СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10-11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10-11 классов»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _1__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_1__ от «27» августа 2020г. Приказ № 4-109

от «26» августа 2020 г. от «27» августа 2020 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии



10-11классы

2020-2021 учебный год



Учитель: Трубникова Елена Евгеньевна




п. Сахаровка

2020 год

Рабочая программа среднего общего образования по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования.

В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Содержание настоящей рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием, и во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Преподавание учебного курса «Химии» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645)

  • Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019.

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»









Цели курса:

  1. видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;

  2. понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды;

  3. формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия решений, коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности.


Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:


  • видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;

  • понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды;

  • формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности.





Содержание программы

Химия 10 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)


Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предмет органической химии.

Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строения органических веществ. Витализм и его крах. Понятие об углеводородах.

Основные положения теории химического строения Бутлерова. Валентность. Структурные формулы — полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойные и тройные) связи. Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Демонстрации. Некоторые общие химические свойства органических веществ: их горение, плавление и обугливание. Модели (шаростержневые и объёмные) молекул органических соединений разных классов. Определение элементного состава органических соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений.

Углеводороды и их природные источники

Предельные углеводороды. Алканы. Определение. Гомологический ряд алканов и его общая формула. Структурная изомерия углеродной цепи. Радикалы. Номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, реакции замещения (галогенирование), реакция разложения метана, реакция дегидрирования этана.

Непредельные углеводороды. Алкены. Этилен. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Структурная изомерия. Промышленное получение алкенов: крекинг и дегидрирование алканов. Реакция дегидратации этанола, как лабораторный способ получения этилена. Реакции присоединения: гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризации. Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные реакции на непредельные углеводороды.

Алкадиены. Каучуки. Номенклатура. Сопряжённые диены. Бутадиен-1,3, изопрен. Реакция Лебедева. Реакции присоединения алкадиенов. Каучуки: натуральный, синтетические (бутадиеновый, изопреновый). Вулканизация каучука. Резина. Эбонит.

Алкины. Общая характеристика гомологического ряда. Способы образования названий алкинов. Химические свойства ацетилена: горение, реакции присоединения: гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация (реакция Кучерова), ─ его получение и применение. Винилхлорид и его полимеризация в полихлорвинил.

Арены. Бензол, как представитель ароматических углеводородов. Строение его молекулы и свойства физические и химические свойства: горение, реакции замещения — галогенирование, нитрование. Получение и применение бензола.

Природный и попутный газы. Состав природного газа. Его нахождение в природе. Преимущества природного газа как топлива. Химическая переработка природного газа: конверсия, пиролиз. Синтез-газ и его применение.

Попутные газы, их состав. Переработка попутного газа на фракции: сухой газ, пропан-бутановая смесь, газовый бензин.

Нефть и способы её переработки. Состав нефти и её переработка: перегонка, крекинг, риформинг. Нефтепродукты и их получение. Понятие об октановом числе. Химические способы повышения качества бензина.

Каменный уголь и его переработка. Коксование каменного угля и его продукты: коксовый газ, аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация каменного угля.

Демонстрации. Горение предельных и непредельных углеводородов: метана, этана, ацетилена. Качественные реакции на непредельные углеводороды: обесцвечивание этиленом и ацетиленом растворов перманганата калия и бромной воды. Отношение бензола к этим окислителям. Дегидратация этанола. Гидролиз карбида кальция. Коллекции «Нефть и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучуки». Карта полезных ископаемых РФ.

Лабораторные опыты. Обнаружение продуктов горения свечи. Исследование свойств каучуков.

Кислород- и азотсодержащие органические соединения

Одноатомные спирты. Определение. Функциональная гидроксильная группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия положения функциональной группы. Водородная связь. Химические свойства спиртов. Альдегидная группа. Реакция этерификации, сложные эфиры. Применение спиртов. Действие метилового и этилового спиртов на организм человека.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, как представитель двухатомных и глицерин, как представитель трёхатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты, их свойства, получение и применение. Понятие об антифризах.

Фенол. Строение, получение, свойства и применение фенола. Качественные реакции на фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Альдегиды и кетоны. Формальдегид и ацетальдегид, как представители альдегидов, состав их молекул. Функциональная карбонильная группа. Качественные реакции на альдегиды. Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида. Реакции поликонденсации для формальдегида. Понятие о кетонах на примере ацетона.

Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосно́вных карбоновых кислот. Жирные карбоновые кислоты. Химические свойства карбоновых кислот. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.

Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры, их состав и гидролиз (кислотный и щелочной). Мыла. Гидрирование жиров.

Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт. Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение. Фотосинтез. Дисахариды. Сахароза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза.

Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин. Получение аминов. Реакция Зинина. Химические свойства и применение аминов.

Аминокислоты. Аминокислоты, состав их молекул и свойства, как амфотерных органических соединений. Глицин, как представитель аминокислот. Получение полипетидов реакцией поликонденсации. Понятие о пептидной связи.

Белки. Строение молекул белков: первичная, вторичная и третичная структуры. Качественные реакции на белки, их гидролиз, денатурация и биологические функции.

