СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

изо 5-7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская средняя общеобразовательная школа Пролетарского района Ростовской области



Согласовано

_____________Л.А.Соснина

Протокол методического совета

от «__»_августа 2019


Утверждаю:

Директор школы ____­­­­­­______ А.Г.Балабина

Приказ №

от «__»_ августа 2019


Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________ С.А.Пучкова

от «__»_августа 2019









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству






Учитель:





5 -7 класс

(ФГОС)








2019 год

1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка


Изобразительное искусство по сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для образовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-7 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.

2. Устав МБОУ Суховской СОШ

3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Суховской СОШ.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Учебный план МБОУ Суховской СОШ НА 2019-2020 учебный год.

6. Локальный акт «О рабочей программе, учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»

7. Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2019-2020 году.

Рабочая программа по Изобразительному искусству ориентирована на использование следующих учебников: Н.А. Горячева, О.В. Островская ИЗО 5 класс, 2018 г., Л.А. Неменская ИЗО 6 класс, 2018г., А.С Питерских, Г.Е. Гуров ИЗО 7 класс, 2018 г.

Цели программы:

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Рабочая программа составлена на основе авторскай программы Б. М. Неменского, Примерной основной общеобразовательной программы 5-9 классы, ФГОС ООО, с учетом плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство».

Класс – 5-7 класс

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов–105ч.

Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;  декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.

Формы контроля уровня обученности

устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый, текущего, рубежного, итогового)

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроковиндивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Согласно учебному плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 5 «А» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, т. к. 1 день выпадает на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.

Согласно учебному плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 5 «Б» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа, т. к. 2 дня выпадают на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.

в 6 классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю, но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа, т. к. 2 дня выпадают на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.

в 7 «А» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю);

в 7 «Б» классе образовательных учреждений РФ отводится 35 ч в год (35 учебных недели; 1 ч в неделю); но в моей рабочей программе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, т. к. 1 день выпадает на праздники. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Срок реализации рабочий программы 2019-2020 учебный год.

Структура рабочей программы состоит из следующих разделов:

1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка

2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)

3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

«Древние корни народного искусства. Символика цвета и формы »

9 ч

«Связь времен в народном искусстве»

7 ч

«Человек, общество, время»

11 ч

«Декоративное искусство».

7/6 ч

Всего

34/33 ч

«Древние корни народного искусства»

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды. «Связь времен в народном искусстве».

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.  

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства.

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Многообразие форм керамики.

Что такое эмблемы, зачем они людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова, Саратовской области и районных центров.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность эмблем. Значение цвета в геральдике.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве. Сопоставление отличительных признаков костюма. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства.

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Витраж

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Реализация разнообразных твор­ческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

9 ч

«Мир наших вещей. Натюрморт»

7 ч

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

11 ч

«Человек и пространство в изобразительном искусстве».

6 ч

Всего

33 ч

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

     Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

     Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

   Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

    Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

      Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Портрет в скульптуре

     Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Образные возможности освещения в портрете

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Портрет в живописи

    Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи.

    Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Великие портретисты (обобщение темы)

     Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портретисты Брянщины

     Жанры в изобразительном искусстве

     Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Изображение пространства

     Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

     Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

1.Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры.

10 ч

2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

7 ч

3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

9 ч

4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

9 ч/8 ч

Всего

35 ч/34 ч

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

От плоскостного изображения-к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание-объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация-важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 «А» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Древние корни народного искусства (8 часов)

6.09


Введение. Декоративно прикладное искусство и человек.

