СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению для 9 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению для 9 класса, составлена на основе Примерной программы по учебному курсу «Краеве-дение» для обучающихся 5-10-х классов Сахалинской области

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА


Рассмотрена на ШМО учителей

____________ И.Г. Иванова

Протокол № 1 от 25.08.2021г.

Согласовано


_____________ И.Г. Иванова

25.08.2021г.

Утверждаю

И.о.директора

____________Задирако Т.В.

Приказ от 25.08.2020г. № 103-ОД














РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

9 класс





Уровень, ступень образования: основное общее образование, 2 ступень

Срок реализации: 1 год














Составлена

Шулуновой Стеллой Викторовной






с. Малиновка

2021 г.

  1. Содержание учебного материала


ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

Введение.

Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Проблемы периодизации островной истории. Источники по истории Сахалина и Курильских островов. Основные этапы развития отечественной историографии истории Сахалина и Курильских островов.

Особенности мировоззрения и повседневной жизни коренных народов к началу XIX в.

Особенности жизнедеятельности коренных народов Сахалина и Курильских островов к началу XIX в. Мировоззрение и система духовных практик. Религия и мифология. Фольклор, декоративное искусство, игры и досуг коренных народов. Влияние колонизации на жизнь коренного населения.

Изучение Сахалина и Курил в первой половине XIX в.

Указ императора Павла I о создании Российско-американской компании. Курилороссия. Организация первой русской кругосветной экспедиции под ру-ководством И.Ф. Крузенштерна. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина. Ди-пломатическая миссия Н.П. Резанова и неудачные попытки заключить торговое соглашение с Японией. Деятельность морских офицеров Н.А. Хвостова и Г.И. Давыдова на Курильских островах и Сахалине. Плавание шлюпа «Диана» под руководством В.М. Головнина к берегам Курильских и Шантарских островов. Захват В.М. Головнина японцами, двухлетний плен. «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. с приобщением замечаний его о японском государстве и народе».

Политика японского сегуната по отношению к Сахалину и Курильским островам. Японская политика самоизоляции. Изучение Сахалина и Приморья японским чиновником Мамия Риндзо. «Новая карта Северных земель» японского картографа Баба Садзюро 1809 г. Начало русско-японского конфликта за обладание Сахалином и Курильскими островами.

Русские офицеры и ученые изучают Сахалин. Колонизация Дальнего Востока Российской империей, деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Подготовка Амурской экспедиции, гипотеза Г.И. Невельского об «островном» положении Сахалина. Г.И. Невельской на Сахалине, результаты и исторические последствия Амурской экспедиции. Изучение угольных месторождений лейтенантом Н.К. Бошняком. Основание Муравьевского поста в заливе Анива. Исследования Н.В. Рудановским южной части Сахалина. Экспедиция Рус-ского географического общества в Приамурье и на Сахалине. Исследователь Л.И. Шренк и изучение коренных народов Дальнего Востока по направлению Академии наук.


Первые русские поселения на Сахалине.

Учреждение русских военных постов на Сахалине. Административный центр Сахалина пост Дуэ. Кусунайский пост, пост Мануэ, Корсаковский пост. Первые вольные поселения русских земледельцев. Айны Сахалина между Россией и Японией. Итоги первого этапа русского освоения Сахалина.

Сахалин и Курильские острова в первых российско-японских договорах.

Дипломатическая миссия Е.В. Путятина в Японию. Секретарь миссии И.А. Гончаров и его книга «Фрегат «Паллада». Заключение Симодского трак-тата о дружбе с Японией. Установление первой русско-японской границы на Сахалине и между островами Уруп и Итуруп. Временные правила относительно о. Сахалина 1867 г. Борьба России за решение «сахалинского вопроса». Санкт-Петербургский договор 1875 г. «об обмене территориями». Судьба русского и айнского населения северных Курильских островов после передачи островов Японии.

Сахалинская каторжная колония.

Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией. Причины учреждения каторжной колонии. Первые опыты использования труда ссыльнокаторжных. Создание и функционирование административно-тюремной системы. Порядок отбывания наказания на сахалинской каторге. Доставка каторжников на пароходах Добровольного флота.

