Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
от 31 августа 2017 №223-О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги »
(4 класс)
Программа разработана на основе: программы
«Экономика: первые шаги» О.С.Корнеева, 2012 г
г. Югорск
2017 г.
Составитель:
Бородина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________/ Валуйская Л.В. /
Дата: 31.08.2017 год
Рекомендации:
Дата: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»………………………………………………………………………………….. Содержание курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»…… Тематическое планирование…………………………………………………………… | 3 4 5 |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- качества личности, как экономность, бережливость.
- широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- способность к самооценке на основе критериев успешности;
Учащийся получит возможность для формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Учащийся я получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного задания с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
- овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;
- высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- самостоятельно справляться с поставленными задачами,
- реализовывать собственные замыслы,
- устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Выпускник получит возможность узнать:
- основные виды ресурсов;
- как производят товары;
- какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
- почему налоги важны для существования государства.
Выпускник научится:
- определять ресурсы, необходимые для производства товара;
- объяснять важность меценатства и милосердия
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
4 класс – 17 часов
Богатство и бедность (5 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Труд – основа жизни (6часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по – разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят разные ценности ( книги, произведения литературы и искусства. памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукт труда людей заслуживает уважения и бережного отношения.
Как производят товары (6часов)
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» 4- а класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Бородина Н.Н.
Количество учебных часов по программе 17, количество учебных часов в неделю 0,5
№ | Дата | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Формируемые УУД | Примечание |
Богатство и бедность (6 часов) |
1 | | 1. Как создаётся богатство. Источники богатства | определять источники формирования богатства; | - устанавливать закономерности и формулировать выводы; - формировать умений сравнивать, анализировать; определять ресурсы, необходимые для производства товара; - устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы; | |
2 | | 2.Местное хозяйство твоего края. Экономические ресурсы твоей местности. | работа с информацией: подготовка сообщения о хозяйстве в г. Югорске; Экскурсия в краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности» | |
3 | | 3.Источники богатства человека. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. | Выяснить источники богатства человека; роль открытий и изобретений, новых технологий в создании богатства государства | |
4 | | 4. Ценности материальные и нематериальные. Родословная книжечки. | различать материальные и нематериальные ценности; разработка проекта «Как распорядиться богатством»; мини- исследование «Родословная книжечка» | |
5 | | 5. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты. | работа с информацией :подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности; сравнение возможных путей распоряжения богатством; объяснить важность меценатства и милосердия. мини проекты «Русские меценаты» | |
6 | | 6. Налоги - часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. | Объяснение, что такое налоги и для чего они нужны.. | |
Труд – основа жизни (6 часов) |
7 | | 1. Ценность и значимость труда. Оценка труда. Почему разный труд оплачивается по-разному? Заработная плата. | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни; выяснить причины различий в оплате труда (уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы) | -умение договориться, находить общее решение проблемы; обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. - формирование умений сравнивать, анализировать. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы; -обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; - уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. | |
8 | | 2.Важность учебного труда школьников. | выяснить степень важность учебного труда школьников; установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. | |
9 | | 3. Все работы хороши. Важность труда людей разных профессий | экскурсия в библиотеку: получение информации о различных профессиях; о уважении труда людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров; обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей. Подготовить сообщение на тему «Кем я хочу стать» | |
10 | | 4. Как рубашка в поле выросла? Как хлеб к нам на стол пришёл? | Создание проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл», « Как рубашка в поле выросла» | |
11 | | 5. Мастер «золотые руки». Результат труда людей. Трудовые награды. Безработица. | Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, Экскурсия в школьную столовую Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей Выяснить причины возникновения безработицы. Анализ ситуации: «Кого можно отнести к безработным», Проект «Трудовые награды в моей семье» | |
12 | | 6. Твой родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции. Местная сфера услуг. | Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Служба быта»; Экскурсия в художественный музей: «Как создаётся произведение искусства» | |
Как производят товары? (5 часов) |
13 | | 1.Природные и материальные ресурсы. Природные ресурсы твоей местности. | Различать виды ресурсов; Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства товаров (оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека) | - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного задания с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; | |
14 | | 2. Местная промышленность твоего края, её основная продукция. Люди каких профессий нужны твоему городу? | Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Подготовить сообщение о профессиях своих родителей. Составление таблицы профессий, нужных твоему городу | |
15 | | 3.Требования, предъявляемые к изделиям. Фабрика, завод – места, где производят товары. | Определять требования, предъявляемые к изделиям; обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей | |
16 | | 4.Трудовые ресурсы. Транспорт. Связь. | определять критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы; различать виды транспорта и их использование. Экскурсия на почту | |
17 | | 5.Что такое управление? Общественный порядок. | Выяснить сущность и функции процесса управления; ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятиями и организациями; выяснить, люди каких профессий поддерживают общественный порядок | |
6