Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе
для детей с умственной отсталостью (2 вариант)
(индивидуальное обучение)
Составил педагог-психолог: Рассохина К.Ю.
Антропово 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа предметной области «Язык и речевая практика» предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся второго класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОО АСШ п. Антропово.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
На формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает следующие задачи:
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени;
от начала до конца;
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Особенности обучения
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 102 часа в год, 34 учебные недели.
Программный материал представлен разделами:
«Чтение»
Основными видами работы в добукварный период являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук; учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Программа данного раздела состоит из следующих разделов:
Неречевые звуки;
Речевые звуки;
Слово;
Предложение;
Слог;
Повторение.
«Письмо»
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей с умеренной умственной отсталостью, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
У детей с тяжелой умственной отсталостью грубо нарушены или слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Дети не ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.
Программа по письму состоит из шести разделов:
Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием;
Рисование прямых вертикальных линий;
Рисование прямых горизонтальных линий;
Рисование прямых наклонных линий;
Печатание, письмо изученных букв.
Методы обучения предмету «Речь и альтернативная коммуникация»: наглядный, словесный, практический.
Основной формой обучения является урок.
Типы уроков:
сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнение;
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
повторение полученных знаний;
комбинированный.
Содержание программы
Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:
Раздел: «Коммуникация»:
- слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;
- слова – прощания: «пока», «до свидания»;
- слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»;
- слова: «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул».
Раздел: «Чтение»
Неречевые звуки:
- Экскурсия по теме: «Звуки вокруг нас»;
- Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников);
- Упражнение в определении источника звука с опорой на практические действия (четыре источника);
- Упражнение в определении источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания (источники те же);
- Упражнение в определении направления звука, исходящего из одного источника;
- Упражнение в определении направления звука, исходящего из разных источников.
Речевые звуки:
- Обучение имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з –звенит комар, у – воет волк и т. п.);
- Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;
- Упражнение в определении направления имитационных речевых звуков;
- Элементарная артикуляционная гимнастика;
- Упражнение в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку;
- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков;
- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков;
Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн.
Слово. (Выделение слова как единицы речи):
- Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов.
- Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.
- Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением».
- Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение.
- Упражнение в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку (пропедевтика предложений).
- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов с последующим «чтением» их в разбивку.
- Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.
- Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений.
- «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим « чтением» по порядку и в разбивку.
- Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и последующее «чтение».
- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.
Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).
- Ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.
- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».
- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».
- Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение».
- Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». Составление, кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность.
- Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение».
Деление предложений на слова.
- Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.
- Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно-графическая фиксация и «чтение» предложения.
- Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.
- Упражнение в составлении предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий.
- Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим «чтением».
- Деление данного предложения, состоящего из трёх слов, на слова. Условно-графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами.
- Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-
графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.
- Упражнение в составлении предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.
- Упражнение в составлении предложений из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Последующее «чтение» предложения бегло и отдельными словами.
Слог (деление слов на слоги).
- Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты).
- Упражнение в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога.
- Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).
- Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).
Раздел: «Письмо»:
Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.
- Выявление моторных возможностей обучающихся.
- Ознакомление с правилами поведения на уроке.
- Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).
- Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.
- Рисование мелом на доске произвольных линий.
- Ознакомление с шаблоном. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте.
- Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте.
- Ознакомление с правильной посадкой при письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги (альбомном).
- Упражнение в ориентировании на листе бумаги.
- Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.
- Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги.
- Навыки учебной деятельности: правильное расположение письменных принадлежностей. Рисование в альбоме круга по шаблону.
Обучение умению раскрашивать круг.
- Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур.
- Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика).
- Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.
- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур.
- Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.
- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.
- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме треугольника по шаблону.
- Раскрашивание фигур.
- Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.
- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.
- Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя.
Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.
- Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме.
- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата.
- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур.
- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием.
- Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием.
- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.
- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.
- Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.
- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.
- Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием.
