КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 19»
МАОУ «ООШ № 19»
ул. Крупской, 35, г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, 654033,
тел. 756-011, тел./факс (3843) 756-011
ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № ____ «___» _____________________г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ООШ №19» _________________ О.В.Филонова Приказ №___ от «___» «___» 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
"Культура воспитания и этикет"
Направление – духовно- нравственное
9 класс
Составитель: Филонова Н.А.
учитель математики
Новокузнецкий городской округ, 2021
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура воспитания и этикет» составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика. 1 – 9 классы».
Обоснование актуальности курса и возможности её реализации
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); познание людьми друг друга.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Цель программы: Познание и воспитание личности подростка посредством межличностного общения
Задачи:
1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
2. Привитие интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Курс занятий «Культура воспитания и этикет» рассчитан на 1 год обучения для учащихся 9 –х (первый год обучения) .Занятия проходят по 1 часу 3 раза в неделю, что составляет 99 часов в год.
Форма организации занятий: Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие)
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Осознавать свои личные качества, способности и возможности; • Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; • Овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; • Научиться контролировать собственное агрессивное поведение; • Учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм действий
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Моделировать ситуацию, описанную в задании
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения ситуации
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Выбрать наиболее эффективный способ решения ситуации.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Коммуникативные результаты
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные результаты:
нормы и правила, существующие в мире;
начальные понятия социальной психологии;
начальные понятия конфликтологии.
свои качества и повышать самооценку
свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции
ответственность человека за свои чувства и мысли
свои возрастные изменения
различия между агрессией и агрессивностью
собственное агрессивное поведение
роль конфликтов в жизни человека
как конструктивно разрешать конфликтные ситуации
собственные жизненные ценности
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Понятие «этикет» и его история .
Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Зарождение этикета в древности.
Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива.
Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку.
Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета.
Принципы этикета как основа общих норм этикета.
За общим столом. Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О культуре чувств.
Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память.
Праздник благодарности. А каков же я? Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам. Быть чувства достойным. «Открой своё, небывалое»
Раздел 2. Введение в практическую психологию общения.
Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут. Праздник школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой.
Структура личности. Важность самопознания и развития самосознания. Особенности взаимного влияния в процессе общения. Групповая атмосфера. Психологические защитные механизмы в общении. Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности. Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности. Закономерности восприятия вербальной информации. Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения. Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения». Многообразие личностных особенностей. Практикум. Диагностика тревожности, депрессии. Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха». Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей». Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива. Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».
Раздел 3. Общение в конфликте.
Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Посредничество в конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты
Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт и общение». Практикум «Инвентаризация достижений».
Раздел 4. Этикет внешнего вида. Понятие имиджа
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.
Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.
Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве.
Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.
Раздел 6. Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения.
Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье.
Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре
3.Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия |
1 | Понятие «этикет» и его история . | 37 | Что такое этикет? Функции и значение этикета. Культурный человек – это… Зарождение этикета в древности. Этикет античности. Этикет эпохи Средневековья. Этикет эпохи Возрождения. Восточный и западный этикет: сходства и различия. Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). Виды современного этикета. Принципы современного этикета. Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку. Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. Принципы этикета как основа общих норм этикета. За общим столом. Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О культуре чувств. Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память. Праздник благодарности. А каков же я? Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам . |
2 | Введение в практическую психологию общения. | 32 | Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут. Праздник школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой. Структура личности. Важность самопознания и развития самосознания. Особенности взаимного влияния в процессе общения. Групповая атмосфера. Психологические защитные механизмы в общении. Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности. Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности. Закономерности восприятия вербальной информации. Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения. Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения». Многообразие личностных особенностей. Практикум. Диагностика тревожности, депрессии. Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха». Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей». Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива. Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма». |
3 | Общение в конфликте. | 9 | Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Посредничество в конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт и общение». Практикум «Инвентаризация достижений». |
4 | Этикет внешнего вида. Понятие имиджа | 6 | Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. |
5 | Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет | 16 | Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре |
Итого: | 99 | |
Поурочное планирование
9 класс
Номер занятия | Наименование раздела, темы |
| Что такое этикет? |
| Функции и значение этикета. |
| Культурный человек – это… |
| Зарождение этикета в древности. |
| Этикет античности. |
| Этикет эпохи Средневековья. |
| Этикет эпохи Возрождения. |
| Восточный и западный этикет: сходства и различия. |
| Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). |
| Виды современного этикета. |
| Принципы современного этикета. |
| Этикет поведения в общественных местах. |
| Основные требования этикета. |
| Речь и этикет. |
| Речь и этикет. |
| Тон делает музыку. |
| Советы одинаковые и разные. |
| Советы одинаковые и разные. |
| Чтобы быть привлекательным. |
| Чтобы быть привлекательным. |
| За общим столом. |
| Истоки доброты. |
| Торопись обрадовать. |
| Чувство причастности. |
| О культуре чувств. |
| Уголок Отчизны,отчий дом. |
| Поговори со мною,мама. |
| Что хранит твоя память. |
| Что хранит твоя память. |
| Праздник благодарности. |
| А каков же я? |
| Юмор — дело серьезное. |
| О достоинстве. |
| Подарок коллективу. |
| Пожелания мальчикам и девочкам. |
| Быть чувства достойным. |
| «Открой своё, небывалое» |
| Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян) |
| Познай себя. |
| Познай себя. |
| В тебе взрослеет гражданин. |
| Где нет труда, сады там не цветут. |
| Праздник школьного вальса. |
| О порядочности. |
| Наедине с собой. |
| Групповая атмосфера. |
| Психологические защитные механизмы в общении. |
| Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности. |
| Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности. |
| Закономерности восприятия вербальной информации. |
| Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения. |
| Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения». |
| Многообразие личностных особенностей. |
| Практикум. Диагностика тревожности, депрессии. |
| Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха». |
| Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. |
| Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. |
| Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. |
| Практикум «Я и права других людей». |
| Практикум «Как подарить радость другу?». |
| Практикум. Мониторинг развития коллектива. |
| Секреты уверенности. |
| Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма». |
| Понятие о конфликте. |
| Практикум «Диагностика конфликта». |
| Посредничество в конфликте. |
| Конструктивные и деструктивные конфликты |
| Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». |
| Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. |
| Тренинговое занятие «Конфликт и общение». |
| Понятие имиджа. |
| Формирование имиджа. |
| Имидж современного школьника |
| Понятие имиджа. |
| Формирование имиджа. |
| Имидж современного школьника |
| Трудные случаи русского речевого этикета. |
| Языковой паспорт человека, его формирование. |
| Недопустимость общественного сквернословия. |
| Этикет письменного общения. |
| Этикет поведения в школьном коллективе. |
| Этикет дружеских отношений. |
| Что такое настоящий друг. |
| Этикет семейного общения. |
| Привлечение внимания и поддержание отношений. |
| Женственность девочек. |
| Мужественность мальчиков. |
| Умение вести себя в путешествии. |
| Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. |
| Традиции разных народов. |
| Деловой этикет. |
| Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу? |
| Мы поссорились. |
| Умей уступать. |
| Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. |
| Правила проведения дебатов |
| «Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов. |
| «Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов. |
| Дебаты на свободную тему |