Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения, учащимися содержания курса являются следующие умения:
понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека;
понимания ценности человеческой жизни;
познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
понимания причин успеха в физической культуре; способности к самооценке;
саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
анализировать и оценивать результаты, находить возможности и способы их
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
устанавливать и объяснять связь между физической культурой и здоровьем человека, развитием человека;
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
осваивать основные правила шашечной игры;
знать основы теории шашечной игры;
успешно вести разработку личного дебютного репертуара;
возможность участия в соревнованиях различного уровня.
Содержание курса
1.Теоретическая часть.
1.1 Исторический обзор
Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и
других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.
1.2 Судейство и организация соревнований
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить -
обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
1.3 Начало партии, середина игры, окончание
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание
(эндшпиль). Значение начала (дебют) в русских шашках.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка. Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Примеры: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки и простой.
Практическая часть
2.1 Решение шашечных задач, этюдов, нахождение комбинаций Решение задач и этюдов. Значение шахматных часов на соревнованиях.
2.2 Индивидуальные и групповые занятия
Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.
Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.
2.3 Различные уровни турниров
Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема программного материала | Кол-во часов |
| | |
1 | Теоретическая часть | 10 |
| | |
1.1 | История развития шашек | 2 |
| | |
1.2 | Судейство и организация соревнований | 2 |
| | |
1.3 | Начало партии, середина игры, окончание | 6 |
| | |
2 | Практическая часть | 25 |
| | |
2.1 | Решение шашечных задач, этюдов, нахождение | 11 |
| Комбинаций | |
| | |
2.2 | Индивидуальные и групповые занятия | 10 |
| | |
2.3 | Различные уровни турниров | 3 |
| | |
| Итого: | 34 |
| | |
Тематическое планирование курса
№ п/п | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. | Правила игры в шашки. История возникновения шашек. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России. | Соблюдать правила игры шашки, проявлять интерес к истории возникновения шашек. |
2. | Начало игры (дебют). Учебная игра | Соблюдать правила игры в шашки, проявлять Интерес к игре, принимать |
3. | Середина игры (миттельшпиль). Учебная игра | инструкцию педагога и четко следовать ей, анализировать игру (свою и противника) Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии |
4. | Окончание игры (эндшпиль). Учебная игра | с поставленной задачей и условиями её реализации, формулировать задания вместе с |
5. | Решение шашечных задач, этюдов, нахождение комбинаций Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. | учителем; вносить изменения в план действия. |
6. | Важнейшие шашечные окончания. Учебная игра Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру (свою и противника). |
7. | Размен шашечных фигур Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формулировать задания вместе с учителем; вносить и проявлять |
8. | Размен шашечных фигур Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. | дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, |
9. | Отыгрыш шашечных фигур Примеры: самоограничение, отбрасывание. | Анализировать игру. |
10 | Отыгрыш шашечных фигур Три дамки против дамки и простой. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной |
11. | Решение шашечных задач. Игра в «поддавки» | задачей и условиями её реализации, анализировать Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, |
12. | Решение шашечных задач. Игра в «поддавки» | анализировать игру (свою и противника игру |
13. | Шашечная игра. Три дамки против дамки и простой | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру (свою и противника) |
14. | Шашечная игра. Три дамки против дамки и простой. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру (свою и противника) |
15. | Шашечная игра. Две дамки против дамки и простой | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру (свою и противника) |
16. | Шашечный турнир Решение шашечных задач, этюдов, нахождение комбинаций. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, анализировать игру (свою и противника). |
17-18 | Запирание шашек. Решение шашечных задач Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру. |
19-20 21-23 24-26 27-28 29-30 | Позиционная борьба Центр и его значение. Начало партии Середина партии Окончание партии Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой. Выработка специфической логик для определения особенностей позиций. План игры. | Соблюдать правила игры в шашки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, анализировать игру (свою и противника) |
31- 34 | Шашечный турнир Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, Анализировать игру. (свою и противника). |