Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская средняя общеобразовательная школа Пролетарского района Ростовской области
Согласовано _____________Л.А.Соснина Протокол методического совета № от «__»_августа 2019 | Утверждаю: Директор школы __________ А.Г.Балабина Приказ № от «__»_ августа 2019 |
Согласовано Зам.директора по УВР _____________ С.А.Пучкова от «__»_августа 2019 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Учитель:
5 -7 класс
(ФГОС)
2019 год
1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка
Изобразительное искусство по сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для образовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-7 класс.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.
2. Устав МБОУ Суховской СОШ
3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Суховской СОШ.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5. Учебный план МБОУ Суховской СОШ НА 2019-2020 учебный год.
6. Локальный акт «О рабочей программе, учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»
7. Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2019-2020 году.
Рабочая программа по Изобразительному искусству ориентирована на использование следующих учебников: Н.А. Горячева, О.В. Островская ИЗО 5 класс, 2018 г., Л.А. Неменская ИЗО 6 класс, 2018г., А.С Питерских, Г.Е. Гуров ИЗО 7 класс, 2018 г.
Цели программы:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Рабочая программа составлена на основе авторскай программы Б. М. Неменского, Примерной основной общеобразовательной программы 5-9 классы, ФГОС ООО, с учетом плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство».
Класс – 5-7 класс
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов–105ч.
Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ; декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.
Формы контроля уровня обученности
устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый, текущего, рубежного, итогового)
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроковиндивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Согласно учебному плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 5 «А» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, т. к. 1 день выпадает на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.
Согласно учебному плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 5 «Б» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа, т. к. 2 дня выпадают на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.
в 6 классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю, но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа, т. к. 2 дня выпадают на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.
в 7 «А» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю);
в 7 «Б» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, т. к. 1 день выпадает на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Срок реализации рабочий программы 2019-2020 учебный год.
Структура рабочей программы состоит из следующих разделов:
1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка
2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)
3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
«Древние корни народного искусства. Символика цвета и формы » | 9 ч |
«Связь времен в народном искусстве» | 7 ч |
«Человек, общество, время» | 11 ч |
«Декоративное искусство». | 7/6 ч |
Всего | 34/33 ч |
«Древние корни народного искусства»
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. «Связь времен в народном искусстве».
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Многообразие форм керамики.
Что такое эмблемы, зачем они людям.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова, Саратовской области и районных центров.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность эмблем. Значение цвета в геральдике.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Витраж
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Древние образы в современном декоративном искусстве.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 9 ч |
«Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 ч |
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 11 ч |
«Человек и пространство в изобразительном искусстве». | 6 ч |
Всего | 33 ч |
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портретисты Брянщины
Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Изображение пространства
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
1.Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 10 ч |
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 7 ч |
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 9 ч |
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 9 ч/8 ч |
Всего | 35 ч/34 ч |
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
От плоскостного изображения-к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание-объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация-важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 «А» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
плановые | скорректированные |
Древние корни народного искусства (8 часов) |
| 6.09 | | Введение. Декоративно прикладное искусство и человек. | 1 ч | |
| 13.09 | | Древние образы в народном искусстве | 1 ч | |
| 20.09 | | Убранство русской избы | 1 ч | |
| 27.09 | | Внутренний мир русской избы | 1 ч | |
| 4.10 | | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 ч | |
| 11.10 | | Русская народная вышивка | 1 ч | |
| 18.10 | | Народный праздничный костюм | 1 ч | |
