СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (2 вариант)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (2 вариант)»

Муниципальная казённая образовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области



«Утверждаю» директор МКОО АСШ

_________________ (Т.А. Касаткина)

_________ 2019 г.











Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе

для детей с умственной отсталостью (2 вариант)

(индивидуальное обучение)





Составил педагог-психолог: Рассохина К.Ю.



















Антропово 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа предметной области «Язык и речевая практика» предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся второго класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОО АСШ п. Антропово.


Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.


Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.


Задачи:


Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги

- обучение правильной посадке при письме;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


На формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает следующие задачи:


  1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени;

  • от начала до конца;

  • с заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


Особенности обучения


Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.




Место предмета в учебном плане


В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 102 часа в год, 34 учебные недели.


Программный материал представлен разделами:


«Чтение»

Основными видами работы в добукварный период являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук; учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Программа данного раздела состоит из следующих разделов:

  • Неречевые звуки;

  • Речевые звуки;

  • Слово;

  • Предложение;

  • Слог;

  • Повторение.


«Письмо»

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей с умеренной умственной отсталостью, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

У детей с тяжелой умственной отсталостью грубо нарушены или слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Дети не ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

Программа по письму состоит из шести разделов:

  • Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием;

  • Рисование прямых вертикальных линий;

  • Рисование прямых горизонтальных линий;

  • Рисование прямых наклонных линий;

  • Печатание, письмо изученных букв.


Методы обучения предмету «Речь и альтернативная коммуникация»: наглядный, словесный, практический.

Основной формой обучения является урок.


Типы уроков:


  • сообщения новых знаний;

  • закрепления полученных знаний и умений;

  • упражнение;

  • обобщение полученных знаний, умений и навыков;

  • проверки и оценки знаний, умений и навыков;

  • повторение полученных знаний;

  • комбинированный.



Содержание программы


Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:

Раздел: «Коммуникация»:

- слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;

- слова – прощания: «пока», «до свидания»;

- слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»;

- слова: «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул».

Раздел: «Чтение»

Неречевые звуки:

- Экскурсия по теме: «Звуки вокруг нас»;

- Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников);

- Упражнение в определении источника звука с опорой на практические действия (четыре источника);

- Упражнение в определении источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания (источники те же);

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из одного источника;

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из разных источников.

Речевые звуки:

- Обучение имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з –звенит комар, у – воет волк и т. п.);

- Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;

- Упражнение в определении направления имитационных речевых звуков;

- Элементарная артикуляционная гимнастика;

- Упражнение в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку;

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков;

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков;

Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн.

Слово. (Выделение слова как единицы речи):

- Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов.

- Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

- Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением».

- Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение.

- Упражнение в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку (пропедевтика предложений).

- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов с последующим «чтением» их в разбивку.

- Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.

- Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений.

- «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим « чтением» по порядку и в разбивку.

- Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и последующее «чтение».

- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.

Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

- Ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

- Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение».

- Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». Составление, кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность.

- Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение».

Деление предложений на слова.

- Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

- Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно-графическая фиксация и «чтение» предложения.

- Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

- Упражнение в составлении предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий.

- Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим «чтением».

- Деление данного предложения, состоящего из трёх слов, на слова. Условно-графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами.

- Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-

графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.

- Упражнение в составлении предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.

- Упражнение в составлении предложений из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Последующее «чтение» предложения бегло и отдельными словами.

Слог (деление слов на слоги).

- Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты).

- Упражнение в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога.

- Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).

- Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).

Раздел: «Письмо»:

Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

- Выявление моторных возможностей обучающихся.

- Ознакомление с правилами поведения на уроке.

- Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

- Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.

- Рисование мелом на доске произвольных линий.

- Ознакомление с шаблоном. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте.

- Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте.

- Ознакомление с правильной посадкой при письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги (альбомном).

- Упражнение в ориентировании на листе бумаги.

- Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги.

- Навыки учебной деятельности: правильное расположение письменных принадлежностей. Рисование в альбоме круга по шаблону.

Обучение умению раскрашивать круг.

- Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика).

- Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме треугольника по шаблону.

- Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.

- Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя.

Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

- Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме.

- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата.

- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур.

- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.

- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.

- Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием.

Рисование вертикальных линий.

- Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя линия).

- Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина, конец).

- Закрепление представлений о строке, умения ориентироваться на ней.

- Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках.

- Произвольное рисование вертикальных линий.

- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам.

- Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

- Разучивание пальчиковых упражнений.

- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом).

- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом)

Рисование горизонтальных линий.

- Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске.

- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.

- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам.

- Рисование горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке).

- Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках.


Рисование их в воздухе, на доске.

- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке).

- Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений.

- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам, сверху вниз.

- Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии. Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум заданным точкам.

- Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме, в строке по одной заданной точке.

- Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий разной длины.

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки).

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).



Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»,знать символы или жесты:«здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;

- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях:«здравствуйте»«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»«бабушка»,«я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);

-уметь различать неречевые и речевые звуки

Слово:

-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.

Предложение:

-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.

Слог:

-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;

-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.

Письмо:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).

Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.

Ориентировка на листе бумаги:

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.

Обводка фигур по шаблону, трафарету:

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.

Обводка фигур по контуру:

-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям( - - -);

-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).

Ориентировка в рабочей строке:

-уметь ориентироваться в

рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).

- уметь ориентироваться в рабочей строке.

Рисование вертикальных линий:

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).

Рисование горизонтальных линий:

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).

Рисование наклонных линий:

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку».


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации..

  • Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются: графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради , а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).



Календарное тематическое поурочное планирование 2 класс

(2 вариант)


п/п

Тема урока

Количество часов

1

Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия.

Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

2

Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника).

Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо».

1

3

Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Практический контроль.

1

4

Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Практический контроль.

1

5

Узнавание буквы Е, е. Формирование умения узнавать и писать букву Е, е. Конструирование буквы Е, е. Практический контроль.

1

6-7

Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте.

Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами.

2

8

Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Практический контроль.

1

9

Узнавание буквы И, и. Формирование умения узнавать и писать букву И, и. Конструирование буквы И, и. Практический контроль.

1

10-11

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.

2

12

Узнавание буквы Э, э. Формирование умения узнавать и писать букву Э, э. Конструирование буквы Э, э. Практический контроль.

1

13

Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом.

1

14

Узнавание буквы Ю, ю. Формирование умения узнавать и писать букву Ю, ю. Конструирование буквы Ю, ю. Практический контроль.

1

15-16

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки.

2

17

Узнавание буквы Я, я. Формирование умения узнавать и писать букву Я, я. Конструирование буквы Я, я. Практический контроль.

1

18

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

19

Узнавание буквы Б, б. Формирование умения узнавать и писать букву Б, б. Конструирование буквы Б, б. Практический контроль.

1

20

Шаблоны – как ими работать.

1

21

Узнавание буквы В, в. Формирование умения узнавать и писать букву В, в. Конструирование буквы В, в. Практический контроль.

1

22

Умение работать с шаблонами.

1

23

Узнавание буквы Ё, ё. Формирование умения узнавать и писать букву Ё, ё. Конструирование буквы Ё, ё. Практический контроль.

1

24-25

Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

2

26

Узнавание буквы Ж, ж. Формирование умения узнавать и писать букву Ж, ж. Конструирование буквы Ж, ж. Практический контроль.

1

27-28

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки.

2

29

Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Практический контроль.

1

30

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

31

Узнавание буквы З, з. Формирование умения узнавать и писать букву З, з. Конструирование буквы З, з. Практический контроль.

1

32

Практический контроль

1

33

Обобщающее повторение. Проверочная работа по разделу: «Коммуникация».

1

34

Узнавание буквы Г, г. Формирование умения узнавать и писать букву Г, г. Конструирование буквы Г, г. Практический контроль.

1

35

Узнавание буквы Д, д. Формирование умения узнавать и писать букву Д, д. Конструирование буквы Д, д. Практический контроль.

1

36

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты

Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

37

Рисование композиции из геометрических фигур.

1

38

Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием.

1

39

Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль.

1

40

Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы.

1

41

Узнавание буквы Ц, ц. Формирование умения узнавать и писать букву Ц, ц. Конструирование буквы Ц, ц. Практический контроль.

1

42

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

43

Узнавание буквы Ч, ч. Формирование умения узнавать и писать букву Ч, ч. Конструирование буквы Ч, ч. Практический контроль.

1

44-45

Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л. Барто (или «Зайка»).

2

46

Узнавание буквы Х, х. Формирование умения узнавать и писать букву Х, х. Конструирование буквы Х, х.

1

47

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

48

Узнавание буквы Й, й. Формирование умения узнавать и писать букву Й, й. Конструирование буквы Й, й. Практический контроль.

1

49

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Ознакомление со словом «мама», жестом и символом.

1

50

Узнавание буквы Щ, щ. Формирование умения узнавать и писать букву Щ, щ. Конструирование буквы Щ, щ. Практический контроль.

1

51

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность.

1

52

Узнавание буквы Ъ, ъ. Формирование умения узнавать и писать букву Ъ, ъ. Конструирование буквы Ъ, ъ. Практический контроль.

1

53

Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий.

1

54

Узнавание буквы Ь, ь. Формирование умения узнавать и писать букву Ь, ь. Конструирование буквы Ь, ь. Практический контроль.

1

55

Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

1

56

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

1

57

Узнавание буквы Ф, ф. Формирование умения узнавать и писать букву Ф, ф. Умение узнавать и писать букву Ф, ф. Практический контроль.

1

58

Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках.

1

59

Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н.

1

60

Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.

1

61

Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы. Практический контроль.

1

62-63

Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

2

64-65

Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов.

2

66-67

Формирование умения составлять предложения по схеме –

Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

2

68

Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

1

69

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье».

1

70-71

Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова.

2

72

Обобщающее повторение.

1

73

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка.

1

74

Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

75

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

1

76

Формирование понятия «предложение». Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

1

77

Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.Практический контроль

1

78

Разучивание пальчиковых упражнений.

1

79

Узнавание буквы К, к. Умение узнавать и писать букву К, к. Конструирование буквы К, к. Практический контроль.

1

80

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого.

1

81

Узнавание буквы Т, т. Формирование умения узнавать и писать букву Т, т. Умение узнавать и писать букву Т, т. Практический контроль.

1

82

Игра «Соотнеси слово и картинку».

1

83

Узнавание буквы П, п. Формирование умения узнавать и писать букву П, п. Умение узнавать и писать букву П, п. Практический контроль.

1

84

Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

85

Проверочные задания

1

86

Контрольные задания

1

87

Подбор картинок к заданному предложению.

1

88

Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. Практический контроль.

1

89

Ознакомление со словом «папа», жестом и символом.

1

90-91

Складывание букв.

2

92-93

Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток

2

94

Узнавание буквы Р, р. Формирование умения узнавать и писать букву Р, р. Умение узнавать и писать букву Р, р. Практический контроль.

1

95

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

96

Диагностика умения использовать жесты и символы. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

97

Проверочная работа по разделу «Коммуникация».

1

98

Проверочная работа по разделу «Письмо».

1

99

Проверочная работа по разделу «Чтение»».

1

100

Диагностика умения составлять предложения,

1

101

Проверочные задания.

1

102

Итогово – обобщающее повторение.

1















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!