СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «проектная деятельность в процессе обучения географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «проектная деятельность в процессе обучения географии»»









Пояснительная записка. Программа социализации обучающихся по предмету составлена в соответствии:

  • Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Подрощинской ОШ

  • Уставом МБОУ Подрощинской ОШ

В каждом классе по УМК А.А. Летягина, И. В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.А., Таможной: География. 5-9 классы. Программа. ФГОС. Вентана-Граф, 2017. запланированы тематические проектные работы, в т.ч. и социальные проекты.

Количество часов в год: 17 часов (5, 6, 7, 9 кл.)

Этапы реализации программы

  • I этап – подготовительный Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего cсовершенствования метода социального проектирования в процессе обучения.

Программа социального проекта по географии предназначена для обучающихся 5–9 классов основной общеобразовательной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных обучающихся.

И направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способности осознания целей проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение.

В концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная, должно стать одним из результатов образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Она направлена на формирование следующих качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Задачи программы:

  • формирование представления о проектном обучении, как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

  • развитие познавательных потребностей и способностей, креативности.

Формы организации учебного процесса:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии:

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Актуальность программы:

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной;

освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой

деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

— проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

—способность оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. 

- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи.

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве.

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

 - Умение выдвигать гипотезы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, видео объектов.

 - Создавать рисунки в графическом редакторе.

 - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой.

Предполагаемая результативность курса:

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

•работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

•в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

•понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Классификация и типология проектов.

Возможные результаты детского проектирования.

Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).

Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

справочник, газета, журнал, альбом, гербарий, карта, экскурсия, сценарий праздника, игра, макет, модель, сувенир, мультимедийный продукт, учебное пособие и другое.

Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время.

Структура работы и этапы работы над проектом:

  1. Подготовка.

  2. Определение целей и темы проекта.

  3. Планирование.

  4. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

  5. Принятие решений проблемы.

  6. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

  7. Выполнение.

  8. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

  9. Оценка результатов.

  10. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся. Выполнение проектных творческих работ учащимися.

  2. Наличие навыка продуктивного общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности.

  3. Наличие умений и навыков социального поведения.

  4. Результаты опросов.

  5. Ежегодные победы на конкурсах, фестивалях, турнирах, конференциях, олимпиадах разных уровней.

  6. Проведение научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий (классных часов, предметных недель), уроков – конференций, интеллектуальных марафонов.

  7. Качественное выполнение проектов в урочной и внеурочной деятельности.

  8. Подготовка и презентация исследовательских работ, проектов.

  9. Публикация проектных работ на учительских сайтах.

  10. Отслеживание уровня учебных достижений обучающихся, положительные динамики качества знаний.


Планирование проектной деятельности на 2021 – 2024 г.г.



2021 - 2022

2022 - 2023

2023 - 2024

Кол-во проектов

5 класс

3 (проекта)

3 (проекта)

3 (проекта)

9

6 класс

5 (проектов)

5 (проектов)

5 (проектов)

15

7 класс

3 (проекта)

3 (проекта)

3(проекта)

9

8 класс

4 (проекта)

4 (проекта)

4 (проекта)

12

9 класс

4 (проекта)

4 (проекта)

4 (проекта)

12

Кол-во проектов

19

19

19

45


Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся в процессе обучения.


Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Задачи воспитания и социализации учащихся

1

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, ува­жения к правам, свободам и обязанностям чело­века.

Ценности:

любовь к России, своему народу, своей малой роди­не, родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность

  • Патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу),к школе народу, России;

  • уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • осознание родной культуры через контекст культу­ры англоязычных стран;

  • способность достойно представлять родную куль­туру;

  • уважение традиционных ценностей многонацио­нального российского общества;

  • уважение к правам и свободам личности

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

  • представления о правах человека; самосознание;

  • знание правил поведения в классе, школе, дома;

  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей.


2 2. Воспитание нравственных чувств и этического со­знания.

