Рабочая программа
по изобразительной деятельности в учреждении дополнительного образования
по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)
для младшего школьного возраста.
Разработала студентка 4-го курса
ВШПП и ФК группа 343701
Мукшицкая Н. П.
1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Рабочая программа по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (Рисование) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Её реализация рассчитана на 34 недели в учебном году, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю.
В результате художественно-эстетической деятельности
у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми школьного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка младшего школьного возраста.
Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей начальной школы.
Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, художественно-речевой и др.
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
В разделе эстетического воспитания большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке и тд.
Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами, что обеспечивает ему возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: 7-11 лет.
2. Цель и задачи реализации программы
Программа направлена:
- на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает развитие личности детей младшего школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период школьного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охран и укрепления здоровья детей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей школьного возраста и определяет комплекс основных характеристик школьного образования (объём, содержание и планируемые результат в виде целевых ориентиров школьного образования).
Цель Рабочей программы: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)
Развитие детского творчества
Приобщение к изобразительному искусству.
Содержание Рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать и уметь
традиционные материалы, которыми можно рисовать.
нетрадиционные способы и материалы: пластиковые крышки, старые ластики, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка, рисование нитью.
цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
свойства акварели и её отличия от гуашевых красок.
характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.
правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования.
владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование нитью.
ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов.
использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.
комбинировать разные способы изображения и изоматериалы.
изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты.
владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики.
создавать узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой и разной формы.
творить в сотворчестве с наставником и детьми.
виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика).
теплые и холодные оттенки спектра.
различать виды изоисксства;
владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное» рисование, пластилиновая графика);
смешивать краски для получения новых оттенков.
передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы.
рисовать самостоятельно.
создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Тематическое планирование
Дата | Тема | Задачи | Техника | Оборудование | Примечание |
Сентябрь | 1 | «Листья в вазе» натюрморт | Задачи: Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. | Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель | |
| 2 | «Домик у реки» пейзаж | Задачи: Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Монотипия. | Листы бумаги, гуашь, кисти. | |
| 3 | «Фрукты в вазе» натюрморт | Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью. | Нетрадиционная техника: Пуантилизм . Фон – пастель. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пастель. | |
| 4 | «Осеннее дерево» | Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета. | Нетрадиционная техника: Набрызг | Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет (крона дерева, опавшая листва). | |
Октябрь | 5 | «Дождик за окном» | Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику. | Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком, штамп | Листы бумаги, гуашь, крышка от коробки, шарики, заготовки оконных рам, вырезанные из цветной бумаги, клей, штампы листьев. | |
| 6 | «Кленовый лист» | Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность | Нетрадиционная техника: Рисование с помощью губки. | Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист (вырезанный из картона). | |
| 7 | «Белочка в дупле» | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | |
| 8 | «Грибы» | Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями. | Листы бумаги, гуашь, поролон, листья деревьев, трафарет грибов, салфетки | |
Ноябрь | 9 | «Ежик» | Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером. | Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, штамп. | Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, листья деревьев, яблоки (половинки), гуашь, кисти, фломастеры, пастель (фон), ватные палочки. | |
| 10 | «Моя любимая игрушка» | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета | Нетрадиционная техника: Пуантилизм. | Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки. | |
| 11 | «Мое любимое животное» | : Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью. | Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь. | |
| 12 | «Зонтик» | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Пуантилизм. | Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки. | |
Декабрь | 13 | «Портрет зайчонка» | Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление. | Нетрадиционная техника: Силуэтное рисование | Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа, гуашь черная и белая, поролон. | |
| 14 | «Зимний пейзаж» | Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой. | Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки. | |
| 15 | «Елочка» | Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Монотипия. | Листы бумаги, гуашь, кисти. | |
| 16 | «Новогодняя открытка» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. | Нетрадиционная техника: Рисование кофе. | Листы бумаги, кофе, кисти, ножницы, тесьма для оформления. | |
Январь | 17 18 | «Зимний вечер» «Морозные узоры» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Нетрадиционная техника: Граттаж. Нетрадиционная техника: Свеча + акварель. | Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. Листы бумаги, акварель, свеча. | |
Февраль | 19 | «Снеговик» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Рисование солью. | Листы бумаги синего цвета, соль, клей, кисти. | |
| 20 | «Вьюга» | Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Нетрадиционная техника: Ниткография. | Листы бумаги, гуашь, нитки. | |
Включить звук | 21 22 | «Белая береза под моим окном» | Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции | Нетрадиционная техника: Свеча + акварель | Листы бумаги, акварель, свеча. | |
| 23 | «Снегирь» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу. | Нетрадиционная техника: Рисование крупой. | Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти. | |
Март | 24 | «Забавные животные» | Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение | Нетрадиционная техника: Кляксография, пена. | Листы бумаги, окрашенная мыльная пена, трубочки, акварель, кисти. | |
| 25 | «Самолет» | Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. | Нетрадиционная техника: Пластилинография | : Цветной картон, пластилин. | |
| 26 | «Цветок для мамы» | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения | Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге. | Листы бумаги, акварель, кисти. | |
Апрель | 27 | «Дивные цветы» | Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья. | Нетрадиционная техника: Кляксография, выдувание трубочкой. | Листы бумаги, гуашь, трубочки, кисти. | |
| 28 | «Волшебные цветы» | : Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление | Нетрадиционная техника: Ниткография. | Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти. | |
| 29 | «Весенний пейзаж» | Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева | Нетрадиционная техника: Монотипия. | Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти. | |
| 30 | «Звездное небо» | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Нетрадиционная техника: Граттаж. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. | |
Май | 31 | «Веточка вербы» | Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы. | Нетрадиционная техника: Пастель, уголь. | Листы бумаги, пастель, уголь. | |
| 32 | «Пасхальное яйцо» | Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия | Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками, оттиск пробкой. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пробки. | |
| 33 | «Цветущая ветка» | Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой. | Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, палитра. | |
| 34 | «Праздничный салют» | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. | Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. | |
Список используемой литературы. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004 Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика). Дополнительная литература: Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15. |
.