СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" . Направление – духовно- нравственное. 9 класс

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача.  Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" . Направление – духовно- нравственное. 9 класс»


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 19»

МАОУ «ООШ № 19»


ул. Крупской, 35, г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, 654033,

тел. 756-011, тел./факс (3843) 756-011




ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол № ____

«___» _____________________г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «ООШ №19»

_________________ О.В.Филонова

Приказ №___ от «___» «___» 20___г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

"Культура воспитания и этикет"

Направление – духовно- нравственное

9 класс


Составитель: Филонова Н.А.

учитель математики














Новокузнецкий городской округ, 2021


1.Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Культура воспитания и этикет» составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

- программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика. 1 – 9 классы».

Обоснование актуальности курса и возможности её реализации

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); познание людьми друг друга.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).


Цель программы: Познание и воспитание личности подростка посредством межличностного общения


Задачи:

1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Привитие интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено

Курс занятий «Культура воспитания и этикет» рассчитан на 1 год обучения для учащихся 9 –х (первый год обучения) .Занятия проходят по 1 часу 3 раза в неделю, что составляет 99 часов в год.

Форма организации занятий: Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:

- тренинги (коммуникативные, поведенческие)

- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты,

- проблемно-ценностные дискуссии,

- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика;

- рисуночные методы;

- техники и приёмы саморегуляции;

- элементы сказкотерапии.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • Осознавать свои личные качества, способности и возможности; • Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; • Овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; • Научиться контролировать собственное агрессивное поведение; • Учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм действий

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Моделировать ситуацию, описанную в задании

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения ситуации

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения ситуации.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Коммуникативные результаты

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

  • вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

  • координировать свои действия с действиями партнеров;

  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;

  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Предметные результаты:

  • нормы и правила, существующие в мире;

  • начальные понятия социальной психологии;

  • начальные понятия конфликтологии.

  • свои качества и повышать самооценку

  • свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции

  • ответственность человека за свои чувства и мысли

  • свои возрастные изменения

  • различия между агрессией и агрессивностью

  • собственное агрессивное поведение

  • роль конфликтов в жизни человека

  • как конструктивно разрешать конфликтные ситуации

  • собственные жизненные ценности

2.Содержание курса внеурочной деятельности.

Раздел 1. Понятие «этикет» и его история .

Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Зарождение этикета в древности.

Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива.


Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку.

Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета.

Принципы этикета как основа общих норм этикета.

За общим столом. Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О культуре чувств.

Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память.

Праздник благодарности. А каков же я? Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам. Быть чувства достойным. «Открой своё, небывалое»

Раздел 2. Введение в практическую психологию общения.

Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут. Праздник школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой.

Структура личности. Важность самопознания и развития самосознания. Особенности взаимного влияния в процессе общения. Групповая атмосфера. Психологические защитные механизмы в общении. Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности. Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности. Закономерности восприятия вербальной информации. Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения. Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения». Многообразие личностных особенностей. Практикум. Диагностика тревожности, депрессии. Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха». Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей». Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива. Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».

Раздел 3. Общение в конфликте.

Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Посредничество в конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты

Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт и общение». Практикум «Инвентаризация достижений».

Раздел 4. Этикет внешнего вида. Понятие имиджа

Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.

Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование

Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.

Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве.

Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.

Раздел 6. Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет

Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.

Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе.  «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки.

Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения.

Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье.

Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений.

Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре



3.Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

1

Понятие «этикет» и его история .

37

Что такое этикет? Функции и значение этикета. Культурный человек – это… Зарождение этикета в древности. Этикет античности. Этикет эпохи Средневековья. Этикет эпохи Возрождения. Восточный и западный этикет: сходства и различия. Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). Виды современного этикета. Принципы современного этикета. Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку. Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. Принципы этикета как основа общих норм этикета.

За общим столом. Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О культуре чувств.

Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память.