Опыт каторжного освоения Сахалина.

Заселение Сахалина и основание русских населенных пунктов. Административное управление Сахалина. Начальники о. Сахалина – А.И. Гинце, В.О. Кононович, В.Д. Мерказин, М.Н. Ляпунов. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Сахалинское путешествие А.П. Чехова. Перепись населения 1897 г. Духовная, культурная и научная жизнь населения Сахалина.

Русско-японская война 1904–1905 гг. на Сахалине.

Соперничество России и Японии в Маньчжурии и Корее в конце XIX в. Причины военного конфликта. Нападение Японии на русский флот в Порт-Артуре. Подготовка Сахалина к обороне от японцев. Подвиг крейсера «Но-вик». Японское вторжение. Боевые действия на Сахалине в 1905 г. Оборона острова отрядами И.А. Арцишевского, Б.В. Гротто-Слепиковского, В.П. Быкова, Б.А. Стерлигова. Нападение японского десанта на пост Александровский. Портсмутский мир и раздел Сахалина по 50-й параллели. Память о рус-ских защитниках Сахалина в период Русско-японской войны.

Русский Сахалин в 1906–1917 гг.: перспективы и реалии жизни.

Последствия Русско-японской войны на Северном Сахалине. Упразднение сахалинской каторжной колонии. Начало свободного заселения и административно-территориальное переустройство Северного Сахалина. Проекты улучшения жизни сахалинцев, их провал. Закон «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалин» от 17 июня 1909 г. Губернатор Сахалинской области Д.Д. Григорьев. Угольная промышленность и ее упадок. Рыбная промышленность и влияние на нее рыболовной конвенции с Японией 1907 г. Сахалинская нефть – новый ресурс развития. Социальное развитие Северного Сахалина.

Культура Сахалина и Курильских островов во второй половине XIX – начале XX вв.

Жизнь и бытовая культура русских сахалинцев. Проблемы системы здравоохранения. Религиозные конфессии. Образование, театр и развлечения

жителей Сахалина. Газета «Вестник Сахалина». Работа Сахалинского краевед-ческого музея.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Владимир Санги. Повесть «Изгин».

Тема человека и природы в творчестве Владимира Санги. Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Категория времени и пространства в произведении.

Тема природы в творчестве сахалинских поэтов.

Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умения жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов Николая Тарасова, Анатолия Орлова, Александра Мандрика и др. (стихи по выбору учителя и обучающихся).

Проектная деятельность: человек и природа в творчестве сахалинских поэтов.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Особенности экономико-географического положения (ЭГП) Сахалинской области.

Положение Сахалинской области по отношению к соседним странам. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. Изменение ЭГП во времени. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства своего региона. Административно-территориальное деление Сахалинской области. Символы муниципальных образований (флаг, герб).

Практическая часть: составление презентации о символике муниципальных образований Сахалинской области (по выбору обучающихся) на основе анализа различных источников информации.

Хозяйство Сахалинской области.

Структура и общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации районов области и ее связь с экономико-географическим положением и природно-ресурсным потенциалом. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

Практическая часть: составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Сахалина и Курил.

Угольная, нефтяная, газовая, отрасли. Электроэнергетика. Освоение шельфа. Газификация. Альтернативные источники энергии. Экологические проблемы, связанные с развитием отраслей ТЭК.

Проектная деятельность: разработка и защита рекламного буклета о пре-имуществах и недостатках развития ТЭК в Сахалинской области 45 отраслей ТЭК по выбору).

Структура агропромышленного комплекса Сахалинской области. Сельское хозяйство.

Состав АПК. Центры развития. Развитие растениеводства и животноводства Сахалинской области.

Экскурсия на предприятие АПК. Составление творческого отчета по экскурсии.

Лесное хозяйство.

Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.

Рыбное хозяйство.

Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Введение. Влияние экологических факторов на здоровье человека.

Экологические факторы, их классификация. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека.