| 25.10 | | Народные праздничные обряды | 1 ч | |
Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
| 8.11 | | Древние образы в современных народных игрушках | 1 ч | |
| 15.11 | | Искусство Гжели | 1 ч | |
| 22.11 | | Городецкая роспись | 1 ч | |
| 29.11 | | Хохлома | 1 ч | |
| 6.12 | | Жостово. Роспись по металлу | 1 ч | |
| 13.12 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | 1 ч | |
| 20.12 | | Тиснение и резьба по бересте | 1 ч | |
| 10.01 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 ч | |
Человек, общество, время (12 часов) |
| 17.01 | | Зачем людям украшения | 1 ч | |
| 24.01 | | Зачем людям украшения | 1 ч | |
| 31.01 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 ч | |
| 7.02 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 ч | |
| 14.02 | | Одежда «говорит» о человеке | 1 ч | |
| 21.02 | | Одежда «говорит» о человеке | 1 ч | |
| 28.02 | | Парадная мебель и утварь. | 1 ч | |
| 6.03 | | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 ч | |
| 13.03 | | Символы и эмблемы в современном обществе | 1 ч | |
| 20.03 | | Эмблема класса, спортивного клуба | 1 ч | |
| 3.03 | | Герб России, Омска и Омской области. | 1 ч | |
| 10.04 | | Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы) | 1 ч | |
Декоративное искусство (6 часов) |
| 17.04 | | Современное выставочное искусство. | 1 ч | |
| 24.04 | | Ты сам — мастер | 1 ч | |
| 8.05 | | Ты сам — мастер | 1 ч | |
| 15.05 | | Лоскутная аппликация, или коллаж. | 1 ч | |
| 22.05 | | Витраж в оформлении интерьера школы. | 1 ч | |
| 29.05 | | Нарядные декоративные вазы | 1 ч | |
Итого | 34 ч |
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 «Б» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
плановые | скорректированные |
Древние корни народного искусства (8 часов) |
| 2.09 | | Введение. Декоративно прикладное искусство и человек. | 1 ч | |
| 9.09 | | Древние образы в народном искусстве | 1 ч | |
| 16.09 | | Убранство русской избы | 1 ч | |
| 23.09 | | Внутренний мир русской избы | 1 ч | |
| 30.09 | | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 ч | |
| 7.10 | | Русская народная вышивка | 1 ч | |
| 14.10 | | Народный праздничный костюм | 1 ч | |
| 21.10 | | Народные праздничные обряды | 1 ч | |
Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
| 11.11 | | Древние образы в современных народных игрушках | 1 ч | |
| 18.11 | | Искусство Гжели | 1 ч | |
| 25.11 | | Городецкая роспись | 1 ч | |
| 2.12 | | Хохлома | 1 ч | |
| 9.12 | | Жостово. Роспись по металлу | 1 ч | |
| 16.12 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | 1 ч | |
| 23.12 | | Тиснение и резьба по бересте | 1 ч | |
| 13.01 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 ч | |
Человек, общество, время (12 часов) |
| 20.01 | | Зачем людям украшения | 1 ч | |
| 27.01 | | Зачем людям украшения | 1 ч | |
| 3.02 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 ч | |
| 10.02 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 ч | |
| 17.02 | | Одежда «говорит» о человеке | 1 ч | |
| 24.02 | | Одежда «говорит» о человеке | 1 ч | |
| 2.03 | | Парадная мебель и утварь. | 1 ч | |
| 9.03 | | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 ч | |
| 16.03 | | Символы и эмблемы в современном обществе | 1 ч | |
| 6.04 | | Эмблема класса, спортивного клуба | 1 ч | |
| 13.04 | | Герб России, Омска и Омской области. | 1 ч | |
| 20.04 | | Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы) | 1 ч | |
Декоративное искусство (5 часов) |
| 27.04 | | Современное выставочное искусство. | 1 ч | |
| 4.05 | | Ты сам — мастер | 1 ч | |
| 11.05 | | Ты сам — мастер | 1 ч | |
| 18.05 | | Лоскутная аппликация, или коллаж. | 1 ч | |
| 25.05 | | Витраж в оформлении интерьера школы. | 1 ч | |
Итого | 33 ч |
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
6 КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
плановые | скорректированные |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 9 часов |
| 2.09 | | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 ч | |
| 9.09 | | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 ч | |
| 16.09 | | Линия и ее выразительные возможности. | 1 ч | |
| 23.09 | | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 ч | |
| 30.09 | | Цвет. Основы цветоведения. | 1 ч | |
| 7.10 | | Цвет в произведениях живописи. | 1 ч | |
| 14.10 | | Объемные изображения в скульптуре | 1 ч | |
| 21.10 | | Основы языка изображения. | 1 ч | |
| 11.11 | | Основы языка изображения. | 1 ч | |
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов) |
| 18.11 | | Художественное познание: реальность и фантазия | 1 ч | |
| 25.11 | | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 ч | |
| 2.12 | | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 ч | |
| 9.12 | | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива | 1 ч | |
| 16.12 | | Освещение. Свет и тень | 1 ч | |
| 23.12 | | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | 1 ч | |
| 13.01 | | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 ч | |
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (11 часов) |
| 20.01 | | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 ч | |
| 27.01 | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 ч | |
| 3.02 | | Изображение головы человека в пространстве. | 1 ч | |
| 10.02 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 ч | |
| 17.02 | | Портрет в скульптуре | 1 ч | |
| 24.02 | | Сатирические образы человека. | 1 ч | |
| 2.03 | | Образные возможности освещения в портрете | 1 ч | |
| 9.03 | | Портрет в живописи. | 1 ч | |
| 16.03 | | Роль цвета в портрете. | 1 ч | |