Праздник благодарности. А каков же я? Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам

.

2

Введение в практическую психологию общения.

32

Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут. Праздник школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой.

Структура личности. Важность самопознания и развития самосознания. Особенности взаимного влияния в процессе общения. Групповая атмосфера. Психологические защитные механизмы в общении. Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности. Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности. Закономерности восприятия вербальной информации. Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения. Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения». Многообразие личностных особенностей. Практикум. Диагностика тревожности, депрессии. Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха». Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей». Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива. Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».

3

Общение в конфликте.

9

Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Посредничество в конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт и общение». Практикум «Инвентаризация достижений».

4

Этикет внешнего вида. Понятие имиджа

6

Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.

Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование

Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.

Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве.

Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.

5

Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет

16

Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.

Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе.  «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки.

Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения.

Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье.

Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений.

Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре

Итого:

99































Поурочное планирование

9 класс


Номер занятия

Наименование раздела, темы

Что такое этикет?

Функции и значение этикета.

Культурный человек – это…

Зарождение этикета в древности.

Этикет античности.

Этикет эпохи Средневековья.

Этикет эпохи Возрождения.

Восточный и западный этикет: сходства и различия.

Становление этикетных норм в России (16-20 вв.).

Виды современного этикета.

Принципы современного этикета.

Этикет поведения в общественных местах.

Основные требования этикета.

Речь и этикет.

Речь и этикет.

Тон делает музыку.

Советы одинаковые и разные.

Советы одинаковые и разные.

Чтобы быть привлекательным.

Чтобы быть привлекательным.

За общим столом.

Истоки доброты.

Торопись обрадовать.

Чувство причастности.

О культуре чувств.

Уголок Отчизны,отчий дом.

Поговори со мною,мама.

Что хранит твоя память.

Что хранит твоя память.

Праздник благодарности.

А каков же я?

Юмор — дело серьезное.

О достоинстве.

Подарок коллективу.

Пожелания мальчикам и девочкам.

Быть чувства достойным.

«Открой своё, небывалое»

Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян)

Познай себя.

Познай себя.

В тебе взрослеет гражданин.

Где нет труда, сады там не цветут.

Праздник школьного вальса.

О порядочности.

Наедине с собой.

Групповая атмосфера.

Психологические защитные механизмы в общении.

Практикум. Оценка эмоционального состояния, тревожности.

Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов личности.

Закономерности восприятия вербальной информации.

Практикум. Конструктивные и деструктивные формы общения.

Тренинговое занятие. «Основы конструктивного общения».

Многообразие личностных особенностей.

Практикум. Диагностика тревожности, депрессии.

Практикум «Жизненные ценности и кристалл успеха».

Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности.

Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении.

Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе.

Практикум «Я и права других людей».

Практикум «Как подарить радость другу?».

Практикум. Мониторинг развития коллектива.

Секреты уверенности.

Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».

Понятие о конфликте.

Практикум «Диагностика конфликта».

Посредничество в конфликте.

Конструктивные и деструктивные конфликты

Практикум. «Общение в экстремальной ситуации».

Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте.

Тренинговое занятие «Конфликт и общение».

Понятие имиджа.

Формирование имиджа.

Имидж современного школьника

Понятие имиджа.

Формирование имиджа.

Имидж современного школьника

Трудные случаи русского речевого

этикета.

Языковой паспорт человека, его формирование.

Недопустимость общественного сквернословия.

Этикет письменного общения.

Этикет поведения в школьном коллективе.

Этикет дружеских отношений.

Что такое настоящий друг.

Этикет семейного общения.

Привлечение внимания и поддержание отношений.

Женственность девочек.

Мужественность мальчиков.

Умение вести себя в путешествии.

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

Традиции разных народов.

Деловой этикет.

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

Мы поссорились.

Умей уступать.

Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы.

Правила проведения дебатов

«Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов.

«Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов.

Дебаты на свободную тему




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!