Экологический мониторинг окружающей среды. Экскурсия в природное сообщество или на пришкольный участок.

Экологический мониторинг: глобальный, региональный и локальный (общие понятия). Экологический мониторинг (система наблюдений, анализ прогноза), экологический контроль в Сахалинской области. Выявление факторов нарушенности экосистем.

Экологический мониторинг окружающей среды. Биологический практикум.

Методы оценки качества воды. Оценка экологического состояния вод-ных объектов: определение общей жесткости воды из водопровода; определе-ние минерального состава природных вод (общая жесткость; катионы – же-леза, натрия; анионы – хлорид, сульфат, ортофосфат, карбонат, гидрокарбонат и др.); определение относительной загрязненности снега из разных мест тяжелыми металлами.

Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области.

Природный очаг заболеваний. Классификация природных очагов в Сахалинской области. Особенности природно-очаговых заболеваний. Признаки природно-очаговых заболеваний. Принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.

Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области.

Виды воздействия человека на природные биогеоценозы. Положительные и отрицательные аспекты человеческой деятельности. Заповедники, заказники, природный парк, памятники природы Сахалинской области.


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цунами.

Цунами: причины возникновения, природа явления. Особенности и специфика цунами. Реализация цунами на территории Российской Федерации и Дальнего Востока: связь с явлениями геофизического происхождения, Тихоокеанское огненное кольцо.

Разрушительные цунами на территории Дальнего Востока, хронология событий. Цунами в Северо-Курильске (1952). Цунами в Южно-Курильске (1994). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и цунами: изучение явления в ИМГИГ ДВО РАН. Правила поведения при угрозе цунами.

Практическая часть: исследовательский проект «Цунами».

  1. Тематическое планирование


Объем часов

Историческое краеведение

11

Литературное краеведение

4

Географическое краеведение

7

Биологическое краеведение

6

Основы безопасности жизнедеятельности

6

Итого

34





9-й КЛАСС (11 ЧАСОВ)

ИСТОРИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Введение (1 час).

Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Проблемы периодизации островной истории. Источники по истории Сахалина и Курильских островов. Основные этапы развития отечественной историографии истории Сахалина и Курильских островов.

Определять длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов островной истории.

Соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России.

Синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов.

Указывать различия археологических, этнографических, эпиграфических

источников.

Особенности мировоззрения и повседневной жизни коренных наро-дов к началу XIX в. (1 час).

Особенности жизнедеятельности коренных народов Сахалина и Ку-рильских островов к началу XIX в. Мировоззрение и система духовных практик. Религия и мифология. Фольклор, декоративное искусство, игры и досуг коренных народов. Влияние колонизации на жизнь коренного населения.

культур и религий.

Уметь взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религи-озной принадлежности на основе ценностей современного российского обще-ства: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопони-мания между народами, людьми разных культур; уважать историческое насле-дие народов Сахалинской области.

Использовать изобразительную наглядность при изучении событий (явлений, процессов).

Проводить атрибуцию изобразительной наглядности как исторического источ-ника.

Сравнивать исторические события (явления, процессы) на основе информации, представленной в виде изобразительной наглядности.

Самостоятельно подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события (явления, процессы).


Понимать национальные, культурные и религиозные различия между народами, с уважением относиться к представителям других национальностей,

культур и религий.

Уметь взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважать историческое наследие народов Сахалинской области.

Использовать изобразительную наглядность при изучении событий (явлений, процессов).

Проводить атрибуцию изобразительной наглядности как исторического источника.

Сравнивать исторические события (явления, процессы) на основе информации, представленной в виде изобразительной наглядности.

Самостоятельно подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события (явления, процессы).

Изучение Сахалина и Курил в первой половине XIX в. (1 час).

Указ императора Павла I о создании Российско-американской компании. Курилороссия. Организация первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина. Дипломатическая миссия Н.П. Резанова и неудачные попытки заключить торговое соглашение с Японией. Деятельность морских офицеров Н.А. Хвостова и Г.И. Давыдова на Курильских островах и Сахалине. Плавание шлюпа «Диана» под руководством В.М. Головнина к берегам Курильских и Шантарских островов. Захват В.М. Головнина японцами, двухлетний плен. «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. с приобщением замечаний его о японском государстве и народе».