Демонстрации. Получение альдегидов окислением спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Зависимость растворимости фенола в воде от температуры. Взаимодействие с бромной водой и хлоридом железа(III), как качественные реакции на фенол. Реакции серебряного зеркала и со свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании, как качественные реакции на альдегиды. Образцы муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой кислот и их растворимость в воде. Альдегидные свойства и свойства многоатомных спиртов глюкозы в реакции с гидроксидом меди(II). Идентификация крахмала. Качественные реакции на белки.

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды и этанола. Растворимость глицерина в воде. Химические свойства уксусной кислоты. Определение непредельности растительного масла. Идентификация крахмала в некоторых продуктах питания. Изготовление крахмального клейстера. Изготовление моделей молекул аминов. Изготовление модели молекулы глицина.

Практическая работа. Идентификация органических соединений.

Органическая химия и общество

Биотехнология. Периоды её развития. Три направления биотехнологии: генная (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия; биологическая инженерия. Генетически модифицированные организмы (ГМО) и трансгенная продукция. Клонирование. Иммобилизованные ферменты и их применение.

Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный шёлк, вискоза, целлофан.

Синтетические полимеры. Полимеризация и поликонденсация, как способы получения полимеров. Синтетические каучуки. Полистирол, тефлон и поливинилхлорид, как представители пластмасс. Синтетические волокна: капрон, найлон, кевлар, лавсан.

Демонстрации. Коллекции каучуков, пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы свеженатёртых моркови или картофеля.

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекциями каучуков, пластмасс и волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.













Содержание программы

Химия 11 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Строение веществ

Основные сведения о строении атома. Строение атома: состав ядра (нуклоны) и электронная оболочка. Понятие об изотопах. Понятие о химическом элементе, как совокупности атомов с одинаковым зарядом ядра.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физический смысл принятой в таблице Д. И. Менделеева символики: порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Понятие о валентных электронах. Отображение строения электронных оболочек атомов химических элементов с помощью электронных и электронно-графических формул.

Объяснение закономерностей изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы, как следствие их электронного строения. Электронные семейства химических элементов.

Сравнение Периодического закона и теории химического строения на философской основе: предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения органических соединений; роль личности в истории химии; значение практики в становлении и развитии химических теорий.

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы и анионы: их заряды и классификация по составу на простые и сложные. Представители. Понятие об ионной химической связи. Ионная кристаллическая решётка и физические свойства веществ, обусловленные этим строением.

Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. Понятие о ковалентной связи. Электроотрицательность, неполярная и полярная ковалентные связи. Кратность ковалентной связи. Механизмы образования ковалентных связей: обменный и донорно- акцепторный. Полярность молекулы, как следствие полярности связи и геометрии молекулы. Кристаллические решётки с этим типом связи: молекулярные и атомные. Физические свойства веществ, обусловленные типом кристаллических решёток.

Металлическая связь. Понятие о металлической связи и металлических кристаллических решётках. Физические свойства металлов на основе их кристаллического строения. Применение металлов на основе их свойств. Чёрные и цветные сплавы.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Значение межмолекулярных водородных связей в природе и жизни человека.

Полимеры. Получение полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Важнейшие представители пластмасс и волокон, их получение, свойства и применение. Понятие о неорганических полимерах и их представители.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной фазе и дисперсионной среде. Агрегатное состояние размер частиц фазы, как основа для классификации дисперсных систем. Эмульсии, суспензии, аэрозоли ─ группы грубодисперсных систем, их представители. Золи и гели ─ группы тонкодисперсных систем, их представители. Понятие о синерезисе и коагуляции.

Демонстрации. Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева в различных формах. Модель ионной кристаллической решётки на примере хлорида натрия. Минералы с этим типом кристаллической решёткой: кальцит, галит. Модели молекулярной кристаллической решётки на примере «сухого льда» или иода и атомной кристаллической решётки на примере алмаза, графита или кварца. Модель молярного объёма газа. Модели кристаллических решёток некоторых металлов. Коллекции образцов различных дисперсных систем. Синерезис и коагуляция.

Лабораторные опыты. Конструирование модели металлической химической связи. Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование его свойств с помощью лазерной указки и проведение его денатурации. Получение эмульсии растительного масла и наблюдение за её расслоением. Получение суспензии «известкового молока» и наблюдение за её седиментацией.

Химические реакции

Классификация химических реакций. Аллотропизация и изомеризация, как реакции без изменения состава веществ. Аллотропия и её причины. Классификация реакций по различным основаниям: по числу и составу реагентов и продуктов, по фазе, по использованию катализатора или фермента, по тепловому эффекту. Термохимические уравнения реакций.

Скорость химических реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура, площадь их соприкосновения реагирующих веществ, их концентрация, присутствие катализатора. Понятие о катализе. Ферменты, как биологические катализаторы. Ингибиторы, как «антонимы» катализаторов и их значение.

Химическое равновесие и способы его смещения. Классификация химических реакций по признаку их направления. Понятие об обратимых реакциях и химическом равновесии. Принцип Ле-Шателье и способы смещения химического равновесия. Общая характеристика реакций синтезов аммиака и оксида серы(VI) и рассмотрение условий смещения их равновесия на производстве.

Гидролиз. Обратимый и необратимый гидролизы. Гидролиз солей и его типы. Гидролиз органических соединений в живых организмов, как основа обмена веществ. Понятие об энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза в нём.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления и её определение по формулам органических и неорганических веществ. Элементы и вещества, как окислители и восстановители. Понятие о процессах окисления и восстановления. Составление уравнений химических реакций на основе электронного баланса.