Ценности:

гуманистическое мировоззрение; нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; по­читание родителей; забота о старших и младших.

Усвоение традиционных нравственных ценностей:

  • уважительное отношение к старшим: родителям, членам своей семьи, родственникам; доброжела­тельное отношение к младшим;

  • доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • доверительное, внимательное, уважительное отно­шение к окружающим людям;

  • эмоционально-нравственная отзывчивость, пони­мание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство великодушия, милосердия, стремления приходить на помощь, желания доставлять радость людям;

  • чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;

  • уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения;

  • уважительное отношение к людям с ограниченны­ми возможностями здоровья;

  • вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убеждённость в приори­тете общечеловеческих ценностей;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи;

  • адекватные способы выражения эмоций и чувств;

  • различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих пос­тупков и поступков других людей, в том числе пер­сонажей литературных произведений;

  • стремление избегать совершения плохих поступ­ков;

  • почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и тра­дициям;

  • этические чувства: доброжелательность, эмоцио­нально-нравственная отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им, готов­ность прийти на помощь;

  • представление о дружбе и друзьях;

  • внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям;

  • установление дружеских взаимоотношений в кол­лективе, основанных на взаимопомощи и взаим­ной поддержке

  • стремление иметь собственное мнение, принимать свои собственные решения










33. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности:

трудолюбие; творчество; познание; истина; созида­ние; целеустремлённость; настойчивость в дости­жении целей

  • Уважение к труду и творчеству старших и сверстни­ков;

  • ответственное отношение к образованию и само­образованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;

  • навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе;

  • понимание роли знаний в жизни человека;

  • положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках; положительное отношение к учебной деятельнос­ти, школе;

  • познавательные потребности; потребность расши­рять кругозор; проявлять любознательность;

  • умение проявлять дисциплинированность, пос­ледовательность, настойчивость и самостоятель­ность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учеб­никам, личным вещам;

  • умение различать полезное и бесполезное время­препровождение и стремление рационально ис­пользовать время;

  • умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, за совместную работу;

  • стремление поддерживать порядок в своей комна­те, на своём рабочем месте;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к резуль­татам труда людей

  • расширение познавательных потребностей, жела­ние расширять кругозор;

  • любознательность;

  • умение проявлять дисциплинированность, после­довательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • способность к критическому мышлению;

  • способность к принятию решений;

  • самостоятельность;

  • способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;

  • уверенность в себе и своих силах;

  • 21.умение сотрудничать: планировать и реализовы­вать совместную деятельность как в позиции ли­дера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания;

  • 22. готовность к коллективному творчеству;

  • 23. способность к общению: умение принимать свои собственные решения,

  • 24. уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам

4. Формирование ценностного отношения к здоро­вью и здоровому образу жизни.

Ценности:

здоровье физическое, здоровье социальное (здоро­вье членов семьи и школьного коллектива); актив­ный, здоровый образ жизни

  • Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режи­ма дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным иг­рам, участию в спортивных соревнованиях;

  • стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное от­ношение к спорту;

  • стремление к активному образу жизни;

  • интерес к подвижным играм, участию в спортив­ных соревнованиях;

  • потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности:

жизнь; родная земля; окружающий мир; экология

  • Интерес к природе и природным явлениям;

  • бережное, осознанное, ответственное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;

  • понимание активной роли человека в природе;

  • способность осознавать экологические проблемы;

  • желание и готовность к личному участию в экологических проектах;

  • потребность и стремление заботиться о домашних питомцах;

  • чувство ответственности за жизнь и здоровье до­машних питомцев.

