СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на осуществление коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи, у обучающихся младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области





Принято на Утверждено

заседании педагогического приказ №_______

совета от « » августа 2016г.

протокол № 1 _____________ Директор школы __________В.В.Милонов

от « » августа 2016 г.







Рабочая программа

по коррекции

смешанной дисграфии, обусловленной

общим недоразвитием речи.




Составитель:

Е.С.Барановская,

учитель-логопед

первой квалификационной

категории










2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: коррекция нарушений письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у обучающегося звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи, у учащегося младшего школьного возраста.

С учеником проводятся индивидуальные логопедические занятия продолжительностью – 20 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, возрастным критерием. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащегося проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  • на фонетическом уровне;

  • на лексико- грамматическом уровне;

  • на синтаксическом уровне.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

А) коррекция дефектов произношения;

Б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе ребенка слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи обучающегося. Результаты обследования фиксируются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы :

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

  • Звукобуквенный анализ и синтез.

  • Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

  • Разделительный “ь”.

  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

  • Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе ребенка слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

  • Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

  • Уточнение и расширение словарного запаса учащегося:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.

  • Корень слова и однокоренные слова.

  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

  • Обобщение знаний учащегося о составе слова.

  • Предлоги.

  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

  • Составление предложений. Выделение их из текста.

  • Связь слов в предложении.

  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

  • выделять предложения из сплошного текста;

  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Факт.

План.

I. этап  Диагностический.

6



II. Основной коррекционный  этап.

94



Коррекционная работа на фонетико-фонематическом уровне.

59



1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

1



2

Гласные звуки и буквы.

1



3

Согласные звуки и буквы.

1



4

Слоговой анализ и синтез слов. Выделение первого слога в слове




5

Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных.

1



6

Звукобуквенный анализ слов. Гласные звуки.

1



7

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

1



8

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1



9

Твердые и мягкие согласные.

1



10

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я.

1



11

Буквы а – я после твердых и мягких согласных.

1



12

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё.

1



13

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных.

1



14

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю.

1



15

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных.

1



16

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и.

1



17

Буквы ы - и после твердых и мягких согласных.

1



18

Дифференциация гласных ё – ю.

1



19

Мягкий знак – как показатель мягкости согласного звука.

1



20

Мягкий знак на конце слов.

1



21

Мягкий знак в середине слов.

1



22

Разделительный мягкий знак перед буквами я, ё, ю, е, и.

1



23

Фонематический анализ слов.

1



24

Разделительный твердый знак. Фонематический анализ слов.

1



25

Сопоставление разделительного твердого и мягкого знака для обозначения мягкости.

1



26

Дифференциация разделительного Ъ и Ь.

1



27

Работа со словарными словами.

1



28

Словарные слова.

1



29

Звонкие и глухие согласные.

1



30

Дифференциация звонких и глухих согласных.

1



31

Правила написания слов и способы их проверки.

1



32

Дифференциация согласных б –п в слогах, словах.

1



33

Дифференциация согласных б –п в предложениях, текстах.

1



34

Дифференциация согласных в – ф в слогах, словах.

1



35

Дифференциация согласных в – ф в предложениях, текстах.

1



36

Дифференциация согласных г – к в слогах, словах.

1



37

Дифференциация согласных г – к в предложениях, текстах.

1



38

Дифференциация согласных д – т в слогах, словах.

1



39

Дифференциация согласных д – т в предложениях, текстах.

1



40

Дифференциация согласных з – с в слогах, словах.

1



41

Дифференциация согласных з – с в предложениях, текстах.

1



42

Дифференциация согласных ж – ш в слогах, словах.

1



43

Дифференциация согласных ж – ш в предложениях, текстах.

1



44

Дифференциация согласных с – ш в слогах, словах.

1



45

Дифференциация согласных с – ш в предложениях, текстах.

1



46

Дифференциация согласных ч– ш в слогах, словах.

1



47

Дифференциация согласных ч– ш в предложениях, текстах.

1



48

Дифференциация согласных з – ж в слогах, словах.

1



49

Дифференциация согласных з – ж в предложениях, текстах.

1



50

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц в слогах, словах.

1



51

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц в предложениях, текстах.

1



52

Дифференциация согласных ц – ч в слогах, словах.

1



53

Дифференциация согласных ц – ч в предложениях, текстах.

1



54

Дифференциация согласных ч – т в слогах, словах.

1



55

Дифференциация согласных ч – т в предложениях, текстах.

1



56

Дифференциация согласных ч – щ в слогах, словах.

1



57

Дифференциация согласных ч – щ в предложениях, текстах.

1



58

Дифференциация графически сходных букв л –м.

1



59

Дифференциация графически сходных букв х –ж.

1



Коррекционная работа на морфологическом  уровне.

13



60

Смыслоразличительная роль ударения.

1



61

Ударение в слове.

1



62

Ударная и безударная гласная. Безударные гласные в корне.

1



63

Корень слова.

1



64

Однокоренные слова.

1



65

Правописание безударных гласных а-о,  в корне.

1



66

Правописание безударных гласных и-е-я,  в корне.

1



67

Правописание безударных гласных в словах различной слоговой структуры.

1



68

Способы проверки. Работа со словарными словами.

1



69

Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание).

1



70

Утонение и закрепление представлений о приставке, как о морфеме в составе слова

1



71

Утонение и закрепление представлений о предлоге, как о самостоятельном слове.

1



72

Дифференциация предлогов и приставок.

1



Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне.

12



73

Лексическое и грамматическое значение слова.

1



74

Однозначные и многозначные слова.

1



75

Прямое и переносное значение слова.

1



76

Синонимы, слова близкие по значению.

1



77

Антонимы, слова противоположные по значению.

1



78

Классификация синонимов и антонимов по степени концентрации признака.

1



79

Омонимы, слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

1



80

Фразеологизмы, фразеологические обороты.

1



81

Пословицы и поговорки.

1



82

Слова, обозначающие предметы.

1



83

Слова, обозначающие действия предметов.

1



84

Слова, обозначающие признак предметов.

1



Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

10



85

Дифференциация понятий «слово», «предложение».

1




86

Предложение. Связь слов в предложении.

1




87

Предложение по цели высказывания.

1




88

Составление предложений по опорным словам, иллюстрации,  с определенным количеством слов, по данной схеме, представлению.

1




89

Распространение предложений по вопросам.

1




90

Распространение предложений по схеме.

1




91

Выделение предложений из  сплошного текста.

1




92

Словосочетание.

1




93

Дифференциация понятий «словосочетание», «предложение».

1




94

Работа с деформированными предложениями.

1




Ш. Обследование.

2






Оценка результативности коррекционной работы.

Фронтальное обследование.

Количественный и качественный анализ ошибок.

Подведение итогов работы за год.

Оценка динамики работы с обучающимся.






102







Список литературы

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.

  7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

  9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.

  11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.

  12. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.

  13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

  14. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.

  15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!