Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«30» августа 2021 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
8 «Б» класс
Составитель: Фокина Анна Денисовна
учитель математики
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» ориентирован на расширение кругозора обучающихся в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой на получение финансовой грамотности.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 «Б» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Цели обучения программы определяются ролью финансовой грамотности в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Актуальность курса «Финансовая грамотность» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей. Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут обучающимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Программа «Финансовая грамотность» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую и исследовательскую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Цель данного курса:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Задачи данного курса:
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
создание условий для реализации экономических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
развитие экономического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;
формирование у подростков навыков применения экономических знаний для решения различных жизненных задач;
развитие умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
воспитание настойчивости, инициативы;
формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.
развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
развитие самостоятельности, самоконтроля;
развитие коммуникативности;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не освоение каких-то конкретных знаний и умений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию экономических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат кономической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед обучающимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Познавательные УУД:
осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных задач и представления их результатов;
умение высказываться в устной и письменной формах;
умение ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владение основами смыслового чтения текста;
умение анализировать объекты, выделять главное;
умение осуществлять синтез (целое из частей);
умение устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий;
осуществление итогового и пошагового контроля;
адекватное восприятие оценки своей работы;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
проявление познавательной инициативы;
Коммуникативные УУД:
умение допускать существование различных точек зрения;
умение учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулирование собственного мнения и позиции;
умение договариваться, приходить к общему решению;
соблюдение корректности в высказываниях;
умение задавать вопросы по существу;
использование речи для регуляции своего действия;
контролирование действия партнера;
владение монологической и диалогической формами речи, учет разных мнений и обоснование своей позиции;
аргументирование своей позиции и координирование ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществление взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
использование доброжелательного стиля общения для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате освоения курса внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения проблемы;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с конкретным материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою деятельность в команде, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
осознавать ответственность за свои действия;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
уметь работать в группе.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Структура курса:
Курс финансовой грамотности в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Управление денежными средствами семьи. | 7 |
2 | Способы повышения семейного благосостояния | 7 |
3 | Риски в мире денег | 7 |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 |
Итого: | 34 |
4. Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки изучения |
план | факт | план | факт |
I триместр (10 часов) |
Управление денежными средствами семьи (7 часов) |
1/1 | Деньги: что это такое? | 1 | | 01.09-03.09 | |
2/2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | | 06.09-10.09 | |
3/3 | Какие бывают источники доходов | 1 | | 13.09-17.09 | |
4/4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | | 20.09-24.09 | |
5/5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | | 27.09-01.10 | |
6/6 | Семья в экономической сфере. Что такое семейный бюджет, как его построить и оптимизировать | 1 | | 11.10-15.10 | |
7/7 | Проектная работа «Бюджет моей семьи» | 1 | | 18.10-22.10 | |
Способы повышения семейного благосостояния (7 часов) |
8/1 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | | 25.10-29.10 | |
9/2 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 1 | | 01.11-05.11 | |
10/3 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 часов) |
11-12/4-5 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | | 22.11-26.11 29.11-03.12 | |
13/6 | Онлайн урок | 1 | | 06.12-10.12 | |
14/7 | Проектная работа «Планирование семейного бюджета» | 1 | | 13.12-17.12 | |
Риски в мире денег (7 часов) |
15/1 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца | 1 | | 20.12-24.12 | |
16/2 | ОЖС: болезнь, потеря работы | 1 | | 27.12-30.12 | |
17/3 | ОЖС: природные и техногенные катастрофы | 1 | | 10.01-14.01 | |
18/4 | Чем поможет страхование | 1 | | 17.01-21.01 | |
19-20/5-6 | Какие бывают финансовые риски | 2 | | 24.01-28.01 31.01-04.02 | |
21/7 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | | 07.02-11.02 | |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) |
22/1 | Что такое банк и чем он может быть полезен | 1 | | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 часов) |
23/2 | Польза и риски банковских карт | 1 | | 28.02-04.03 | |
24/3 | Что такое бизнес | 1 | | 07.03-11.03 | |
25/4 | Как создать свое дело | 1 | | 14.03-18.03 | |
26/5 | Как создать свое дело. План | 1 | | 21.03-25.03 | |
27/6 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | | 28.03-01.04 | |
28/7 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | | 11.04-15.04 | |
29/8 | Проект «Валюта: доходы или расходы» | 1 | | 18.04-22.04 | |
Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) |
30/1 | Что такое налоги | 1 | | 25.04-29.04 | |
31/2 | Социальная ответственность. Зачем платить налоги | 1 | | 02.05-06.05 | |
32/3 | Какие налоги мы платим | 1 | | 09.05-13.05 | |
33/4 | Что такое пенсия и как ее сделать достойной | 1 | | 16.05-20.05 | |
33/5 | Онлайн урок – интерактивная игра | 1 | | 23.05-27.05 | |
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
протокол № 1
от «30» августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________________О.В.Маркина
«30» августа 2021 г.