5 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасно­му, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество

  • Умение видеть красоту в окружающем мире, в тру­де, творчестве, поведении и поступках людей;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление выразить себя в различных видах твор­ческой деятельности;

  • стремление к опрятному внешнему виду

  • интерес к чтению, музыке, произведениям искус­ства, кино, театру, спектаклям, концертам и вы­ставкам;

  • уважительное отношение к мировой истории, па­мятникам литературы, искусства и науки;











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Природа Земли и человек» 5 класс

Программа «Природа Земли и человек» предназначена для учащихся 5 кл. рассчитана на 17 ч.

Введение (1 час) Образование и наука. Значение образования в жизни человека. Цели и задачи курса «Природа Земли и человек».

Раздел. Развитие географических знаний о Земле (3часов)
Географические открытия в древности. Географы Древней Греции и Древнего Рима (Геродот, Эратосфен, Птолемей). Эпоха Великих географических открытий. Васко да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Географические открытия XVII – ХХ вв. А. Тасман, Дж. Кук, открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Р. Амундсен и Р. Скотт.

Раздел . Модели Земли и ее поверхности (5 часов)
Виды изображения земной поверхности. План местности и географическая карта. Масштаб, его виды. Съемка местности. Географическая широта, географическая долгота. Географические координаты.

Раздел. Оболочки Земли (6 часов)
Литосфера, земная кора. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Атмосфера, ее строение, изменение температуры воздуха с высотой и по широтам. Изменение количества осадкой по земной поверхности. Погода, климат. Гидросфера, ее состав. Реки, озера, ледники. Мировой океан. Биосфера. Размещение природных зон по поверхности Земли.

Раздел. Подведение итогов. Рефлексия. Тестирование не по какой-то отдельной главе, а по всем темам, которые рассматривались на занятиях. (2 часа)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Природа Земли и человек» 6 класс

Программа «Природа Земли и человек» предназначена для учащихся 6 кл. рассчитана на 17ч.

История географических открытий

Почувствуйте себя картографами! Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации).

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков».

Осваиваем метод моделирования – делаем компас! Построить компас своими руками.

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить ленты времени «Великие географические открытия».

Почувствуйте себя учеными! Составить коллаж «Памятники природы нашей местности».

Почувствуйте себя журналистами! Разработать выпуск научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Раздел 2. Изображение земной поверхности

Почувствуйте себя топографами! Определить географические объекты на космическом снимке.

Почувствуйте себя топографами! Определить площадь пришкольной территории.

Создайте географическую игротеку! Продолжить развитие познавательного интереса,

интеллектуальных и творческих способностей. (создание топографического домино).

Почувствуйте себя топографами! Проведение глазомерной съемки (например, дорога из школы в кинотеатр).

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма. Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.

Почувствуйте себя топографами! Создать план реконструкции территории своей школы.

Почувствуйте себя картографами! Уметь работать с материалами интернет-ресурсов.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений определение объекта по географическим координатам). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки. Уметь создавать рельефную карту.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений чтения условных знаков). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Геосферы Земли Литосфера

Почувствуйте себя минералогами! Изучить полезных ископаемых родного края.

Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по пещерам России). Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по пещерам России.

Почувствуйте себя ученными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»). Уметь работать с географической информацией и

выделять главное.

Почувствуйте себя проектировщиками! (разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря). Использовать различные источники географической информации для разработки проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Атмосфера

Изучаем работу барометра-анероида! Разработать барометрическую карту Вашего населенного пункта.

Осваиваем методы моделирования и проектирования! Сделать воздушный шар своими руками и разработать маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Почувствуйте себя ученными-географами! Разработать выпуск атлас

«Облака нашей местности».

Гидросфера

Осваиваем методы моделирования! Сделать своими руками модели объектов вод суши.

Биосфера и почвенный покров

Почувствуйте себя почвоведами! Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов.

Почувствуйте себя антропологами! Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

Почувствуйте себя экотуристами! Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Содержание учебного курса

«По страницам занимательной географии» 7 класс

Программа «По страницам занимательной географии» предназначена для учащихся 7 кл. рассчитана на 17 ч.

Введение. Знакомство с программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.