Электролиз расплавов и растворов электролитов. Характеристика электролиза, как окислительно-восстановительного процесса. Особенности электролиза, протекающего в растворах электролитов. Практическое применение электролиза: получение галогенов, водорода, кислорода, щелочных металлов и щелочей, а также алюминия электролизом расплавов и растворов соединений этих элементов. Понятие о гальванопластике, гальваностегии, рафинировании цветных металлов.

Демонстрации. Растворение серной кислоты и аммиачной селитры и фиксация тепловых явлений для этих процессов. Взаимодействия растворов соляной, серной и уксусной кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и взаимодействие одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты, как пример зависимости скорости химических реакций от природы веществ. Взаимодействие растворов тиосульфата натрия концентрации и температуры с раствором серной кислоты. Моделирование «кипящего слоя». Использование неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель) для разложения пероксида водорода. Взаимодействие цинка с соляной кислотой нитратом серебра, как примеры окислительно-восстановительной реакций и реакции обмена. Конструирование модели электролизёра. Видеофрагмент с промышленной установки для получения алюминия.

Лабораторные опыты. Иллюстрация правила Бертолле на практике ─ проведение реакций с образованием осадка, газа и воды. Гетерогенный катализ на примере разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS↔ Fe(CNS)3. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов. Окислительно-восстановительная реакция и реакция обмена на примере взаимодействия растворов сульфата меди(II) с железом и раствором щелочи.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция».



Вещества и их свойства

Металлы. Физические свойства металлов, как функция их строения. Деление металлов на группы в технике и химии. Химические свойства металлов и электрохимический ряд напряжений. Понятие о металлотермии (алюминотермии, магниетермии и др.).

Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертные или благородные газы.

Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно-молекулярного учения. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства кислот. Классификация кислот.

Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения. Основания с точки зрения теории электролитической диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Классификация оснований. Химические свойства органических и неорганических оснований.

Амфотерные соединения неорганические и органические. Неорганические амфотерные соединения: оксиды и гидроксиды, ─ их свойства и получение. Амфотерные органические соединения на примере аминокислот. Пептиды и пептидная связь.

Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способы её устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей.

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышка термитной смеси. Вспышка чёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворов другими галогенами. Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дым без огня»). Получение аммиака и изучение его свойств. Различные случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щёлочью. Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости.

Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой. Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельным методом при их разбавлении водой. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. Проведение качественных реакций по определению состава соли.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства».

Химия и современное общество

Производство аммиака и метанола. Понятие о химической технологии. Химические реакции в производстве аммиака и метанола. Общая классификационная характеристика реакций синтеза в производстве этих продуктов. Научные принципы, лежащие в основе производства аммиака и метанола. Сравнение этих производств.

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, экологичного товара, продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.

Демонстрации. Модель промышленной установки получения серной кислоты. Модель колонны синтеза аммиака. Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты товара.

Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственных товаров.

























Учебно-тематический план


Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

В том числе на проведение

Практических работ

Контрольных

работ

10 класс

1

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова

12

-

-

2

Углеводороды и их природные источники

14

-

1

3

Кислород- и азотсодержащие органические соединения

24

1

1

4

Органическая химия и общество


16

1

1

Резерв

4


1

Итого

70

2

3

11 класс

1

Строение веществ

9



2

Химические реакции

12

1

1

3

Вещества и их свойства

9

1

1

4

Химия и современное общество

3



Резерв

1



Итого

34

2

2












Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:

  1. чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;

  2. осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере

  3. готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;

  4. неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии являются:

  1. использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей действительности;

  2. владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов);

  3. познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному);

  4. способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения;

  5. умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач;

  6. определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия содержания и формы представления информационного продукта аудитории;

  7. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  8. готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию);

  9. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  10. владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются следующие результаты.

В познавательной сфере:

  • знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии;

  • умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии;

  • умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения, химические процессы;

  • умение характеризовать общие свойства, получение и применение изученных классы неорганических и органических веществ и их важнейших представителей;

  • описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами;

  • умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам;

  • прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических закономерностей;

  • определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его;

  • уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

  • установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

  • моделирование молекул неорганических и органических веществ;

  • понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира.

В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов;

В трудовой сферепроведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием.











МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом как составная часть предметной области «Естественно-научные предметы».

Основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» предусматривает обязательное изучение химии на этапе среднего (полного) общего образования в объёме 104 часов. В том числе:

В 10 классе программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 5.

В 11 классе программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 2.

.
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


УМК «Химия. 10 класс. Базовый уровень»


1. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019

2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, И. В. Аксёнова, Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.

3. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 10 класс. Задачник


УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень»


1. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019

2. О. С. Габриелян и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.

3. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 11 класс. Базовый уровень.

Учитель в своей работе может использовать также новые учебные пособия для углублённого изучения предмета



Информационные средства

Интернет-ресурсы на русском языке


1. http://www.alhimik.ru Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), весёлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений)

2. http://www.hij.ru/ Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всём интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живём.