Политика японского сегуната по отношению к Сахалину и Курильским островам. Японская политика самоизоляции. Изучение Сахалина и Приморья японским чиновником Мамия Риндзо. «Новая карта Север-ных земель» японского картографа Баба Садзюро 1809 г. Начало русско-японского конфликта за обладание Сахалином и Курильскими островами.

Соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России.

Определять современников исторических событий (явлений, процессов).

Различать в исторической информации события, явления, процесс, факты и мнения.

На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов); делать предположения о возможных причинах

(предпосылках) и последствиях исторических событий (явлений, процессов).

Анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.

Анализировать позицию автора документа и участников

событий (процессов), описываемых в письменном историческом источнике.

Отвечать на вопросы по содержанию письменного исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему.

Использовать контекстную информацию для описания событий (процессов, яв-лений), представленных в письменном историческом источнике.

Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к

наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям.


Русские офицеры и ученые изучают Сахалин (1 час).

Колонизация Дальнего Востока Российской империей, деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амур-ского. Подготовка Амурской экспедиции, гипотеза Г.И. Невельского об «островном» положении Сахалина. Г.И. Невельской на Сахалине, результаты и исторические последствия Амурской экспедиции. Изучение угольных месторождений лейтенантом Н.К. Бошняком. Основание Муравьевского поста в заливе Анива. Исследования Н.В. Рудановским южной части Сахалина. Экспедиция Русского географического общества в Приамурье и на Сахалине. Исследователь Л.И. Шренк и изучение коренных народов Дальнего Востока по направлению Академии наук.

На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов); делать предположения о возможных причинах

(предпосылках) и последствиях исторических событий (явлений, процессов).

Самостоятельно составлять план рассказа и рассказывать об исторических событиях, процессах, явлениях, используя информацию, представленную в исторических источниках различного вида.

Излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных, пространственно-временных связей исторических событий (явлений, процессов).

Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям.

Первые русские поселения на Сахалине (1 час).

Учреждение русских военных постов на Сахалине. Административный центр Сахалина пост Дуэ. Кусунайский пост, пост Мануэ, Корсаковский пост. Первые вольные поселения русских земледельцев. Айны Сахалина между Россией и Японией. Итоги первого этапа русского освоения Сахалина.

На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов); делать предположения о возможных причинах.

(предпосылках) и последствиях исторических событий (явлений, процессов).

Использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений,

процессов).

Понимать национальные, культурные и религиозные различия между народами.

С уважением относиться к представителям других национальностей, культур и религий.

Сахалин и Курильские острова в первых российско-японских дого-ворах (1 час).

Дипломатическая миссия Е.В. Путятина в Японию. Секретарь миссии И.А. Гончаров и его книга «Фрегат «Паллада». Заключение Симодского трактата о дружбе с Японией. Установление первой русско-японской границы на Сахалине и между островами Уруп и Итуруп. Временные правила относительно о. Сахалина 1867 г. Борьба России за решение

«сахалинского вопроса». Санкт-Петербургский договор 1875 г. «об об-мене территориями». Судьба русского и айнского населения северных Курильских островов после передачи островов Японии.


Проводить атрибуцию письменного исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.).

Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов).

Анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.

Определять смысловые связи отдельных положений исторического источника

Анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в письменном историческом источнике.

Отвечать на вопросы по содержанию письменного исторического источника.

Сахалинская каторжная колония (1 час).

Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией. Причины учре-ждения каторжной колонии. Первые опыты использования труда ссыльнокаторжных. Создание и функционирование административно-тюремной системы. Порядок отбывания наказания на сахалинской ка-торге. Доставка каторжников на пароходах Добровольного флота.

На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов); делать предположения о возможных причинах.

(предпосылках) и последствиях исторических событий (явлений, процессов).

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям.

Опыт каторжного освоения Сахалина (1 час).