| 6.04 | | Великие портретисты. | 1 ч | |
| 13.04 | | Великие портретисты. | 1 ч | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве (6 часов) |
| 20.04 | | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 ч | |
| 27.04 | | Изображение пространства | 1 ч | |
| 4.05 | | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 ч | |
| 11.05 | | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 ч | |
| 18.05 | | Городской пейзаж. | 1 ч | |
| 25.05 | | Городской пейзаж. | 1 ч | |
Итого: | 33 ч |
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 «А» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
плановые | скорректированные |
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. 10 ч |
| 5.09 | | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1 ч | |
| 12.09 | | Прямые линии и организация пространства. | 1 ч | |
| 19.09 | | Цвет-элемент композиционного творчества. | 1 ч | |
| 26.09 | | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 ч | |
| 3.10 | | Искусство шрифта. | 1 ч | |
| 10.10 | | Искусство шрифта. | 1 ч | |
| 17.10 | | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 ч | |
| 24.10 | | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 ч | |
| 7.11 | | Многообразие форм графического дизайна. | 1 ч | |
| 14.11 | | Многообразие форм графического дизайна. | 1 ч | |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 7ч |
| 21.11 | | От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 ч | |
| 28.11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 ч | |
| 5.12 | | Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 ч | |
| 12.12 | | Важнейшие архитектурные элементы. Здания. | 1 ч | |
| 19.12 | | Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 ч | |
| 26.12 | | Форма и материал. | 1 ч | |
| 9.01 | | Роль цвета в формотворчестве | 1 ч | |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 9 ч |
| 16.01 | | Образы материальной культуры прошлого. | 1 ч | |
| 23.01 | | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 ч | |
| 30.01 | | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 ч | |
| 6.02 | | Город, микрорайон, улица. | 1 ч | |
| 13.02 | | Городской дизайн. | 1 ч | |
| 20.02 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 ч | |
| 27.02 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 ч | |
| 5.03 | | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 ч | |
| 12.03 | | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 ч | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 9 ч |
| 19.03 | | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 ч | |
| 2.04 | | Интерьер, который мы создаем. | 1 ч | |
| 9.04 | | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | 1 ч | |
| 16.04 | | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 ч | |
| 23.04 | | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 ч | |
| 30.04 | | Встречают по одежке. | 1 ч | |
| 7.05 | | Автопортрет на каждый день. | 1 ч | |
| 14.05 | | Автопортрет на каждый день. | 1 ч | |
| 21.05 28.05 | | Итоговый урок. | 1 ч | |
| 35 ч |
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 «Б» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
плановые | скорректированные |
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. 10 ч |
| 3.09 | | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1 ч | |
| 10.09 | | Прямые линии и организация пространства. | 1 ч | |
| 17.09 | | Цвет-элемент композиционного творчества. | 1 ч | |
| 24.09 | | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 ч | |
| 1.10 | | Искусство шрифта. | 1 ч | |
| 8.10 | | Искусство шрифта. | 1 ч | |
| 15.10 | | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 ч | |
| 22.10 | | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 ч | |
| 5.11 | | Многообразие форм графического дизайна. | 1 ч | |
| 12.11 | | Многообразие форм графического дизайна. | 1 ч | |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 7ч |
| 19.11 | | От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 ч | |
| 26.11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 ч | |
| 3.12 | | Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 ч | |
| 10.12 | | Важнейшие архитектурные элементы. Здания. | 1 ч | |
| 17.12 | | Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 ч | |
| 24.12 | | Форма и материал. | 1 ч | |
| 14.01 | | Роль цвета в формотворчестве | 1 ч | |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.12 9 ч |
| 21.01 | | Образы материальной культуры прошлого. | 1 ч | |
| 28.01 | | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 ч | |
| 4.02 | | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 ч | |
| 11.02 | | Город, микрорайон, улица. | 1 ч | |
| 18.02 | | Городской дизайн. | 1 ч | |
| 25.02 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 ч | |
| 3.03 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 ч | |
| 10.03 | | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 ч | |
| 17.03 | | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 ч | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 9 ч |
| 7.04 | | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 ч | |
| 14.04 | | Интерьер, который мы создаем. | 1 ч | |
| 21.04 | | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | 1 ч | |
| 28.04 | | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 ч | |
| 5.05 | | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 ч | |
| 12.05 | | Встречают по одежке. | 1 ч | |
| 19.05 | | Автопортрет на каждый день. | 1 ч | |
| 26.05 | | Автопортрет на каждый день. | 1 ч | |
Итого | 34 ч |