3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия». В журнале представлено множество опытов по химии, содержится много занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.

4. http://c-books.narod.ru Литература по химии.

5. http://1september.ru/. Журнал «Первое сентября» для учителей и не только. В нём представлено большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.

6. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.

7. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментами.

Интернет-ресурс на английском языке

http://webelementes.com. Содержит историю открытия и описание свойств всех химических элементов. Будет полезен для обучающихся в языковых школах и классах.























Календарно- тематическое планирование

10 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова


1



Предмет органической химии

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать особенности состава и строения органических веществ.

Классифицировать их на основе происхождения и переработки.

Аргументировать несостоятельность витализма. Определять отличительные особенности углеводородов.

2



Основные положения теории химического строения

А. М. Бутлерова

Урок усвоения новых знаний

Формулировать основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.

Различать понятия «валентность» и «степень окисления».

Составлять молекулярные и структурные формулы.

Классифицировать ковалентные связи по кратности.

Объяснять явление изомерии и взаимное влияние атомов в молекуле

3



Строение атома углерода

Комбинированный урок

Объяснять, что нужно учитывать при составлении структурной формулы органического вещества.

Различать три основных типа углеродного скелета: разветвленный, циклический и ациклический.

Различать понятия «электронная оболочка» и «электронная орбиталь»

Объяснять механизм образования и особенности σ- и π- связей

Перечислять принципы классификации органических соединений

Определять принадлежность органического вещества к тому или иному классу по структурной формуле.

4



Валентные состояния атома углерода

Комбинированный урок

5



Классификация органических соединений

Комбинированный урок

6



Основы номенклатуры органических соединений

Комбинированный урок


7



Изомерия и ее виды

Комбинированный урок


8



Типы химических реакций в органической химии

Комбинированный урок

9



Механизмы химических реакций

Комбинированный урок

10



Решение задач на нахождение формулы вещества

Урок- практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

11



Решение задач на нахождение формулы вещества

Урок - практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

12



Обобщение знаний по теме

Обобщающий урок

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Углеводороды и их природные источники

13



Алканы

Урок усвоения новых знаний

Определять принадлежность соединений к алканам на основе анализа состава их молекул.

Давать названия алканам по международной номенклатуре. Характеризовать состав и свойства важнейших представителей алканов.

14



Алканы

Урок - практикум

Наблюдать химический эксперимент с фиксировать его результаты. Различать понятия «гомолог» и «изомер»

15



Алкены

Урок усвоения новых знаний

Определять принадлежность соединений к алкенам на основе анализа состава их молекул.

Давать названия алкенам по международной номенклатуре.

16



Алкены

Комбинированный урок

Характеризовать состав и свойства важнейших представителей алкенов.

Наблюдать химический эксперимент с фиксировать его результаты

Различать понятия «гомолог» и «изомер» для алкенов

17



Алкадиены. Каучуки

Урок усвоения новых знаний

Определять принадлежность соединений к алкадиенам на основе анализа состава их молекул.

Давать названия алкедиенам по международной номенклатуре. Характеризовать состав и свойства важнейших представителей алкадиенов.

Осознавать значимость роли отечественного учёного в получении первого синтетического каучука.


18



Алкины

Урок-исследование

Определять принадлежность соединений к алкинам на основе анализа состава их молекул.

Давать названия алкинам по международной номенклатуре. Характеризовать состав, свойства и применение ацетилена. Устанавливать причинно-следственную связь между составом, строением молекул, свойствами и применением ацетилена.

Различать понятия «гомолог» и «изомер» для алкинов

19



Арены

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать состав, свойства и применение бензола.

Устанавливать причинно-следственную связь между составом, строением молекул, свойствами и применением бензола.

Наблюдать химический эксперимент с фиксировать его результаты

20



Химические свойства аренов

Комбинированный урок

21



Генетическая связь между классами УВ

Комбинированный урок

Осуществлять генетическую связь между классами соединений

22



Природный и попутный газы

Урок-исследование

Характеризовать состав и основные направления переработки и использования природного газа.

Сравнивать нахождение в природе и состав природного и попутных газов.

Характеризовать состав и основные направления переработки и использования попутного газа


23



Нефть и способы её переработки

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать состав и основные направления переработки нефти.

Различать нефтяные фракции и описывать области их применения.

Осознавать необходимость химических способов повышения качества бензина


24



Каменный уголь и его переработка

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать основные продукты коксохимического производства. Описывать области применения

коксового газа, аммиачной воды, каменноугольной смолы, кокса.

Осознавать необходимость газификации каменного угля, как альтернативы природному газу.

25



Повторение и обобщение

Обобщающий урок

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

26



К.р. № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»

Урок – контроля знаний обучающихся

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Кислород- и азотсодержащие органические соединения


27



Одноатомные спирты

Урок усвоения новых знаний

Называть спирты по международной номенклатуре.

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения предельных одноатомных спиртов.


28



Химические свойства спиртов

Урок-практикум

Устанавливать причинно-следственную связь между составом, строением молекул, свойствами и применением метанола и этанола.

Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент

29



Многоатомные спирты

Урок усвоения новых знаний

Классифицировать спирты по их атомности.

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения многоатомных спиртов.

Идентифицировать многоатомные спирты с помощью качественной реакции.

Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент

30



Фенол

Комбинированный урок

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения фенола.

Идентифицировать фенол с помощью качественных реакций.

Соблюдать правила безопасного обращения с фенолом

31



Решение расчетных задач по теме

Урок- практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

32



Альдегиды и кетоны

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения формальдегида и ацетальдегида.

Идентифицировать альдегиды с помощью качественных реакций.

33



Карбоновые кислоты

Урок усвоения новых знаний



Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения муравьиной и уксусной кислот.

Различать общее, особенное и единичное в строении и свойствах органических (муравьиной и уксусной) и неорганических кислот.

Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать результаты демонстрационного и лабораторного химических экспериментов.

Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с карбоновыми кислотами

34



Химические свойства карбоновых кислот

Урок практикум

35



Генетическая связь между классами соединений

Комбинированный урок

Осуществлять генетическую связь между классами соединений

36



Решение задач по теме

Урок практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

37



Сложные эфиры.

Урок усвоения новых знаний




Описывать реакции этерификации как обратимой обменный процесс между кислотами и спиртами.

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения жиров.

Устанавливать зависимость между физическими свойствами жиров, составом их молекул и происхождением.

и производство твёрдых жиров на основе растительных масел.

Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать результаты демонстрационного и лабораторного химических экспериментов


38



Жиры. Моющие средства

Урок практикум

39



Углеводы




Урок усвоения новых знаний


Определять принадлежность органических соединений к углеводам.

Различать моно-, ди- и полисахариды по их способности к гидролизу.

Приводить примеры представителей каждой группы углеводов.

Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать результаты демонстрационного и лабораторного химических экспериментов


40



Дисахариды.

Комбинированный урок


41



Полисахариды

Комбинированный урок


42



Обобщение знаний по теме «Кислородсодержащие соединения»

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

43



Амины

Урок-исследование

Определять принадлежность органического соединения к аминам на основе анализа состава его молекул.

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения анилина.

Аргументировать чувство гордости за достижения отечественной органической химии.

44



Аминокислоты.

Урок усвоения новых знаний

Определять принадлежность органического соединения к аминокислотам на основе анализа состава их молекул.

Характеризовать свойства аминокислот как амфотерных соединений. Различать реакции поликонденсации и пептидные связи

45



Белки

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать состав, строение, структуру и свойства белков. Идентифицировать белки.

Описывать биологоческие свойства белков на основе межпредметных связей химии и биологии

46



Нуклеиновые кислоты

Урок усвоения новых знаний

Объяснять биологическую роль нуклеиновых кислот

47



Генетическая связь классов органических соединений

Урок-практикум

Осуществлять генетическую связь между классами соединений

48



П.р. № 1. Идентификация органических соединений

Урок-практикум

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для подтверждения строения и свойств различных органических соединений, а также их идентификации с помощью качественных реакций

49



Повторение и обобщение

Обобщающий урок

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

50



К.р. №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

Урок – контроля знаний

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом


Органическая химия и общество


51



Биотехнология

Урок усвоения новых знаний

Объяснять, что такое биотехнология, генная (или генетическая) инженерия, клеточная инженерия, биологическая инженерия, клонирование, иммобилизованные ферменты.

Характеризовать роль биотехнологии в решении продовольственной проблемы и сохранении здоровья человека

52



Полимеры

Урок- практикум

Классифицировать полимеры по различным основаниям.

Различать искусственные полимеры, классифицировать их и иллюстрировать группы полимеров примерами.

Устанавливать связи между свойствами полимеров и областями их применения

53



Пластмассы и волокна

Комбинированный урок

Устанавливать связи между свойствами полимеров и областями их применения

54



П.р. № 2 Распознавание пластмасс и волокон

Урок - практикум

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций


55



Синтетические полимеры

Урок усвоения новых знаний

Различать полимеризацию и поликонденсацию.

Приводить примеры этих способов получения полимеров.

Описывать синтетические каучуки, пластмассы и волокна на основе связи свойства — применение


56



Важнейшие синтетические полимеры

Урок - семинар

57



Витамины

Комбинированный урок

Определять значение витаминов для жизнедеятельности организма. Уметь использовать в повседневной жизни знания о витаминах

58



Ферменты

Комбинированный урок

Знать определения понятий «ферменты», «гормоны»; особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и рН среды раствора; области применения ферментов в быту и промышленности.

Уметь использовать в повседневной жизни знания о ферментах


59



Гормоны

Комбинированный урок

Приводить меры профилактики сахарного диабета, последствия приема наркотических препаратов.

Уметь характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма;

60



Лекарства

Комбинированный урок

Знать определения понятий «лекарственные средства», «антибиотики», «анальгетики», «антисептики»; представителей лекарственных средств; последствия приема наркотических препаратов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарств. средствами

61



Повторение и обобщение темы

Обобщающий урок

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

62



Решение расчетных задач

Урок - практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

63



Решение качественных задач

Урок - практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

64



Решение комбинированных задач

Урок - практикум

Применение теоретических знаний для решения задач разного уровня

65



Промежуточная аттестация по химии за 10 класс

Урок – контроля

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

66



Анализ промежуточной аттестации

Обобщающий урок


Резерв – 4 часа - «Решение расчетных задач»








11 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Строение веществ

1



Основные сведения о строении атома

Урок усвоения новых знаний

Аргументировать сложное строение атома как системы, состоящей из ядра и электронной оболочки.

