СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по художественно-эстетической деятельности.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит рабочую программу по художественно-эстетической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по художественно-эстетической деятельности.»





Рабочая программа

по изобразительной деятельности в учреждении дополнительного образования

по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)

для младшего школьного возраста.




Разработала студентка 4-го курса

ВШПП и ФК группа 343701

Мукшицкая Н. П.




1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Рабочая программа по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (Рисование) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса

Программа рассчитана на детей 7-11 лет.

Её реализация рассчитана на 34 недели в учебном году, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю.

В результате художественно-эстетической деятельности

у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми школьного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка младшего школьного возраста.

Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей начальной школы.

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части ду​ховной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:

-​ развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- ​ формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

-​ развитие творческих способностей в рисовании, лепке, художественно-речевой и др.

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- ​ развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

- ​ приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В разделе эстетического воспитания большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке и тд.

Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами, что обеспечивает ему возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: 7-11 лет.




2. Цель и задачи реализации программы


Программа направлена:

- на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа обеспечивает развитие личности детей младшего школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период школьного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ начального общего образования);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охран и укрепления здоровья детей.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей школьного возраста и определяет комплекс основных характеристик школьного образования (объём, содержание и планируемые результат в виде целевых ориентиров школьного образования).

Цель Рабочей программы: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

  2. Развитие детского творчества

  3. Приобщение к изобразительному искусству.

Содержание Рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.




  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать и уметь

  • традиционные материалы, которыми можно рисовать.

  • нетрадиционные способы и материалы: пластиковые крышки, старые ластики, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка, рисование нитью.

  • цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

  • свойства акварели и её отличия от гуашевых красок.

  • характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.

  • правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования.

  • владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование нитью.

  • ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов.

  • использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

  • комбинировать разные способы изображения и изоматериалы.

  • изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты.

  • владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики.

  • создавать узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой и разной формы.

  • творить в сотворчестве с наставником и детьми.

  • виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика).

  • теплые и холодные оттенки спектра.

  • различать виды изоисксства;

  • владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное» рисование, пластилиновая графика);

  • смешивать краски для получения новых оттенков.

  • передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.

  • сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы.

  • рисовать самостоятельно.

  • создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

















Тематическое планирование



Дата

Тема

Задачи

Техника

Оборудование

Примечание

Сентябрь

1

«Листья в вазе» натюрморт

Задачи: Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.

Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель



2

«Домик у реки» пейзаж

Задачи: Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Монотипия.

Листы бумаги, гуашь, кисти.



3

«Фрукты в вазе» натюрморт

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.

Нетрадиционная техника: Пуантилизм . Фон – пастель.

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пастель.



4

«Осеннее дерево»

Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.

Нетрадиционная техника: Набрызг

Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет (крона дерева, опавшая листва).



Октябрь

5

«Дождик за окном»

Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.

Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком, штамп

Листы бумаги, гуашь, крышка от коробки, шарики, заготовки оконных рам, вырезанные из цветной бумаги, клей, штампы листьев.



6

«Кленовый лист»

Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Нетрадиционная техника: Рисование с помощью губки.

Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист (вырезанный из картона).



7

«Белочка в дупле»

Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.



8

«Грибы»

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями.

Листы бумаги, гуашь, поролон, листья деревьев, трафарет грибов, салфетки


Ноябрь

9

«Ежик»

Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.

Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, штамп.

Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, листья деревьев, яблоки (половинки), гуашь, кисти, фломастеры, пастель (фон), ватные палочки.




10

«Моя любимая игрушка»

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета

Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.



11


«Мое любимое животное»

: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.

Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь.



12

«Зонтик»

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки.


Декабрь

13

«Портрет зайчонка»

Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление.

Нетрадиционная техника: Силуэтное рисование

Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа, гуашь черная и белая, поролон.



14

«Зимний пейзаж»

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.

 Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.



15

«Елочка»

Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Монотипия.

Листы бумаги, гуашь, кисти.



16

«Новогодняя открытка»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования.

Нетрадиционная техника: Рисование кофе.

Листы бумаги, кофе, кисти, ножницы, тесьма для оформления.


Январь

17












18

«Зимний вечер»











«Морозные узоры»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

Нетрадиционная техника: Граттаж.











Нетрадиционная техника: Свеча + акварель.

Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.








Листы бумаги, акварель, свеча.


Февраль

19

«Снеговик»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Рисование солью.

Листы бумаги синего цвета, соль, клей, кисти.



20

«Вьюга»

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Нетрадиционная техника: Ниткография.

Листы бумаги, гуашь, нитки.


Включить

звук



21

22


«Белая береза под моим окном»

Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции

Нетрадиционная техника: Свеча + акварель

Листы бумаги, акварель, свеча.



23

«Снегирь»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу.

Нетрадиционная техника: Рисование крупой.

Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти.


Март

24

«Забавные животные»

Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение

Нетрадиционная техника: Кляксография, пена.

Листы бумаги, окрашенная мыльная пена, трубочки, акварель, кисти.



25





«Самолет»

Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Нетрадиционная техника: Пластилинография

: Цветной картон, пластилин.



26

«Цветок для мамы»

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения

Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.

Листы бумаги, акварель, кисти.



Апрель

27

«Дивные цветы»

Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья.

Нетрадиционная техника: Кляксография, выдувание трубочкой.

Листы бумаги, гуашь, трубочки, кисти.



28

«Волшебные цветы»

: Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление

Нетрадиционная техника: Ниткография.

Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти.



29

«Весенний пейзаж»

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева

Нетрадиционная техника: Монотипия.

 Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.







30



«Звездное небо»

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

Нетрадиционная техника: Граттаж.

Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.



Май

31

«Веточка вербы»

Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы.

Нетрадиционная техника: Пастель, уголь.

Листы бумаги, пастель, уголь.



32

«Пасхальное яйцо»

Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия

Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками, оттиск пробкой.

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пробки.




33

«Цветущая ветка»

Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой.

Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, палитра.





34

«Праздничный салют»

Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.








Список используемой литературы.

    1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

    2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

    3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).


Дополнительная литература:

    1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

















.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!