СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 4 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 4 класса»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО


учителей-дефектологов филиала


ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_____________


Руководитель______ Лебединская Е.Г.

Согласовано


Заместитель директора по


УВР филиала ОГКОУШ №39


__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена


Педагогическим советом филиала


ОГКОУШ №39

Протокол №______от_____________


Директор________Пономарева М.Н.








Рабочая программа по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация»

для 4а/5а класса

на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2






Составитель программы:

Шанина Надежда Владимировна





г. Ульяновск, 2019

Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по коррекционному курсу: "Альтернативная коммуникация» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа коррекционного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 4а/5а класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

























Введение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях. До недавних пор дети, нарушение интеллекта которых сочеталось с нарушениями зрения, слуха, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра, считались необучаемыми, т.к. они не могли освоить общеобразовательные программы, воспитанием зачастую занимались родители, не обладающие знаниями в области специальной педагогики и психологии. Очень часто таким детям в будущем была уготована жизнь в изоляции от общества в психоневрологических интернатах.

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. С 1 сентября 2016 г. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) решает задачи по созданию наилучших условий для

реализации образовательных возможностей таких детей, определяет требования к результатам обучения.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.



Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушения развития, ОГКОУШ № 39, 2019 г..

Цели образовательно-коррекционной работы:

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы органи­зации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями патологии. У ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую­щие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зо­ны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие законо­мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично­стное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как «Коррекционные курсы». На его изучение в 4а/5а классе отведено 70 часов, 35 учебных недель, 2 часа в неделю.












Планируемые предметные и личностные результаты

Предметные результаты:

-Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;

-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-Использование доступных жестов для передачи сообщения;

-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.


Личностные результаты:

-Голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

-Двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);

-Поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;

-Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;

-Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.














Базовые учебные действия


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-фиксирует взгляд на звучащий предмет;

-фиксирует взгляд на яркий предмет;

-фиксирует взгляд на движущийся предмет;

-переключает взгляд с одного предмета на другой;

-фиксирует взгляд на лице педагога;

-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

-фиксирует взгляд на изображении;

-фиксирует взгляд на экране монитора.

2) Умение выполнять инструкции педагога:

-понимает жестовую инструкцию;

-понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) Использование по назначению учебных материалов:

-бумаги, ручки, линейки, карандаша.

4) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

-выполняет действие способом рука-в-руке;

-подражает действиям, выполняемым педагогом;

-последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога.


Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

-способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.



Содержание рабочей программы.

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).Выражение благодарности звуком (словом, предложением).Ответы на вопросы словом (предложением).Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «LanguageMaster»).Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «BigMac», «TalkBlock», «GoTalkOne»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованиемпошагового коммуникатора (например, “Stepbystep”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованиемкомпьютера (планшетного компьютера).


Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).


































Учебно-тематическое планирование


Рабочая программа для 4а/5а класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2 часа.

Коррекционный курс: «Альтернативная коммуникация»


Тема

Кол-во часов

1

Обследование общего развития обучающихся


4

2

Мимика лица


2

3

Приветствие и прощание


2

4

Я и мои жесты


2

5

Музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами: колокольчик, барабан, бубен.

4

6

«Признаки принадлежности»


2

7

Мое имя


2

8

«Посуда».

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

4

9

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии»

3

10

«Игрушки»


3

11

«Предмет и вид деятельности»


4

12

«Пространственные ориентиры».


2

13

Буква А, а. Узнавание и конструирование, обводка по трафарету

2

14

«Одежда».


2


15

Буква У, у. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

16

«Обувь».

2

17

Буква О, о. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

18

Домашние животные.


2

19

Буква И, и. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

20

Дикие животные.


2

21

Буква М, м. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

22

«Тело человека».


2

23

Буква Л, л. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

24

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза».

3

25

Буква В, в. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

26

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии»

3

27

Буква Н, н. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

28

Прослушивание русских народных потешек


4


Итого часов


70
























Календарно - тематическое планирование для 4а/5а класса

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты обучения

Базовые учебные действия

Личностные

Предметные

I четверть (16 часов).

1

Обследование общего развития обучающихся

4

4.09

6.09

11.09

13.09

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях.

Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.

Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика.

Обследование психических процессов.

2

Мимика лица

2

18.09

20.09

Установление зрительного контакта с собеседником


Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)


Выполнять практические инструкции учителя. Выражать мимикой согласие (несогласие), удовлетворение (неудовлетворение)

3

Приветствие и прощание

2

25.09

27.09

Приветствие собеседника звуком, словом


Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

Выполнять практические инструкции учителя, приветствие (прощание) с использованием мимики

4

Я и мои жесты

2

2.10

4.10

Выражение своих желаний звуком, жестом, словом


Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

Выполнять практические инструкции учителя. Выражать жестом согласия благодарности, своих желаний.

