Аксурская средняя общеобразовательная школа
филиал МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа
| УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора школы от «____» августа 2023 года № _________ |
:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
Изучаем татарский язык
Общекультурной направленности
Уровень образования (класс) : начальное образование, 1 - 4 класс
Количество часов: 35 ч
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Татарский язык» для учащихся начальных классов составлена в соответствии нормативно-правовой базой:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждѐнного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357; от 31 декабря 2015 г. №1576
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Дубровинская СОШ.
Цели и задачи реализации программы
Изучение татарского языка и культуры в школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих
задач:
развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части татарской национальной культуры;
осознания себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
формирование чувства родного языка;
воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит и познавать его), совершенствовать свою речь;
Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Общая характеристика курса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у учащегося происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Основные особенности программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетентности учащихся. Основные особенности программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетентности учащихся. Содержание курса направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, в основе которой лежит деятельностное умение, предполагающее активную учебно – познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. Курс имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания родного (татарского) языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации. Главная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
эмоциональность, умение осознавать и определять свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать свою речь;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению и ведению диалога;
осознание ответственности к произнесённому или написанному слову;
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
совместно с учителем определять степень успешности своей работы и работы других;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, карта, иллюстрация;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, с учётомречевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Изучаем татарский язык» является сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
пользоваться словарём;
воспринимать на слух высказывания;
создавать связные устные высказывания;
Рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, соответственно 35 часов в год.
Программа разработана на один год обучения и предназначена для учащихся 2-4 классов. Тематика занятий позволяет осуществлять разноуровневый подход.
В учебный план включены разделы:
История
Города Татарстана
Исторические памятники Татарстана
Праздники, традиции, обычаи
Литература
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
№п/п | Тема | Основные виды внеурочной деятельности | Количество уроков |
1 | Вводное занятие. | Беседа | 1 |
2 | Правила этикета татарского народа. | Беседа | 1 |
3-4 | Откуда пошли татары. | Учебная дискуссия | 2 |
5 | Моё имя. | Обсуждение докладов | 1 |
6 | Моё генеалогическое древо. | Подготовка презентаций | 1 |
7-8 | Города Татарстана: Казань. Бугульма. Альметьевск. | Подготовка презентаций | 2 |
9-10 | Исторические памятники Татарстана: Биляр Булгар | Обсуждение докладов | 2 |
11-16 | Праздники и традиции: Ураза гаете Корбан гаете Сабантуй Новый год. Чаепитие Навруз. Нардуган. Каз омезе. Обряды и обычаи. | Подготовка презентаций Обсуждение докладов | 6 |
17 | Татарский алфавит. Буквы и звуки. | Учебная дискуссия | 1 |
18 | Татарский счёт. | Учебная дискуссия | 1 |
19 | Игры татарского народа | Игровое эксперементирование | 1 |
20 | Пословицы и поговорки | Подготовка презентаций | 1 |
21-23 | Народные сказки: Сандугач Тельке белэн буре Карга ни очен исемен эйтеп бетермий? | Драматизация | 3 |
24-25 | Г. Тукай: 1. Карлыгач. Кызыклы шэкерт. 2. Жир йокысы. Кез. | Драматизация | 2 |
26 | М. Джалиль: Вэхшэт | Драматизация | 1 |
27 | А Алиш: Эшче абый. Эбилэргэ кунакка | Драматизация | 1 |
28 | Г. Сагыйров: Татар кызлары. Яшель канатлы фэрештэ. | Драматизация | 1 |
29 | Р. Валиева: Кынгырау чэчэк | Драматизация | 1 |
30-31 | И. Туктар: 1. Рахмэт очен узенэ рахмэт. 2. Борын. 3. Ялкау очен ботка суынган. | Драматизация | 2 |
32 | Загадки | Игровое эксперементирование | 1 |
34 | Экскурсия в сельскую библиотеку | | 1 |
35 | Итоговое занятие. Чаепитие. | Беседа | 1 |
Всего | | | 35 |