – патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на добре и правде. Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. 2 и эпилогу. Способствовать воспитанию личностных качеств.

Выступления учащихся, беседа, рецензия устных ответов

«диалектика души»

Иллюстрации к роману

Кинофрагмент

Связь с историей


90. (1ч.)

Черты нравственного идеала автора в образе Наташи Ростовой - любимой героини Л. Н. Толстого.

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Составление развёрнутого тезисного плана, анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа

«диалектика души»

Иллюстрации к роману

Женские образы в литературе 19 века

Л. Бетховен «лунная соната»


91 - 92. (2ч.)

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Обобщить изученный материал. Отработать коммуникативную и правописную грамотность. Развивать умение создавать текст на определенную тему.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




93. (1ч.)

Общественно - политическая жизнь России в 80 – 90-е годы 19 века и ее отражение в литературе.

Этапы биографии и творчества А. П. Чехова.

Дать представление об общественно-политической жизни России в 80 – 90-е годы 19 века и помочь осознать роль творчества А. П. Чехова; знакомство с биографией писателя, особенностями его драматургии.

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа

стиль, жанровые особенности

А. П. Чехов и И. И. Левитан

А. П. Чехов и П. И. Чайковский


94. (1ч.)

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самосостояния» человека в мире жестокости и пошлости. (Трагикомедия футлярной жизни. «Крыжовник». «Человек в футляре»).

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека: его лаконизм, выразительность художественной детали. Закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения.

Исследовательская работа, анализ текста, составление плана анализа, беседа

чеховский сюжет, чеховская деталь

А. П. Чехов и Л. Н. Толстой


95. (1ч.)

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Проанализировать этапы нравственной деградации героя. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. Воспитывать гражданскую позицию учащихся.

Выступления учащихся, эвристическая беседа, анализ произведения

портрет, поступки, рассказ в рассказе, монолог

А. П. Чехов и А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский


96. (1ч.)

Новаторство Чехова – драматурга. История создания комедии «Вишневый сад».

Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой дамы», рассмотреть историю создания пьесы «Вишневый сад». Воспитание критического мышления.

Анализ текста, запись основных положений лекции, беседа

внутреннее действие, подтекст, лирическая комедия, внутренний и внешний конфликт

Сценическая интерпретация комедии (постановки К. С. Станиславского, А. Эфрона и др.)


97. (1ч.)

Своеобразие конфликта в чеховской драме.

Два сюжета пьесы «Вишневый сад».

Выяснить лирическое и драматическое начала в пьесе. Рассмотреть соотношение внешнего и внутреннего сюжета комедии «Вишневый сад».

Поисковая работа с художественным текстом, работа над портретной характеристикой героев, самостоятельный анализ эпизода

интрига

А. П. Чехов и реформы в театре


98.

(1 ч.)

Фигуры героев – «недотёп» и символический образ сада в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы. раскрыть философскую проблематику произведения. Формировать умения анализировать и делать выводы. Воспитание критического мышления.

Выступления учащихся, слайдовая презентация, анализ произведения, беседа


Герои пьесы «Вишнёвый сад» (художник А. Д. Гончаров 1965 г.)


99-100. (2ч.)

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Учёт и контроль знаний.

Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.




101-102. (2ч.)

Обобщение по курсу литературы 10 класс.

Проверка знаний учащихся по программе 10 класса.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • ­владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи;

  • владеть навыками пересказа прозаических произведений или их отрывков с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении и др.


Выпускник получит возможность научиться:

  • приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать изложения и сочинени, конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, и тексты других жанров­ на литературные и общекультурные темы.

Список литературы

Основная литература.

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы./Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А.­Чалмаев. - М.: «Русское слово», 2016.

  • «Литература. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин. -М.: «Просвещение», 2019.

  • Беляева Н.В. и др. Литература: 10 класс: Методические советы.– М.: Просвещение, 2007.

  • Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2ч. –М.: ВАКО, 2010.

  • Концепция модернизации Российского образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Дополнительная литература

  • Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб: БХВ -Петербург, 2010.

  • Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

  • Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011–2019.

  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru.

  • Сайт Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.

  • Сайт Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!