Тема. Туризм. Виды туризма. Культурно- исторические туристские ресурсы. Профессии в туризме.

Тема. Разнообразие стран и народов.

Сколько на Земле стран? Природные условия. Условия жизни человека. Причины неравномерного размещения населения по территории Земли. Районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

Тема. Африка - самый жаркий материк.

Африка – ойкумена человечества. Египет - страна фараонов. Остров Мадагаскар. Лемурия. Разнообразие природных условий. Причины неравномерности размещения населения. Условия жизни людей в пустыне, влажных экваториальных лесах, саванне. Туризм.

Тема. Австралия и Океания.

Пустыни Австралии. Океания - седьмая часть света.

Своеобразие растительного и животного мира. Природные условия и влияние их на жизнь людей. Виды хозяйственной деятельности в Австралии и на островах.

Туризм. Австралия страна наоборот.

Тема. Америка и американцы.

США. Американская нация. Образ жизни американцев. Символика страны.

Мегалополисы. Нью-Йорк-город  небоскрёбов. Природные условия. Большой Каньон, Колорадо. Туризм

Тема. Коренные жители Америки.

Индейские племена и народности. Памятники истории и архитектуры (пирамиды и дворцы ацтеков и майя, город-крепость инков Мачу-Пикчу).

Современные праздники (карнавалы, коррида, родео). Туризм.

Тема. Страны Европы.

Исландия-страна вулканов и гейзеров. Своеобразие и уникальность природы.

Своеобразие и уникальность микрогосударств Европы. Туризм.

Тема. Страны Азии.

Китай. Достопримечательности. Памятники культуры (садово-парковые ансамбли, буддийские храмы, Великая Китайская стена). Туризм.

Индия. Своеобразие и уникальность природы. Гималаи. «Музей под открытым небом»- храмы, дворцы, мечети. Тадж-Махал - жемчужина Индии. Туризм.

Содержание программы

Города и достопримечательности России 9класс

Программа рассчитана на 17 часов

Введение. «Города и достопримечательности России» (1 час).

Содержание: Определения город, урбанизация, городская агломерация. Типы городов. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Города, имеющие необычные названия (Дно, Сапожок, Оса).

Вводное (организационное) занятие: знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.

На вводном занятии обсуждение с обучающимися примерных тем творческих работ для научно-практической конференции, которая состоится на итоговом занятии. Темы творческих работ будут предложены учителем, но обучающиеся могут взять свою тему. Над творческим проектом обучающиеся могут работать самостоятельно или коллективно, разбившись на группы. Форму представления материала обучающиеся также выбирают самостоятельно (презентация, создание и выпуск буклета, брошюры).

Тема 1. История возникновения и роста городов России (3 часа).

Содержание: История возникновения городов. Древние города, упоминающиеся в летописях, города, возникшие при Петре I, Екатерине II, после Октябрьской революции, в xx в. Города-наукограды (Иннополис, Зеленоград). Закрытые города (Мирный (Архангельская область), Саров (Нижегородская область)). Города-курорты (Сочи, Ялта, Анапа, Белокуриха). Привязанность городов к крупным рекам.

Практикум № 1. «Составление картосхемы «Типы городов».

Тема 2. Города – миллионеры (3часа).

Содержание: Количество, географическое положение, топонимика, планировка, население, достопримечательности, знаменитые люди.

Заочное путешествие. Творческая работа в группах по составлению слайдовых презентаций: о Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске, Воронеже.

Практикум № 2. «Сравнение городского и сельского образа жизни населения». Практикум № 3. «Анализ и объяснение размещения городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны».

Тема 3. Города-Герои (4 часа).

Содержание: Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Статус городов-Героев.

Творческая работа в группах по составлению, фоторепортажа:

о Смоленске, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске, Севастополе. Заочное путешествие «Города воинской славы» (Ельня, Вязьма, Ржев.

Тема 4. Города Золотого Кольца России (5 часов).

