СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»





УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

_________________ Е.А. Голева

«30» августа 2021 г.









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

8 «Б» класс








Составитель: Фокина Анна Денисовна

учитель математики



















2021-2022 учебный год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».

Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» ориентирован на расширение кругозора обучающихся в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой на получение финансовой грамотности.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.


Цели обучения программы определяются ролью финансовой грамотности в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Актуальность курса «Финансовая грамотность» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей. Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут обучающимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Программа «Финансовая грамотность» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую и исследовательскую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.


Цель данного курса:

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Задачи данного курса:

  1. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  2. создание условий для реализации экономических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  3. развитие экономического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;

  4. формирование у подростков навыков применения экономических знаний для решения различных жизненных задач;

  5. развитие умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

  6. воспитание настойчивости, инициативы;

  7. формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

  8. формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.

  9. развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

  10. развитие самостоятельности, самоконтроля;

  11. развитие коммуникативности;

  12. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  13. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  14. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  15. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не освоение каких-то конкретных знаний и умений.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности


  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию экономических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат кономической деятельности;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • иметь опыт публичного выступления перед обучающимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);


Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности



Познавательные УУД:

  • осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • умение высказываться в устной и письменной формах;

  • умение ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владение основами смыслового чтения текста;

  • умение анализировать объекты, выделять главное;

  • умение осуществлять синтез (целое из частей);

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД:

  • планирование своих действий;

  • осуществление итогового и пошагового контроля;

  • адекватное восприятие оценки своей работы;

  • умение различать способ и результат действия;

  • умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • проявление познавательной инициативы;

Коммуникативные УУД:

  • умение допускать существование различных точек зрения;

  • умение учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулирование собственного мнения и позиции;

  • умение договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдение корректности в высказываниях;

  • умение задавать вопросы по существу;

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • контролирование действия партнера;

  • владение монологической и диалогической формами речи, учет разных мнений и обоснование своей позиции;

  • аргументирование своей позиции и координирование ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществление взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;

  • использование доброжелательного стиля общения для планирования и регуляции своей деятельности.


В результате освоения курса внеурочной деятельности


Обучающийся научится:


  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать со­ответствующие знаково-символические средства для моделирования ситу­ации;

  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения проблемы;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с конкретным материалом.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою деятельность в команде, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное зат­руднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

  • осознавать ответственность за свои действия;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • уметь работать в группе.





3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и

видов деятельности

Структура курса:

Курс финансовой грамотности в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.



Раздел

Кол-во часов

1

Управление денежными средствами семьи.

7

2

Способы повышения семейного благосостояния

7

3

Риски в мире денег

7

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого:

34


4. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки изучения

план

факт

план

факт


I триместр (10 часов)


Управление денежными средствами семьи (7 часов)

1/1

Деньги: что это такое?

1


01.09-03.09


2/2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1


06.09-10.09


3/3

Какие бывают источники доходов

1


13.09-17.09


4/4

От чего зависят личные и семейные доходы

1


20.09-24.09


5/5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1


27.09-01.10


6/6

Семья в экономической сфере. Что такое семейный бюджет, как его построить и оптимизировать

1


11.10-15.10


7/7

Проектная работа «Бюджет моей семьи»

1


18.10-22.10


Способы повышения семейного благосостояния (7 часов)

8/1

Для чего нужны финансовые организации

1


25.10-29.10


9/2

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1


01.11-05.11


10/3

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1


08.11-12.11



II триместр (12 часов)


11-12/4-5

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2


22.11-26.11

29.11-03.12


13/6

Онлайн урок

1


06.12-10.12


14/7

Проектная работа «Планирование семейного бюджета»

1


13.12-17.12


Риски в мире денег (7 часов)

15/1

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца

1


20.12-24.12


16/2

ОЖС: болезнь, потеря работы

1


27.12-30.12


17/3

ОЖС: природные и техногенные катастрофы

1


10.01-14.01


18/4

Чем поможет страхование

1


17.01-21.01


19-20/5-6

Какие бывают финансовые риски

2


24.01-28.01

31.01-04.02


21/7

Что такое финансовые пирамиды

1


07.02-11.02


Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)

22/1

Что такое банк и чем он может быть полезен

1


14.02-18.02



III триместр (12 часов)


23/2

Польза и риски банковских карт

1


28.02-04.03


24/3

Что такое бизнес

1


07.03-11.03


25/4

Как создать свое дело

1


14.03-18.03


26/5

Как создать свое дело. План

1


21.03-25.03


27/6

Что такое валютный рынок и как он устроен

1


28.03-01.04


28/7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1


11.04-15.04


29/8

Проект «Валюта: доходы или расходы»

1


18.04-22.04


Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

30/1

Что такое налоги

1


25.04-29.04


31/2

Социальная ответственность. Зачем платить налоги

1


02.05-06.05


32/3

Какие налоги мы платим

1


09.05-13.05


33/4

Что такое пенсия и как ее сделать достойной

1


16.05-20.05


33/5

Онлайн урок – интерактивная игра

1


23.05-27.05







СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

протокол № 1

от «30» августа 2021 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

___________________О.В.Маркина

«30» августа 2021 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!