ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с ООП НОО, рабочей программой воспитания МКОУ Мирная СОШ, авторской программой «Изобразительное искусство», созданной под руководством Б.М. Неменского – М.: Просвещение,2019г. курс рассчитан на 34 учебные недели (34 часа).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли
Деревня — деревянный мир
Красота человека
Народные праздники (обобщение темы)
Древние города нашей земли
Родной угол
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины-защитники
Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца
Образ художественной культуры Японии
Народы гор и степей
Города в пустыне
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Искусство объединяет народы
Материнство
Мудрость старости
Сопереживание
Герои-защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Изобразительное искусство» 3 класс
с учетом рабочей программы воспитания
34 часа (1ч в неделю)
№п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Истоки родного искусства (8ч) |
| Пейзаж родной земли | 1 | |
| Пейзаж родной земли | 1 | |
| Деревня-деревянный мир | 1 | |
| Деревня-деревянный мир | 1 | |
| Красота человека | 1 | |
| Красота человека | 1 | |
| Народные праздники | 1 | |
| Народные праздники (обобщение темы) | | |
Древние города нашей земли (7ч) |
| Родной угол. | 1 | |
| Древние соборы. | 1 | |
| Города Русской земли. | 1 | |
| Древнерусские воины-защитники | 1 | |
| Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | 1 | |
| Узорочье теремов. | 1 | |
| Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | |
Каждый народ — художник (11ч) |
| Страна восходящего солнца Образ художественной культуры Японии. | 1 | |
| Страна восходящего солнца Образ художественной культуры Японии | 1 | |
| Народы гор и степей | 1 | |
| Народы гор и степей | 1 | |
| Города в пустыне | 1 | |
| Города в пустыне | 1 | |
| Древняя Эллада | 1 | |
| Древняя Эллада | 1 | |
| Европейские города Средневековья | 1 | |
| Европейские города Средневековья | 1 | |
| Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | |
Искусство объединяет народы (8ч) | |
| Материнство | 1 | |
| Материнство | 1 | |
| Мудрость старости | 1 | |
| Сопереживание | 1 | |
| Герои-защитники | 1 | |
| Юность и надежды | 1 | |
| Искусство народов мира | 1 | |
| Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
Изобразительное искусство. 4класс. Учебник для общеобразовательных организаций /Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2019
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1 – 4 класс. Под редакцией Б. М. Неменского, 5 издание – М.: Просвещение, 2019