Заселение Сахалина и основание русских населенных пунктов. Адми-нистративное управление Сахалина. Начальники о. Сахалина – А.И. Гинце, В.О. Кононович, В.Д. Мерказин, М.Н. Ляпунов. Особенно-сти развития промышленности и сельского хозяйства. Сахалинское пу-тешествие А.П. Чехова. Перепись населения 1897 г. Духовная, культур-ная и научная жизнь населения Сахалина.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм

современного русского языка и речевого этикета.

На основе знаний по истории и (или) результатов анализа различных источников информации самостоятельно представлять историческую информацию в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм.

Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям.

Русско-японская война 1904–1905 гг. на Сахалине (1 час).

Соперничество России и Японии в Маньчжурии и Корее в конце XIX в. Причины военного конфликта. Нападение Японии на русский флот в Порт-Артуре. Подготовка Сахалина к обороне от японцев. Подвиг крей-сера «Новик». Японское вторжение. Боевые действия на Сахалине в 1905 г. Оборона острова отрядами И.А. Арцишевского, Б.В. Гротто-Слепиковского, В.П. Быкова, Б.А. Стерлигова. Нападение японского де-санта на пост Александровский. Портсмутский мир и раздел Сахалина по 50-й параллели. Память о русских защитниках Сахалина в период Русско-японской войны.

Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации/исторической информации. Соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России.

Определять современников исторических событий (явлений, процессов).

Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения.

На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов); делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях исторических событий (явлений, процессов).

Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям

Русский Сахалин в 1906–1917 гг.: перспективы и реалии

жизни (1 час).

Последствия Русско-японской войны на Северном Сахалине. Упразднение сахалинской каторжной колонии. Начало свободного заселения и административно-территориальное переустройство Северного Саха-лина. Проекты улучшения жизни сахалинцев, их провал. Закон «Об ад-министративном переустройстве Приморской области и острова Саха-лин» от 17 июня 1909 г. Губернатор Сахалинской области Д.Д. Григо-рьев. Угольная промышленность и ее упадок. Рыбная промышленность и влияние на нее рыболовной конвенции с Японией 1907 г. Сахалинская нефть – новый ресурс развития. Социальное развитие Северного Сахалина.

Излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных, пространственно-временных связей исторических событий (явлений, процессов).

Самостоятельно составлять план рассказа и рассказывать об исторических событиях, процессах, явлениях, используя информацию, представленную в исто-рических источниках различного вида.

Осуществлять поиск дополнительной информации в справочной литературе, сети Интернет для решения различных учебных задач.

Соотносить содержание исторического источника с учебным текстом при изучении событий (явлений, процессов).

Использовать контекстную информацию для описания событий (процессов, явлений), представленных в письменном историческом источнике.

Оценивать роль личности в истории родного края XX века.

Культура Сахалина и Курильских островов во второй половине XIX – начале XX вв. (1 час).

Жизнь и бытовая культура русских сахалинцев. Проблемы системы здравоохранения. Религиозные конфессии. Образование, театр и раз-влечения жителей Сахалина. Газета «Вестник Сахалина».

Работа Сахалинского краеведческого музея.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм

современного русского языка и речевого этикета.

Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение,

уточнение, понимание, анализ, синтез.

Представлять культурное наследие Сахалина и Курильских островов.

С уважением относиться к представителям других национальностей, культур и религий.


ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Владимир Санги. Повесть «Изгин» (2 часа).

Тема человека и природы в творчестве Владимира Санги. Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Категория времени и пространства в произведении.

Владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их в процессе анализа, интерпретации повести и оформления собственных оценок и наблюдений.

Осуществлять эстетический и смысловой анализ повести с учетом неоднозначности заложенных в ней художественных смыслов.

Характеризовать героя художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и их мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя.

Тема природы в творчестве сахалинских поэтов (2 часа).

Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умения жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов Николая Тарасова, Анатолия Орлова, Александра Мандрика и др. (Стихи по выбору учителя и обучающихся.)