1 ч


13.09


Древние образы в на­родном искусстве

1 ч


20.09


Убранство русской избы

1 ч


27.09


Внутренний мир рус­ской избы

1 ч


4.10


Конструкция и декор предметов народного быта

1 ч


11.10


Русская народная вышивка

1 ч


18.10


Народный празднич­ный костюм

1 ч


25.10


Народные праздничные обряды

1 ч


Связь времен в народном искусстве (8 часов)

8.11


Древние образы в сов­ременных народных игрушках

1 ч


15.11


Искусство Гжели

1 ч


22.11


Городецкая роспись

1 ч


29.11


Хохлома

1 ч


6.12


Жостово. Роспись по металлу

1 ч


13.12


Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1 ч


20.12


Тиснение и резьба по бересте

1 ч


10.01


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

1 ч


Человек, общество, время (12 часов)

17.01


Зачем людям украше­ния

1 ч


24.01


Зачем людям украше­ния

1 ч


31.01


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1 ч


7.02


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1 ч


14.02


Одежда «говорит» о человеке

1 ч


21.02


Одежда «говорит» о человеке

1 ч


28.02


Парадная мебель и утварь.

1 ч


6.03


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1 ч


13.03


Символы и эмблемы в современном обществе

1 ч


20.03


Эмблема класса, спортивного клуба

1 ч


3.03


Герб России, Омска и Омской области.

1 ч


10.04


Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы)

1 ч


Декоративное искусство (6 часов)

17.04


Современное выста­вочное искусство.

1 ч


24.04


Ты сам — мастер

1 ч


8.05


Ты сам — мастер

1 ч


15.05


Лоскутная аппликация, или коллаж.

1 ч


22.05


Витраж в оформлении интерьера школы.

1 ч


29.05


Нарядные декоративные вазы

1 ч


Итого

34 ч


4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 «Б» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Древние корни народного искусства (8 часов)

2.09


Введение. Декоративно прикладное искусство и человек.

1 ч


9.09


Древние образы в на­родном искусстве

1 ч


16.09


Убранство русской избы

1 ч


23.09


Внутренний мир рус­ской избы

1 ч


30.09


Конструкция и декор предметов народного быта

1 ч


7.10


Русская народная вышивка

1 ч


14.10


Народный празднич­ный костюм

1 ч


21.10


Народные праздничные обряды

1 ч


Связь времен в народном искусстве (8 часов)

11.11


Древние образы в сов­ременных народных игрушках

1 ч


18.11


Искусство Гжели

1 ч


25.11


Городецкая роспись

1 ч


2.12


Хохлома

1 ч


9.12


Жостово. Роспись по металлу

1 ч


16.12


Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1 ч


23.12


Тиснение и резьба по бересте

1 ч


13.01


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

1 ч


Человек, общество, время (12 часов)

20.01


Зачем людям украше­ния

1 ч


27.01


Зачем людям украше­ния

1 ч


3.02


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1 ч


10.02


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1 ч


17.02


Одежда «говорит» о человеке

1 ч


24.02


Одежда «говорит» о человеке

1 ч


2.03


Парадная мебель и утварь.

1 ч


9.03


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1 ч


16.03


Символы и эмблемы в современном обществе

1 ч


6.04


Эмблема класса, спортивного клуба

1 ч


13.04


Герб России, Омска и Омской области.

1 ч


20.04


Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы)

1 ч


Декоративное искусство (5 часов)

27.04


Современное выста­вочное искусство.

1 ч


4.05


Ты сам — мастер

1 ч


11.05


Ты сам — мастер

1 ч


18.05


Лоскутная аппликация, или коллаж.

1 ч


25.05


Витраж в оформлении интерьера школы.

1 ч


Итого

33 ч



4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

6 КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9 часов

2.09


Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1 ч


9.09


Рисунок – основа изобразительного творчества.

1 ч


16.09


Линия и ее выразительные возможности.

1 ч


23.09


Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1 ч


30.09


Цвет. Основы цветоведения.

1 ч


7.10


Цвет в произведениях живописи.

1 ч


14.10


Объемные изображения в скульптуре

1 ч


21.10


Основы языка изображения.

1 ч


11.11


Основы языка изображения.

1 ч


Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)

18.11


Художественное познание: реальность и фантазия

1 ч


25.11


Изображение предметного мира – натюрморт.

1 ч


2.12


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1 ч


9.12


Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1 ч


16.12


Освещение. Свет и тень

1 ч


23.12


Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

1 ч


13.01


Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1 ч


Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (11 часов)

20.01


Образ человека – главная тема в искусстве.