Характеризовать уровни строения вещества.

Описывать устройство и работу Большого адронного коллайдера

2



Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Урок усвоения новых знаний

Описывать строением атома химического элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Записывать электронные и электронно-графические формулы химических элементов.

Определять отношение химического элемента к определённому электронному семейству

3



Сравнение Периодического закона и теории химического строения на философской основе

Урок контроля знаний

Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трёх формулировок Периодического закона и основных направлений развития теории строения (химического, электронного и пространственного).

Характеризовать роль практики в становлении и развитии химической теории.

Аргументировать чувство гордости за достижения отечественной химии и вклад российских учёных в мировую науку

4



Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки

Урок –исследование

Характеризовать ионную связь как связь между ионами, образующимися в результате отдачи или приёма электронов атомами или группами атомов.

Определять принадлежность ионов к той или иной группе на основании их заряда и состава.

Характеризовать физические свойства веществ с ионной связью, как функцию вида химической связи и типа кристаллической решётки

5



Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки

Урок усвоения новых знаний

Описывать ковалентную связь, как результат образования общих электронных пар или как результат перекрывания электронных орбиталей.

Классифицировать ковалентные связи по ЭО, кратности и способу перекрывания электронных орбиталей.

Характеризовать физические свойства веществ с ковалентной связью, как функцию ковалентной связи и типа кристаллической решётки

6



Металлическая химическая связь

Урок - исследование

Характеризовать металлическую связь как связь между ион-атомами в металлах и сплавах посредством обобществлённых валентных электронов.

Объяснять единую природу химических связей.

Характеризовать физические свойства металлов, как функцию металлической связи и металлической кристаллической решётки


7



Водородная химическая связь

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать водородную связь как особый тип химической связи.

Различать межмолекулярную и внутримолекулярную водородные связи.

Раскрывать роль водородных связей в организации молекул биополимеров, ─ белков и ДНК, ─ на основе межпредметных связей с биологией


8



Полимеры

Комбинированный урок



Характеризовать полимеры как высокомолекулярные соединения.

Различать реакции полимеризации и поликонденсации.

Описывать важнейшие представители пластмасс и волокон и называть области их применения.

Устанавливать единство органической и неорганической химии на примере неорганических полимеров


9



Дисперсные системы

Урок- практикум

Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды.

Раскрывать роль различных типов дисперсных систем в жизни природы и общества.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент


Химические реакции


10



Классификация химических реакций

Урок усвоения новых знаний

Определять принадлежность химической реакции к тому или иному типу на основании по различных признаков.

Отражать на письме тепловой эффект химических реакций с помощью термохимических уравнений.

11



Классификация химических реакций

Комбинированный урок

Подтверждать количественную характеристику экзо- и эндотермических реакций расчётами по термохимическим уравнениям.

12



Скорость химических реакций

Комбинированный урок

Устанавливать зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры и площади их соприкосновения.

Раскрывать роль катализаторов как факторов увеличения скорости химической реакции и рассматривать ингибиторы как «антонимы» катализаторов.

Характеризовать ферменты как биологические катализаторы белковой природы и раскрывать их роль в протекании биохимических реакций на основе межпредметных связей с биологией.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

13



Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

Урок - практикум

Описывать состояния химического равновесия и предлагать способы его смещения в необходимую сторону на основе анализа характеристики реакции и принципа Ле-Шателье.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

14



Гидролиз

Урок усвоения новых знаний

Определять тип гидролиза соли на основе анализа её состава.

Классифицировать гидролиз солей

по катиону и аниону.

15



Гидролиз

Урок- практикум

Характеризовать роль гидролиза органических соединений, как химической основы обмена веществ и энергии в живых организмах.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

16



Окислительно-восстановительные реакции

Урок – исследование

Определять окислительно-восстановительные реакции как процессы с изменением степеней окисления элементов веществ, участвующих в реакции.

Различать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

17



Электролиз расплавов и растворов.

Урок усвоения новых знаний

Описывать электролиз как окислительно-восстановительный процесс.

Различать электролиз расплавов и водных растворов.

Характеризовать практическое значение электролиза на примере получения активных металлов и неметаллов, а также гальванопластики, гальваностегии, рафинировании цветных металлов

18



Практическое применение электролиза

Комбинированный урок

Характеризовать практическое значение электролиза на примере получения активных металлов и неметаллов, а также гальванопластики, гальваностегии, рафинировании цветных металлов

19



П.р. № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция»

Урок- практикум

Планировать, проводить наблюдать и описывать химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

20



Повторение и обобщение изученного материала

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

21



К.р. № 1 «Строение вещества. Химическая реакция»

Контрольно-обобщающий урок


Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Вещества и их свойства

22



Металлы

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать физические и химические свойства металлов как функцию строения их атомов и кристаллов на основе представлений об ОВР и положения металлов в электрохимическом ряду напряжений.

Наблюдать и описывать химический эксперимент

23



Неметаллы. Благородные газы

Урок – практикум

Описывать особенности положения неметаллов в Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов.

Сравнивать способность к аллотропии с металлами.

Характеризовать общие химические свойства неметаллов в свете ОВР и их положения неметаллов в ряду электроотрицательности.