Проектная деятельность: Человек и природа в творчестве сахалинских поэтов.

Характеризовать образ лирического героя (лирического персонажа), выявляя его черты, характерные для творчества конкретного поэта.

Сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные лирические произведения одного или разных авторов, сравнивать образы, темы, авторские приемы, детали текста (с выявлением общего и различного и обобщением своих наблюдений).

Выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; уметь ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной исследовательской работы и/или создания проекта на заданную или самостоятельно выбранную тему.


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ


Особенности экономико-географического положения Сахалинской области (ЭГП) (1 час).

Положение Сахалинской области по отношению к сосед-ним странам. Положение по отношению к главным сухо-путным и морским транспортным путям. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. Изменение ЭГП во времени. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства своего региона. Административно-территориальное деление Сахалинской области. Символы муниципальных образований (флаг, герб).

Практическая часть: составление презентации о символике муниципальных образований Сахалинской области (по выбору обучающихся) на основе анализа различных источников информации.


Понимать влияние экономико-географического положения Сахалинской области на развитие и размещение хозяйства своего региона.

Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Знать административно-территориальное деление Сахалинской области; уметь объяснить историю возникновения символов Сахалинской области и своего муниципального образования (флаг, герб).

Представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Знать этапы исследовательской или проектной деятельности, уметь презентовать проект.

Хозяйство Сахалинской области (1 час).

Структура и общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации районов области и ее связь с экономико-географическим положением и природно-ресурсным потенциалом. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

Практическая часть: составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

Уметь характеризовать основные особенности хозяйства Сахалинской области.

Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства Сахалинской области.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил (ТЭК) (1 час).

Угольная, нефтяная, газовая отрасли. Электроэнергетика. Освоение шельфа. Газификация. Альтернативные источники энергии. Экологические проблемы, связанные с развитием отраслей ТЭК.

Проектная деятельность: Разработка и защита рекламного буклета о преимуществах и недостатках развития ТЭК в Сахалинской области (на примере отраслей ТЭК по выбору). Уметь характеризовать основные особенности ТЭК Сахалинской области.


Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства Сахалинской области.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Структура агропромышленного комплекса Сахалинской области (АПК). Сельское хозяйство (2 часа).

Состав АПК. Центры развития. Развитие растениеводства и животноводства Сахалинской области.

Экскурсия на предприятие АПК. Составление творческого отчета по экскурсии.

Уметь характеризовать основные особенности АПК Сахалинской области.

Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства Сахалинской области.

Использовать знания об особенностях компонентов природы Сахалинской области и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.


Лесное хозяйство (1 час).

Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.

Уметь характеризовать основные особенности лесного хозяйства Сахалинской области. Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства Сахалинской области.


Рыбное хозяйство (1 час).

Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.

Уметь характеризовать основные особенности рыбного хозяйства Сахалинской области. Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства Сахалинской области.



БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Влияние экологических факторов на здоровье

человека (1 час).

Экологические факторы, их классификация. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека.

Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.

Создавать обобщения в рамках изучаемого понятийного аппарата (влияние экологических факторов на здоровье человека в Сахалинской области).

Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (в контексте изучаемой темы «Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье чело-века в Сахалинской области»).

Использовать информационно-коммуникационные технологии при проведении проектных, исследовательских работ в области экологии и гигиены человека.

уметь использовать словари, справочники и другие поисковые системы в области экологии и гигиены человека.

Экологический мониторинг окружающей среды в Сахалинской области (1 час).

Экологический мониторинг глобальный, региональный и локальный (общие понятия). Экологический мониторинг (система наблюдений, анализа прогноза), экологический контроль в Сахалинской области. Выявление факторов нарушенности экосистем.

Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.

Классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (в рамках изучаемой темы «Экологический мониторинг в Сахалинской области»).

Использовать экологическое мышление при проведении мини-проектов, мини-исследований по выявлению факторов нарушенности экосистем в Сахалинской области (на примере местного природного сообщества).

Экологический мониторинг окружающей среды. Биологический практикум (2 часа).

