Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Талдома
| | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 3 г. Талдома: __________ В.А. Зуева Приказ № 245 от 30.08.2017 г |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
базовый уровень
4б класс
Составитель: Майбо СветланаАлександровна
учитель начальных классов первой категории
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действии ФГОС начального общего образования».
Авторская программа «Изобразительное искусство и художественный труд"» под редакцией
Б.Л. Неменского. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М. Просвещение 2015 г.
Основная образовательная программа МОУ СОШ №3г. Талдома
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016. (Школа России), включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018 – 2019 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253)
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Истоки родного искусства (8 ч).
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7 ч).
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч).
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8 ч).
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Результаты изучения учебного материала
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты
тематическое планирование
№ п/п | Тема, тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия (страницы учебника) | Виды деятельности, форма работы | Планируемые результаты обучения | Творческая деятельность учащихся (внеурочная) | Формы контроля | дата |
освоение предметных знаний и умений | универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Истоки родного искусства(8ч) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. |
1 | Пейзаж родной земли. | Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Шишкина. Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства гуаши для создания образов природы | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной дея-тельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | 05.09 |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик». Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Левитана. Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры | Предметные: расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение осеннего пейзажа. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | 12.09 |
3 | Русская деревянная изба. | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройстве мира. Различные виды изб. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: значение слов улица, изба, конек, основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника. Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя | Изображение образа русской избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка). Передача особой красоты русского жилища художественными материалами | Рисунок. Устный опрос | 19.09 |
4 | Деревня – деревянный мир | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах. | Коллективная работа | Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Создание коллективного панно «Деревенька». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | Рисунок. Устный опрос | 26.09 |
5 | Красота человека. | Образ женской и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов. Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека в произведениях художников; | Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «компози- ция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы красоте образа русской красавицы | Изображение портрета женского сказочного персонажа в традиционном голов-ном уборе. Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 03.10 |
6 | Образ русского человека в произведениях художников | У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства. Изобразительное искус- ство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничного и повседневного костюма. Научатся: изоб- ражать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русского народного костюма | Выполнение рисунка человека в русском народном костюме (мужского или женского образа – по выбору). Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 10.10 |
7 | Календарные праздники | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Тема праздника в литературе и в музыке. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета и символики орнаментов в русской национальной одежде. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников | Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев | Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник». Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои) | | 17.10 |
8 | Образ народного праздника в изобразительном искусстве | История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о традициях ярмарочных гуляний в родном городе в прошлом и в настоящее время. Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев | Коллективная работа – изображение народного праздника «Осенняя ярмарка». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | | 24.10 |
Древние города нашей земли (7ч) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. |
9 | Родной угол | Значение выбора места для постройки города. Органи-зация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.). | Индивидуальная, | Узнают: конструкцию внутреннего пространст- ва древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль» и «горизонталь» в архитектуре назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города. Научатся: понимать и выражать свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонта- лей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города; учатся создавать макет древнерусского города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Изображение древнерусского го- рода графическими материалами (внешний внутренний вид города). Изображение или сторожевых башен. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин стеки, графические материалы | Рисунок. Устный опрос | 07.11 |
10 | Древние соборы. | Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменно- Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора. Научатся: понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение древнерусского каменного собора; работать графическими материалами | Предметные: расширяют свои представления об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваи- вают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы. Метапредметные ; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнерусской храмовой архитектуры | Изображение древнерусского храма или собора. Материалы: аква рель или цветные карандаши - | Рисунок. Устный опрос | 14.11 |
11 | Города Русской земли | Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры. Научатся: понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства изображать и моделировать наполненное жизнью людей | Предметные: расширяют свои представления о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Создание коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). «Город-крепость». Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | 21.11 |
12 | Древнерусские воины- защитники | Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника . М. Васнецова. Цвет в одежде и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, Визображения человека. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества. Научатся: воспринимать произ- ведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображав- ших древнерусских воинов-защитников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина | Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря. Материалы: бумага, гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | 28.11 |
13 | «Золотое кольцо России» | «Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов.
. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси | Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России». Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага | Рисунок. Устный опрос | 05.12 |
14 | Узорочье теремов | Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность и цветовое богат- ство украшений. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей. Научатся: выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания. Материалы: листы бумаги для панно | Рисунок. Устный опрос | 12.12 |
15 | Пир в теремных палатах | Роль постройки, украшения и изображения в созда- нии образа древне- русского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое | Индивидуальная, | Узнают об особенности украшения интерьера княжеских палат Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения. на тему празднич пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Выполнение коллективного панно «Пир в те- ремных палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники). Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей | Рисунок. Устный опрос | 19.12 |
Каждый народ – художник (11ч) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. |
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии. Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии | Изготовление модели цветущего дерева – сакуры. Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев» | Рисунок. Устный опрос | 26.12 |
17 | Искусство оригами | Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства. Изобразительное искусство, «оригами». Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Научатся: при- обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии | Изготовление бумажного журавлика. (Во время практичес кой работы учащихся звучит японская музыка.) Материал: бумага - | Рисунок. Устный опрос | 09.01 |
18 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии? Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии | Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. (Во время практической работы учащих- | Рисунок. Устный опрос | 16.01 |
19 | Народы гор и степей | Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | 23.01 |
20 | Юрта как произведение архитектуры | Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты. Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища – юрты. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь).