Обращение за помощью с использованием жеста

5

Музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами:

Колокольчик,

барабан,

бубен.

4

9.10

11.10

16.10

18.10

Привлечение к себе внимания звуком, жестом, словом


Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)


Выполнять практические инструкции учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом

6


«Признаки принадлежности»

2

23.10

25.10

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний



Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

Выражение согласия (несогласия), с использованием карточек с напечатанными изображениями.

Выполнять практические инструкции учителя


II четверть (16 часов).

7

Мое имя


2

6.11

8.11

Реагирование на собственное имя


Освоение культурных форм выражения своих чувств

Откликаться на свое имя, играть в игру «Угадай кто это?»

8

«Посуда».

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

4

13.11

15.11

20.11

22.11

Понимать значение слова «посуда»


Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

9

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии»

3

27.11

29.11

4.12

Выполнять упражнения по показу или совместно с педагогом.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

10

«Игрушки»

3

6.12

11.12

13.12

Понимать значение слова «игрушки»


Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

11

«Предмет и вид деятельности»

4

18.12

20.12

25.12

27.12


Понимание значения слова «предмет и вид его деятельности». Предметы: бумага, ножницы, краска.

Вид деятельности: красить/раскрашивать; резать ножницами.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Работать с дидактическим материалом.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.


III четверть (20 часов)

12

«Пространственные ориентиры».


2

15.01

17.01

Знакомство с пространственными ориентирами: на, под, верх, низ.


Понимание обращенной речи.

Разучивание артикуляционных позиций.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

13

Буква А, а. Узнавание и конструирование, обводка по трафарету


2

22.01

24.01

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

14

«Одежда».


2

29.01

31.01

Понимать значение слова «одежда».

Разучивание артикуляционных позиций.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

15

Буква У, у. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

5.02

7.02

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

16

«Обувь».

2


12.02

14.02

Понимать значение слова «обувь».


Разучивание артикуляционных позиций.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

17

Буква О, о. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

19.02

21.02

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

18

Домашние животные.


2

26.02

28.02

Понимать значение слова «домашние животные».


Разучивание артикуляционных позиций.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

19

Буква И, и. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

4.03

6.03

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

20

Дикие животные.


2

11.03

13.03

Понимать значение слова «дикие животные».


Разучивание артикуляционных позиций.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

21

Буква М, м. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

18.03

20.03

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

IV четверть (18 часов)

22

«Тело человека».


2

1.04

3.04


Понимать значение слова «тело человека».


Разучивание артикуляционных позиций.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Понимать инструкцию по пиктограммам.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

23

Буква Л, л. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

8.04

10.04

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

24

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза».

3

15.04

17.04

Устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;

самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.


Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

25

Буква В, в. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

22.04

24.04

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

26

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки» , «молнии»


3

20.04

6.05

8.05

Выполнять упражнения по показу или совместно с педагогом.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя

27

Буква Н, н. Узнавание, конструирование, обводка по трафарету

2

13.05

15.05

Обращение за помощью и принятие помощь.


Понимание обращенной речи.

Выполнять действие по инструкции совместно с учителем.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

28

Прослушивание русских народных потешек

4

20.05

22.05

27.05

29.05

Слушать внимательно, понимать содержание детских стихов и потешек.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Работать с дидактическим материалом, подбирать картинки по инструкции учителя


Перечень материально-технического обеспечения

  • Демонстрационные карточки "Игрушки"

  • Демонстрационные карточки "Овощи"

  • Демонстрационные карточки "Фрукты"

  • Демонстрационные карточки "Одежда"

  • Демонстрационные карточки "Обувь"

  • Демонстрационные карточки "Домашние животные"

  • Демонстрационные карточки "Дикие животные"

  • Демонстрационные карточки "Посуда"

  • Демонстрационные карточки "Продукты питания"

  • Демонстрационные карточки "Части тела"

  • Демонстрационные карточки "Транспорт"

  • Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

  • Мозаика крупная и мелкая

  • Пирамидки

  • Шнуровки

  • Конструкторы деревянные и пластмассовые

  • Куклы.

  • Наборы муляжей овощей и фруктов

  • Рабочие тетради «Я-говорю» упражнения с пиктограммами:

  • «Я-ребёнок»

  • «Ребёнок и мир животных»

  • «Ребёнок и мир растений»

  • «Ребёнок и его игрушки»

  • Магнитная доска

  • Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)

  • Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв

  • Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами

  • Сюжетные картинки различной тематики для развития речи

  • Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;

  • Настольно-печатные игры








Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».




































Лист изменений в рабочей программе учебной дисциплины

Дата

Основание для внесения изменений

листа

Содержание

Утверждено

























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!