Методы оценки качества воды. Оценка экологического состояния водных объектов Сахалинской области: определение об-щей жесткости воды из водопровода; определение минерального состава природных вод (общая жесткость; катионы – железа, натрия; анионы – хлорид, сульфат, ортофосфат, карбонат, гидрокарбонат и др.); определение относительной загрязнен-ности снега из разных мест тяжелыми металлами.


Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Выполнять практические, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории.

Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным оборудованием, в соответствии с инструкциями по выполнению практических работ во время урока.

Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области (1 час).

Природный очаг заболеваний. Классификация природных очагов в Сахалинской области. Особенности природно-очаговых заболеваний. Признаки природно-очаговых заболеваний. Принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.

Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.

Классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (в рамках изучаемой темы «Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области»).

Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (в контексте изучаемой темы «Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области»).

Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (в контексте изучаемой темы «Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области»).

Использовать экологическое мышление в ходе проведения проектных и исследовательских работ при оценке среды обитания в Сахалинской области, ее значения для человека, а также образа жизни человека как фактора здоровья.

Использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной практике при оценке факторов риска для здоровья; формировании культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; вредных и полезных привычек, их влияния на состояние здоровья человека.

Уметь использовать словари, справочники и другие поисковые системы в области экологии и гигиены человека.

Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области (1 час).

Виды воздействия человека на природные биогеоценозы. По-ложительные и отрицательные аспекты человеческой деятельности. Заповедники, заказники, природный парк, памятники

природы Сахалинской области.


Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.

Классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (в рамках изучаемой темы «Особо охраняемые природные территории Сахалинской области»).

Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в окружающей среде и здоровьем человека в Сахалинской области.

Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (в контексте изучаемой темы «Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области»).

Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (в контексте изучаемой темы «Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области»).

Использовать экологическое мышление в ходе проведения проектных и исследовательских работ при оценке охраны окружающей среды в Сахалинской области.

Использовать информационно-коммуникационные технологии при проведении проектных, исследовательских работ в области охраны окружающей среды в Сахалинской области.

Уметь использовать словари, справочники и другие поисковые системы (в контексте изучаемой темы).


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цунами (4 часа.)

Цунами: причины возникновения, природа явления. Особенности и спе-цифика волн цунами. Реализация цунами на территории Российской Федерации и Дальнего Востока: связь с явлениями геофизического про-исхождения, Тихоокеанское огненное кольцо.

Разрушительные цунами на территории Дальнего Востока, хронология событий. Цунами в Северо-Курильске (1952). Цунами в Южно-Курильске (1994). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и цунами: изучение явления в ИМГиГ ДВО РАН. Правила поведения при угрозе цунами.

Практическая часть: исследовательский проект «Цунами» (2 часа).

Владеть понятиями и терминами в контексте изучаемой темы.

Понимать и объяснять зависимость влияния географического положения Сахалинской области на частоту реализации разрушительных волн цунами.

Приводить примеры реализации цунами на территории Дальнего Востока.

Предвидеть опасности и правильно действовать в случае угрозы цунами.

Выбирать и использовать источники информации (текстовые, статистические, фотоизображения и др.), необходимые для изучения особенностей реализации цунами на территории Сахалинской области.

Сравнивать особенности проявления цунами на территории Дальнего Востока и Российской Федерации.

Использовать компьютерные базы данных для изучения опасных природных явлений, характерных для территории Сахалинской области.

























  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»


Личностные результаты:

 российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;

 готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному

освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравствен-ном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);

 сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия:

‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные универсальные учебные действия:

‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

‒ смысловое чтение;

‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать: в предметной области «Историческое краеведение»:

‒ о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;

‒ базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;

‒ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

‒ способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

‒ умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

‒ умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

‒ уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона;


в предметной области «Литературное краеведение»:

‒ осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,

мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;

‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;

‒ развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;


в предметной области «Географическое краеведение»:

‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;

‒ овладение элементарными практическими умениями использования

приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;


в предметной области «Биологическое краеведение»:

‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

‒ приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края;

в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения и их последствий для личности, общества и государства;

‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!