Рисование вертикальных линий.
- Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя линия).
- Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина, конец).
- Закрепление представлений о строке, умения ориентироваться на ней.
- Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках.
- Произвольное рисование вертикальных линий.
- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.
- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам.
- Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).
- Разучивание пальчиковых упражнений.
- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом).
- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом)
Рисование горизонтальных линий.
- Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске.
- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.
- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам.
- Рисование горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке).
- Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках.
Рисование их в воздухе, на доске.
- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке).
- Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений.
- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам, сверху вниз.
- Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии. Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум заданным точкам.
- Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме, в строке по одной заданной точке.
- Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий разной длины.
- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки).
- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).
- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в классе;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»,знать символы или жесты:«здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;
- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях:«здравствуйте»«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»«бабушка»,«я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);
-уметь различать неречевые и речевые звуки
Слово:
-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.
Предложение:
-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.
Слог:
-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;
-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.
Ориентировка на листе бумаги:
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям( - - -);
-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
-уметь ориентироваться в
рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).
- уметь ориентироваться в рабочей строке.
Рисование вертикальных линий:
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).
Рисование горизонтальных линий:
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку».
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации..
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются: графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради , а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Календарное тематическое поурочное планирование 2 класс
(2 вариант)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
2 | Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника). Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо». | 1 |
3 | Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Практический контроль. | 1 |
4 | Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Практический контроль. | 1 |
5 | Узнавание буквы Е, е. Формирование умения узнавать и писать букву Е, е. Конструирование буквы Е, е. Практический контроль. | 1 |
6-7 | Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами. | 2 |
8 | Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Практический контроль. | 1 |
9 | Узнавание буквы И, и. Формирование умения узнавать и писать букву И, и. Конструирование буквы И, и. Практический контроль. | 1 |
10-11 | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. | 2 |
12 | Узнавание буквы Э, э. Формирование умения узнавать и писать букву Э, э. Конструирование буквы Э, э. Практический контроль. | 1 |
13 | Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. | 1 |
14 | Узнавание буквы Ю, ю. Формирование умения узнавать и писать букву Ю, ю. Конструирование буквы Ю, ю. Практический контроль. | 1 |
15-16 | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки. | 2 |
17 | Узнавание буквы Я, я. Формирование умения узнавать и писать букву Я, я. Конструирование буквы Я, я. Практический контроль. | 1 |
18 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 1 |
19 | Узнавание буквы Б, б. Формирование умения узнавать и писать букву Б, б. Конструирование буквы Б, б. Практический контроль. | 1 |
20 | Шаблоны – как ими работать. | 1 |
21 | Узнавание буквы В, в. Формирование умения узнавать и писать букву В, в. Конструирование буквы В, в. Практический контроль. | 1 |
22 | Умение работать с шаблонами. | 1 |
23 | Узнавание буквы Ё, ё. Формирование умения узнавать и писать букву Ё, ё. Конструирование буквы Ё, ё. Практический контроль. | 1 |
24-25 | Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. | 2 |
26 | Узнавание буквы Ж, ж. Формирование умения узнавать и писать букву Ж, ж. Конструирование буквы Ж, ж. Практический контроль. | 1 |
27-28 | Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. | 2 |
29 | Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Практический контроль. | 1 |