1 ч


27.01


Конструкция головы человека и ее пропорции.

1 ч


3.02


Изображение головы человека в пространстве.

1 ч


10.02


Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1 ч


17.02


Портрет в скульптуре

1 ч


24.02


Сатирические образы человека.

1 ч


2.03


Образные возможности освещения в портрете

1 ч


9.03


Портрет в живописи.

1 ч


16.03


Роль цвета в портрете.

1 ч


6.04


Великие портретисты.

1 ч


13.04


Великие портретисты.

1 ч


Человек и пространство в изобразительном искусстве (6 часов)

20.04


Жанры в изобразительном искусстве.

1 ч


27.04


Изображение пространства

1 ч


4.05


Правила линейной и воздушной перспективы.

1 ч


11.05


Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1 ч


18.05


Городской пейзаж.

1 ч


25.05


Городской пейзаж.

1 ч


Итого:

33 ч



4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

7 «А» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. 10 ч

5.09


Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

1 ч


12.09


Прямые линии и организация пространства.

1 ч


19.09


Цвет-элемент композиционного творчества.

1 ч


26.09


Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1 ч


3.10


Искусство шрифта.

1 ч


10.10


Искусство шрифта.

1 ч


17.10


Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1 ч


24.10


Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1 ч


7.11


Многообразие форм графического дизайна.

1 ч


14.11


Многообразие форм графического дизайна.

1 ч


В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 7ч

21.11


От плоскостного изображения к объёмному макету.

1 ч


28.11


Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1 ч


5.12


Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

1 ч


12.12


Важнейшие архитектурные элементы. Здания.

1 ч


19.12


Вещь как сочетание объёмов и

образ времени.

1 ч


26.12


Форма и материал.

1 ч


9.01


Роль цвета в формотворчестве

1 ч


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 9 ч

16.01


Образы материальной культуры прошлого.

1 ч


23.01


Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1 ч


30.01


Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1 ч


6.02


Город, микрорайон, улица.

1 ч


13.02


Городской дизайн.

1 ч


20.02


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1 ч


27.02


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1 ч


5.03


Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1 ч


12.03


Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1 ч


Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 9 ч

19.03


Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

1 ч


2.04


Интерьер, который мы создаем.

1 ч


9.04


Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

1 ч


16.04


Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1 ч


23.04


Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1 ч


30.04


Встречают по одежке.

1 ч


7.05


Автопортрет на каждый день.

1 ч


14.05


Автопортрет на каждый день.

1 ч


21.05

28.05


Итоговый урок.

1 ч



35 ч




4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

7 «Б» КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. 10 ч

3.09


Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

1 ч


10.09


Прямые линии и организация пространства.

1 ч


17.09


Цвет-элемент композиционного творчества.

1 ч


24.09


Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1 ч


1.10


Искусство шрифта.

1 ч


8.10


Искусство шрифта.

1 ч


15.10


Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1 ч


22.10


Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1 ч


5.11


Многообразие форм графического дизайна.

1 ч


12.11


Многообразие форм графического дизайна.

1 ч


В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 7ч

19.11


От плоскостного изображения к объёмному макету.

1 ч


26.11


Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1 ч


3.12


Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

1 ч


10.12


Важнейшие архитектурные элементы. Здания.

1 ч


17.12


Вещь как сочетание объёмов и

образ времени.

1 ч


24.12


Форма и материал.

1 ч


14.01


Роль цвета в формотворчестве

1 ч


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.12 9 ч

21.01


Образы материальной культуры прошлого.

1 ч


28.01


Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1 ч


4.02


Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1 ч


11.02


Город, микрорайон, улица.

1 ч


18.02


Городской дизайн.

1 ч


25.02


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1 ч


3.03


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1 ч


10.03


Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1 ч


17.03


Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1 ч


Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 9 ч

7.04


Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

1 ч


14.04


Интерьер, который мы создаем.

1 ч


21.04


Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

1 ч


28.04


Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1 ч


5.05


Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1 ч


12.05


Встречают по одежке.

1 ч


19.05


Автопортрет на каждый день.

1 ч


26.05


Автопортрет на каждый день.

1 ч


Итого

34 ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!