Наблюдать и описывать химический эксперимент

24



Кислоты неорганические и органические

Комбинированный урок

Соотносить представителей органических и неорганических кислот с соответствующей классификационной группой.

Описывать общие свойства органических и неорганических кислот в свете ТЭД и с позиции окисления-восстановления катиона водорода или аниона кислотного остатка.

Определять особенности химических свойств азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.

Проводить, наблюдать и объяснять результаты проведённого химического эксперимента

25



Основания неорганические и органические

Урок усвоения новых знаний

Описывать неорганические основания в свете ТЭД.

Характеризовать свойства органических и неорганических бескилородных оснований в

свете протонной теории.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

26



Амфотерные соединения неорганические и органические

Урок - практикум

Характеризовать органические и неорганические амфотерные соединения как вещества с двойственной функцией кислотно-основных свойств.

Аргументировать свойства аминокислот как амфотерных органических соединений.

Раскрывать на основе межпредметных связей с биологией роль аминокислот в организации жизни

27



Соли

Урок - исследование

Характеризовать соли органических и неорганических кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Соотносить представителей солей органических и неорганических кислот с соответствующей классификационной группой.

Характеризовать жёсткость воды и предлагать способы её устранения.

Описывать общие свойства солей в свете ТЭД.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент


28



Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства»


Комбинированный урок

Планировать, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности


29



Повторение и обобщение темы

Урок - практикум

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

30



Контрольная работа № 2 «Вещества и их свойства»

Контрольно-обобщающий урок


Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Химия и современное общество


31



Химическая технология

Урок усвоения новых знаний

Характеризовать химическую технологию как производительную силу общества.

Описывать химические процессы, лежащие в основе производства аммиака и метанола, с помощью родного языка и языка химии.

Устанавливать аналогии между двумя производствами.

Формулировать общие научные принципы химического производства

32



Химическая грамотность как компонент общей культуры человека

Урок – практикум

Аргументировать необходимость химической грамотности как компонента общекультурной компетентности человека.

Уметь получать необходимую информацию с маркировок на упаковках различных промышленных и продовольственных товаров

33



Обобщение и систематизация знаний по курсу


Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Резерв – 1 час - «Решение расчетных задач»








Критерии оценивания достижений обучающихся


Основная задача и критерий оценки – овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Система оценки включает в себя внутреннюю (осуществляемую самой школой) и внешнюю (осуществляемая внешними по отношению к школе службами).

Для оценки используется персонифицированная информация и анонимная (не персонифицированная).

Персонифицированной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты из блока «Выпускник научится».

Оценка достижений реализуется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Для оценивания используются: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, лабораторные работы, тесты, зачеты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и пр.

    Типы заданий, которые используются для оценки достижений:

по форме ответа: с закрытым ответом и открытым ответом;

по уровню проверяемых знаний, умений, способов действий: базовый и повышенный уровень;

по используемым средствам: задания для письменной или устной беседы, практические задания, лабораторные работы;

по форме проведения: для индивидуальной или групповой работы.

    

   Итоговая оценка складывается из:

накопленных оценок (характеризуют динамику образовательных достижений учащихся);

оценки за стандартизированные итоговые работы (характеризуют уровень присвоения способов действий)

Внутреннюю систему оценки на ступени основного общего образования классифицируется следующим образом и включает процедуры:

индивидуальные результаты учащихся - в сфере развития у них компетентностных  умений и навыков, выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга;

предметные результаты - результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы  на предметном уровне;

внутришкольные результаты - результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся

( контрольные работы, промежуточные, итоговые, диагностические);

внешкольные результаты - результаты олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.п.;

результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки - результаты полученные в ходе ГИА;

неформализованная оценка - портфолио.











Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней:


Уровень

Достижение планируемых результатов

Оценка (отметка)

Базовый уровень достижений

демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению

«удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Повышенный уровень

усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, достаточный о кругозор, широта (или избирательности) интересов. Такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

оценка «хорошо» (отметка «4»);

Высокий уровень

Более полное (по сравнению с предыдущим) усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, достаточный кругозор, широта (или избирательности) интересов. Такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

оценка «отлично» (отметка «5»).

Пониженный уровень

отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня

«неудовлетворительно» (отметка «2»)

Низкий уровень

наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др.

оценка «плохо» (отметка «1»)






Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие ошибок и недочетов в количественном выражении по отдельным предметам отражается в локальных актах о текущей и итоговой (рубежной) аттестации обучающихся.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Наличие ошибок и недочетов по отдельным предметам в количественном выражении отражается в локальных актах о текущей и итоговой (рубежной) аттестации обучающихся.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Наличие ошибок и недочетов по отдельным предметам в количественном выражении отражается в локальных актах о текущей и итоговой (рубежной) об аттестации обучающихся.


Контрольно-измерительные материалы предназна­чены для проверки уровня усвоения учебного материала на основании образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпу­скников школ. Они составлены на основе многолетней педагогической практики с учетом различных методиче­ских разработок.

По всем главам курса и их разделам предлагается теку­щий и тематический контроль знаний и умений в форме химических диктантов и тестов, самостоятельных и кон­трольных работ. Задания обоих вариантов работ сходны по содержанию и характеру выполняемых учебных дей­ствий.