Содержание: Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо». Географическое положение, топонимика, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности, историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма.

Итоговое занятие за курс (1 час).

Создание информационных проектов.


Примерная тематика проектов



Класс

Название темы

5 класс


Модель «Земли»

Модель «Гномон»

Модель «Айсберг»

Модель «Барометр»

Модель «Флюгер»

Модель «Дождемер»

6 класс


Юный географ

Топографическое домино

Юный спелеолог

Кругосветное путешествие на воздушном шаре

Это хрупкое чудо Земля

7 класс


Знакомство с Шанхаем

Исландия-страна вулканов и гейзеров

Океания - седьмая часть света.

Своеобразие и уникальность микрогосударств Европы

Остров Мадагаскар. Лемурия.

Пустыня Атакама

8 класс

Путешествие по Ярцевскому району


Малая Родина. Наша Подроща

Экскурсия в Лапландский заповедник

Дикая природа России

Качество питьевой воды в деревни Подроща

9 класс

Путешествие в Санкт-Петербург


Современный город будущего Иннополис

Города Воинской славы

Города-курорты.

Города «Золотого кольца России»

Города Золотого Кольца в военное время

Города-миллионеры.

Развитие туризма на Смоленщине

Город-курорт Сочи

Агроклиматические ресурсы города Ярцева

Детская площадка - красота, комфорт и здоровье!

Информационно-коммуникационные средства

  1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

  2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  5. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  6. http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  7. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  8. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  9. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  10. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  11. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  12. http://www.mioo.ru[ Сайт Московского института открытого образования];

  13. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

  14. http://www.методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

  15. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  16. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  17. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

Список литературы для учителя

  1. География. 9-11классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Яковлева Н.В. – Волгоград: Учитель, 2008

  2. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ авт.-сост. В.И. Иванова и др. – Волгоград, 2009.

  3. Багрова Л.А. Зарубежная Европа (Серия «Страны и народы»).-М.: АСТ,1996

  4. Горин В.Б., Лисюченко В.В. Справочник. Знаменитые столицы и города. –Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

  5. Энциклопедия для детей. География.-2-е изд., испр. И доп./гл. редактор М.Д.Аксёнов.-М.: 2000



















Приложение № 1

Анкета для выявления проектных умений


Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею


Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект _________________________________________________ _


Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему



2. Ставить цель



3. Ставить задачи



4. Выбирать методы и способы решения задач



5. Планировать работу



6. Организовать работу группы



7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.



8. Выбирать вид конечного продукта проекта



9. Выбирать форму презентации конечного продукта



10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект



11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны



12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта



Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;

  • подобрать вопросы рефлексии;· организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных;

  • сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят;

  • сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;

  • целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

  • при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.











































Приложение № 2



Примерный план работы при работе над проектом:


Этапы работы

Сроки

Отметка 
о выполнении

Выбор и формулирование темы.



Подбор литературы (не менее 5 — 8 источников).



Отбор и систематизация материала, составление плана.



Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).



Работа над проектом (консультации преподавателя):
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. 
Определение способов оформления результатов исследования.



Оформление результатов исследования. Подготовка, сдача на проверку.



Подготовка к защите проекта.



Защита проекта.




Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:

  • актуальность выбранного исследования;

  • качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;

  • умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы;

  • владение автором специальным и научным аппаратом;

  • сформулированность и аргументированность собственного мнения;

  • практическая и теоретическая значимость исследования;

  • четкость выводов, обобщающих исследование;

  • грамотность оформления и защиты результатов исследования.


Приложение № 3

Защита проекта:

Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией готового продукта.

Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал):

  • постановка цели, планирование путей ее достижения;

  • постановка и обоснование проблемы проекта;

  • глубина раскрытия темы проекта;

  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

  • соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;

  • анализ хода работы, выводы и перспективы;

  • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

  • соответствие требованиям оформления письменной части;

  • качество проведения презентации;

  • качество проектного продукта.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!