Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
от 31 августа 2017 №223-О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Югра – мое наследие»
(4класс)
Количество часов 34
Программа разработана на основе: примерной программы регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, составленнойЕ.Н. Дзятковской, ведущим научным сотрудником Российской академии образования, доктором биологических наук, профессором, 2015год
г. Югорск
2
017 год
Составитель:
Бородина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Согласовано:
зам. директора по УВР
_______/ Валуйская Л.В./
Дата: 31.08.2017 год
Рекомендации:
Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
1.Результаты освоения курса «Югра – мое наследие»………………………………... 2.Основное содержание учебного курса «Югра – мое наследие»……………………. 3.Тематическое планирование………………………………………………………….. | 3 3 5 |
1.Результаты освоения курса «Югра – мое наследие»
Личностными результатами учащихся четвертого класса при изучении регионального курса являются:
умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятым экологическим стилем мышления, знанием кодекса экологического поведения
умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;
ответственность за культурное окружение, ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);
уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды.
Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:
освоение обучающимися проектных умений минимального уровня сложности;
умение применять универсальные способы деятельности, в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение понимать и объяснять значения моделей, символов, схем, графиков, орнамента коренных народов;
умение сравнивать поведение человека с кодексом экологического поведения и высчитывать «экологический след»
Предметными результатами являются
сформированность представлений об экологическом долге, экологическом следе;
умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства, обобщать, делать несложные выводы;
знание элементарных представлений об экологии питания;
оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового питания;
знание, понимание и принятие учащимися культурных ценностей: музеи, монументы, памятники, парки, заповедники.
2.Основное содержание учебного курса «Югра – мое наследие»
Раздел 1. Экологический след. (4 часа)
Раздел даёт первичное представление о ресурсах, необходимых для удовлетворения потребностей человечества, о биологическом потенциале – показателе, предоставляющим такую возможность. Знакомит с понятиями «экологический след», «экологический долг». Раскрывается собучающимися главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла. Упорядочиваются совокупности направленных на сохранение природы запретов, требований, обычаев, традиций, принятые в современном обществе данного региона. Выявляются нормы морали, закреплённые в культуре и передающиеся от поколения к поколению. Формулируется кодекс экологического поведения.
Раздел 2. Экология природы. (16 часов)
В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с экологией биосферы. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий. Рассматриваются экологические факторы. Формируется умение проецировать кодекс экологического поведения на антропогенное воздействие человека. Большая роль в этом разделе отводится проектной деятельности. Проекты направлены на то, чтобы сформировать экологическую культуру у обучающихся, выявить теоретические основы рационального природопользования.
Раздел 3. Экология человека. (10 часов)
В разделе рассматриваются взаимоотношения в системе «общество – природа», пути оптимизации взаимоотношений человека со средой. Обобщается этнокультурный материал через призму экологии человека.
Раздел 4. Спасти и сохранить. (4 часа)
3.Тематическое планирование
по курсу Югра – моё наследие 4 а класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Бородина Н.Н.
Количество учебных часов по программе 34, количество учебных часов в неделю 1
№ | Дата* | Тема урока | Элементы содержания урока (проверяемыезаданиями КИМ) | Формируемые УУД | Примечание *(уроки здоровья, интерактивное обучение, ИКТ технологии, интегрированные уроки, экскурсии) | | | | |
Раздел 1. Экологический след. (4 часа) | | | | |
1 | | Введение | Дать первичное представление о ресурсах, необходимых для удовлетворения потребностей человечества, о биологическом потенциале – показателе, предоставляющим такую возможность. Знакомит с понятиями «экологический след», «экологический долг». Раскрывается собучающимися главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла. Упорядочиваются совокупности направленных на сохранение природы запретов, требований, обычаев, традиций, принятые в современном обществе данного региона. Выявляются нормы морали, закреплённые в культуре и передающиеся от поколения к поколению. Формулируется кодекс экологического поведения. | Личностные: осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, для решения коммуникативных и познавательных задач; Познавательные :первичные представления (на уровне ознакомления) | | | | | |
2- | | След, который ты оставляешь. | | | | |
3 | | | | | |
4 | | Входная диагностика | | | | |
Раздел 2. Экология природы. ( 16часов) | | | | |
5 | | Экология воды | В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с экологией биосферы. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий. Рассматриваются экологические факторы. Формируется умение проецировать кодекс экологического поведения на антропогенное воздействие человека. Большая роль в этом разделе отводится проектной деятельности. Проекты направлены на то, чтобы сформировать экологическую культуру у обучающихся, выявить теоретические основы рационального природопользования. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, фильмов), используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов; Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства ее осуществления. Коммуникативные: работают в группе, слушают собеседника, признают возможность различных точек зрения Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир, на основы российской гражданской идентичности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; определяют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения | | | | | |
6 | | Готовим проект. | | | | |
7 | | Защита проекта | | | | |
8 | | Экология воздуха. | | | | |
9 | | Готовим проект. | | | | |
10 | | Защита проекта | | | | |
11 | | Экология почвы. | | | | |
12 | | Готовим проект. | | | | |
13 | | Защита проекта | | | | |
14 | | Экология леса. | | | | |
15 | | Готовим проект.Защита проекта | | | | |
16 | | Вернём природе чистоту. | | | | |
17 | | Готовим проект.Защита проекта | | | | |
18 | | Экологическая прогулка по заповедным местам Югры. | | | | |
19 | | Готовим проект. | | | | |
20 | | Защита проекта | | | | |
Раздел 3. Экология человека. (10 часов) | | | | |
21 | | Экология питания. | В разделе рассматриваются взаимоотношения в системе «общество – природа», пути оптимизации взаимоотношений человека со средой. Обобщается этнокультурный материал через призму экологии человека. | Познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной из дополнительных источников Регулятивные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивают навыки сотрудничества в группе. Коммуникативные: самостоятельно формулируют вопросы, ставят их членам своей группы, обращаются за помощью к учителю и одноклассникам, формулируют свои затруднения Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций; определяют личностный смысл учения; развивают этические потребности и чувства. | | | | | |
22 | | Готовим проект. | | | | |
23 | | Защита проекта. | | | | |
24 | | Экология взаимоотношений | | | | |
25 | | Готовим проект. | | | | |
26 | | Защита проекта. | | | | |
27 | | Экология культуры | | | | |
28 | | Экология слова. | | | | |
29 | | Готовим проект. | | | | |
30 | | Защита проекта. | | | | | |
Раздел 4. Спасти и сохранить. (4часа) | | | | |
31 | | Спасти и сохранить. | Цели акции «Спасти и сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из предложенных тем. Экологический календарь | Познавательные: используют приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта; решают практические задачи с помощью наблюдения; удовлетворяют познавательный интерес, находят дополнительную информацию о Югорской земле Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Личностные: развивают этические потребности, ценности и чувства; определяют собственный социально ориентированный взгляд на разнообразие природы | | | | | |
32 | | Итоговая диагностика | | | | |
33 | | Готовим проект. | | | | |
34 | | Защита проекта | | | | |
5