Для организации эффективной работы всего класса с учетом индивидуальных способностей каждого учаще­гося в ряде работ, входящих в пособие, представлены за­дания различных уровней сложности.

Незаменимым помощником педагога в контроле зна­ний являются задания в форме теста. Их можно исполь­зовать на разных этапах учебного процесса:

  • при изучении нового материала;

  • на этапе закрепления изученного материала;

  • на уроках обобщающего повторения;

  • при текущем и тематическом контроле знаний, уме­ний и навыков учащихся;

  • при подготовке учащихся к экзаменам как в устной, так и в письменной форме, особенно в форме ЕГЭ.

Для каждой темы и ее разделов предложены тестовые задания разного уровня сложности в двух вариантах, рас­считанные на 15—35 мин или на целый урок. Для выстав­ления оценки предлагается использовать следующую про­центную шкалу:

35% выполненных заданий — оценка «2»;

36—61 % — оценка «3»;

62—85% — оценка «4»;

86—100% — оценка «5».

В зависимости от результатов выполнения работы учи­тель может вносить в предложенную систему оценивания коррективы, поскольку основная цель контроля в данном случае — не собственно выставление оценки, а опреде­ление уровня усвоения учащимися учебного материала и направлений дальнейшей работы над повышением ка­чества знаний

Задание под цифрой 1 оценивается 3 баллами; под цифрой 2 — 5 баллами; под цифрой 3-8 баллами. Зада­ния, отмеченные *, — для индивидуального выполнения.

Если не указано иное, каждый ответ частей оцени­вается:

  • части А — 2 баллами;

  • части В — 4 баллами;

  • части С - 6 баллами.

Однако не все учащиеся приступают к заданиям ча­сти С и тем более выполняют их полностью. Чтобы повы­сить положительную мотивацию к выполнению заданий части С, учитель может объявить о выставлении по резуль­татам теста двух оценок: первой — за части А и В, а вто­рой — за часть С — с использованием процентной шкалы оценки знаний.

Вопросы для всех видов контроля знаний составлены таким образом, чтобы педагог с их помощью мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам главы и раз­дела как на базовом уровне, где необходимо только вос­произведение учебного материала, так и на усложненном уровне, где требуется умение анализировать и сравнивать данные, применяя творческие способности.

Все обучающие виды контроля предполагают коллек­тивную деятельность учащихся либо в паре, либо в группе и самопроверку.

При подготовке к контрольным работам необходимо обратить внимание на задания уроков обобщающего по­вторения. В этом случае учащиеся в соответствии со свои­ми способностями определяют для себя задания, которые могут выполнить.

Расчетные задачи различных типов и уровней сложно­сти представлены в пособии блоками, а также включены в разные виды контроля знаний. Учитель может по жела­нию включать их как дополнительное задание в любой вид контроля или предлагать учащимся отдельные самостоя­тельные работы по решению подобных задач.

Проведение химического диктанта

Задания для обоих вариантов кратко записываются на лицевой стороне доски или на кодотранспаранте; отве­ты на вопросы желательно написать на обратной стороне доски или также на кодотранспаранте. Учитель зачитывает содержание вопроса, учащиеся записывают ответ в тетрадях.

По окончании диктанта проводится самопроверка:

  • ошибок нет — оценка «5»;

  • допущены 1—2 ошибки — «4»;

  • допущены 3 ошибки — «3».

В зависимости от степени подготовленности учащихся учитель может изменить критерий оценки работ в пользу ученика.

Проведение самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает либо парную, либо групповую форму работы и дает возможность луч­ше отработать изучаемые вопросы под контролем учителя и в ходе самостоятельной деятельности (для обучающей работы) либо лучше подготовиться к контрольной рабо­те, которую предстоит выполнять на следующем уроке (для обобщающей работы). Задания выполняются в паре (группе), что позволяет экономить время на ответ. От­дельные задания (под знаком *) учащиеся выполняют са­мостоятельно. Для контроля учащимся предоставляется возможность сверить свои ответы с эталонами, которые будут даны учителем по окончании работы.

Оценка практических умений учащихся

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке вы­вода из опыта.

Отметка "5"

- правильно определена цель опыта,

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены под­бор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы вы­воды из опыта.

Отметка "4"

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы вы­воды из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности

Отметка "3"

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускаются неточности и ошибки при закладке опыта, описании на­блюдений, формулировании выводов.

Отметка "2"

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений Проводят наблюдения

Учитель должен учитывать:

- правильность проведения наблюдений по заданию;

- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса),

- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах;

- проведение наблюдения по заданию;

Отметка "5"

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

- логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выво­ды.

Отметка "4"

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (про­цесса) названы второстепенные;

- допускается небрежность в оформлении наблюдений и выводов.


Отметка "3"

- допускаются неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по за­данию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (про­цесса) выделяются лишь некоторые;

- допускаются ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "2"

- допускаются ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учите­ля;

- неправильно выделяются признаки наблюдаемого объекта (процесса);

- допускаются ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. Форма аттестации по биологии может быть различной: устный экзамен по билетам, защита реферата, тестирование, защита проекта.



Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и т.д. и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.


Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы основного общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Оценка достижения метапредметных результатов может. Проводятся в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!