30 | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
31 | Узнавание буквы З, з. Формирование умения узнавать и писать букву З, з. Конструирование буквы З, з. Практический контроль. | 1 |
32 | Практический контроль | 1 |
33 | Обобщающее повторение. Проверочная работа по разделу: «Коммуникация». | 1 |
34 | Узнавание буквы Г, г. Формирование умения узнавать и писать букву Г, г. Конструирование буквы Г, г. Практический контроль. | 1 |
35 | Узнавание буквы Д, д. Формирование умения узнавать и писать букву Д, д. Конструирование буквы Д, д. Практический контроль. | 1 |
36 | Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
37 | Рисование композиции из геометрических фигур. | 1 |
38 | Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 |
39 | Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль. | 1 |
40 | Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы. | 1 |
41 | Узнавание буквы Ц, ц. Формирование умения узнавать и писать букву Ц, ц. Конструирование буквы Ц, ц. Практический контроль. | 1 |
42 | Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». | 1 |
43 | Узнавание буквы Ч, ч. Формирование умения узнавать и писать букву Ч, ч. Конструирование буквы Ч, ч. Практический контроль. | 1 |
44-45 | Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л. Барто (или «Зайка»). | 2 |
46 | Узнавание буквы Х, х. Формирование умения узнавать и писать букву Х, х. Конструирование буквы Х, х. | 1 |
47 | Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. | 1 |
48 | Узнавание буквы Й, й. Формирование умения узнавать и писать букву Й, й. Конструирование буквы Й, й. Практический контроль. | 1 |
49 | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Ознакомление со словом «мама», жестом и символом. | 1 |
50 | Узнавание буквы Щ, щ. Формирование умения узнавать и писать букву Щ, щ. Конструирование буквы Щ, щ. Практический контроль. | 1 |
51 | Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность. Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность. | 1 |
52 | Узнавание буквы Ъ, ъ. Формирование умения узнавать и писать букву Ъ, ъ. Конструирование буквы Ъ, ъ. Практический контроль. | 1 |
53 | Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий. | 1 |
54 | Узнавание буквы Ь, ь. Формирование умения узнавать и писать букву Ь, ь. Конструирование буквы Ь, ь. Практический контроль. | 1 |
55 | Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке. | 1 |
56 | Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). | 1 |
57 | Узнавание буквы Ф, ф. Формирование умения узнавать и писать букву Ф, ф. Умение узнавать и писать букву Ф, ф. Практический контроль. | 1 |
58 | Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. | 1 |
59 | Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н. | 1 |
60 | Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке. | 1 |
61 | Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы. Практический контроль. | 1 |
62-63 | Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. | 2 |
64-65 | Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. | 2 |
66-67 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 2 |
68 | Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 |
69 | Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». | 1 |
70-71 | Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова. | 2 |
72 | Обобщающее повторение. | 1 |
73 | Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка. | 1 |
74 | Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. | 1 |
75 | Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря. | 1 |
76 | Формирование понятия «предложение». Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. | 1 |
77 | Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.Практический контроль | 1 |
78 | Разучивание пальчиковых упражнений. | 1 |
79 | Узнавание буквы К, к. Умение узнавать и писать букву К, к. Конструирование буквы К, к. Практический контроль. | 1 |
80 | Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого. | 1 |
81 | Узнавание буквы Т, т. Формирование умения узнавать и писать букву Т, т. Умение узнавать и писать букву Т, т. Практический контроль. | 1 |
82 | Игра «Соотнеси слово и картинку». | 1 |
83 | Узнавание буквы П, п. Формирование умения узнавать и писать букву П, п. Умение узнавать и писать букву П, п. Практический контроль. | 1 |
84 | Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
85 | Проверочные задания | 1 |
86 | Контрольные задания | 1 |
87 | Подбор картинок к заданному предложению. | 1 |
88 | Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. Практический контроль. | 1 |
89 | Ознакомление со словом «папа», жестом и символом. | 1 |
90-91 | Складывание букв. | 2 |
92-93 | Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток | 2 |
94 | Узнавание буквы Р, р. Формирование умения узнавать и писать букву Р, р. Умение узнавать и писать букву Р, р. Практический контроль. | 1 |
95 | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
96 | Диагностика умения использовать жесты и символы. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 |
97 | Проверочная работа по разделу «Коммуникация». | 1 |
98 | Проверочная работа по разделу «Письмо». | 1 |
99 | Проверочная работа по разделу «Чтение»». | 1 |
100 | Диагностика умения составлять предложения, | 1 |
101 | Проверочные задания. | 1 |
102 | Итогово – обобщающее повторение. | 1 |