| Рисунок. Устный опрос | 30.01 |
21 | Города в пустыне | Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии. Научатся: характеризовать особенности художественной культуры Сред ней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; | Предметные: расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собствен ные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях | Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация из цветной бумаги. Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей | Аппликация. Устный опрос | 06.02 |
22 | Древняя Эллада | Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира. Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое отношение к ним; характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; | Предметные: расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции | Выполнение задания Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | 13.02 |
23 | Олимпийские игры | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают историю возникновения Олимпийских игр. Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр | Предметные: расширяют свои представления об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте скульптуры и вазописи Греции | Выполнение коллектив- ной работы – панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры». Рисование красками, выполнение коллажа из рисунков | Рисунок. Устный опрос | 20.02 |
24 | Европейские города Средневековья. | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения | Индивидуальная, фронтальная | Узнают образ готических городов средневековой Европы. Научатся: видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; | Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей | Рисунок. Устный опрос | 27.02 |
25 | Образ готического храма в средневековом городе | Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «пор- тал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы. Научатся понимать значимость исторического прошлого Запад ной Европы для современного человека - | Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья | Изображение готического собора. Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 06.03 |
26 | Многообразие художественных культур в мире. | Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров. Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные; самостоятельно составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве | Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета в одну из стран. Материалы: худо- жественные материалы по выбору учащихся | Рисунок. Устный опрос | 13.03 |
Искусство объединяет народы (8ч) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. |
27 | Тема материнства в искусстве | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в лите- ратуре и в музыке. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о том, что тема материнства – общая в искусстве для всех времен и народов Научатся: приводить примеры произведений искусства,. выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений | Предметные: расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве | Рисование портрета на тему «Улыбка мамы». Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага | Рисунок. Устный опрос | 20.03 |
28 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков компо зиционного изображения - | Индивидуальная и фронтальная | Узнают символику каждого цвета в иконописи. Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения | Предметные: расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение,. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к отображению женского образа в искусстве | Рисование портрета на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу). Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 03.04 |
29 | Мудрость старости | День пожилого человека. Есть красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости, старости в произведениях искусства | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения искусства величайших художников. Научатся: развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и передать свое отношение к дорогому | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи | Задание (с. 146.): изображение портрета своих бабушки или дедушки. Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага | Рисунок. Устный опрос | 10.04 |
30 | Сопереживание. Изображение печали и страдания в искусстве. | Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали и сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения известных художников-анималистов. Научатся: рассматривать и рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия | Предметные: расширяют свои представления об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде, отраженной в произведениях искусства | Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима. Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага | Рисунок. Устный опрос | 17.04 |
31 | Герои-защитники | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | | Рисунок. Устный опрос | 24.04 |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты, имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; | Предметные: расширяют свои представления о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | Создание этюда «Памятник народному герою». Материалы: пластилин, стеки, дощечка | Рисунок. Устный опрос | 08.05 |
33 | Тема детства, юности в изобразительном искусстве. | Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропинин, А. Шилов, З. Серебрякова). В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные теме детства, юности в искус- стве всех народов. Научатся: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослы | Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или по представлению). Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 15.05 |
34 | Искусство народов мира | Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ. Мультимедийный ряд: презентация «Викторина» | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус- ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; | Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран | Рисование образа средневекового города командами (на листе ватмана, закрепленного на доске). Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | 22.05 |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.
3. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Изобразительное искусство. 2–4 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
5. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.
6. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград : Учитель, 2006.
7. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.
8. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.
9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
3. http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html
4. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich/#Николай_Константинович_Рерих
5. www.ellada.spb.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
3. Живопись акварелью. Базовый уровень. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
4. Печатные пособия.
1. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом из 12 листов. – М. : Спектр, 2007.
2. Искусство. Введение в цветоведение : учебный альбом из 16 листов. – М. : Спектр, 2007.
3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.
5. Наглядные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
5. Альбомы с демонстрационным материалом.
6. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
4. Принтер.
7. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
2.. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3. Стол учительский с тумбой.
4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Принято на ШМО руководитель ___________/Морозова Ю.Е./ Протокол № 1 от 30.08.2018г. | Согласовано: Зам. директора по УВР__________ /А.А.Ковтун / 30.08. 2018 г. |