СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Занимательная математика"»

















































































Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 4 класса составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» автор Е.Э. Кочурова. Занятия направлены на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий один раз в неделю продолжительность 40 минут. Для отслеживания результативности программа включает промежуточный и итоговый контроль в игровой форме.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

    • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;

    • повышение уровня математического развития;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

    • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.


Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины .

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.

Мир занимательных задач .

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаков символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика .

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».











ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Раздел курса

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

Метапредметные

Личностные

Числа. Арифметические действия. Величины

16

сравнивает разные приёмы действий, выбирает удобные способы для выполнения конкретного задания;

применяет изученные способы учебной работы и приёмы вычислений .

— моделирует в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использует его в ходе самостоятельной работы;



— анализирует правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включается в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывает собственное мнение и аргументирует его;

—выполняет пробное учебное действие, фиксирует индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументирует свою позицию в коммуникации, учитывает разные мнения, использует критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролирует свою деятельность: обнаруживает и исправляет ошибки.

проявляет положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- оценивает успешность своей и коллективной деятельности на основе предложенных критериев;

- проявляет устойчивый интерес к новым способам познания;

- способен к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Мир занимательных задач

10

решает задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения.

анализирует текст задачи: ориентируется в тексте, выделяет условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— объясняет (обосновывает) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводит способ решения задачи;

— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

— анализирует предложенные варианты решения задачи, выбирает из них верные, выбирает наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивает предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— конструирует несложные задачи.

выбирает необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделирует ситуацию, описанную в тексте задачи, использует соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструирует последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— участвует в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи;


Геометрическая мозаика


8

преобразовывает геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составляет свои подобные задания; ориентируется в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентируется на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводит линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделяет фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— составляет фигуры из частей, определяет место заданной деталив конструкции;

—выявляет закономерности в расположении деталей; составляет детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объясняет выбор деталей или способа действия при

заданном условии;

— анализирует предложенные возможные варианты верного решения;

—моделирует объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;-анализирует расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;











Тематическое планирование и основные виды деятельности

Дата


Тема урока


Деятельность учащихся

Примечание

План

Факт

05.09


«Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры.


12.09


Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).


19.09


Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через


26.09


Прятки с фигурами


Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части


03.10


Секреты задач.


Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.


10.10


«Спичечный» конструктор


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


17.10


«Спичечный» конструктор


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


24.10


Геометрический калейдоскоп


Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.


07.11


Числовые головоломки


Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


14.11


«Шаг в будущее»


Конструкторы: «Спички», Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»


21.11


Геометрия вокруг нас


Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность


28.11


Путешествие точки


Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов


05.12


«Шаг в будущее»


Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


12.12


Тайны окружности

Чертит Окружность. Радиус (центр) окружности.


19.12


Математическое путешествие


Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37


26.12


Новогодний серпантин


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи


16.01


Новогодний серпантин


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи


23.01


Математические игры


Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,«Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».


30.01


Часы нас будят по утрам…


Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


06.02


Геометрический калейдоскоп.


Задания на разрезание и составление фигур


13.02


Головоломки


Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.


20.02


Секреты задач


Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.


27.02


«Что скрывает сорока?»


Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.


06.03


Интеллектуальная разминка


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.


13.03


Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел


Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.


20.03


Дважды два — четыре Запись результатов умножения


Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме


03.04


Дважды два — четыре


Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме


10.04


В царстве смекалки.

Сбор информации .


17.04


Интеллектуальная разминка


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.


24.04


Составь квадрат


Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников(квадратов) из заданных частей.


01.05


Мир занимательных задач

Подготовка к зачету

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».


08.05


Мир нестандартных задач.


Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».


15.05


Математические фокусы.

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др.


34

22.05


Математическая эстафета

Решение задач .








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!