Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» ________________/Злобина Ф.Р. « 28 » августа 2020г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Поташкинская СОШ» ________________/Русинов П.Ю. « 28 » августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции дисграфии
для 9 коррекционного класса
на 2020-2021 учебный год.
Составитель: Ковальчук О. В.,
Учитель-логопед МБОУ «Поташкинская СОШ»
с. Поташка
2020 год
Цель программы: логопедическая коррекция дисграфии у учащихся 9 коррекционного класса.
На I этапе коррекционной работы по развитию звуковой стороны речи решаются следующие задачи:
-закрепление полноценных представлений о звуковом составе слова ;
-закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов.
На II этапе коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи решаются следующие задачи:
-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения моделями различных синтаксических конструкций.
На III этапе коррекционной работы по развитию связной речи решаются следующие задачи:
-закрепление навыка построения связного высказывания;
-установление логики (связности, последовательности) высказывания;
-точное и чёткое формулирование мысли;
-отбор языковых средств;
-передача содержания текста, сюжетных картин, собственного замысла.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст соблюдением знаков препинания в конце предложения, применять правила проверки;
-разбирать слово по составу, образовывать слова при помощи приставки и суффикса;
-различать части речи;
-строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложения и сочинения;
- оформлять деловые бумаги.
- пересказывать текст (подробно и кратко);
- составлять план, пересказывать по плану
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание программы
Обследование устной и письменной речи учащихся.
Развитие звуковой стороны речи. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Словообразование. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Лексика. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с О и А на конце. Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь. Изложение. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг. Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Обследование устной и письменной речи учащихся.
Тематическое планирование
логопедических занятий в 9 классе.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1-4 | Обследование устной и письменной речи учащихся. (Разборы, диктант) | 4 |
| Развитие звуковой стороны речи. | 13 |
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных буквой Ь. | 1 |
6 | Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. | 1 |
7 | Сам. раб. по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 |
8 | Дифференциация звонких и глухих согласных: Б-П; | 1 |
9 | Д-Т; | 1 |
10 | В-Ф; | 1 |
11 | Г-К; | 1 |
12 | З-С; | 1 |
13 | Ж-Ш. | 1 |
14 | Сам.раб. по теме «Звонкие и глухие согласные». | 1 |
15-16 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. Перенос слов. | 2 |
17 | Проверочный диктант по разделу «Развитие звуковой стороны речи». | 1 |
| Развитие лексико-грамматического строя речи. | 43 |
18-19 | Словообразование. Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова | 2 |
20-21 | Образование слов при помощи приставки. Гласные и согласные в приставках. | 2 |
22-23 | Образование слов при помощи суффикса. | 2 |
24-25 | Сложные слова. | 2 |
26 | Самостоятельная работа по словообразованию. | 1 |
27 | Лексика. Имя существительное. Характеристика имен существительных. Роль в предложении. | 1 |
28 | Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного. | 1 |
29 | Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода. | 1 |
30 | Склонение имен существительных. | 1 |
31-32 | Формирование падежных конструкций существительных | 2 |
33 | Имя прилагательное. | 1 |
34 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 |
35 | Падежные окончания имен прилагательных. | 1 |
36 | Глагол. | 1 |
37 | Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. | 1 |
38 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола. | 1 |
39 | Спряжение глаголов. | 1 |
40 | Личные местоимения. | 1 |
41 | Склонение личных местоимений. | 1 |
42 | Наречие. | 1 |
43 | Правописание наречий. | 1 |
44 | Имя числительное. | 1 |
45 | Правописание числительных. | 1 |
46 | Лексико-грамматическое оформление речи. Предлоги. | 1 |
47 | Предлоги и приставки. | 1 |
48 | Сам.раб по морфологическому разбору. | 1 |
49 | Предложение. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | 1 |
50 | Главные чл. предложения. Нераспространённое предл. Второстепенные чл.предложения. | 1 |
51 | Однородные члены предложения. | 1 |
52 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
53 | Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. | 1 |
54 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | 1 |
55 | Сложное предложение. Сложное предложение с союзом А. | 1 |
56 | Сложное предложение с союзом И. | 1 |
57 | Сложное предложение с союзом НО. | 1 |
58 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. | 1 |
59 | Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями. | 1 |
60 | Самостоятельная работа по теме « Предложение». | 1 |
| Работа над связной речью | 5 |
61 | Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста. | 1 |
62 | Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части. Работа над планом | 1 |
63-64 | Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана. | 2 |
65-66 | Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов. | 2 |
67-68 | Составление плана текста. Деление текста на части. | 2 |
| Обследование устной и письменной речи учащихся. | 2 |
69 | Проверочный диктант по итогам года. | 1 |
70 | Итоговое занятие. | 1 |
| Итого: | 70ч. |